Научная статья на тему 'К вопросу о методе философии переходного периода в развитии общества'

К вопросу о методе философии переходного периода в развитии общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лазарев В. Д.

В статье дан краткий анализ основных методологических подходов в социальнофилософском осмыслении переходного периода в развитии общества на примере современной российской постсоциалистической трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the method of philosophy of transitional period in development of society

In this article the author has carried out a short analysis of the main methodological approaches in social-philosophical study of contemporary Russian transitional society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методе философии переходного периода в развитии общества»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

УДК 316.3

В. Д. ЛАЗАРЕВ

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права

К ВОПРОСУ О МЕТОДЕ ФИЛОСОФИИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

В статье дан краткий анализ основных методологических подходов в социальнофилософском осмыслении переходного периода в развитии общества на примере современной российской постсоциалистической трансформации.

Переходная эпоха — сложнейший этап исторического процесса, без серьезного научного анализа которого невозможно правильно представить характер связей и форм перехода в процессе общественного развития. Этот этап должен быть осознан как особая историческая система, в которой есть своё устройство и свои закономерности функционирования. Современный переходный процесс, переживаемый Россией, получил название трансформации, причём трансформации системной, затрагивающей весь спектр общественной жизни, политическую, экономическую и социальную структуры, духовную жизнь.

Для эффективного и объективного результата системного анализа переходного периода необходимо раскрытие внутренних связей этого понятия с соответствующими категориями как философии в целом, так и социальной философии в частности. В этой связи возникает необходимость раскрытия в первую очередь соотношения понятия переходного периода в развитии общества с понятием социальной реальности. В концептуальном аппарате социальной философии это понятие является исходным, ключевым и основополагающим не только потому, что через него осуществляется логический контакт и переход от философии как теоретического постижения всеобщего к социальной философии, но и потому, что в результате эффективного оперирования этим понятием в философских исследованиях развития общества обеспечивается функционирование и эвристическая реализация такого фундаментального принципа философского постижения реальной действительности и научного стиля мышления, как принцип объективности. З.А. Каменский особо подчеркивал необходимость анализа объективного содержания исследуемой философской идеи как важнейшего фактора, определяющего формирование и развитие философского знания [1. С. 122]. Эту идею известный философ положил в основу своей концепции «тройной детерминации» философского знания, развитие которого наряду с социально-экономическими условиями и национальной традицией определяется объективным содержанием философских идей.

Как часть внешнего мира, социальная реальность обладает свойствами объективной реальности, поэтому её исследование необходимо ориентировать на постижение не того, как она нам даётся в наших чувственных представлениях, а на познание характеристик, присущих ей самой по себе и существующих вне и независимо от человеческого сознания. Только при этом условии философское осмысление механизма общественного развития может иметь объективное основание и обеспечить достижение истины.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Объективной основой использования системного подхода в изучении общества является то, что общественная реальность не состоит из отдельных и изолированных предметов, явлений и процессов, а представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определённые целостные, системные образования. Логика системного подхода требует постижения исторически реальной практики общественной трансформации в ее необходимости, а не как чего-то случайного в виде продукта теоретической или практической ошибки, субъективного произвола или человеческого заблуждения. Оставаясь на точке зрения случайности и привходящих субъективных обстоятельств, можно оказаться в плену новых случайных проектов и программ.

Признавая универсальность метода системного анализа, мы не можем игнорировать факта, что сам переходный период стал временем разработки нового теоретического инструментария анализа и объяснения российской трансформации. Изменения в отечественном обществоведении выразились прежде всего в освоении теорий и подходов, используемых зарубежными общественными науками. Традиционные подходы оказались оттеснёнными на второй план, хотя и не утратили своей значимости. Вполне объяснимо, что у отечественных исследователей нет единства в оценке происходящих перемен. Их изучение развивается на основе конкуренции разных методов и подходов, и ни один из них нельзя игнорировать.

В этой связи представляется актуальной попытка проанализировать методологические возможности теорий общественно-экономических формаций, модернизации и цивилизаций в применении к современному периоду, переживаемому Россией.

Среди названных теорий наибольшую критику в последние годы получила марксистская теория об-щественно-экономических формаций, которая исходит из наличия универсальной схемы развития стран и народов, предусматривающей последовательную смену пяти формаций.

Критика марксистской методологии общественного развития в настоящее время развивается по многим направлениям. Считается, например, что она не объясняла особенностей процесса модернизации обществ, не знавших буржуазных революций типа английской или французской, модернизация без революций считалась неполной, не вызревшей из-за

устойчивости и сопротивления феодальных институтов и недоразвитости капиталистических производительных сил. Та же революционная парадигма автоматически распространялась и на переход от капитализма к социализму, особенно в ленинской интерпретации марксизма. В советской науке по понятным причинам не получила развития историософская концепция переходного общества, социальная эволюция которого связана со сложной системой внешних и внутренних факторов.

Оппоненты марксизма во многих отношениях справедливы в своей критике, но при конструировании современной методологии мы должны помнить, что марксизм и ленинизм — это не одно и то же, а также учитывать сильные стороны подлинного марксизма, в первую очередь — актуализацию им проблем социального развития. Известный экономический детерминизм, особенно в изучении вопросов переходного периода, вполне оправдан, так как наиболее заметные изменения произошли как раз в области экономических отношений. Другая сильная сторона марксистской методологии связана с концепцией диалектического развития, согласно которой общество динамично развивается, проходя в своем движении несколько этапов от рождения к расцвету и неизбежно к упадку.

В целом критика формационной теории, как кажется на первый взгляд, оставляет ей мало шансов на познавательную роль в объяснении современной российской трансформации, а фиаско «реального социализма» будто бы подтверждает её теоретическую и практическую несостоятельность. Но итог российского эксперимента смены капитализма социализмом в настоящее время многими учёными рассматривается не как трагическая случайность, а как историческая закономерность, как раз и показывающая разницу между марксизмом и ленинизмом. Например, В.В. Согрин, разделяет точку зрения о том, что «способ смены капиталистической формации социалистической, который реализовался в России в начале XX века, не только не соответствует, но напротив, находится в вопиющем противоречии сучением Маркса» [2. С.72]. Маркс рассматривал переход от капиталистической формации к социалистической как естественноисторический процесс, происходящий по мере вызревания всех материальных и духовных предпосылок для социализма. Октябрьский переворот грубо нарушил этот основополагающий постулат марксизма, поэтому, считает А.Н. Данилов, «строй, реально существовавший в СССР и ряде других стран социалистического содружества, может быть назван социалистическим только при весьма существенных оговорках» [3. С.32].

Спору нет, сегодня многие обществоведы склоняются к мысли, что положенный в основу формационного подхода критерий соответствия социально-про-изводственных отношений материально-предметной практике людей не позволяет достаточно полно увидеть «автономность» отдельных ступеней развития и, главное, переходов от одной к другой в пределах национальных или региональных историй: диктат общих формул и схем скрывает внутренние особенности. Однако мы оставим за собой право предположить, что окончательно и бесповоротно вероятность формационного подхода в анализе российского «текущего момента» вовсе не исчерпана. В порядке гипотезы можно предложить версию, согласно которой советский социализм является специфичным российским вариантом государственно-монополистического капитализма, то есть — по ленинскому определению — высшей и последней стадией развития капиталистической

формации. В свете такого подхода рассматриваемый нами современный процесс — это переходный период от капитализма к социализму, и тогда мы можем сделать вполне аргументированный и, главное, обнадеживающий вывод, что действительно реальный социализм (или постиндустриализм) — это не прошлое, а будущее России.

Итоги советского периода развития России рождают исследовательский интерес к нашей советской истории как к системному периоду модернизации, представляющему собой процесс перехода от монополистического капитализма к капитализму государственно-монополистическому. По методологии профессора Б.Г. Могильницкого здесь можно говорить о синтезе формационного и модернизаци-онного подходов, а исследование сложного многофакторного процесса российской модернизации требует и соответствующего методологического подхода. Наличие многочисленных обратных связей между различными подсистемами, характер их взаимодействия с внешней средой в ходе модернизации затрудняют выделение первичного и последующих импульсов социальных сдвигов. Это нацеливает нас на комплексное рассмотрение всей системы модернизационных изменений.

При этом, как отмечает В.Г. Федотова, «социальная философия не удовлетворяется эмпирическим подходом исторической науки и эмпирическими обобщениями политологии, отрывом экономических процессов от социальных и стремится к построению теории модернизации, которая создавалась бы по образцу объективистской натуралистической программы, цель которой — уложить многообразие исторических представлений в идеально-типические, четко разделяемые конструкции» [4. С.9].

Мы знаем, что распространение теории модернизации на российскую действительность, признание необходимости заимствования общественных образцов западной цивилизации вызывают, и нередко вполне обоснованно, резко отрицательную реакцию определённой части российского политического спектра и научных кругов. Но с познавательной точки зрения вопрос заключается во влиянии или не влиянии западных образцов на прогрессивное изменение российского общества.

Непредвзятое рассмотрение переходных процессов даёт основание утверждать, что с точки зрения наших реформаторов вполне естественным было обращение к принципам, обеспечившим в свое время опережающее развитие Запада. Но радикально-ли-беральная модернизация на российской почве имела противоречивые и драматические последствия. Реформаторская элита оказалась неспособной к выработке такого варианта модернизации, который бы снизил до минимума её социальную цену. В то же время многие исследователи отмечают и положительные черты российской модернизации: глубокие политические нововведения, утверждение рыночных отношений, формирование слоев общества, генерирующих позитивные инновации в различных сферах общественной жизни, возникновение слоя бизнесменов, развитие нового среднего класса, политического плюрализма и многопартийности. Все это означало движение от традиционного к современному обществу.

Однако в рамках той же модернизационной теории исследователями были даны и диаметрально противоположные интерпретации новейшего этапа развития России. Это время характеризуется рядом авторов как период глубокой демодернизации стра-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

ны: разрушение производства, особенно наукоемких отраслей, сокращение квалифицированных кадров, ® распад многих общественных структур, архаизация всех сторон общественной жизни: экономики, права, власти, общественного сознания.

В осмыслении современного российского опыта в последние годы всё более весомым становится цивилизационный подход. Его сторонники направляют свои исследования на изучение социума через все формы объективизации субъекта познания, т.е. на раскрытие его «внутреннего» «я» во всех формах деятельности, во всех общественных связях. Придавая термину «цивилизация» концептуальный смысл, по мнению М.А. Барга, философия может рассматривать общественные явления через познавательную призму, в которой общество выступает как всеобъемлющая макросистема, причём в человеческом плане не абстрактно-обезли-ченная, аподлинно историческая и конкретная [ 5. С.33]. В отличие от концепции формаций, концепция цивилизации открывает возможность построения такой методологии, которая позволит различать не только противостояния общественных классов и групп, но и сферу взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только проявления социальных антагонизмов, но и область общественного консенсуса.

В идеологии российского демократического движения с конца 80-х годов XX в. общецивилизационные ценности стали отождествляться с ценностями западной цивилизации. Цивилизационный подход оказал серьёзное влияние и на творчество российских обществоведов. Однако реформы, последовавшие после распада СССР, показали утопизм попыток трансформации России исключительно по западному образцу. Тогда в обществоведении стала разрабатываться идея о плюрализме цивилизаций, в том числе и российской. Такой методологический подход обладает познавательной ценностью, хотя в нём заключена опасность мифа о уникальности и превосходстве российской цивилизации. Но в рамках того же подхода существует и другая, совершенно противоположная идея — о некой «недо-цивилизованности» России, определяющей якобы деструктивность ее развития.

При всем различии оценок сторонники цивилизационного подхода ориентируют исследователей новейших российских реалий на внимательный анализ глубинных цивилизационных факторов, влиявших на общественный процесс конца ХХ-начала XXI веков, причем в контексте не только внутреннего, но и общемирового цивилизационного развития.

Оценивая изложенные теоретические подходы, можно заключить, что каждый из них обладает определёнными исследовательскими возможностями, но ни один не содержит исчерпывающей методологии анализа переходного периода. Важнейшим средством развития такой методологии может стать, как считают многие авторитетные ученые, междисциплинарность в виде широкого использования методов и концепций различных общественных наук, в первую очередь философии, истории и социологии. Авторитетнейший российский специалист в области методологии исторических исследований Б.Г. Могильницкий указывает на необходимость синтеза различных методологических подходов, «углубляющих и конкретизирующих понимание модернизационных процессов» [6. С. 20]. Фундаментальное решение проблемы изучения переходного периода в развитии российского общества, считает академик Т.И. Заславская, «может быть достигнуто лишь путём разработки специа-лизированной теории посткоммунистических процессов, учитывающей как общие достижения со-

временной общественной мысли, так и особенности изучаемого предмета. Такая теория по определению должна быть междисциплинарной, поскольку пост-коммунистические изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности общества и все стороны общественного сознания» [7. С. 558].

Немаловажное значение для выработки методологии анализа переходного периода имеет двойственность исторического развития нашей страны, и обсуждение этого развития всегда начинается с определения места России между Востоком и Западом. Д.Е. Сорокин отстаивает точку зрения о двух вариантах цивилизационной идентификации России. Первый: Россия — часть европейской цивилизации, и её прогресс связан с развитием на этой цивилизационной основе. Второй: Россия — самостоятельная цивилизация и должна развиваться как таковая [См. 8. С.127].

Конечно, при всей самобытности российской истории, на протяжении последних, по крайней мере, трёх веков, евразийское государственное образование испытывало значительное европейское влияние. При этом даже ортодоксальные сторонники западноевропейского пути развития не считают, что россиян можно превратить в западноевропейцев. Речь идёт в первую очередь о создании экономической системы с постиндустриальной основой, функционирующей не менее эффективно, чем западные экономические системы. Поэтому А.С. Ахиезер считает, что «динамику развития общества можно понять, лишь признав дуальность динамики страны, отказавшись от рассмотрения лишь одного из начал как лежащего в основе истории России и низведения другого до уровня некоторого дезорганизующего начала. Например, отказавшись от рассмотрения славяно-фильско-державной точки зрения как определяющей и западническо-конституционной как результата дезорганизующего злодейства». [9. С.81]

В русле этой позиции находятся оригинальные размышления А.С. Панарина: «коль скоро мы признаём человеческую свободу в истории и связанные с нею возможности и риски, то философия... открывает свои новые жанры: вместо того, чтобы быть догматическим пророчеством о единственно возможном будущем, она объединяет две равные формы знания, одна из которых связана с открытием новых возможностей, новых шансов человека в истории, другая - с открытием новых опасностей, связанных либо с косвенными эффектами и противоречиями самого прогресса, либо - с ошибочными выборами и стратегиями» [10. С. 10]. Многомерная картина общественного развития предполагает, что в самой его многовариантности и альтернативности заложены не только риски, но и возможности посильно влиять на реальные пути развития и повышать шансы тех из них, которые более соответствуют общественным интересам. Следуя мыслям А.С. Панарина, можно заключить, что одним из методов философии переходного периода является метод «сценариев, которые мы выстраиваем по двум разным критериям: по критерию вероятности и по критерию желательности» [10. С.11].

Подытоживая рассмотрение проблематики данной статьи, следует отметить, что поиск методологии, призванной дать целостное понимание того, что происходит с Россией, в отечественном обществоведении сводится к рассмотрению методологических концепций, родившихся в западном обществознании. Западная наука действительно внимательно отслеживает российские события и даёт немало плодотворных методологических идей, которые нам необходимо творчески использовать. Однако у нас нет веских

оснований преувеличивать значение иноземных концепций. Поиск эффективной методологии, естественно, даст больший результат, если одновременно обобщать достижения и западной, и отечественной науки. При этом представляется совершенно очевидной свобода выбора исследователем необходимых методов, а не навязывание каких-либо из них как «единственно верных». Современные весьма неординарные российские преобразования ставят перед наукой, и не в последнюю очередь — перед философией, задачи формирования таких же неординарных взглядов на цели, формы и сущность этих преобразований.

Библиографический список

1. Каменский 3.0. О понятиях «метод историко-фи-лософского исследования и «рациональная реконструкция историко-философского процесса». Императивноцелевая концепция методологии историко-философского исследования. // Историко-философский ежегодник 2001. - М.: Наука, 2003. - 371 с.

2. Согрин В.В. Российская история конца XX столетия в контексте всеобщей истории: теоретическое осмысление. / Согрин В.В. // Новая и новейшая история. - 1999. - № 1. - С. 71-83.

3. Данилов А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. / Данилов А.Н. — Мн.: ООО «Харвест», 1998. — 432 с.

4. Федотова В.Г. Типология модернизации. / Федотова В.Г. // Вопросы философии. — 2000. — № 4. — С. 3-27.

5. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории. / Барг М.А. // Коммунист. — 1991 — № 3. — С. 27-35.

6. Могильницкий Б.Г. Полидисциплинарные технологии исследования модернизационных процессов. / Могильницкий Б.Г. — Томск: Издательство Томского университета, 2005. — 346 с.

7. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. / Заславская Т.И. — М.: Дело, 2002. — 568 с.

8. Сорокин Д.Е. Россия: проблемы цивилизационного выбора. / Сорокин Д.Е. // Общественные науки и современность. — 2002. — № 6. — С. 124-134.

9. Ахиезер А.С. Выступление на «круглом столе» ученых «Методология анализа политической традиции в России». / Ахиезер А.С. // Общественные науки и современность. — 2000. — № 2. — С. 81.

10. Панарин А.С. Введение. // История философии. - М., 1999,- 432 с.

ЛАЗАРЕВ Валерий Дмитриевич, доцент кафедры истории и культурологии, директор Новокузнецкого представительства ВЭГУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 01.06.2007 г.

© Лазарев В.Д.

УДК 100 41 А. Е. ШИРЯЕВ

Омский государственный педагогический университет

УТОПИЗМ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ_______________________________________________

В последнее время концепция устойчивого развития, равно как и само понятие «устойчивого развития», получили достаточно широкое распространение не только в научной сфере, но и в других областях общественной жизни. В представленной статье основные положения концепции были рассмотрены в сравнении с современными тенденциями общественного развития, что позволило обнаружить некоторые теоретические проблемы в концепции устойчивого развития. Среди основных автор выделяет противоречие модели устойчивого развития некоторым концепциям исторического процесса, в частности, цивилизационному подходу. Кроме того, приведенный в статье анализ тенденций, преобладающих в хозяйственной жизни, таких как изоляционизм, неравномерность распределения экономических благ, необходимость выбора между решением общечеловеческих и личных задач и т.п. — позволяет судить о наличии целого ряда препятствий для реализации основной идеи концепции устойчивого развития — идеи общечеловеческой стратегии выживания. Характер выявленных противоречий, по мнению автора, во многом обусловлен особенностями техногенной, потребительской культуры, свойственной современному обществу. Таким образом, несмотря на наличие некоторых обстоятельств, допускающих возможность реализации модели устойчивого развития, процесс движения к устойчивому развитию сам по себе имеет множество разнообразных препятствий, что отдаляет концепцию от действительности.

Концепция устойчивого развития представляет получившие распространение среди ученых, фило-

собой общечеловеческую стратегию выживания в софов, общественных и политических деятелей, да-

условиях кризиса современной цивилизации, симп- леки от концептуального единства и являются пред-

томы которого стали очевидными в середине прошло- метом напряженных дискуссий: об этом

го века. Представления об устойчивом развитии, свидетельствует обилие публикаций и научных фо-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.