Научная статья на тему 'К вопросу о методах разработки карьерного плана'

К вопросу о методах разработки карьерного плана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
209
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / карьера / карьерный план / управление карьерой. / metod / career / career plan / career management

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузяшев Азат Нургалеевич, Виноградова Анастасия Дмитриевна, Гунченко Анастасия Александровна, Сабитова Лилия Руслановна

в данной статье авторами проанализированы основные методы разработки карьерного плана как средства самореализации человека через профессиональную деятельность. Авторы считают, что грамотно разработанный карьерный план помогает сделать процесс карьерного роста более управляемым, эффективным и соизмеряемым. Так при составлении карьерного плана появляется четкое видение целей в большинстве сфер жизни. Появляется осознанное распределение приоритетов и оптимальных нагрузок для достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF METHODS FOR DEVELOPING A CAREER PLAN

in this article, the author analyzes the main methods of developing a career plan as a means of self-realization through professional activity. The author believes that a well-developed career plan helps to make the process of career growth more manageable, effective and measurable. Thus, when drawing up a career plan, there is a clear vision of goals in most areas of life. There is a conscious distribution of priorities and optimal loads for achieving purpose.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах разработки карьерного плана»

Список литературы:

1. Воробьев, В. В. Лингвокультурология: (теория и методы) [Текст]: Монография / В.В. Воробьев. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.

2. Гудков, Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] / Д. Б. Гудков. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 288 с.

3. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

4. Корнеева, Т.А. Языковые реализации особенностей национальной картины мира в художественном тексте (на материале романов Э. Тан) : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19/Т.А. Корнеева. -Кемерово, 2009. -192 с.

УДК 005

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12256

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ РАЗРАБОТКИ КАРЬЕРНОГО ПЛАНА

Кузяшев Азат Нургалеевич

к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства Башкирского кооперативного института (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»

Россия, г. Уфа Виноградова Анастасия Дмитриевна Гунченко Анастасия Александровна

Сабитова Лилия Руслановна студентки

Башкирского кооперативного института (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Россия, г. Уфа

Аннотация: в данной статье авторами проанализированы основные методы разработки карьерного плана как средства самореализации человека через профессиональную деятельность. Авторы считают, что грамотно разработанный карьерный план помогает сделать процесс карьерного роста более управляемым, эффективным и соизмеряемым. Так при составлении карьерного плана появляется четкое видение целей в большинстве сфер жизни. Появляется осознанное распределение приоритетов и оптимальных нагрузок для достижения поставленных целей.

Ключевые слова: метод, карьера, карьерный план, управление карьерой.

ON THE ISSUE OF METHODS FOR DEVELOPING A CAREER PLAN

Kuzyashev Azat Nurgalievich

Ph. D., associate Professor of the Department of Economics and entrepreneurship The Bashkir co-operative Institute (branch) The ANO IN the Centrosoyuz of Russian Federation

"Russian University of cooperation" Russia, Ufa Vinogradova Anastasia Dmitrievna

Gunchenko Anastassia Alexandrovna Sabitova Lilia Ruslanovna

students

The Bashkir co-operative Institute (branch) The ANO IN the Centrosoyuz of Russian Federation

"Russian University of cooperation" Russia, Ufa

Abstract: in this article, the author analyzes the main methods of developing a career plan as a means of self-realization through professional activity. The author believes that a well-developed career plan helps to make the process of career growth more manageable, effective and measurable. Thus, when drawing up a career plan, there is a clear vision of goals in most areas of life. There is a conscious distribution of priorities and optimal loads for achieving purpose.

Keywords: metod, career, career plan, career management.

Каждому человеку свойственно планировать свое будущее, беря в расчет свои потребности и социально-экономические условия. Планирование своего будущего помогает достигнуть как сиюминутных результатов, так и долгосрочных. Общераспространенное суждения многих говорит о том, что человек, который стремится достичь пика карьерной лестницы, должен начинать свою профессиональную деятельность как можно раньше [1, с. 36]. При составлении карьерного плана появляется четкое видение перспектив, возможностей профессионального роста, вариантов самообучения, получения тех или иных профессиональных навыков. Карьерный план - это инструмент, позволяющий четко сформулировать и понять, на каком уровне вы сейчас находитесь, где хотите оказаться и сопоставить это с помощью промежуточных точек для достижения конечной цели [3, с. 61]. Однако, когда речь заходит о планировании карьеры, люди забывают о важности этого процесса или делают это неправильно. В данном эссе мной будет рассмотрена пошаговая методика составления карьерного плана.

Карьерный план состоит из ряда логически связанных между собой блоков. Каждый блок карьерного плана потребует от составителя концентрации и собственных размышлений. Однако, прежде чем начать составлять карьерный план, необходимо задуматься и освежить в памяти образ «себя», на основании которого будет составлен карьерный план. Вам необходимо стать эффективным «диагностом» своей карьеры.

Рассмотрим наиболее эффективную методику планирования карьеры. Её часто используют в служебной практике ввиду гибкости и простоты методики.

Пункт 1. Самооценка. Здесь необходимо проанализировать собственные возможности, умения, навыки, профессиональную квалификацию. Нужно ответить на самый главный вопрос - «Кто Я?».

Предлагаю воспользоваться типологией личности Дж. Голланда для определения типа личности (Таблица 1) [4].

Таблица 1. Типология личностей

Тип личности Содержание деятельности

Реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами

Исследовательский Ориентация на поиск

Артистичный Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию

Социальный Ориентация на взаимодействие с людьми

Предпринимательский Ориентация на влияние на людей

Конвенциональный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Однако проводя оценку личности по данной методике, необходимо учитывать, что не смотря на то, что один тип личности доминирует над другим, человек обладает способностью приспосабливаться к окружающим условиям, при этом используя особенности личности двух и более типов.

Также необходимо составить список ваших ценностей - от этого зависит ваш последующий карьерный план. Выбор вашей профессии зависит от ваших ценностей, здесь нужно подойти к вопросу со всей важностью, иначе результат к которому вы придёте может вас не обрадовать [5]. Пункт 2. Выявление параметров и мотивации развития карьеры. Если узко смотреть на значение планирования карьеры - это всего лишь определение вида деятельности, которым хочет заниматься человек.

Пункт 3. Составление списка целей служебного развития. В данном пункте необходимо прописать краткосрочные и долгосрочные цели. Краткосрочные цели - на ближайшие месяцы, годы, долгосрочные - на 10-30 лет.

Чтобы поставленные цели отвечали действительным намерениям и желаниям, нужно чтобы они были составлены адекватно по определенным критериям постановки целей при планировании карьеры:

1. Трудные, однако достижимые цели.

2. Ясные и соизмеримые.

3. С четкими границами достижения (каждая цель должна иметь срок осуществления).

4. Цели не должны противоречить друг другу.

Пункт 4. Развитие плана служебного роста. Необходимо определить, какие профессиональные характеристики необходимо иметь, чтобы претендовать на замещение желаемой должности и какими из них человек обладает в полной мере, а какие надо приобрести или развить.

Пункт 5. Контроль и анализ. Раз в год нужно анализировать результаты своей деятельности, для более эффективного планирования, а также пересматривать и корректировать поставленные цели. [7].

Однако процесс познания себя - это всего лишь половина пути по определению карьеры. Карьерный план помимо постановки целей включает также пути их достижения. Сюда можно включить: последовательность должностей, на которых необходимо проработать навыки для достижения целевой должности; дополнительное образование -курсы, стажировки, тренинги и т.д.

Далее будет представлен карьерный план с конкретными блоками и примерами.

Лучше всего делать карьерный план в виде презентации. Чтобы это выглядело эстетично и наглядно. Начать стоит с титульного слайда - здесь необходимо указать ФИО и дату составления.

Блок «Ценности». Здесь необходимо указать около 6 ценностей с ранжированием их по степени важности. Здесь к примеру, можно указать: активная жизненная позиция (эмоциональная и насыщенная жизнь), здоровье (как психологическое так и физическое), интересная работа, материальная независимость, общественное признание и т.д. Именно блок с ценностями является основой карьерного плана, ведь исходя из личных ценностей вы сможете определиться со своей будущей профессией и ее развитием. Также прописав 6 своих основных ценностей необходимо оставить пояснение (комментарий) - как вы понимаете значение этой ценности. Например, профессионализм - системное развитие и реализация собственного потенциала во благо обществу.

Блок «Кто Я?». Здесь нужно охарактеризовать себя, выразить свое представление о себе. Например, я профессиональный кондитер, я молодой предприниматель, я разносторонний человек, я общительный и обаятельный парень/девушка и т.д.

Блок «Что отличает меня от других?». Здесь нужно описать личные характеристики которыми человек выделяется среди остальных, так будет проще позиционировать себя и

свою индивидуальность. Например, я много занимался саморазвитием, я гибкий человек и готов подстраиваться под любые ситуации, легко адаптируюсь в любом коллективе, я оптимизирую бизнес процессы, я имею большой жизненный и профессиональный опыт и т.д.

Блок «Личные качества». Здесь необходимо указать свои личные качества, благодаря которым вы достигали успехов в прошлом. Например, коммуникабельность, позитивное мышление, стремление к развитию, интерес к новым знакомствам и т.д.

Блок «Миссия». Это наиболее сложный блок карьерного плана, здесь необходимо обладать определенным количеством и качеством опыта. Миссия определяет карьерные цели, поэтому ее важностью не стоит пренебрегать. Здесь необходимо описать свою жизненную философию, определяя свое место в этом мире. Также здесь необходимо указать желаемые результаты. Миссия отличается от цели, она не измерима, здесь идет привязка к глобальным мировым процессам, например, моя миссия - сделать этот мир добрее, позитивнее и красивее, благодаря моим навыкам и умениям.

Блок «Виденье. Я через 20-40 лет». Здесь необходимо пофантазировать на тему своего будущего. Каким человек будет через №ное количество лет. Это виденье должно отвечать на вопросы - каким я буду через 20 лет, чем будет наполнена жизнь, что приносит удовольствие и доволен ли я качеством своей жизни? Пример: я совладелец автомобильного бизнеса, приезжаю на работу на 3-4 часа в день, так как там отлично налажена структура и подобран хороший коллектив профессионалов. У моей компании высокая продуктивность, а исполнительный директор берет на себя большую часть функционала руководителя, благодаря чему я могу 3-4 месяца путешествовать по миру. Отлаженная бизнес система помогает мне и моей семье жить обеспеченно. У меня жена и двое детей.

Блок «Личные ключевые роли». Этот блок особенно важен для тех, кто планирует строить разнонаправленную карьеру. Ключевых ролей может быть несколько, но не перечисляйте все возможные. Ключевых ролей больше у людей, строящих поливариативную карьеру (совмещение нескольких карьер: преподаватель + консультант + бизнесмен) [2].

Блок «Профиль компетенций». Здесь человек указывает две линии развития компетенций - реальную и желаемую. Чтобы составить этот блок объективно можно сделать небольшую анкету со списком компетенций, в котором бы люди активно взаимодействующие оценили бы степень развитости каждой из перечисленных компетенций (не забудьте пояснить им - что имеется в виду под каждой компетенцией и как оценивать степень ее выраженности). Далее необходимо выделить «желаемый» уровень развитости компетенций, без стремления ставить себе планку по максимуму. Все компетенции развить до предела не только практически нереально, но и нецелесообразно.

Блок «Цели по улучшению». После разработки предыдущего блока становятся ясно над какими компетенциями необходимо поработать. Так необходимо выделить компетенции «зоны роста» и к каждой зоне нужно прописать, что именно необходимо сделать для их улучшения. Далее необходимо составить план по реализации их улучшения и развития.

Таким образом, нами были исследованы основные методы разработки карьерного плана и составлена инструкция по его составлению. Если относиться достаточно серьезно к своей карьере и понимать, что самореализация - это важный аспект жизни - карьера круто изменится. Нас не учат построению карьерного плана в школах, а именно с подросткового возраста необходимо задумываться о своём карьерном пути и чем бы нам действительно было бы интересно заниматься исходя из наших компетенций и личных качеств. Необходимо уметь принимать решения о своей учебе и карьере обдуманно и со знанием к какого результата мы хотим достичь в будущем в своей профессии, карьере и в жизни.

Список литературы:

1. Галимова Д.Ф., Даутова А.А., Кузяшев А.Н. Возраст работника и стадия карьеры // Экономика и бизнес: экономика и практика. Международный ежемесячный научный журнал, № 4-2 (62), апрель 2020 г. С. 36-39. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10290

- Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42824930 (дата обращения: 22.05.2020 г.).

2. Головлёва К. Карьера в XXI веке: новая стратегия успеха [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.careerist.ru/Publications-karera-vxxi-veke-novaya-strategiya-uspekha-976.html

3. Дадыко Е.Д., Кузяшев А.Н. К вопросу об индивидуальном карьерном плане и вариантах его выполнения // Экономика и бизнес: экономика и практика. Международный ежемесячный научный журнал, № 4-2 (62), апрель 2020 г. С. 61-64. DOI: 10.24411/24110450-2020-10295 - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42824936 (дата обращения: 22.05.2020 г.).

4. Межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fond21.ruspromsoft.ru

5. Могилёвкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. - СПб.: Речь, 2017. - 336 с.

6. Технологии эффективного найма: Новая система оценки и отбора персонала/ Пер. с англ. - М.: Издательство «Добрая книга», 2015. - 264с.

7. Управление деловой карьерой: учеб.пособие для студ. высш.учеб. Заведений / Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 256с.

8. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. И перераб. - М.: ИНФРА-М, 2016.- 638с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.