Игумен Иосиф (Крюков Максим Олегович)
магистр богословия, соискатель степени кандидата богословия, Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, начальник подворья
Адрес: 125047, Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская, д. 52 E-mail: [email protected]
К вопросу о месте захоронения святого Иосифа Обручника
Статья знакомит с авторским исследованием аспектов культа почитания обручника Божией Матери св. Иосифа, которые касаются его упокоения и погребения. На основании рассмотрения самых известных свидетельств паломников, в разные века совершивших путешествие в Святую землю, и данных археологии в данном исследовании излагаются существующие внутри христианского предания традиции, связанные со св. Иосифом, и приводятся аргументы в пользу наиболее вероятной версии места его захоронения. Особое внимание в статье акцентируется на роли апокрифов в формировании верований, касающихся его успения, а также новозаветных и святоотеческих свидетельств о месте его происхождения и, как следствие, месте расположения его родовых захоронений. Статья рассказывает о малоизвестных местах Святой земли, которые редко являются предметом внимания паломников и изучения специалистов.
Ключевые слова: Акелдама, апокрифы, Балдуин II, Батильда, Боэмунд III, Вифлеем, Гефси-мания, гробница Иосафата, Житие Девы, Иерусалим, Иерусалимское королевство, игумен Даниил, Иосафатова долина, Иосиф Обручник, Капернаум, Книга Иосифа Плотника, крестоносцы, Мелисанда, Назарет.
В полумраке небольшого грота, на который обратит внимание не всякий одинокий богомолец, спускающийся вниз по главной лестнице храма Успения Божией Матери в Гефсимании, находится одно из самых загадочных мест, которые показывают паломникам в Святой земле, - алтарь, под которым, как часто говорят экскурсоводы, находится гробница св. Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы.
Верование это, по-видимому, очень позднего происхождения, так как еще иеродиакон Троице-Сергиева монастыря Иона, посетивший Святую землю в 1649-1651 гг., не смог найти сведений о том, кто погребен в этом приделе (Леонид (Кавелин), архим., 1871. С. 91). Сомнения по поводу этой
традиции высказывал и профессор Киевской духовной академии А.А. Олес-ницкий: «Подлинность этих... гробниц некоторые считают спорною, на том основании, что уровень, на котором они лежат, несообразно высок, сравнительно с уровнем гроба Богоматери, хотя соединение упомянутых гробниц вокруг гробницы Богоматери вполне основано на древнем обычае устроения гробниц близких или родственных лиц совместно. По свидетельству Вильгельма Тирского, в одной из упомянутых капелл 17 сентября 1161 г. была погребена королева Мелисанда, дочь Балдуина II, жена третьего иерусалимского короля» (Олесницкий, 1875. С. 386). Капелла, о которой идет речь, находится напротив так называемой гробницы св. Иосифа и освящена в честь святых Богоотец Иоакима и Анны. А в самом приделе св. Иосифа, по некоторым данным, находились захоронения сразу нескольких знатных особ - жены Балдуина III Марии, матери Боэмунда III Констанции и жены Эрика Доброго Батильды (Hoade, 1984. P. 223). Общепринятым в современной археологической и исторической науке является мнение, что и в случае придела святых Богоотец, и в случае придела св. Иосифа изначально речь шла об «алтарях» этих святых, и только позднее в употребление вошло представление об этих приделах как об их «гробницах» (Bagatti, Piccirillo, 1975. P. 85).
Но если захоронение св. Иосифа находится не в гефсиманском храме Успения, то тогда где же?
Формирование церковных представлений о св. Иосифе Обручнике неразрывно связано с вопросом о значении для церкви не вошедших в новозаветный канон писаний, получивших название апокрифов (от апокрифо^ -«тайный, сокровенный»). Возникновение многих из них, вероятно, можно объяснить стремлением христиан «заполнить пробелы» в евангельском повествовании (Giamberardini, 1966. P. 1). И в то время как, действительно, большая часть этих позднейших писаний имеет легендарный характер, что нашло свое отражение в составлении индексов истинных и ложных книг (Грицевская, 2003. С. 13-18), в то же время даже неприятие соборным разумом церкви тех или иных текстов не помешало многим элементам содержащейся в них информации проникнуть в агиографию и иконографию в качестве рефлексов предания церкви. И литературные, и иконографические описания облика и жития Святого семейства находятся под большим влиянием этих ранних христианских текстов (Cartlidge, Elliott, 2001. P. 23). Начиная свое повествование, автор «Жития Девы», древнейшей известной полной биографии Богородицы, которым, вероятно, является преподобный Максим Исповедник, замечает, что при составлении текста он пользовался «истинными и не содержащими ошибок» сведениями различных апокрифических писаний, которые были «приняты и подтверждены» святыми отцами (St. Maximus the Confessor, 2012. P. 15, 37-38).
В житии св. Иосифа Обручника, которое распространено в православной церкви, нашли отражение сведения, содержащиеся в Протоевангелии Иакова, Евангелии от Псевдо-Матфея, Евангелии Детства (Евангелии от Фомы), Арабском и Армянском евангелиях Детства, Евангелии Рождества Марии и некоторых других апокрифах (Elliott, 1993). Истории его упокоения посвящена пространная перикопа (X-XXIX главы) «Книги Иосифа Плотника» - апокрифа, составленного не ранее IV-V вв. и дошедшего до нас на двух основных диалектах коптского (бохаирском и саидском) и арабском языке, хотя первоначальным его языком, вероятно, был греческий (Свен-цицкая, 1999. С. 44).
Интересно, что, несмотря на общее неприятие апокрифов в католической церкви, этот рассказ стал источником вдохновения как для художников, так и для мистиков, которые на его основе атрибутировали св. Иосифу благодать особенного заступничества в час смерти. Напротив, в православной церкви, в которой в отношении формирования жития св. Иосифа влияние апокрифов ощущается несравненно сильнее, данный рассказ практически никогда не упоминается. В контексте же данной статьи он интересует нас по той причине, что в нем упоминается упокоение и погребение св. Обручника в Назарете, в семейной гробнице. Там же помещает его гроб игумен Даниил, автор самого раннего сохранившегося древнерусского описания паломничества в Святую землю, посетивший Назарет в начале XII в. и поклонившийся «святому тому месту» (Даниил, игум., 2007. С. 117). Согласно рассказу первого русского паломника, «там его Сам Христос погреб Своими руками пречистыми. Исходит от гроба того, от стены, как бы миро, вода святая белая, и ее берут для исцеления недужных» (Даниил, игум., 2007. С. 115). Посетивший это место полвека спустя немецкий монах Феодерик сообщает, что в его время на месте захоронения св. Иосифа стоял престол (Theoderich, 1891. P. 68).
В настоящее время в Назарете, в ста метрах от базилики Благовещения, расположена церковь св. Иосифа, входящая в комплекс воздвигнутого здесь в 1930 г. монастыря францисканцев. Последние начали приобретать землю в этом месте с середины XVIII в. На месте нынешней церкви св. Иосифа была построена небольшая часовня, разрушенная землетрясением в 1837 году и построенная заново на следующий год. Археологические раскопки, проводившиеся здесь с конца XIX в., выявили остатки церкви, построенной крестоносцами в XII в. Под ее стенами, в некоторых местах доходившими до двух метров в высоту, была обнаружена напольная мозаика и элементы архитектуры, доказывающие, что до крестоносцев на этом месте стояла византийская церковь. Это согласуется со свидетельством Никифора Каллиста, утверждающего, что в период правления св. царицы Елены на этом месте была воздвигнута церковь, освященная в честь св. Иосифа.
Упоминание «Книгой Иосифа Плотника» родовой гробницы Святого семейства, расположенной в Назарете, несколько странно, принимая во внимание то, что нам известно из церковной традиции о происхождении св. Иосифа. Четыре города Иудеи и Галилеи рассматривались в разное время в качестве отечества св. Иосифа и места его рождения: Иерусалим, Капернаум, Назарет и Вифлеем (Thompson, 1980. P. 68-70). Что касается Иерусалима, то утверждается, что предки Иосифа, принадлежавшие к дому Давидову, проживали на склоне Сионской горы даже после того, как род пришел в упадок. В качестве доказательства, например, упоминается дом св. Иоакима и Анны, который показывают паломникам до сих пор. В нем была рождена Пресвятая Богородица, происходившая, вероятно, из того же рода, что и св. Иосиф Обручник (St. Maximus the Confessor, 2012. P. 38), что подтверждает и отец и учитель церкви VIII века св. Иоанн Дамаскин (Иоанн Дамаскин, св., 1997. С. 254, 259). Об этом косвенно свидетельствует и находящееся неподалеку место погребения Божией Матери, ибо, согласно тогдашней традиции, захоронения осуществлялись возле места проживания рода (Aarde, 2000. P. 173-190). Однако возражения против версии захоронения св. Иосифа в Гефсимании мы уже изложили выше.
Основание для того, чтобы считать родным городом Иосифа Капернаум, заключается в тех словах, которые, согласно Евангелию, говорили
местные жители: «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем?» (Ин. 6, 42). Но из того, что жители этого города хорошо знали Иосифа, не следует, что Капернаум был его родным городом. Он мог просто часто общаться с горожанами - так же, как и Сам Спаситель, о Котором мы знаем, что Он родился не в Капернауме. «Город, в котором Христос родился, - Вифлеем; в котором воспитан - Назарет; а в котором имел постоянное пребывание - Капернаум», - говорит отец и учитель церкви, один из великих каппадокийцев святитель Иоанн Златоуст (Иоанн Златоуст, свт., 1901. С. 323). Русский духовный писатель и митрополит святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) в «Поучении на неделю шестую по Святом Духе» высказывает мнение, что, прожив некоторое время в Назарете, Святое семейство переселилось в Капернаум, где св. Иосиф смог заниматься своим ремеслом и приобрел дом (Димитрий Ростовский, свт., 2005. С. 397).
В пользу Назарета приводятся более существенные аргументы. В своем Евангелии св. Лука говорит, что после бегства в Египет Иосиф, Мария и Иисус возвратились в «город свой Назарет» (Лк. 2, 39). Также и святой евангелист Иоанн рассказывает, как Филипп, встретившись с Иисусом, говорит Нафанаилу, что они нашли предреченного пророками Мессию -Иисуса, «сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1, 45). Но, что касается фрагмента из Евангелия от Луки, из него лишь можно заключить, что Назарет, возможно, был родиной Марии, а не Иосифа и если и назывался «его» городом, то только лишь в силу его там проживания после обручения. Более того, согласно «Житию Пресвятой Богородицы» византийского агиографа IX в. Епифания Монаха, Иаков и Илий - отцы св. Иосифа по естеству и по Закону - проживали в Галилее. Там же жил в бедности, зарабатывая себе на хлеб древоделанием, и сам св. Иосиф (Порфирьев, 1890. С. 296, 299). Из фрагмента же Евангелия от Иоанна также нельзя сделать каких бы то ни было определенных выводов. Мы знаем, что Господь родился в Вифлееме, однако Его называли «Иисусом из Назарета». Подобная лексика может быть употреблена и в отношении св. Иосифа.
Наиболее же вероятным местом рождения св. Иосифа является Вифлеем. Действительно, это город, в котором проживали потомки Давида по линии Соломона; здесь родился сам Давид; сюда вернулись Давидиды после Вавилонского плена; здесь по-прежнему находятся принадлежавшие им цистерны. Но главным доказательством в пользу этой теории служит тот факт, что именно сюда, повинуясь повелению кесаря Августа идти для переписи каждому в свой город (Лк. 2, 1-3), пришел с Божией Материю св. Иосиф. Еще один аргумент в пользу Вифлеема приводит «Кембриджская история христианства». Авторы обращают внимание на то, что определение «свои» (Ин. 1, 11), скорее всего, имеет в виду не только человечество вообще, но более конкретно - жителей Иудеи, где и расположен Вифлеем (Cambridge History of Christianity, 2006. P. 131). Ирландские апокрифы XV в. Leabhar Breac и Liber Flavus Fergusiorum, тексты которых восходят к IX в. и находятся под большим влиянием «Книги Иосифа Плотника», утверждающей, что св. Иосиф был родом из Вифлеема (глава II), вкладывают в уста святого слова, которыми он признает свое происхождение из этого города (Elliott, 2006. P. 13). О том же пишет и преп. Максим Исповедник (St. Maximus the Confessor, 2012. P. 63).
Если это действительно так, можно предположить, что место семейного склепа должно находиться там, где совершали свои захоронения потом-
ки рода Давидидов, - в Вифлееме или окрестностях Иерусалима. Среди последних, в частности, находится Акелдама, расположенная на склоне Сионской горы, где среди прочих селились Давидиды и где помещают захоронение св. Иосифа некоторые исторические свидетельства. Так, английский паломник Зевульф, посетивший Святую землю в эпоху крестоносцев в 1102-1103 гг., писал в своих заметках: «Акелдемах, земля, купленная ценою Господа, точно так же находится у подошвы горы Елеонской рядом с долиной, к югу, на расстоянии трех или четырех перелетов из метательной машины от Гефсимании, где видно бесчисленное множество памятников; эта земля лежит рядом с гробницами Святых отец: праведного Симеона и Иосифа, кормильца Господня» (Wright, 2007. P. 42).
Очевидно, Зевульф все же имел в виду не Акелдаму как таковую, а место, известное как «гробница Иосафата», - оба места находятся в Иосафатовой долине на незначительном расстоянии друг от друга. Об этом со ссылкой на преподобного Беду Достопочтенного в начале XI в. писал монтекассинский монах Петр Диакон (Петр Диакон, 1889. C. 182), а на пять веков раньше галльский епископ Аркульф, паломничество которого относят к 670-м гг., в главе XV-XVI своего «Рассказа о Святых Местах» отмечал: «В той же вышеупомянутой долине, недалеко от церкви Святой Марии, указывается башня Иосафата, в которой видна его гробница. К этой башне с правой стороны прилежит некий каменный дом, высеченный в скале и отделенный от горы Масличной, внутри которого указываются вытесанные резцами две гробницы без всяких украшений: одна из них есть гробница того праведного мужа Симеона, который, обняв обеими руками в храме Младенца Господа Иисуса, пророчествовал об Нем, другая же - гробница Иосифа, обручника святой Марии и воспитателя Господа Иисуса» (Wright, 2007. P. 4).
Подводя итог, мы можем констатировать присутствие различных традиций внутри церковного предания о месте погребения св. Иосифа Об-ручника. Самая известная в православной среде версия о его захоронении у подножия Елеонской горы, как мы видели, в то же время и самая маловероятная. Справедливости ради следует отметить, что данная версия не нашла отражения в агиографической литературе православной церкви и, вероятно, явилась своего рода новейшим «апокрифом», рожденным из желания экскурсоводов «заполнить пробелы» в повествовании о храме Успения Божией Матери в Гефсимании.
Намного лучше отражена и в воспоминаниях паломников прошлых веков, и в археологических свидетельствах традиция, повествующая о погребении св. Иосифа в Назарете. Если также принять во внимание, что, согласно общехристианскому преданию, св. Иосиф, скорее всего, почил до выхода Иисуса Христа на публичное служение (Епифаний Кипрский, свт., 1864. С. 355), то логично предположить, что его погребение должно было произойти в Галилее.
Единственная сложность, связанная с последним предположением, заключается в том, что в новозаветное время захоронения осуществлялись в большинстве случаев на «семейных кладбищах», и поэтому место погребения св. Иосифа могло бы располагаться там, где могли быть родовые усыпальницы рода Давидидов, в Вифлееме или окрестностях Иерусалима. Возможно, что именно с этой сложностью связана традиция, истоки которой трудно установить, повествующая, что могила св. Иосифа находится в гробнице Иосафата в Иосафатовой долине. Ныне это место заброшено и уже очень давно не является местом паломничеств.
Литература
Грицевская И.М. Индексы истинных книг. - М.: Дмитрий Буланин, 2003.
Даниил, игум. «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. / Изд. подгот. О.А. Белоброва, М. Гардзанити, И.В. Федорова. Отв. ред. Г.М. Прохоров. - СПб: Издательство Олега Абышко, 2007.
Димитрий Ростовский, свт. Творения. Т. 1. - М., 1995. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Т. 2. - М., 1864.
Иоанн Дамаскин, св. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / пер. свящ. Максима Козлова. - М.: Мартис, 1997.
Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 12 т. Т. 7. - СПб., 1901.
Леонид (Кавелин), архим. Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV-XVII вв. - М., 1871.
Олесницкий А.А. Святая Земля: в 2 т. Т. 1. - Киев, 1875.
Петр Диакон. Петра Диакона книга о святых местах // Православный палестинский сборник. Т. 7. Вып. 2. - СПб., 1889. - С. 172-204.
Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. - СПб., 1890.
Свенцицкая И.С. Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых. - М.: Когелет, 1999.
Aarde A. The Carpenter's Son (Mt 13, 55): Joseph and Jesus in the Gospel of Matthew and Other Texts // Neotestamentica, 2000, no. 34 (1), pp. 173-190.
Bagatti B., Piccirillo M. New Discoveries at the Tomb of the Virgin Mary in Gethsemane. Jerusalem: Franciscan Print. Press, 1975.
Cambridge History of Christianity / Ed. Margaret M. Mitchell. Vol. 1. New York: Cambridge University Press, 2006.
Cartlidge D., Elliott J. Art and the Christian Apocrypha. New York: Routledge, 2001.
Elliott J. A Synopsis of the Apocryphal Nativity and Infancy Narratives. (New Testament Tools and Studies, 34). Leiden: Brill, 2006.
Elliott J. The Apocryphal New Testament. Oxford, 1993.
Giamberardini G. San Giuseppe nella tradizione copta. Cairo, 1966.
Hoade E. Guide to the Holy Land. Jerusalem, 1984.
St. Maximus the Confessor. The Life of the Virgin / trans. by Stephen J. Shoemaker. Yale University Press, 2012.
Theoderich's Description of the holy places (Circa 1172 A. D.). London, 1891.
Thompson E. The Life and Glories of St. Joseph, Husband of Mary, Foster-Father of Jesus, and Patron of the Universal Church. Rockford, IL, 1980.
Wright T. Early Travels in Palestine. Elibron Classics, 2007.
Hegumen Joseph (Maxim Kryukov)
M. Div. (St. Tikhon's Orthodox Theological Seminary), M.Th. (Moscow Theological Academy), candidate of theology degree at the Saints Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate and Doctoral Studies, Rector of the Moscow dependency of the Holy Transfiguration Valaam monastery
Address: 2 Tverskaya-Yamskaya, 52, 125047, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]
On the question of the burial place of St. Joseph the Betrothed
The article outlines the author's research of those aspects of the cult of St. Joseph the Betrothed, which deal with the place of his repose and burial. Reviewing the travel diaries of the most noted pilgrims who visited the Holy Land over the centuries, as well as the archeological data, the author describes the St. Joseph-related traditions which exist within the major Christian tradition and provides arguments in favor of the most probable theory of the location of his grave. The article accentuates the important role that the apocryphal literature has played in the formation of the believes concerning the repose of the saint. Additionally, the article reviews the views that the New Testament and the Church Fathers hold concerning the possible places of his generation and, consequently, the places of his ancestral burials. The article tells of some of the less known sites in the Holy Land, which rarely attract attention of the pilgrims or professional researches.
Keywords: Akeldama, Apocrypha, Baldwin II of Jerusalem, Balthild, Bohemond III, Bethlehem, Gethsemany, Jehoshaphat valley, Life of the Virgin, Jerusalem, Jerusalem kingdom, Igumen Daniel, Joseph the Betrothed, Capernaum, Book of Joseph the Carpenter, crusaders, Melisende, Nazareth.
References
Aarde A. The Carpenter's Son (Mt 13.55): Joseph and Jesus in the Gospel of Matthew and Other Texts. Neotestamentica, 2000, no 34 (1), pp. 173-190.
Bagatti B., Piccirillo M. New Discoveries at the Tomb of the Virgin Mary in Gethsemane. Jerusalem, 1975, 95 p.
Cambridge History of Christianity / Ed. Margaret M. Mitchell. Vol. 1. New York, 2006, 740 p. Cartlidge D., Elliott J. Art and the Christian Apocrypha. New York, 2001, 304 p.
DaniiL igumen. «Khozhenie» igumena DaniiLa v Sviatuiu zemliu v nachale XII v. [«The walking» of Father Daniel to the Holy Land in the early XII century]. St. Petersburg, Izdatel'stvo Olega Abyshko Publ., 2007, 407 p. (In Russian).
Dimitrii Rostovskii, svt. Tvoreniia [Works]. Moscow, 2005, vol. 1, 820 p. (In Russian).
Elliott J. A Synopsis of the Apocryphal Nativity and Infancy Narratives. (New Testament Tools and Studies, 34). Leiden, 2006, 234 p.
Elliott J. The Apocryphal New Testament. Oxford, 1993, 774 p.
Epifanii Kiprskii, svt. Tvoreniia [Works]. Moscow, 1864, vol. 2, 462 p. (In Russian).
Giamberardini G. San Giuseppe nella tradizione copta. Cairo, 1966, 291 p.
Gricevskaja I.M. Indeksy istinnyh knig [Indices of true books]. Moscow, Dmitrii Bulanin, 2003, 254 p. (In Russian).
Hoade E. Guide to the Holy Land. Jerusalem, 1984, 823 p.
Ioann Damaskin, sv. Tvoreniia prepodobnogo Ioanna Damaskina. Khristologicheskie i pole-micheskie traktaty. Slova na Bogorodichnye prazdniki [Works of the Saint John of Damascus. Christological and polemical treatises. Words on the Theotokos feasts]. Moscow, Martis Publ., 1997, 351 p. (In Russian).
Ioann Zlatoust, svt. Tvoreniia [Works]. St. Petersburg, Izdanie S.-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii Publ., 1901, vol. 7, 908 p. (In Russian).
Leonid (Kavelin), arkhim. Ierusalim, Palestina i Afon po russkim palomnikam XIV-XVII vv. [Jerusalem, Palestine and Mount Athos by Russian pilgrims in XIV-XVI centuries]. Moscow, 1871, 110 p. (In Russian).
Olesnitskii A.A. Sviataia Zemlia [Holy Land]. Kiev, 1875, vol. 1, 555 p. (In Russian).
Petr Diakon. Petra Diakona kniga o sviatykh mestakh [Peter Deacon's book about holy places]. Pravoslavnyi palestinskii sbornik - Orthodox Palestinian collection, 1889, vol. 7, pp. 172-204 (In Russian).
Porfir'ev I.Ia. Apokrificheskie skazaniia o novozavetnykh litsakh i sobytiiakh [Apocryphal legends about New Testament persons and events]. St. Petersburg, Tipografiia Imperatorskoi Akademii Nauk, 1890, 482 p. (In Russian).
St. Maximus the Confessor. The Life of the Virgin / trans. by Stephen J. Shoemaker. Yale University Press, 2012, 224 p.
Sventsitskaia I.S. Apokrificheskie skazaniia ob Iisuse, Sviatom Semeistve i Svideteliakh Khristovykh [Apocryphal legends about Jesus, the Holy Family and the Witnesses of Christ]. Moscow, Kogelet Publ., 1999, 114 p. (In Russian).
Theoderich's Description of the holy places (Circa 1172 A. D.). London, 1891, 86 p.
Thompson E. The Life and Glories of St. Joseph, Husband of Mary, Foster-Father of Jesus, and Patron of the Universal Church. Rockford, 1980, 516 p.
Wright T. Early Travels in Palestine. Elibron Classics, 2007, 517 p.