Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ТЕХНОЛОГИИ АЙТРЕКИНГА В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ТЕХНОЛОГИИ АЙТРЕКИНГА В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ АЙТРЕКИНГА / DIGITAL TRANSFORMATION OF HIGHER EDUCATION / PEDAGOGICAL DESIGN / NEUROTECHNOLOGY / THE TECHNOLOGY OF EYE TRACKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абабкова Марианна Юрьевна, Розова Наталья Константиновна

Рассматриваются возможности использования технологии айтрекинга в педагогических исследованиях для получения объективных данных о восприятии студентами учебной информации и материалов, эффективности методических онлайн- и офлайн-материалов, о процессах взаимодействия студентов в ходе обучения и во внеаудиторной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абабкова Марианна Юрьевна, Розова Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ТЕХНОЛОГИИ АЙТРЕКИНГА В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Список литературы

1. Астахова Л.В. Развитие управленческой компетенции будущего специалиста по защите информации в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 330-339.

2. Бережнова Л.Н., Миняйленко Н.Н., Новожилов В.Ю. [и др.]. Работа над кандидатской диссертацией: учеб. пособие для адъюнктов. М., 2011.

3. Тимочкин А.С. Проблемы формирования управленческих компетенций у младших специалистов войск национальных гвардии РФ // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4(71). С. 242243.

* * *

1. Astahova L.V. Razvitie upravlencheskoj kom-petencii budushchego specialista po zashchite in-formacii v vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. S. 330-339.

2. Berezhnova L.N., Minyajlenko N.N., Novo-zhilov V.Yu. [i dr.]. Rabota nad kandidatskoj dis-sertaciej: ucheb. posobie dlya ad#yunktov. M., 2011.

3. Timochkin A.S. Problemy formirovaniya uprav-lencheskih kompetencij u mladshih specialistov vojsk nacional'nyh gvardii RF // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. № 4(71). S. 242-243.

Program of the empiric research

of the implementation of the grade-rating

system while evaluating the process

of developing the managerial

competence of junior specialists

of the National Guard Troops

in the Russian Federation

The article deals with the gradual methodological plan directed to the organization of the implementation of the model of grade-rating system while evaluating the managerial competence. There are considered the factors that are necessary for the achievement of the predicted result connected with the methodology of the implementation of the graderating system in the process of the professional training of junior specialists. There are described the basic stages of the empiric research.

Key words: managerial competence, junior specialists, the model of grade-rating system, professional training.

(Статья поступила в редакцию 04.02.2019)

м.Ю. абабкова, Н.к. розова

(Санкт-Петербург)

к вопросу о месте технологии айтрекинга в российской высшей школе

Рассматриваются возможности использования технологии айтрекинга в педагогических исследованиях для получения объективных данных о восприятии студентами учебной информации и материалов, эффективности методических онлайн- и офлайн-материалов, о процессах взаимодействия студентов в ходе обучения и во внеаудиторной деятельности.

Ключевые слова: цифровая трансформация высшего образования, педагогический дизайн, нейротехнологии, технология айтрекинга.

XXI век ставит перед российской высшей школой все более сложные задачи, в том числе задачу цифровой трансформации образования (ЦТО), представляющей собой в первую очередь модернизацию содержания образования, инструментария и методов учебной деятельности. На смену используемым в современной педагогической практике учебно-методическим комплексам (УМК) в ближайшие годы придет новое поколение - цифровые учебно-методические комплексы (ЦУМК). Как указано в докладе НИУ ВШЭ «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования», внедрение ЦУМК обещает стать определяющим направлением усилий по модернизации образовательного процесса [7]. Технологические предпосылки цто в высшей школе, лежащие в основе перехода к персонализированно-результативной организации учебной работы, уже сложились: вузы имеют высокоскоростной доступ в Интернет, практически все студенты и преподаватели располагают персональными цифровыми устройствами, в стране продолжается диффузия инноваций в сфере сквозных технологий цифровой экономики, к которым относят большие данные, искусственный интеллект, нейротехнологии, виртуальную и дополненную реальности и ряд других [10; 11; 13].

однако психолого-педагогические предпосылки цто не внушают оптимизма. одной из самых больших проблем современной российской образовательной системы является низкая успеваемость. Отчасти это объясняет-

О Абабкова М.Ю., Розова Н.К., 2020

междисциплинарный подход в персонализированно-результативном обучении

Образовательная психология

ся тем, что традиционные педагогические приемы применительно к студентам, принадлежащим к поколению 2, демонстрируют существенно меньшую эффективность. Характерными чертами представителей этого поколения называют отсутствие мотивации, слабые способности к концентрации внимания, снижение аналитических способностей. Все чаще в специальной литературе встречается термин клиповизация мышления [6; 8], означающий в первую очередь преобладание у студентов наглядно-образного мышления над словесно-логическим и наглядно-действенным. Клиповое мышление - следствие изменяющихся условий жизнедеятельности и ритма жизни. Людям с таким типом мышления трудно воспринимать большие объемы информации, они лучше воспринимают визуализированный материал, оперируя множеством образов. С каждым днем таких студентов становится все больше, однако в современной учебной литературе по психологии понятие «клиповое мышление» все еще не выделено в самостоятельный тип. При этом современная нейрона-ука позволяет отслеживать эффективность отдельных мыслительных процессов и когнитивной деятельности в целом с помощью специальных инструментальных методов. Таким образом, переход к персонализированно-ре-зультативному обучению в высшей школе настоятельно требует междисциплинарного подхода, т. е. комбинирования знаний и технологий из нескольких областей - психологии, педагогики и нейронауки (см. рис. выше).

Современный маркетинг в образовании использует различные виды нейромаркетин-говых исследований, таких как:

- биологическая обратная связь для снятия стресса, тревожности, изучения психофизиологического и эмоционального состояния студентов в учебном процессе, реакции обучающихся на различные формы и методы организации учебного процесса [1];

- проективные методики для изучения отношения студентов к вузу, кафедре, специальности, основанные на «мягких» технологиях нейромаркетинга, таких как 2МЕТ [2].

Использование инструментальных методик исследования (на основе нейробиологиче-ских и психофизиологических исследовательских процедур с применением аппаратуры) в российском образовании затруднено в связи с закрытостью исследований и обработки данных, высокой стоимостью исследований и субъективизмом обработки данных.

Понятие педагогического дизайна появилось сравнительно недавно - на рубеже XX-XXI вв. Оно предполагает использование системных знаний при создании обучающей среды, способствующей проектированию эффективного учебного процесса. В статье Е.В. Абы-зовой педагогический дизайн определяется как «научно-практическая отрасль педагогического знания, занимающаяся разработкой, применением и оценкой образовательных ситуаций (условий) и современных учебных материалов, являющаяся актуальной в рамках современного реформирования образования: при переходе от знаниевой парадигмы к компетент-ностной, при интенсификации и информатизации современного образования» [3]. Инструментарий нейронауки позволит вывести педагогический дизайн на новый уровень, который предлагается обозначить термином обра-

зовательный нейродизайн. С учетом масштабов «клиповизации мышления» поколения Z и потребности в увеличении визуальной составляющей учебных материалов представляется целесообразным использование при их проектировании и оценке технологии айтре-кинга (окулографии).

Айтрекинг (от англ. eye tracking - «отслеживание глаза») изучает зрительное восприятие. Эта технология зародилась еще в конце XIX в. В 1879 г. французский врач-офтальмолог Эмиль Жаваль (Louis Emile Javal) обнаружил, что в процессе чтения напечатанного текста зрачки не движутся монотонно, а совершают движения двух типов - быстрые скачкообразные перемещения (саккады) и короткие остановки (фиксации) [12]. Именно во время фиксаций и происходит получение информации человеком. За прошедшие 140 лет теория и практика айтрекинга получили существенное развитие: на сегодняшний день выявлены 8 типов макро- и микродвижений глаз, освоены 6 методов регистрации движений глаз (фотооптический, фотоэлектрический, электро-окулографический, электромагнитный, киносъемка и видеосъемка) [5]. Нейробиологи из Массачусетского технологического института уже установили минимальный интервал времени, необходимый для демонстрации человеку изображения с тем, чтобы мозг сумел его обработать. Этот интервал составляет 13 миллисекунд [14]. Усовершенствовались и инструментальные средства айтрекинга, прошедшие путь от линз, соединенных с графопостроителем, до высокоточных неинвазивных приборов. Айтрекер (eye tracker) представляет собой устройство, с помощью которого производятся распознавание и запись мест фиксации и путей перемещения взгляда при получении визуальной информации. Современные айтрекеры могут быть как стационарными (размещаемыми перед экраном компьютера), так и мобильными (в форме шлема или очков). Мобильные айтрекеры выпускаются несколькими фирмами (например, EyeLink, ISCAN, EyeGaze, ASL), среди которых в России наиболее популярна шведская компания TOBII [5].

Полученная в ходе исследования информация о движении глаз включает следующие сведения: список точек фиксации, продолжительность каждой фиксации и общее время фиксаций, время достижения точки каждой фиксации, количество фиксаций на отдельных элементах исследуемого текста / изображения. Эти данные обычно визуализируются методом наложения на изучаемый текст / изображение

результатов исследования и оформляются в виде следующих отчетов.

1. Карта перемещения взгляда (Fixation Map, Sight Pass или Scan Path) - ломаная кривая, на которой точки фиксации, обозначенные кругами с диаметрами, определяемыми продолжительностью фиксации, соединяются линиями в последовательности, соответствующей движениям глаз. Данная последовательность демонстрирует области приоритетного внимания, а также то, с чего начался просмотр и в какой точке закончился [9, с. 36].

2. Тепловая карта (Heat Map) - отображение с помощью цвета (от теплых тонов к холодным) степени концентрации внимания на той или иной части текста / изображения. Чем холоднее цвет, тем меньше рассматривалась данная область текста / изображения [Там же, с. 37].

3. Туманная карта (Fog Map или Opacity Map) - отображение степени концентрации внимания на отдельных частях текста / изображения с помощью степени прозрачности темной заливки, скрывающей изучаемый материал.

4. Анализ зон интереса (AOI - Area of Interest). В данном отчете сравниваются количественные показатели по выбранным областям исследуемого текста / изображения с целью выявления наиболее привлекательных из них. Пример изображения с выделенными зонами интереса приведен в методическом пособии [Там же, с. 38].

Главным достоинством использования технологии айтрекинга является объективность результатов анализа, т. к. зрачок глаза совершает рефлекторные движения, которыми человек не может управлять, что исключает влияние испытуемого на итоги исследования. Однако наибольший эффект айтрекинг может дать в совокупности с традиционными методами исследования (например, такими, как интервьюирование и опросы).

Сегодня айтрекинг активно используется в самых различных областях - от медицины до спорта, но наиболее часто данная технология применяется в маркетинговых исследованиях, при изучении дизайна программных продуктов, в исследованиях когнитивной деятельности людей.

образовательный нейродизайн с помощью айтрекинга получает доступ к следующим сведениям:

- о различиях в сборе информации студентами;

- различиях в процессах взаимодействия студентов с преподавателями;

- процессах взаимодействия студентов в ходе обучения, а также во внеаудиторной деятельности;

- об эффективности тех или иных учебных материалов [15].

Это особенно актуально сегодня, когда в условиях цифровой трансформации высшего профессионального образования возникла острая потребность в освоении новых форм обучения, в том числе дистанционных. Существенно возрастают требования к качеству учебно-демонстрационных материалов. При этом необходима их систематическая оценка с позиций эффективности передачи и усвоения информации, выбора правильных аттракторов, формирования позитивного эмоционального фона обучения.

Не секрет, что, работая со студентами в аудитории (особенно на программах бакалавриата) и (в соответствии с современной концепцией маркетинга) оказывая образовательную услугу, профессорско-преподавательский состав сталкивается с пассивным, носящим потенциальный характер спросом. В этом случае должна применяться стратегия стимулирующего маркетинга, включающая в качестве одного из средств «совершенствование упаковки товара», что применительно к образовательной сфере может означать совершенствование дизайна учебных материалов, демонстрируемых как в ходе аудиторных занятий, так и в онлайн-курсах.

Особого внимания заслуживают контрольно-измерительные учебные материалы, которые могут быть оценены с позиций студенческого восприятия. Так, при прохождении онлайн-тестов по дисциплине «Основы маркетинга» 10% студенческого потока из 120 человек допускали ошибки, связанные с невнимательным прочтением заданий; 5% не выполнили дополнительное задание, не входящее в основной тест (при этом остался открытым вопрос о том, видели они его или не смотрели на экран, выполнив все тестовые задания). В сравнении с тестированием прошлого учебного года на вопросы, сопровождаемые иллюстрациями, правильных ответов было дано на 30% больше. Однако данная статистика представляет собой только результаты испытания и ни в коей мере не характеризует сами тестовые материалы.

Еще одним потенциальным направлением применения айтрекинга в высшей школе может стать оценка эффективности взаимодействия с абитуриентами, их родителями и прочими стейкхолдерами посредством анализа

рекламных материалов (вывесок, рекламных щитов, листовок, буклетов) и сайтов и сообществ как образовательной организации в целом, так и ее подразделений. Кроме того, ай-трекинг может быть задействован в процедурах прокторинга (слежения за тестированием или экзаменом в онлайн-режиме), в ходе которых помимо прочих характеристик поведения отслеживается направление взгляда испытуемого.

Использование технологии айтрекинга в рамках совершенствования педагогического нейродизайна и расширения методологии когнитивного маркетинга на основе междисциплинарного сотрудничества, на наш взгляд, востребовано образованием будущего для совершенствования образовательного процесса, увеличения вовлеченности обучающихся и оценки эффективности педагогических технологий, а также для обоснования стратегии коммуникаций образовательной организации.

Таким образом, достижения нейромарке-тинга и нейроисследований в образовании в рамках междисциплинарного сотрудничества таких наук, как маркетинг образования, нейро-биология, психология, педагогика и дидактика, могут успешно использоваться в деятельности образовательной организации.

Список литературы

1. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Опыт применения метода биологической обратной связи для оценки текущего психологического состояния студентов в ходе учебного процесса // Живая психология. 2018. Т. 5. № 1. С. 33-48. DOI: 10.18334/ lp.5.1.38929.

2. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Применение метаморфной модели Дж. Залтмана (ZMET) для изучения отношения студентов к университету, кафедре и специальности // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 4(120). С. 18-27.

3. Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/1432 5024 (дата обращения: 17.01.2020).

4. Айтрекинг: доступные решения и их особенности [Электронный ресурс] // Хабр. Блог компании Neurodata Lab. URL: https://habr.com/ru/com pany/neurodatalab/blog/339424/ (дата обращения: 20.01.2020).

5. Куликов И.А. Возможности применения тре-кинга глаз в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vozmozhnosti-primeneniya-trekinga-glaz-v-obrazovanii (дата обращения: 20.01.2020).

6. Кутузова Н.В. Клиповое мышление как массовое поверхностное восприятие информации // Ин-

новационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Казань, май 2018 г.). Казань, 2018. URL: https//moluch.ru/conf/ped/arch ive/278/14175/ (дата обращения: 27.01.2020).

7. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае: II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (Москва, Россия, 2627 сент. 2019 г.) / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан [и др.]; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы. М., 2019.

8. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. вып. 5(24). URL: https//docviewer.yandex.ru/view/4073303 (дата обращения: 26.01.2020).

9. Шелепин Е.Ю., Шелепин К.Ю., Скуратова К.А. Айтрекинг: метод. пособие по применению. СПб.: Скифия-принт, 2019.

10. Baranova T., Kobicheva A., Tokareva E. Web-Based Environment in the Integrated Learning Model for CLIL-Learners: Examination of Students' and Teacher's Satisfaction // Antipova T., Rocha A. (eds) Digital Science 2019. DSIC 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1114.

11. Evseeva L.I., Shipunova O.D., Pozdee-va E.G., Trostinskaya I.R., Evseev V.V. Digital Learning as a Factor of Professional Competitive Growth // T. Antipova and A. Rocha (Eds.). DSIC 2019. AISC 1114. P. 241-251. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-37737-3_22.

12. Groh J. Hearing in a world of light: why, where, and how visual and auditory information are connected by the brain // Journal of Eye Movement Research. 2019. No 12(7). DOI: 10.16910/jemr.12.7.3.13. Latipov Z.A., Galchenko N.A., Rozova N.K., Ikon-nikova A.N., Filippova S.V. Digital educational environment as a tool of system changes in the teacher's professional activity // Humanities & Social Sciences Reviews eISS 2395-6518. 2019. Vol. 7. No 6. P. 549553.

14. Potter M.C., Wyble B., Hagmann C.E., McCourt E.S. Detecting meaning in RSVP at 13 ms per picture // Atten. Percept. Psychophys. 2014. No 76. P. 270-279. DOI: 10.3758/s13414-013-0605-z.

15. Zakharova Irina, Kobicheva Aleksandra & Rozova Natalia. Results Analysis of Russian Students' Participation in the Online International Educational Project X-Culture // Education Sciences. 2019.

No 9(168). DOI: 10.3390/educsci9030168.

* * *

1. Ababkova M.Yu., Leont'eva V.L. Opyt prime-neniya metoda biologicheskoj obratnoj svyazi dlya ocenki tekushchego psihologicheskogo sostoyaniya studentov v hode uchebnogo processa // Zhivaya psi-hologiya. 2018. T. 5. № 1. S. 33-48. DOI: 10.18334/ lp.5.1.38929.

2. Ababkova M.Yu., Leont'eva V.L. Primenenie metamorfnoj modeli Dzh. Zaltmana (ZMET) dlya izucheniya otnosheniya studentov k universitetu, ka-fedre i special'nosti // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2017. № 4(120). S. 18-27.

3. Abyzova E.V. Pedagogicheskij dizajn: ponyatie, predmet, osnovnye kategorii [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14325024 (data obrashcheniya: 17.01.2020).

4. Ajtreking: dostupnye resheniya i ih osobennosti [Elektronnyj resurs] // Habr. Blog kompanii Neurodata Lab. URL: https://habr.com/ru/company/neurodatalab/ blog/339424/ (data obrashcheniya: 20.01.2020).

5. Kulikov I.A. Vozmozhnosti primeneniya tre-kinga glaz v obrazovanii [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-prime neniya-trekinga-glaz-v-obrazovanii (data obrashche-niya: 20.01.2020).

6. Kutuzova N.V. Klipovoe myshlenie kak mas-sovoe poverhnostnoe vospriyatie informacii // Inno-vacionnye pedagogicheskie tekhnologii: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (Kazan', maj 2018 g.). Kazan', 2018. URL: https//moluch.ru/conf/ped/archi ve/278/14175/ (data obrashcheniya: 27.01.2020).

7. Problemy i perspektivy cifrovoj transforma-cii obrazovaniya v Rossii i Kitae. II Rossijsko-kitaj-skaya konferenciya issledovatelej obrazovaniya «Cif-rovaya transformaciya obrazovaniya i iskusstvennyj intellekt» (Moskva, Rossiya, 26- 27 sent. 2019 g.) / A.Yu. Uvarov, S. Van, C. Kan [i dr.]; otv. red. I.V. Dvo-reckaya; per. s kit. N.S. Kuchmy. M., 2019.

8. Semenovskih T.V. Fenomen «klipovogo mysh-leniya» v obrazovatel'noj vuzovskoj srede [Elektronnyj resurs] // Naukovedenie. 2014. Vyp. 5(24). URL: https//docviewer.yandex.ru/view/4073303 (data obrashcheniya: 26.01.2020).

9. Shelepin E.Yu., Shelepin K.Yu., Skurato-va K.A. Ajtreking: metod. posobie po primeneniyu. SPb.: Skifiya-print, 2019.

Considering the issue of the place of the eye tracking technology in the Russian Higher School

The article deals with the potential of the use of the eye tracking technology in pedagogic researches in order to get the objective data of the students' perception of the learning information, the effectiveness of the methodological online and offline material, the processes of students' cooperation in the educational process and extracurricular activities.

Key words: digital transformation of higher education, pedagogical design, neurotechnology, the technology of eye tracking.

(Статья поступила в редакцию 07.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.