Научная статья на тему 'К вопросу о месте стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток в системе нормативных оснований'

К вопросу о месте стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток в системе нормативных оснований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ЕКПП / СОВЕТ ЕВРОПЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / THE PENITENTIARY SYSTEM / THE PUNISHMENT OF IMPRISONMENT / THE ECPT / COUNCIL OF EUROPE / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хуторская Наталья Борисовна

В данной статье анализируются проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Особое внимание уделяется стандартам Европейского комитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (далее – ЕКПП, или Комитет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PLACE OF THE EUROPEAN COMMITTEE STANDARDS AGAINST TORTURES IN THE SYSTEM OF REGULATIONS FOR REFORMING THE PENITENTIARY SYSTEM

He article is devoted to analyses the problems of implementation of international standards for the treatment of prisoners in the establishments and institutions, executing criminal penalties and other measures under the criminal law. Special attention is paid to the standards of the European Committee for the prevention of torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток в системе нормативных оснований»

не стесняясь, демонстрируют гражданскому обществу свои нравы, схожие с опытом тюремного заключения. Много исторических причин повлияло на внедрение пенитенциарной культуры в общую правовую культуру государства: насильственно изменялось национальное юридическое сознание, мутировалось отношение к собственности, монархии, богу, ломались естественные способы соединения людей, насаждался страх перед судьями, состоящими на службе у тирана, и т.д. Пенитенциарная система в отдельные исторические периоды становилась основным элементом в правовой культуре российского государства, современный этап ее развития позволяет надеяться на торжество человеческих ценностей.

1 Ромашов Р.А. Генезис тюремной индустрии в контексте исторических циклов российского государства // Структура тюремной индустрии. - СПб., 2012. - С. 31.

2 Челлен Р. Государство как форма жизни. - М., 2008. - С. 228.

3 Ромашов Р.А. Конфликтология: учебное пособие. - СПб., 2006. - С. 43.

4 Там же. С. 175.

5 Фукуяма Ф. Управление и мировой порядок в XXI веке. - М., 2010. - С. 199.

6 См., например: Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. - СПб., 1999; Ветют-нев Ю.Ю. Государственно-правовые закономерности (введение в теорию). - Элиста, 2006; Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология. - СПб., 2008.

8 БСЭ. - 3-изд. - М., 1978. - Т. 30. - С. 298.

8 Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. - Саратов, 1989. - С. 4.

9 Тэйлор Э.Б., Первобытная культура. - М., 1989. - С. 18.

10 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Избр. произв.: в 7 т. - М., 1947. - Т. 6. - Письмо 4.

11 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989. - С. 4.

12 Там же. С. 6 - 7.

13 Явич Л.С. Сущность права. - Л., 1984. - С. 183.

14 Неновски Н. Право и ценности. - М., 1987. - С. 232.

14 http://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения 20.11.2012).

16 Dworkin R. Law* s Empire. - Oxford, 1998. - P. 77.

17 Пухта Г.Ф. Курс римского гражданского права. - М., 1874. - С. 29. '9 Там же. С. 30 - 33.

19 Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. - М., 2010. - С. 16.

20 Блок М. Апология истории. - М., 1986. - С. 173.

21 Иглтон Т. Идея культуры. - М., 2012. - С. 17.

УДК 343

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ СТАНДАРТОВ ЕВРОПЕЙСКОГО КОМИТЕТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ОСНОВАНИЙ

РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС

© 2012 Н. Б. Хуторская

Аннотация. В данной статье анализируются проблемы реализации международных стандартов обращения с осужденными в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Особое внимание уделяется стандартам Европейского комитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (далее - ЕКПП, или Комитет).

Ключевые слова: пенитенциарная система, наказание в виде лишения свободы, ЕКПП, Совет Европы, международные стандарты.

TO THE QUESTION OF THE PLACE OF THE EUROPEAN COMMITTEE STANDARDS AGAINST TORTURES IN THE SYSTEM OF REGULATIONS FOR REFORMING

THE PENITENTIARY SYSTEM

© 2012 N. Khutorskaya

Summary. The article is devoted to analyses the problems of implementation of international standards for the treatment of prisoners in the establishments and institutions, executing criminal penalties and other measures under the criminal law. Special attention is paid to the standards of the European Committee for the prevention of torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Keywords : the penitentiary system, the punishment of imprisonment, the ECPT, Council of Europe, international standards.

Реформирование пенитенциарной системы любого европейского государства должно основываться на нормах, содержащихся в документах Совета Европы, которые имеют различную юридическую силу. Конвенции, требующие подписания и ратификации, являются обязательными для государств - членов Совета Европы, а рекомендации, такие как Европейские тюремные правила, Европейские правила содержания под стражей, Европейские правила в отношении несовершеннолетних, Правила Совета Европы о пробации и многие другие, содержат лишь определенные ориентиры, минимальные требования, которым должна соответствовать система исполнения наказаний. Тем не менее даже в рекомендательных документах сформулированы принципы, обязательные для реализации в деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера.

В России именно эти документы в той или иной степени изучаются, анализируются, порой не совсем точно цитируются и, по возможности, реализуются в процессе совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Однако, на наш взгляд, до сих пор не уделяется должного внимания таким важным источникам международного права, как стандарты Европейского комитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. Наряду с конвенциями и рекомендациями Совета Европы они должны стать нормативным основанием реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы.

Созданный в соответствии со ст. 1 Европейской конвенции по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1987 г.) ЕКПП во время посещений мест изоляции граждан (тюрем, полицейских участков, психиатрических клиник, домов для престарелых, лагерей беженцев и др.) изучает обращение с этими лицами.

Свою превентивную функцию ЕКПП осуществляет в процессе двух видов посещений государств - членов Совета Европы: периодических и чрезвычайных. Периодические посещения проводятся регулярно во всех государствах, а чрезвычайные организуются в те государства, где, по мнению Комитета, «того требуют обстоятельства».

После каждого посещения ЕКПП готовит отчет об обнаруженных недостатках в деятельности государственных органов и, если необходимо, дает рекомендации, которые ложатся в основу диалога между государством и Комитетом. Кроме того, ЕКПП составляет о своей деятельности так называемый генеральный доклад, который ежегодно публикуется.

В ряде таких докладов сформулированы требования, или стандарты, которыми ЕКПП руководствуется во время посещения, в частности, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Комитет предлагает правительствам государств следовать им, однако не указывает, каков механизм их реализации, поскольку каждая страна должна решать проблемы, сообразуясь со своими возможностями. По сути, стандарты ЕКПП в определенной степени дублируют рекомендации, содержащиеся в Европейских тюремных правилах и других документах Совета Европы, но, по сравнению с ними, имеют большую юридическую силу, поскольку наравне с положениями Европейской конвенции по предупреждению пыток стандарты ЕКПП служат основой принятия решений Европейским судом по правам человека. Стандарты ЕКПП освещают практически все аспекты исполнения наказания в виде лишения свободы: организационно-управленческие и штатные вопросы, обеспечение правового положения осужденных, порядка и условий отбывания наказания и др. Рассмотрим некоторые из них.

По мнению Комитета, нарушения прав человека в учреждениях тюремного типа могут быть обусловлены плохой организацией их функционирования, низким уровнем финансирования, что, однако, не может служить оправданием плохого обращения с осужденными. В определенной степени эти проблемы могут быть решены за счет создания

в учреждении определенной атмосферы, позитивных взаимоотношений между персоналом и осужденными. На место конфронтации должно прийти сотрудничество1.

В этой связи ЕКПП придает огромное значение подготовке кадров, включающей, в том числе, изучение международных документов по правам человека. Как считает ЕКПП, лучшей гарантией недопущения жестокого обращения с осужденными является качественная подготовка сотрудников. При наборе персонала следует в первую очередь оценивать то, насколько кандидат на службу в тюремном ведомстве способен устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Межличностные взаимоотношения в учреждении, основанные на уважении человеческого достоинства, должны стать основой подготовки сотрудников. Именно такой подход позволит снизить напряженность, предупредить насилие, повысить эффективность деятельности учреждения и улучшить условия отбывания наказания2.

В свете этих требований ЕКПП перед российской уголовно-исполнительной системой встает задача пересмотра кадровой политики, ориентированной на качественный подбор персонала, его первоначальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Важную роль могут сыграть образовательные учреждения ФСИН, которые должны предусмотреть в своих программах и тематических планах углубленное изучение не только рекомендаций Совета Европы, но и стандартов ЕКПП, а также психологическую подготовку будущих сотрудников УИС.

Физические условия, в которых содержатся осужденные, вызывают особую озабоченность ЕКПП, поскольку в ряде случаев они могут быть приравнены к жестокому, бесчеловечному обращению и даже пыткам. В первую очередь это касается размещения осужденных в спальных помещениях. Отмечая, что во многих восточно-европейских государствах, в том числе в России, осужденные содержатся в многоместных спальных помещениях, ЕКПП считает это положение недопустимым. ЕКПП понимает, что это положение обусловлено такими факторами, как исторические традиции, недостаток финансовых средств. Однако большие спальные помещения имеют множество недостатков, в частности, отсутствие у осужденного личного пространства, существование большого риска возникновения угрозы безопасности как осужденных, так и учреждения в целом. Кроме того, это способствует распространению тюремной субкультуры и созданию преступных группировок осужденных3.

Заметим, что ни в рекомендациях Совета Европы, ни в стандартах ЕКПП не содержится требование коренных образом изменить структуру учреждений, исполняющих лишение свободы, или их название. В них термин «тюрьма» употребляется как собирательный, обозначающий любое учреждение закрытого типа. Более того, в Европе происходит некоторая «переоценка ценностей», стремление пересмотреть концепцию исполнения наказания в виде лишения свободы. Так, в резолюцию Европейской конференции директоров тюремных ведомств (г. Эдинбург, Шотландия, 2009 г.) был включен следующий пункт: «Следует пересмотреть концепцию современной тюрьмы. Сложилось представление о тюрьме, как о сооружении, окруженном высокими стенами, с запорами и засовами, где заключенные находятся под постоянным надзором и контролем. Россия подает пример другой организации лишения свободы: основной вид учреждения - исправительная колония, в которой осужденные имеют относительную свободу передвижения в рамках контролируемой и охраняемой территории. Одновременно во многих европейских государствах наметилась опасная тенденция строительства особо охраняемых тюрем с жестким режимом содержания. Совету Европы следует обсудить этот вопрос»4.

Эта же идея изложена в одном из генеральных докладов ЕКПП: «Находясь в тюрьме, заключенные все-таки должны пользоваться относительной свободой, которая должна стать как бы компенсацией тех суровых условий, в которых они отбывают наказание. У них должна быть возможность общаться друг с другом и с персоналом. Это не только в их интересах, но и важно с точки зрения обеспечения безопасности учреждения и сотрудников5.

Еще одной проблемой лишения свободы, на которую обращает пристальное внимание ЕКПП, являются нормы жилой площади на каждого осужденного. Это особо подчер-

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНЛАРТОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНЫХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

кивается в п. 30 11-го генерального доклада за 2001 г.: «Правительства должны предусмотреть в законах определенные нормы, отвечающие требованиям уважения человеческого достоинства, а также необходимости охраны здоровья и соблюдения правил санитарии и гигиены». ЕКПП установил некоторые минимальные нормы: 4 квадратных метра на одного заключенного в многоместных камерах и 6 квадратных метров в одноместных». По мнению ЕКПП, при установлении норм жилой площади «следует принимать во внимание минимальное время, которое заключенный проводит в камере... Комитет, однако, полагает, что наиболее предпочтительная норма жилой площади на одного заключенного должна составлять от 9 до 10 кв.м6.

Таким образом, реформирование УИС России должно быть направлено не столько на форму, сколько на содержание: не на перепрофилирование исправительных колоний в тюрьмы, а на улучшение условий содержания осужденных с учетом стандартов ЕКПП.

Несовершеннолетние осужденные представляют собой особую категорию лиц, лишенных свободы, поэтому Комитет обращает самое пристальное внимание на предупреждение таких действий со стороны сотрудников учреждений для несовершеннолетних, которые могут рассматриваться как нарушения прав человека. ЕКПП сформулировал некоторые стандарты, которыми он руководствуется во время посещения закрытых учреждений для несовершеннолетних.

В первую очередь ЕКПП настаивает на том, чтобы в отношении несовершеннолетних правонарушителей наказание в виде лишения свободы применялось в качестве край-

„7

ней меры и, по возможности, на минимальный срок .

Проанализировав итоги посещения исправительных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в разных странах Европы, ЕКПП с удовлетворением отмечает, что случаи намеренного плохого обращения с этой категорией осужденных отмечаются крайне редко.

Тем не менее в целях предупреждения подобных действий Комитет настаивает на том, чтобы в отношении несовершеннолетних, нарушающих порядок и условия отбывания наказания, не применялись меры физического воспитательного воздействия.

ЕКПП указывает на необходимость соблюдения принципа дифференциации, т.е. раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних, лиц мужского и женского пола8.

В этой связи трудно согласиться с предложениями о совместном размещении юношей и девушек в одном учреждении для несовершеннолетних.

Предупреждению нарушений прав несовершеннолетних, плохому обращению с ними также способствует рациональное комплектование штата исправительных учреждений, в котором должны быть как мужчины, так и женщины. Необходимость этого обусловлена тем, что сотрудники разного пола могут решать самые разнообразные проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние правонарушители. Кроме того, при таком комплектовании персонала облегчается задача проведения обысков и досмотров.

В процессе посещения ряда учреждений для несовершеннолетних члены Комитета обратили внимание на то, что сотрудники, обеспечивающие безопасность, носят резиновые палки. ЕКПП считает это недопустимым9.

Как и в отношении учреждений для взрослых правонарушителей, ЕКПП, принимая стандарты, касающиеся содержания несовершеннолетних, не настаивает на едином для всех государств Европы названии. Таким образом, прежнее наименование российских учреждений - воспитательные колонии - полностью соответствует и европейским стандартам, и сложившейся в зарубежных государствах практике, где учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей могут называться тюрьмами для несовершеннолетних, воспитательными центрами, исправительными центрами, открытыми или закрытыми социальными учреждениями и т.д.

Поэтому у нас вызывает недоумение предложенное Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. переименование воспитательных колоний в воспитательные центры.

Несмотря на то, что осужденные женского пола во всех европейских государствах составляют небольшую долю в общем количестве лиц, отбывающих лишение свободы, ЕКПП уделяет повышенное внимание данной особой категории. В первую очередь ЕКПП настаивает на том, чтобы в этих учреждениях также работали сотрудники обоего пола10.

Женщин как наиболее уязвимую категорию следует содержать отдельно от осужденных мужского пола. Одновременно ЕКПП поддерживает инициативу некоторых государств по совместному содержанию супружеских пар осужденных в одном учреждении при условии обеспечения надлежащего надзора и контроля11.

В любом государстве Европы остро стоит проблема обеспечения условий содержание беременных и женщин, имеющих малолетних детей. ЕКПП настаивает на том, чтобы женщины рожали в больницах вне тюремного учреждения. Отмечены случаи, когда рожениц во время родов пристегивали наручниками. Комитет считает это недопустимым12.

Что касается возможности нахождения детей с матерями и продолжительности их пребывания в учреждении, то, по мнению ЕКПП, эта проблема должна решаться каждым государством в зависимости от наличия необходимым условий. Непреложным является принцип руководствоваться исключительно интересами ребенка при решении этих вопросов. С одной стороны, негуманно разлучать мать и дитя, а с другой - тюрьма не лучшее место для развития ребенка. Если же ребенок все-таки остается в тюрьме, следует позаботиться о его физическом, психическом и интеллектуальном развитии13.

Краткий и далеко не полный анализ стандартов ЕКПП позволяет нам сделать ряд выводов:

во-первых, наравне с конвенциями и рекомендациями Совета Европы стандарты ЕКПП должны стать одним из нормативных оснований дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы России;

во-вторых, следует предпринять углубленный научный анализ стандартов ЕКПП в сопоставлении с действующим российским законодательством, сложившейся практикой и планируемыми в соответствии с Концепцией развития УИС РФ до 2020 г. изменениями и внести соответствующие предложения по корректировке некоторых ее положений;

в-третьих, даже поверхностный анализ стандартов ЕКПП свидетельствует о том, что ряд положений Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. требует существенного пересмотра. Изменения должны быть не внешними, касающимися в основном переименований, введения новых терминов, не принятых в отечественной науке и законодательстве, а глубокими, сущностными, затрагивающими самые важные аспекты организации исполнения наказания в виде лишения свободы.

1 The CPT 2nd General Report [CPT/Inf (92) 3] - In: The CPT standards. "Substantive" sections of the CPT's General Reports. -Strasbourg, CPT/Inf/E (2002) 1 - Rev. - 2006. - P. 17.

2 Ibid. P. 80.

4 The 11th General Report [CPT/Inf (2001) 16] - In: The CPT Standards. - P. 24.

4 Conclusion by the General Rapporteur of the 15th Conference of Directors of Prison Administrations "Overcrowded Prisons: Looking for Solutions" (9-11 September 2009, Edinburgh). - P.5. - www.coe.int.

5 The 7 General Report [CPT/Inf (97) 10 ]- In: The CPT Standards. - P.27.

6 The 11th General Report [CPT/Inf(2001) 16] - In: The CPT Standards. - P. 30.

7 The 9th General Report [CPT/Inf (99) 12] - In: The CPT Standards. - P. 69.

8 Ibid. P.70.

9 The 9th General Report [CPT/Inf (99) 12] - In: The CPT Standards. - P. 71.

10 The 10th General Report [CPT/Inf (2000) 13] - In: The CPT Standards. - P.76.

11 Ibid. - P. 77.

12 Ibid. - P.78.

13 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.