Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕСТЕ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА'

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
место регистрации юридического лица / адрес государственной регистрации юридического лица / адрес массовой регистрации юридического лица / place of registration of a legal entity / address of state registration of a legal entity / address of mass registration of a legal entity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукьяненко София Александровна

В условиях рыночной экономики особое положение уделяется субъектам предпринимательской деятельности — юридическим лицам, зарегистрированным в установленном законом порядке для ведения хозяйственной деятельности. Поскольку государству отводится существенная роль в сегменте правого регулирования регистрации юридических лиц, а обеспечение выполнения требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации возлагается на Федеральную налоговую службу Российской Федерации в статье анализируются вопросы, касающиеся места государственной регистрации юридического лица, что обусловлено совершенствованием нормативной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In a market economy, a special position is given to business entities — legal entities registered in accordance with the procedure established by law for conducting economic activities. Since the state plays a significant role in the segment of legal regulation of registration of legal entities, and ensuring compliance with the requirements provided for by the current legislation of the Russian Federation is assigned to the Federal Tax Service of the Russian Federation, the article analyzes issues related to the place of state registration of a legal entity, which is due to the improvement of the regulatory framework.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕСТЕ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 347 ББК 67.99

София Александровна Лукьяненко

студентка

Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

[email protected]

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

Научный руководитель/ Оксана Николаевна Васильева

доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

К ВОПРОСУ

О МЕСТЕ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Аннотация. В условиях рыночной экономики особое положение уделяется субъектам предпринимательской

деятельности — юридическим лицам, зарегистрированным в установленном законом порядке для ведения хозяйственной деятельности.

Поскольку государству отводится существенная роль в сегменте правого регулирования регистрации юридических лиц, а обеспечение выполнения требований, предусмотренных

действующим законодательством

Российской Федерации возлагается на Федеральную налоговую службу Российской Федерации в статье анализируются вопросы, касающиеся места

государственной регистрации

юридического лица, что обусловлено совершенствованием нормативной базы.

Ключевые слова: место регистрации юридического лица, адрес государственной регистрации юридического лица, адрес массовой регистрации юридического лица.

[email protected]

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

S.A. LUKYANENKO, student of the Faculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation,

lukyanenko. [email protected] 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993, Russia

SCIENTIFIC DIRECTOR O.N. VASILYEVA,

Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity Financial University under the Government of the Russian Federation,

Candidate of Law, Associate Professor [email protected] 51/1 Leningradsky Ave., Moscow, 125993, Russia

ON THE ISSUE OF THE PLACE OF REGISTRATION OF A LEGAL ENTITY

Annotation. In a market economy, a special position is given to business entities — legal entities registered in accordance with the procedure established by law for conducting economic activities. Since the state plays a significant role in the segment of legal regulation of registration of legal entities, and ensuring compliance with the requirements provided for by the current legislation of the Russian Federation is assigned to the Federal Tax Service of the Russian Federation, the article analyzes issues related to the place of state registration of a legal entity, which is due to the improvement of the regulatory framework.

Key words: place of registration of a legal entity, address of state registration of a legal entity, address of mass registration of a legal entity.

Место регистрации юридического лица имеет важное значение как с точки зрения правоприменительной практики (например, когда речь идет о предъявлении иска юридическому лицу по корпоративным вопросам), так и с теоретико-правовой точки зрения (например, о государственной регистрации юридического лица по конкретному адресу).

Пункт 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 №2 51-ФЗ (далее по тексту — ГК РФ) устанавливает, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Аналогичное положение о государственной регистрации юридического лица по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа

закреплено в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1.

При рассмотрении данного вопроса стоит отметить, что законодатель указывает на значимость места регистрации юридического лица не только с позиции государственного регулирования, но и с позиции хозяйственной деятельности такого юридического лица. Например, в случае указания недействительного адреса юридическое лицо несет неблагоприятные последствия (в первую очередь, для себя лично), связанные с неполучением юридически значимых сообщений (уведомлений, требований или иных извещений).

Так, абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ устанавливает, что сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. При этом не имеет значение ознакомилось ли юридическое лицо с данным сообщением или нет, при условии, что такое сообщение направлено по адресу государственной регистрации юридического лица. Стоит учитывать, что сообщения могут быть различного рода (требования налоговых органов, претензионные письма, исковые заявления и иные юридически значимые сообщения).

Е.Д. Филипенко, отмечает, что суть государственной регистрации заключается в придании субъекту права, который обладает признаками, определенными нормами права, законного статуса юридического лица, в его легализации, т.е. регистрация является правоустанавливающим фактом [3, с. 35].

Е.А. Зорина рассматривает государственную регистрацию юридического лица с позиции внешне властной деятельности органов управления, возникающей между органами государственной власти, гражданами и организациями [1, с. 11-12].

А.Л. Радкевич придерживается иной позиции, в соответствии с которой при регистрации юридического лица учредители осуществляют регистрационные процедуры, реализуют свое субъективное право, а не исполняют служебную, государственную или иную обязанность [2].

Можно заметить, что единого подхода к рассматриваемой проблематике в юридической науке нет. Это обусловлено различными взглядами (позициями) на одно и то же явление, а именно регистрацию юридического лица.

1 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Российская газета». — 2001. — 10 авг.

Бесспорно, проблема места регистрации юридического лица возникает лишь только тогда, когда учредители реализуют свое субъективное право на регистрацию юридического лица. В то же время нельзя не согласится с позицией Н.А. Зориной, поскольку непосредственная регистрация юридического лица относится к компетенции органов государственной власти, которая реализуется в принятии конкретных решений императивного характера.

Стоит отметить, что ни ст. 54 ГК РФ, ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не дают четкого ответа на вопрос: какой адрес стоит указывать при регистрации юридического лица?

В правоприменительной практике под местом государственной регистрации юридического лица понимается — адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Так, к месту государственной регистрации юридического лица можно отнести:

— адрес постоянно действующего исполнительного органа;

— адрес лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес генерального директора);

— адрес места жительства учредителя организации при условии, что по такому адресу будет осуществляться связь с юридическим лицом.

Пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъясняет, что регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

При регистрации юридического лица по адресу жилого объекта стоит учитывать, что такая регистрация допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Существует законодательный пробел применительно к жилому помещению: если жилое помещение находится в государственной или муниципальной собственности и предоставляется физическим лицам по социальному найму. Возникает вопрос, какой орган будет уполномочен предоставлять согласие для регистрации юридического лица?

По нашему мнению, согласие будет предоставлять собственник такого жилого помещения, т.е. лицо, в собственности которого находится соответствующее жилое помещение, а, следовательно, либо государственный, либо муниципальный орган.

Согласно п. 1 указанного выше постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 61 «адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Законодатель разрешил указывать в учредительных документах юридического лица (например, в Уставе ООО) только населенный пункт, в пределах которого организация осуществляет свою деятельность (например, г. Москва). Однако при формировании заявления о регистрации юридического лица (Форма Р11001), а равно заявления о государственной регистрации изменений (Форма Р13014) требуется указать конкретный адрес юридического лица, который впоследствии будет указан в едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту — «ЕГРЮЛ»).

Так, Постановлением Верховного суда Российской Федерации от 10.09.2021 по делу № 19-АД21-13-К51 установлено, что отсутствие исполнительных органов по заявленному адресу (месту государственной регистрации юридического лица), невозможность установления почтовой связи свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Верховный суд РФ верно указал заявителю на то, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает административную и уголовную виды юридической ответственности в зависимости от совершенного противоправного деяния и последствий,

1 Постановление Верховного суда Российской Федерации от 10.09.2021 по делу № 19-АД21-13-К5 // Юридическая информационная система «Легалакт — законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/sud/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-10092021 -n- 19-ad21-13 -k5/ (дата обращения: 01.10.2022).

связанных с непредставлением или предоставлением заведомо ложных документов для государственной регистрации.

Поскольку адрес юридического лица указывается в ЕГРЮЛ, то все юридически значимые сообщения должны направляться непосредственно по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Одним из критериев недобросовестности налогоплательщиков является установление адреса государственной регистрации юридического лица — местом массовой регистрации.

Стоит отметить, что законодатель не дает определение такой категории как «адрес массовой регистрации», но в то же время в подзаконных актах данный термин встречается. Так в п.1.2.1. Приложения № 2 к приказу ФНС России от 29.12.2006 N° САЭ-3-09/911@1 определено, что каждое Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации путем издания соответствующего распорядительного акта устанавливает свой минимальный критерий отбора адреса массовой регистрации (например, один и тот же адрес указан при государственной регистрации в качестве последнего места нахождения десятью и более юридическими лицами, пятью и более юридическими лицами и т.п.).

Акцентируем внимание на том, что данный приказ не содержит конкретных формулировок в отношении адреса массовой регистрации. Основополагающим признаком адреса массовой регистрации является установление минимального критерия количества зарегистрированных юридических лиц по соответствующему адресу.

Так, по результатам рассмотрения заявления регистрирующий орган принял решение от 29.11.2016 № 4319751А об отказе в государственной регистрации, в котором со ссылкой на подп. «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указал на наличие подтверждённой информации о недостоверности представленных сведений, а именно: адрес, указанный в заявлении, является адресом массовой регистрации юридических

1 Приказ ФНС РФ от 29.12.2006 № САЭ-3-09/911@ «Об информационной поддержке» (вместе с «Порядком создания и структурой раздела «Информационная поддержка лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также налоговых органов и иных заинтересованных лиц» рубрики «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков» для размещения на сайте ФНС России в сети Интернет», «Составом и Порядком формирования сведений по информационной поддержке лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также налоговых органов и иных заинтересованных лиц») // Юридическая информационная система «Легалакт — законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=107132 (дата обращения: 01.10.2022).

лиц, связь с ранее зарегистрированными юридическими лицами адресу невозможна1.

Однако, руководитель регистрирующего (налогового) органа может принять решение о не включении в список адресов массовой регистрации каких-либо адресов, относящихся к адресам массовой регистрации (например, офисные центры, бизнес-центры и т.п.).

Наличие у юридического лица адреса массовой регистрации влечет неблагоприятные последствия для организации, в частности такая компания может быть признана «фирмой-однодневкой», в соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.06.2015 г. № ЕД-4-2/13005@2.

Во избежание неблагоприятных последствий, в том числе неполучения отказа от органа осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, а также в целях проверки отнесения местонахождения юридического лица к адресу массовой регистрации следует обратиться к специальному сервису, расположенному на официальном сайте ФНС России в сети Интернет: https://pb.nalog.ru/. Кроме того, следует учитывать, что на данный момент в заявлении о государственной регистрации юридического лица и в заявлении об изменении сведений о юридическом предусмотрено указание в составе адреса юридического лица таких элементов, как вид помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и т.п.), и номер данного помещения. Указание таких элементов, как, например, этаж, офис, помещение, комната и т.д. препятствует попаданию юридического лица в список организаций с адресом массовой регистрации.

В заключении еще раз стоит отметить, что в сегодняшних правовых реалиях требуется комплексный подход и устранение имеющихся пробелов, связанных с адресом государственной регистрации организации юридического лица. С этой целью требуется не только законодательное, но и научное разъяснение таких понятий как «адрес массовой регистрации», выработки конкретных подходов относительно указания места государственной регистрации юридического лица, в случае его регистрации по месту нахождения жилого помещения.

1 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2.10.2017 № Ф 06-25051 /17 по делу № A12-3313/2017 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/39254160/ (дата обращения: 01.10.2022).

2 Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.06.2015 г. № ЕД-4-2/13005@ // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71150518/ (дата обращения: 01.10.2022).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Зорина, Е.А. Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Зорина Елена Александровна; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина]. — М., 2015. — 197 с.

2. Радкевич, А.Л. Место и роль государственной регистрации в процедуре возникновения коммерческих организаций, как субъектов гражданского права, создаваемы в уведомительном порядке: дис... канд. юрид. наук.: 12.00.03 / Волгогр. акад. МВД России. — Волгоград, 2006. — 198 с.

3. Филипенко, Е.Д. Административная реформа и государственная регистрация юридических лиц // Современное право. — 2008. — № 4. — С. 3235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.