Научная статья на тему 'К вопросу о месте фантазии в учении Аристотеля о душе'

К вопросу о месте фантазии в учении Аристотеля о душе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
657
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРИСТОТЕЛЬ / ФАНТАЗИЯ / АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / УЧЕНИЕ О ДУШЕ / ARISTOTLE / FANTASY / ANCIENT PHILOSOPHY / DOCTRINE OF SOUL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Елена Викторовна

В статье рассматривается феномен фантазии в учении Аристотеля, приводятся аргументы в пользу того, что она является отдельной способностью души, а также уясняется ее роль как посредника между ощущением и мышлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on the place of fantasy in Aristotle’s doctrine of soul

This article describes the phenomenon of fantasy in Aristotle’s doctrine, it presents the arguments in favor of the fact that fantasy is a separate faculty of soul and clarified the role of fantasy as a mediator between sensation and thought.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте фантазии в учении Аристотеля о душе»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

АНТИЧНАЯ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 1 (091) (038): 128

Е. В. Иванова

К вопросу о месте фантазии в учении Аристотеля о душе

В статье рассматривается феномен фантазии в учении Аристотеля, приводятся аргументы в пользу того, что она является отдельной способностью души, а также уясняется ее роль как посредника между ощущением и мышлением.

This article describes the phenomenon of fantasy in Aristotle’s doctrine, it presents the arguments in favor of the fact that fantasy is a separate faculty of soul and clarified the role of fantasy as a mediator between sensation and thought.

Ключевые слова: Аристотель, фантазия, античная философия, учение о душе.

Key words: Aristotle, fantasy, ancient philosophy, doctrine of soul.

В отечественной традиции последние обширные работы, в которых исследуется феномен фантазии в учении Аристотеля, представлены авторами конца XIX - начала XX в. Прежде всего, это исследование Ф.А. Зеленогорского, рассмотревшего аристотелевскую трактовку фантазии в сравнении с платоновской [5]. Интересен также труд А. П. Казанского, который понимал фантазию у Аристотеля как необходимую составляющую опыта [6]. В исследованиях зарубежных авторов мы находим всестороннее рассмотрение данной проблематики [8; 10; 11; 13], однако до сих пор наиболее обширным исследованием можно считать работу Дж. Фреденталя «Ueber den Begriff des Wortes FANTASIA bei Aristoteles», изданную еще в XIX в., но не потерявшую своей ценности и по сей день [9].

Первое в философии артикулированное выделение фантазии (фavтao^a) как способности души принадлежит Платону. Так, например, в диалоге «Софист» он называет фантазией мнение, формирующееся в душе благодаря ощущению, чуть ниже - то, что нам является (фа^ета1), он именует смешением ощущения и мнения («Софист» 263е10-264b3), а в «Теэтете» приравнивает фантазию к ощущению («Теэтет» 152c1). Она,

согласно Платону, есть любое мнение, которое человек формирует из того, что он воспринимает при помощи чувств.

Однако, по мнению К.А. Сергеева и Я.А. Слинина, только Аристотель связывает со способностью воображения возможность научного познания мира [7, с. 96], выделяя ее в ряду других способностей или частей души и тщательно исследуя. Сложности понимания Аристотелем феномена фантазии начинаются с перевода этого термина. Традиционные «фантазия», «воображение», «представление» и однокоренные с ними глаголы скрывают от читателя тот факт, что все эти раздробленные в русском тексте смыслы присутствуют у Аристотеля в виде целого, представленного существительными фаvтао^а или однокоренным с ним глаголом фа^ео0аг. А.В. Кубицкий, переводчик «Метафизики», предлагает переводить фavтaо^a как «воображение» в том случае, если фантазия имеет место при отсутствии воспринимаемых объектов, и как «представление», если она действует и при наличии, и при отсутствии таковых [2, с. 466]. П.С. Попов в издании аристотелевского трактата «О душе» (1937) отдает предпочтение слову «воображение» и употребляет только его в течение всего текста. Однако уже в издании 1975 г. эта унивокальность исчезает.

Нам кажется, что наиболее адекватным является сохранение русской кальки греческого оригинала. Употребление слова «фантазия» в русском языке вполне согласно с аристотелевским: фavтaо^a обозначает и саму способность фантазирования, и процесс, и результат этого процесса. К сожалению, при переводе невозможно сохранить все имеющиеся морфологические связи. Например, в случае перевода фavтaо^a как «воображения» видна связь с «образом» (ф^тао^а), но теряется единство с «феноменом», «фотографией» и т. д. Разумеется, в случае принятого нами перевода опасность подстерегает нас со стороны обыденного сознания, быстро и привычно предлагающего такое понимание фантазии, которое низводит ее до способности измышлять небылицы или приравнивает к экзальтированному капризу.

Обратимся к трактату Аристотеля «О душе». В начале третьей главы третьей книги «О душе», которая могла бы называться «О фантазии», он заканчивает излагать свой взгляд на чувственное восприятие и обращается к рассмотрению мышления, напоминая нам о своем исследовании мнений предшественников, сделанном в первой книге. Тот факт, что и в мысли, и в ощущении душа знакомится с вещами, привела древних к отождествлению этих двух способностей. Однако сам Аристотель отрицает их тождественность и, давая им более узкие определения, приступает к воплощению основной интенция этой главы - обеспечению пространства для независимого понятия фантазии, независимого от мышления, с одной стороны, и ощущения - с другой. Аристотель дает фантазии ряд отрицательных определений. Он отличает фантазию от

мышления ^б !:гопе<п, tб пое<п, бг^ога). Во-первых, есть животные, которые обладают фантазией, но не мышлением, следовательно, две эти способности различны. Во-вторых, мышление ^б пое<п) есть, с одной стороны, фантазия, а с другой - суждение (0рО1Ьу^). Фантазия необходима для мышления, так как без нее невозможно составить суждений. Суждение - понятие, включающее в себя как свои виды познание (елштщп), разумение ^гОпЬб^), мнение ^Оха) (веру) и то, что им противоположно («О душе» 427Ь14-428Ь9)1. Отсюда можно было бы предположить, что Аристотель считает суждение и фантазию видами мышления. Однако в отрывке из трактата «О памяти» проводится еще более четкое различие между фантазией и мышлением:

«Нет мышления без образа (фоутаора). Ведь, в самом деле, одно и то же претерпевание сопровождает и мышление, и начертание схемы. <Возьмем для примера треугольник>, ведь одном случае мы, не пользуясь треугольником определенной величины, тем не менее, чертим треугольник, который оказывается отдельным треугольником определенной величины. Также и мыслящий, даже если и не будет мыслить какой-нибудь определенный по величине треугольник, представляет какой-то треугольник того или иного размера, хотя и не представляет, в каком отношении <треугольник> определен» («О памяти» 449Ь31-450а5, пер. Е.В. Алымовой) .

Становится ясным, что не только суждение, которое вытекает из мышления, но и сам процесс мышления отделен от фантазии.

Далее Аристотель демонстрирует, что фантазия не только не есть суждение, но и не является любой из его разновидностей. Например, мнение ^Оха), как и фантазия, подвержено ошибкам. Но на этом их сходство заканчивается. Мнению свойственна пассивность, в отличие от активности фантазии: фантазия подвластна нам и позволяет конструировать образы вне зависимости от наших представлений об истине (на этом построено искусство мнемотехники), любому мнению же сопутствует вера, мы верим, что то, что нам мнится - истинно. Из-за способности фантазии функционировать без согласия с его содержанием мы можем не подвергаться ее влиянию с эмоциональной точки зрения. В отношении мнения такое невозможно - оно влияет на нас незамедлительно. Мы тотчас испытываем ужас, если нам мнится что-либо ужасное. Однако мы не можем подвергаться влиянию фантазии с эмоциональной точки зрения, у нас такое же состояние, как при рассматривании картины.

1 Русский перевод трактата Аристотеля «О душе» здесь и далее цит. по изд.: Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1 [3].

Цит. по изд. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти [4, с. 139-140].

Согласно Аристотелю, есть животные, которые обладают фантазией, но не разумом (Хоуо<;). Но если животное не обладает разумом, значит, у него нет и веры, так как последняя связана с убеждением, а убеждения невозможны без разума. Следовательно, фантазия не тождественна и вере. Аристотель также отрицает, что фантазия может быть сочетанием мнения и ощущения («О душе» 428а25-26), ведь мнение и ощущения часто не совпадают. Например, мы видим солнце размером со стопу, но это не меняет нашего мнения о нем, как о чем-то значительно большем.

Однако основная трудность - отличить фантазию от ощущения. Особенно, если помнить о том, что положительно фантазия определяется Аристотелем именно через ощущение. Во-первых, ощущение, в отличие от фантазии, присутствует всегда. Все живое обладает одной прирожденной способностью, а именно «прирожденной способностью различать, которая называется чувственным восприятием» («Вторая

аналитика» 99Ь34-35) [1, с. 345]. Более того, мы и отличаем живое от неживого именно благодаря наличию этой способности: ведь животное -это то, что может ощущать. Однако основной критерий отличия - возможность ошибки. Ведь ощущения всегда истинны и дают всем живым существам основные, важнейшие знания о единичном, т. е. такие знания, которые не могут быть ошибочны. А вот фантазия может быть и обманчивой, и истинной. «И когда мы отчетливо воспринимаем предмет, мы не говорим, например: “Нам кажется <фагуетаг>, что это человек”; скорее наоборот: когда мы воспринимаем неотчетливо, тогда восприятие может быть истинным или ложным» («О душе» 428а12-15), т. е. Аристотель указывает на следующее обстоятельство: если мы ясно видим человека, мы не скажем: «Нам представляется <фа™ета1>, что это человек», поскольку при четком ощущении неуверенность, подразумеваемая в такой форме выражения, неуместна. Выражение <фагуетаг> относится к тем случаем, когда нам недостаточно одного ощущения по причине его неотчетливости. Мы уже выходим за рамки восприятия, мы видим нечто как человека, нам кажется <фа™ета1>, что это человек. Во-вторых, ощущение может быть или возможностью (как, например, сама возможность зрения), или действительностью (сам процесс видения, являющийся зрением в действии). «Представление же возникает и при отсутствии того и другого, например, в сновидениях» («О душе» 428а7-8).

Таким образом, фантазия находится где-то посередине между этими способностями. Она проще, чем мыслительные способности, присуща всему живому и может быть подвержена ошибкам. Все-таки вопрос о том, считает ли Аристотель фантазию отдельной способностью души, в комментаторской литературе решается неоднозначно. Так, например, Кеннет Турнбулл указывает на то обстоятельство, что философ в случае с фантазией не придерживается им самим предложенного в 415а14-22

подхода к исследованию способностей души: следует выяснить, что есть некая способность сама по себе, что она есть как возможность и что составляет ее предмет. Однако в случае с фантазией Аристотель действует не так: он разъясняет ее через целый ряд отрицательных определений -она и не ощущение, и не мнение, и не мышление и т. д. И все это для того, чтобы, прочитав положительное определение фантазии - «есть некое движение и не может возникать без ощущения...», - читатель был уверен, что она не может быть ощущением. Во-вторых, Аристотель неоднократно утверждает, что фантазия почти неотличима от ощущения. Турнбулл заключает, что говорить о фантазии как об отдельной способности души мы можем лишь как о метафоре [16, р. 322].

Наряду с отрицательными определениями фантазии Аристотель дает и положительные. Он, отличая фантазию от других способностей души, не намеревался представить ее совершенно независимой: «фантазия ... есть движение (кгу^ок;), возникающее от ощущения в действии» («О душе» 429а1-2). Данное определение носит уже физиологический характер и напоминает нам о том, что в понимании природы понятие движения для Стагирита является ключевым. И в объяснении фантазии Аристотель тоже не отходит от своих правил. Как «нечто приведенное в движение само может привести в движение другое» («О душе» 428Ь10-11), так и фантазия активизируется ощущением и, более того, может длиться, когда ощущение уже закончилось, т. е. фантазия-движение возникает благодаря действующему ощущению. Она необходимым образом будет подобна ощущению, а последующее движение может быть как истинным, так и ложным, что приводит к разнообразию в поведении живых существ. Понятно, что содержание фантазии зависит от содержания ощущения. Изначально они полностью совпадают. Именно из-за этого Аристотель иногда описывает фантазию как слабое подобие ощущения. Оно является отражением первичной реакции органов чувств, схожим с подлинной реакцией.

Аристотель неоднократно упоминает о том, что фантазия - не собственно человеческое свойство, она присуща также и животным. Хотя у Аристотеля можно встретить сомнения и по этому вопросу: с одной стороны, он утверждает, что у некоторых животных нет фантазии, например, у червяка, а с другой - говорит, что у всего живого есть фантазия, базирующаяся на ощущении (фavтaо^a а1о0^тгк^). Последнюю он противопоставляет фантазии, основанной на разуме (фavтaо^a Хоуготгк^) и характерной лишь для человека. Ее функцией является принятие решений. Стремление (все живое обладает им, так как оно само себя приводит в движение) без фантазии было бы лишено направленности, поэтому все животные обладают ею, ее ощущающим видом, а человек с помощью рассуждающей фантазии способен к принятию решений, ведущих к наибольшему для него благу. Аристотель предлагает понимать фантазию

через аналогию со светом (фш<;, фао<;) и настаивает на их этимологическом родстве. Фантазия, как и свет, предоставляет возможность для неза-темненного видения-ведания, хотя человек всегда уязвим со стороны страстей, болезней или снов.

Зачем вообще Аристотелю нужна фантазия, когда она так сходна со способностью ощущения? Она необходима, чтобы связать чувственное восприятие и мышление. Несмотря на то, что Аристотель в противовес своим предшественникам разводит ощущение и мышление, а также соответствующие им предметы: ощущение соответствует тому, что ощущается, познание - тому, что познается, он признаёт, что интеллигибельные объекты мышления содержатся в чувственных объектах. Человек не может познать объекты без ощущения. Здесь необходимо вспомнить другое положительное определение фантазии - именно как того, «благодаря чему у нас возникает. образ <ф^тао^а>» («О душе» 428а1-2). Иначе говоря, фантазия обозначает то действие, которое состоит в формировании образов. В трактате «О памяти» Аристотель определяет образ как «состояние, испытываемое общим чувством,. а сам по себе как таковой <он связан> с непосредственным чувственным восприятием» («О памяти» 450а13-14, пер. Е.В. Алымовой). Таким образом, создание образов обусловливается двумя факторами: телесными движениями и участием чувствующей части души познающего. И как фантазия похожа на ощущение, так и образ принадлежит ему же, а в уме находится лишь привходящим образом. Образ, с одной стороны, завершает чувственное познание, а, с другой - открывает процесс разумного познания, ведь человек не может размыслить без образов. Образы, похожие на предметы ощущения, но не материальные, становятся основанием всего мышления, так что мыслящее мыслит в образах.

Таким образом, фантазия для Аристотеля - это нечто такое, что упаковывает материал ощущения в образы. Она играет решающую познавательную роль, предоставляя необходимые связывающие звенья между чувственным и интеллигибельным. Такая связь нужна не только потому, что большинство предметов познания освобождены от материального наполнения, но и потому, что мышление всегда нуждается в образе. Фантазия оказывается посредником между восприятием и мышлением.

Список литературы

1. Аристотель. Вторая аналитика // Соч.: в 4 т. Т. 2. - М., 1975.

2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. - М., 1975.

3. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. - М., 1975.

4. Аристотель. О памяти // Аристотель. Протрептик, О чувственном восприятии, О памяти. - СПб., 2004.

5. Зеленогорский Ф. Учение Аристотеля "о душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона. - СПб., 1871

6. Казанский А. П. Учение Аристотеля о значении опыта при познании. -Одесса, 1891;

7. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум Античная парадигма. - Л.,

1991.

8. Birondo N. Aristotle on Illusory Perception: Phantasia without Phantasmata // Ancient Philosophy 21/2001. P. 57-71.

9. Freudenthal J. Ueber den Begriff des Wortes FANTASIA bei Aristoteles. -Gottingen, 1863.

10. Nussbaum M.C. The Role of Phantasia in Aristotle's Explanation of Action. In her Aristotle's De Motu Animalium: Text with Translation, Commentary, and Interpretative Essays. - Princeton, NJ 1978.

11. Philippe M.-D. Phantasia in the Philosophy of Aristotle // The Thomist -35, 1971. P.1-42.

12. Turnbull K. Aristotle on Imagination: De anima III, 3 // Ancient Philosophy - 14, 1994. P. 319-34.

13. White K. The Meaning of Phantasia in Aristotle’s De Anima. III, 3-8 // Dialogue - 24, 1985. P. 483-505.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.