Научная статья на тему 'К вопросу о мерах противодействия коррупции в системе образования Российской Федерации'

К вопросу о мерах противодействия коррупции в системе образования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ / ВЗЯТКА / ЛИЦЕНЗИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / EDUCATION / CORRUPTION / FIGHT AGAINST CORRUPTION / PREVENTIVE MEASURES / BRIBE / LICENSE / ACCREDITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цебекова Г. В., Адьянов К. Д.

Статья посвящена превентивным мерам противодействия коррупции в системе образования. Авторы показывают, что коррупция поразила практически все сферы жизни общества, что негативно сказывается на экономике России, приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Preventive Measures against Corruption in the Education System of the Russian Federation

The article is devoted to the preventive measures against corruption in the education system. The authors show that corruption has permeated almost all spheres of life, which adversely affects the economy of Russia, reduces the role of the state as a regulator of economic and social processes.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мерах противодействия коррупции в системе образования Российской Федерации»

УДК 343.3 ББК 66.3 (2Рос)3И

К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. В. Цебекова, К. Д. Адьянов

Коррупция в России стала на данный момент основным препятствием политическому, экономическому и духовному возрождению, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, в главный тормоз на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция не только породила диспропорции в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все более утрачивают доверие к власти и веру в справедливость. Социологические опросы и оценки экспертов показывают, что коррупция поразила практически все сферы современной жизни. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое, культурное и политическое развитие России, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают международную заинтересованность в сотрудничестве с российским государством.

Поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства, переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в теневую, зачастую криминальную сферу. Особенно опасна коррупция в системе образования. Следует признать, что практически на всех уровнях образования — от дошкольных учреждений до диссертационных советов

— коррупция стала нормой и давно перешла в разряд укоренившихся форм отношений. Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие:

- получение взятки за поступление в высшее учебное заведение. Это самая распространенная форма злоупотреблений. По

некоторым оценкам, здесь кроется 80 % от общего числа преступлений, совершаемых в данной сфере [Чебатко 2008: 2];

- репетиторство преподавателями вузов и членами экзаменационных комиссий;

- получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества;

- продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;

- получение взятки за устройство детей в дошкольные и среднеобразовательные учреждения.

Не удивительно, что сегодня Российская Федерация занимает 27-е место в мировом рейтинге в области образования, хотя еще в 1992 г. входила в первую пятерку [Размах коррупции...].

Современные Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и США являются странами, в чьих системах образования фактически отсутствует коррупционная составляющая, и в этом рейтинге Россия занимает 143-е место! При этом на 142-м месте находится Пакистан, а сразу после России — на 144-м месте — Камерун... [Размах коррупции . ].

Исходя из таких показателей, можно смело говорить о том, что система образования прогнила, и гнить она начала с «головы». Как отмечают правоохранительные органы, значительное влияние на рост уровня коррупции в нашей стране оказало введение на всей территории РФ Единого государственного экзамена. Специалисты отмечают, что ЕГЭ способствовал переходу коррупции из приемных комиссий высших учебных заведений в школы. Многие школы заранее информируются о заданиях, педагоги помогают учащимся с решением экзаменационных заданий, намеренно не-

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

№ 4 2013

верно заполняются карточки с результатами, подделываются свидетельства ЕГЭ. На данный момент оборот коррупционных денежных средств в России составляет 5,5 млрд долларов, что примерно равно бюджету небольшой страны. Такую цифру назвал зампред комитета Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) Виктор Панин [Чебатко 2008: 2].

Официальные оценки масштабов коррупции в образовании, правда, намного ниже — 520 миллионов долларов, по данным ЮНЕСКО, и 1,5 миллиарда долларов

— по данным Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России [Размах коррупции.]. С такими данными, конечно, можно спорить, но масштаб коррупции очевиден.

Масштабное репетиторство разворачивается в процессе подготовки школьников к поступлению в вузы. Явно выделются три вида репетиторской работы:

1) общее репетиторство, связанное с повышением качества знаний учащихся;

2) специальное репетиторство, нацеленное на подготовку к сдаче ЕГЭ;

3) репетиторская работа преподавателей, являющихся членами приёмных комиссий вуза. Последнюю работу родители ценят, в прямом и в переносном смысле, более всего. Очевидно, оплата репетиционной работы третьего вида имеет основания считаться формой взятки в случае зачисления абитуриента в данный вуз, потому что при этом плата за репетиторство, не запрещаемое законом, превращается в незаконную плату за помощь при зачислении.

Общее репетиторство помогает учащемуся лучше разобраться в учебном предмете, улучшить знание понятийного аппарата, поставить правильную речь. Это очень трудная и долгая, но и наиболее полезная для образования работа. Она стоит дорого, хотя цены везде разные. Работа осуществляется не реже одного раза в неделю в течение одного-двух и более лет.

Можно утверждать, что в стране нет практически ни одного хорошего учителя, который не привлекался бы, под разными предлогами, к репетиторской работе. Здесь коррупция незаметна. Единственная совсем не решенная государством проблема — неуплата налогов с получаемых при этом заработков.

Третий вид репетиторства нуждается в правовом регулировании. Оно довольно

простое: все члены приёмных комиссий вуза должны быть лишены права заниматься репетиторством. В случае нарушения этой нормы должны последовать штраф, иск налоговой инспекции или сравнительно большее наказание [Аванесов 2008: 23].

Система образования на данный момент занимает третье место на «пьедестале» коррумпированных систем в Российской Федерации, уступая здравоохранению и полиции. Самое плачевное то, что коррупция в нашей стране стала стабильной и имеет уже свои прейскуранты. Например, для поступления в престижный российский вуз требуется от 3000 до 10000 долларов, для получения «липового» аттестата — до 30000 рублей, дело доходит до крайности в той области образовательной системы, которая, казалось бы, не должна подвергнуться коррупции: для устройства ребенка в детский сад требуют определенной «материальной» помощи [Размах коррупции .].

Взяточничество преподавателей вузов

— также важная составляющая коррупции в образовании. Взятки имеют место на промежуточных сессиях, государственных экзаменах, защитах дипломов и т. п., а средняя «цена» взятки составляет от 1000 до 5000 рублей. Опрос студентов, проведенный в 2010 г. рядом социологических центров, показал, что 90 % из них давали мзду преподавателю хотя бы один раз в течение учебного года [Размах коррупции .].

Но руководители большинства вузов смотрят на эти явления сквозь пальцы. Многие из них сами обкладывают данью преподавателей и факультетских руководителей, ибо им приходится делиться «доходами» с чиновниками, которые периодически проводят проверки их деятельности, выдавая лицензии и подтверждая аккредитации. Рынок «услуг» при проведении проверок всех уровней составляет 25 млн долларов в год, рынок лицензионных услуг тоже равен 25 млн долларов ежегодно, а вот государственные аккредитации обходятся вузам ежегодно уже в 50 млн долларов [Комков].

Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к таким последствиям, как:

- подрыв конституционного принципа равных возможностей. Этот принцип обычно называют «бесплатным образованием», то есть, стартовые возможности оказываются изначально не равными для тех, кто может дать взятку, и для тех, кто этой возможности не имеет;

- духовная деградация общества;

- утрата вузами принципов объективности, неподкупности и высоких этических стандартов, которая лишает институт высшего образования общественной поддержки. Рост коррупции дискредитирует саму сущность университетского образования;

- снижение уровня знаний, влияющее на ухудшение качества человеческого капитала общества [Апресян 2005: 64-87].

Таким образом, по нашему мнению, чтобы избежать всего этого, необходимо принять ряд мер, которые могли бы снизить уровень преступности в данной сфере.

Во-первых, следует повысить оплату труда педагогов средней и высшей школы.

В западной экономической традиции принято полагать, что вознаграждение преподавателя, ученого складывается из финансового вознаграждения и академического вознаграждения (удовольствия от преподавания, свободного графика, возможности работать в нескольких местах, заниматься творческим трудом и т. д.). В России академическое вознаграждение значительно уменьшено, и преподаватели вынуждены нести огромное бремя бюрократической нагрузки. На Западе академическое вознаграждение компенсирует разрыв в зарплатах. У нас в стране — нет.

Во-вторых, следует совершенствовать нормативную базу, вносить дополнительные условия в трудовые договоры с преподавателями, регулярно проводить мониторинг коррупции в вузе (через анкетирование студентов), усиливать контрольные функции со стороны руководства образовательных учреждений, а также повышать

заинтересованность в качестве образования как у преподавателя, так и у студента.

В-третьих, важно ужесточить административно и уголовно-правовую политику в отношении коррупции в образовании.

Необходимо заметить, что данные меры будут действенны только в совокупности.

В наше время государство и само общество считают коррупцию обычным явлением, что является основным препятствием в борьбе с ней, ее искоренении. Ведь образование является основой любой деятельности, и коррупция в его сфере просто недопустима, а признание последней как составного элемента в деятельности государства означает движение к бесправному существованию.

Литература

Аванесов В. С. Противодействие коррупции и бюрократии в сфере образования // Женщины в борьбе против коррупции. М.: Торгово-промышл. палата, 2008. С. 23.

Апресян Р. Г. Этика в высшем образовании // Этика образования // Ведомости Научноисследовательского института прикладной этики. Вып. 26: / под ред. В. И. Бакштанов-ского и Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2005. С. 64-87.

Комков С. К. Российская система образования

— сфера неограниченной коррупции [электронный ресурс] // URL: http://www.promved. ru/ (дата обращения: 14. 10. 2013).

Размах коррупции в российском образовании — 5,5 миллиардов долларов в год [электронный ресурс] // URL: http://www.kp.ru/daily/ (дата обращения: 14. 10. 2013) .

Чебатко М. Коррупция надвигается // «РБК daily». 2008. 28 апреля. № 4. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.