научный портал мвд России № 3 (59) 2022
scientific portal of the russia ministry of the interior
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Уголовное право
Научная статья УДК 343.3/.7, 343.97
К вопросу о мерах по противодействию экстремизму и терроризму в Республике Беларусь
Эдуард Анатольевич Васильев1, Татьяна Вячеславовна Прокофьева 2
1ВНИИ МВД России, Москва, Россия, [email protected]
2Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, [email protected]
АННОТАЦИЯ. Введение. Тема противодействия экстремизму и терроризму является актуальной для многих стран мирового сообщества. В свою очередь, наличие интегрированного пространства России и Беларуси обусловливает исследовательский интерес к изучению соответствующего опыта Республики Беларусь в целях поиска перспективных направлений международного сотрудничества в борьбе с террористической угрозой.
Целью исследования является изучение мер по противодействию экстремизму и терроризму в Республике Беларусь. В рамках достижения указанной цели были решены следующие задачи: проанализирована современная общественно-политическая обстановка в Беларуси с точки зрения существующих угроз экстремистского и террористического характера, изучены правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Республике Беларусь, определен комплекс мер по совершенствованию белорусского законодательства в части усиления ответственности за экстремизм и терроризм.
Методология. Исследование базируется на анализе комплекса международных соглашений (договоров) по линии борьбы с терроризмом, участницей которых является Республика Беларусь, национального белорусского законодательства в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом, соответствующей научной литературы, статистических данных о состоянии борьбы с экстремизмом и терроризмом в Беларуси.
Выводы. Проведенный анализ мер по противодействию экстремизму и терроризму в Республике Беларусь расширяет поиск дополнительных возможностей решения стратегических задач в сфере безопасности и углубленного взаимодействия в борьбе с терроризмом на межгосударственном уровне.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наркотические средства и психотропные вещества, незаконный оборот наркотиков, антинаркотическое законодательство, модель противодействия незаконному обороту наркотиков
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Васильев Э. А., Прокофьева Т. В. К вопросу о мерах по противодействию экстремизму и терроризму в Республике Беларусь // Научный портал МВД России. 2022. № 3 (59). С. 20-25.
Criminal Law
Original article
To the question of measures to counter extremism and terrorism in the Republic of Belarus
Eduard A. Vasiliev1, Tatiana V. Prokofieva2
1NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia, [email protected]
2Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, [email protected]
ABSTRACT. Introduction. The topic of countering extremism and terrorism is relevant for many countries of the world community. In turn, the presence of an integrated space between Russia and Belarus determines the research interest in studying the relevant experience of the Republic of Belarus in order to find promising areas of international cooperation in combating the terrorist threat.
© Васильев Э. А., Прокофьева Т. В., 2022
The purpose of the study is to study measures to counter extremism and terrorism in the Republic of Belarus. As part of achieving this goal, the following tasks were solved: the current socio-political situation in Belarus was analyzed from the point of view of existing threats of an extremist and terrorist nature, the legal foundations for countering extremism and terrorism were studied in the Republic of Belarus, a set of measures has been defined to improve Belarusian legislation in terms of strengthening responsibility for extremism and terrorism.
Methodology. The study is based on the analysis of a set of international agreements (treaties) in the field of combating terrorism, to which the Republic of Belarus is a party, national Belarusian legislation in the field of combating extremism and terrorism, relevant scientific literature, and statistical data on the state of combating extremism and terrorism in Belarus.
Conclusions. The analysis of measures to counter extremism and terrorism in the Republic of Belarus expands the search for additional opportunities for solving strategic tasks in the field of security and in-depth cooperation in the fight against terrorism at the interstate level.
KEYWORDS: extremism, terrorism, counteraction, criminal policy, legislation, Republic of Belarus FOR CITATION: Vasiliev E. A., Prokofieva T. V. To the question of measures to counter extremism and terrorism in the Republic of Belarus // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 3 (59). P. 20-25 (In Russ.).
Вопрос противодействия экстремизму и терроризму является достаточно острым для многих стран мирового сообщества, в том числе на постсоветском пространстве. Следует отметить, что совсем недавно в Республике Беларусь преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом, представляли собой редкое явление и были связаны в основном с деятельностью радикальных неонацистских формирований и анархистов. Коренной перелом в ситуации и оценке существующих террористических угроз произошел в 2020 г. в связи с развернувшимся протестным движением, связанным с итогами президентских выборов. Радикалы стали преследовать государственных служащих, совершать акты агрессии в отношении представителей правоохранительных органов, под удар попали даже члены их семей1. Несмотря на завершение массовых протестов и провал попытки государственного переворота, вопросы противодействия экстремистской и террористической угрозам продолжают оставаться для Беларуси крайне актуальными2.
Сложившаяся два года назад напряженная общественно-политическая ситуация заставила белорусские власти пойти на ряд значимых шагов в сфере уголовной политики государства в сторону ее ужесточения.
Нельзя не признать тот факт, что проницаемость интегрированного пространства России и Беларуси в рамках Союзного государства обусловливает необходимость изучения опыта Республики Беларусь для определения дополнительных возможностей углубления
1 См.: Статистические данные о следственной работе и дознании органов внутренних дел за 2016-2020 гг. Ф. «1-Е», Ф. 120, кн. 1. М. : ФГКУ «ГИАЦМВД России». URL: http://10.5.0.16/ csi/modules.php?name=Books&go=check&id=120 (дата обращения : 15.07.2022).
2 См.: URL : https://mir24.tv/news/16505102/lukashenko-
prizval-gosorgany-slazhenno-borotsya-s-ekstremizmom (дата обращения : 12.08.2022).
взаимодействия в борьбе с террористической угрозой [1].
Как показало исследование, почти все международные конвенции и договоры, касающиеся проблематики борьбы с терроризмом, ратифицированы Республикой Беларусь. Так, в ряду принятых под эгидой Организации Объединенных Наций универсальных договоров, участницей которых является Республика Беларусь, следует обозначить следующие: Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.), Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.), Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.), Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.), Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.), Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г.) и др.3
В 2006 г. Беларусью было поддержано принятие Глобальной контртеррористической стратегии ООН. В данном документе определена общая стратегия борьбы с терроризмом, в основе которой лежит комплексный подход, сочетающий в себе национальные, региональные и международные усилия государств-членов.
Активно развивается международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом и на других международных площадках. Так, по линии Содружества Независимых Государств оно реализуется в основном в рамках подписанного в Минске в 1999 г. Договора о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом. На специализированный отраслевой орган - Антитеррористический центр государств
3 См.: URL : https //www.un.org/ru/documents/decl_conv/ decl_terrorism.shtml (дата обращения : 12.08.2022).
- участников СНГ возложена функция координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ по борьбе с терроризмом.
Достаточно эффективно вопросы борьбы с терроризмом и иными угрозами безопасности решаются Беларусью в рамках членства в Организации Договора о коллективной безопасности. Одной из основных форм сотрудничества в этой области является взаимодействие национальных антитеррористических органов и специальных подразделений. Кроме того, на регулярной основе проводятся учения по борьбе с наркотрафиком, нелегальной миграцией, киберпреступно-стью.
Беларусьявляется членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Деятельность данной структуры ориентирована главным образом на обеспечение эффективной интеграции государств - членов ЕАГ в рамках международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и стандартами других международных организаций4.
Таким образом, с помощью различных международных площадок компетентными органами Республики Беларусь организована работа по эффективному противостоянию существующим террористическим угрозам.
Справочно: в соответствии с Глобальным индексом терроризма (Global Terrorism Index), ранжирующим 163 страны по четырем показателям (число террористических инцидентов в год, число погибших в результате террористических актов в год, число раненых террористов в год и общий материальный ущерб, причиняемый терроризмом в год), в 2021 г. Республика Беларусь оказалась на 93 месте (индекс - 0). Чем выше значение индекса, тем чаще в стране случаются конфликты и террористические акты. Для сравнения: Россия находится на 44 месте с индексом 4,274, у Афганистана, расположенного на 1 строчке рейтинга, индекс равен 9,1095.
Можно констатировать, что в основе, на наш взгляд, успешно контролируемой компетентными органами ситуации лежит процесс постоянного совершенствования национального бело-
4 См.: URL : https://mfa.gov.by/mulateral/global_issues/ global_security/counter_terrorism/ (дата обращения : 03.08.2022).
5 См.: URL : https://www.visionofhumanity.org/wp-content/
uploads/2022/03/GTI-2022-web.pdf (дата обращения : 03.08.2022).
русского законодательства в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Правовая база противодействия экстремистским и террористическим угрозам основывается на Законе Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом» (далее - Закон РБ «О борьбе с терроризмом») и Законе Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму» (далее - Закон РБ «О противодействии экстремизму»), а также Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь 25 июля 2013 г. № 6586.
В соответствии с вышеупомянутой Концепцией система борьбы с терроризмом в Республике Беларусь является составной частью системы обеспечения национальной безопасности и представляет собой совокупность сил и средств взаимодействующих субъектов борьбы с терроризмом, используемых для достижения цели борьбы с терроризмом.
При этом следует уточнить, что, несмотря на внесенные изменения и дополнения в Закон РБ «О борьбе с терроризмом», по мнению специалистов, приблизившие его по своему содержанию к аналогичному документу, принятому в Российской Федерации, указанные нормативные акты имеют некоторые различия. Они касаются прежде всего широкой трактовки самого явления -терроризма, понятия «международная террористическая деятельность» и др. [2].
Вместе с тем на фоне достаточно успешной и эффективной государственной политики в сфере противодействия экстремистским и террористическим угрозам события, связанные с попыткой государственного переворота в 2020 г. и дальнейшей агрессивной деятельностью экстремистски настроенных оппозиционеров по дестабилизации обстановки в Республике Беларусь, заставили власти предпринять ряд важных шагов, направленных на ужесточение уголовной политики государства в данной сфере.
Так, 14 мая 2021 г. был принят Закон Республики Беларусь № 103-З «О недопущении реабилитации нацизма», направленный на установление комплексных организационно-правовых основ деятельности по недопущению реабилитации этого нацизма.
В этот же день был принят Закон Республи-
6 См.: URL : https://pravo.by/document/?guid=3871&p0= H10700203&ysclid=l6dxks3ybz141193734 (дата обращения : 04.08.2022).
ки Беларусь № 104-З «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму»7, в соответствии с которым Закон РБ «О противодействии экстремизму» был изложен в новой редакции. В частности, закреплено понятие «экстремистское формирование» с одновременным исключением более узкого понятия «экстремистская группа», дано определение понятию «экстремистская символика и атрибутика», расширен перечень государственных органов - субъектов противодействия экстремизму (в частности, дополнительно в него включены органы юстиции, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля; ряд республиканских органов государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы). В свою очередь, координировать деятельность субъектов противодействия экстремизму поручено органам внутренних дел. Также в новой редакции Закона предусмотрено ведение перечней организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности. Эти перечни позволят в том числе рассматривать вопросы депортации, запрета въезда, лишения гражданства, ограничения права занимать определенные должности (государственная, воинская служба), заниматься определенной деятельностью (педагогической, издательской и деятельностью, связанной с легальным оборотом оружия, взрывчатых веществ)8.
Кроме того, практически сразу Законом Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 112-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» соответствующие изменения и дополнения внесены в Уголовный кодекс Республики Беларусь. Так, в частности, были введены следующие новые нормы: ст. 130.1 (Реабилитация нацизма), ст. 361.4 (Содействие экстремистской деятельности), ст. 361.5 (Прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности), ст. 423.1 (Неисполнение решения о признании организации, деятельности индивидуального предпринимателя экстремистскими, о прекращении деятельности представительства иностранной или международной организации и (или) приостановлении их деятельности). Ужесточено наказание за публичные призывы к незаконным акциям. Теперь
по ст. 369.3 (Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях) грозит до пяти лет лишения свободы, в то время как раньше максимальный срок составлял три года.
С учетом широкомасштабной деятельности компетентных органов по борьбе с экстремизмом и терроризмом согласно статистике в период с августа 2020 г. по апрель 2022 г. в Республике Беларусь было зафиксировано более 8,5 тыс. преступлений, связанных с экстремизмом, что составило 5-6 % от общего числа преступлений. Возросло количество уголовных дел, связанных и с террористической деятельностью. Из осужденных 1 832 человека по так называемым протестным статьям семь попали за решетку за совершение актов терроризма, что является беспрецедентным для современной Беларуси. Кроме того, в 2021 г. в Республике было предотвращено 11 попыток совершения терактов, которые планировались на объектах стратегической инфраструктуры. С началом российской спецоперации на Украине ситуация в Республике Беларусь стала обостряться. Правоохранителями проводилась значительная работа по выявлению лиц, причастных к террористической деятельности. В марте 2022 г. КГБ Республики предотвратил теракт против российских военных и техники, которые дислоцируются на юге Республики в Мо-зырском районе. Помимо этого, стало известно о диверсиях на железной дороге, которые были связаны с призывами беглой оппозиции и украинских властей начать в Республике Беларусь «рельсовую войну»9.
Принимая во внимание складывающуюся ситуацию, в целях оказания сдерживающего воздействия на деструктивные элементы белорусские власти пошли еще на ряд решительных шагов в части ужесточения уголовной политики государства по линии борьбы с терроризмом.
Так, 13 мая 2022 г. подписан Закон Республики Беларусь № 165-3 «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь», положения которого касаются вынесения судом решения о применении высшей меры наказания за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 124 (Акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации)
7 См.: URL : https://pravo.by/document/?guid=12551&p0= H12100104&p1 = 1 (дата обращения : 04.08.2022).
8 См.: URL : https://president.gov.by/ru/events/podpisany-
zakony-o-nedopushchenii-reabilitacii-nacizma-i-protivodeystvii-ekstremizmu (дата обращения : 04.08.2022).
9 См.: URL : https://news-front.info/2022/04/29/v-belorussii-terroristov-budut-kaznit/?ysclid = l6mb8th4 yv394798409 (дата обращения : 04.08.2022).
Уголовного кодекса Республики Беларусь; ч. 3 ст. 126 (Акт международного терроризма); ч. 3 ст. 289 (Акт терроризма, совершенный организованной группой, либо с применением объектов использования атомной энергии, либо с использованием радиоактивных веществ или ядерных материалов, сильнодействующих, токсичных химических или биологических веществ или сопряженные с убийством человека); ч. 2 ст. 359 (Убийство государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти) УК РБ.
В новой редакции ст. 59 (Смертная казнь) УК РБ, помимо общей формулировки о том, что наказание может быть назначено «за сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах некоторые иные особо тяжкие преступления», появилось прямое указание на вышеуказанные статьи о терроризме, по которым может быть предусмотрена высшая мера наказания.
Кроме того, в соответствии с новой редакцией ст. 67 (Назначение наказания за неоконченное преступление) в УК РБ предусматривается введение исключительной меры наказания в виде смертной казни за покушение на совершение терактов (преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 124, ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 289 и ч. 2 ст. 359 УК РБ).
Отметим, что в Беларуси отношение к вопросу о смертной казни является далеко не однозначным. На сегодняшний день в Европе это единственная страна, где данный вид наказания не отменен либо не введен мораторий на его применение.
Как справедливо указывают специалисты, Конституция Республики Беларусь допускает применение наказания в виде смертной казни, указывая, тем не менее, на его исключительный и временный характер. В ней подчеркивается вынужденность применения, пока в обществе не сформированы все условия для отмены смертной казни. По сути, временный характер смертной казни - это направление развития законодательства Республики в уголовно-правовой сфере, одной из целей которого является отмена смертной казни в будущем, что во многом обусловлено стремлением Беларуси вступить в Совет Европы. Референдум по вопросу отмены смертной казни состоялся в 1996 г., когда против высказались 80% принявших участие в голосовании граждан. Однако необходимо учитывать ряд особенностей развития уголовного законо-
дательства того периода, когда Уголовный кодекс РБ не предусматривал такого исключительного наказания, как пожизненное заключение, которое по своей суровости может выступать в качестве реальной альтернативы смертной казни [3].
Все попытки отменить смертную казнь либо ввести мораторий наталкиваются на позицию белорусского руководства, считающего, что данная высшая мера наказания поддерживается обществом. Тем не менее, в сентябре 2021 г. президент Беларуси согласился с предложениями о целесообразности в будущем поставить вопрос о ее отмене на отдельном референдуме10. Однако до настоящего времени этот вопрос не поднимался, и на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 января 2022 г. № 14 «О назначении республиканского референдума»11) по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь изменения, касающиеся вопроса отмены смертной казни, не рассматривались.
Следующим важным шагом в борьбе с террористическими проявлениями стало принятие Закона Республики Беларусь от 20 июля 2022 г. № 199-З «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь»12.
В уголовный процесс введен институт специального (заочного) производства (глава 49.3 «Специальное производство») по уголовным делам в отношении обвиняемых, находящихся вне пределов Республики Беларусь и уклоняющихся от явки в орган, ведущий уголовный процесс. Законом № 199-З устанавливается перечень преступлений, по которым в отношении обвиняемого может быть начато специальное производство. К ним, в частности, относятся акт терроризма, геноцид, наемничество, измена государству, диверсия, создание экстремистского формирования либо участие в нем, массовые беспорядки, призывы к санкциям.
Бесспорно, борьба с терроризмом в современных условиях предполагает комплекс мер, которые могут быть эффективно реализованы при условии не только координации компетентных органов внутри страны, но и взаимодействия на
10 См.: URL : https://ria.ru/20210928/kazn-1752204458. html?ysclid=l7dl09b85d834920719 (дата обращения : 04.08.2022).
11 См.: URL : https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-14-ot-20-yanvarya-2022-g (дата обращения : 24.08.2022).
12 См.: URL : https://pravo.by/document/?guid=12551&p0 =H12200199&p1 = 1&p5=0&ysclid=l7f6xkglx663509556 (дата обращения : 04.08.2022).
межгосударственном уровне [1]. В целях поиска дополнительных возможностей решения стратегических задач в сфере безопасности и углубленного взаимодействия в борьбе с терроризмом в рамках интегрированного пространства Союзного государства российскому законодателю нельзя не учитывать опыт Республики Беларусь.
Более того, необходимо принять во внимание, что 25 февраля 2022 г. комитет министров Совета Европы своим решением приостановил членство России в организации (в связи с нача-
лом российской специальной военной операции на Украине). Комментируя это решение Совета Европы, заместитель председателя Совета безопасности Российской Федерации Д. Медведев отметил, что теперь у Российской Федерации есть шанс восстановить «ряд важных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране типа смертной казни для опаснейших преступников»13.
13 См.: URL : https://www.vesti.ru/article/2682290 (дата обращения : 04.08.2022).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бахлова О. В. Интеграционное взаимодействие в борьбе с терроризмом как транснациональной угрозой (на примере Союзного государства Беларуси и России) // Социально-политические науки. 2016. Вып. 2. С. 65-70.
2. Романовский Г. Б. Правовые основы противодействия терроризму в Республике Беларусь // Наука. Общество. Государство : электронный научный журнал. 2018. Т. 6. № 3 (23). URL : http://esj.pnzgu.ru, ISSN 2307-9525.
3. Пацкевич А. П., Стороженко С. Н. Право на жизнь и проблемы смертной казни в контексте Конституции Республики Беларусь // Пенитенциарная наука. 2008. № 1. С. 59-63.
REFERENCE
1. Bakhlova O. V. Sotsial'no-politicheskie nauki (Sociopolitical sciences), 2016, Issue 2, pp. 65-70.
2. Romanovskij G. B. Nauka. Obshhestvo. Gosudarstvo : ehlektronnyj nauchnyj zhurnal (Science. Society. State: electronic scientific journal), 2018, Vol. 6, No. 3 (23), available at : http://esj.pnzgu.ru, ISSN 2307-9525.
3. Patskevich A. P., Storozhenko S. N. Penitentsiarnaya nauka (Penitentiary science), 2008, No. 1, pp. 59-63.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Э. А. Васильев - доктор юридических наук, доцент, почетный сотрудник МВД, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям экономической направленности в сфере национального хозяйства научно-исследовательского центра по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1);
Т. В. Прокофьева - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ин-
ститута международного права и правосудия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (Российская Федерация, 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1).
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
E. A. Vasiliev - Doctor of Juridical Sciences, Assistant Professor, Honored officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Chief Researcher of the Department for Research of Problems of Operational and Investigative Support of Counteracting Economic Crimes in the Spheres of the National Economy of the Research Center for Researching the Problems of Counteracting Crime in the Sphere of the Economy of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation);
T. V. Prokofieva - Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Department of Criminal Law of the Institute of International Law and Justice of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (Ostozhenka str., d. 38, p. 1, Moscow, 119034, Russian Federation).
ВКЛАД АВТОРОВ
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
CONTRIBUTION OF THE AUTHORS
The authors contributed equally to this article.
The authors declare no conflicts of interests.
Рукопись поступила в редакцию 19.08.2022; одобрена после рецензирования 09.09.2022; принята к публикации 17.10.2022.
The article was submitted 19.08.2022; approved after reviewing 09.09.2022; accepted for publication 17.10.2022.