Научная статья на тему 'К вопросу о менеджменте в информационной сфере'

К вопросу о менеджменте в информационной сфере Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
172
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о менеджменте в информационной сфере»

ПОЛИТОЛОГИЯ

А.Н. Ховрин*

К ВОПРОСУ О МЕНЕДЖМЕНТЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

В статье рассматривается понятие «информационный менеджмент» как новое направление в теории и практике журналистской деятельности. Поднимаются вопросы построения информационного общества в России, и необходимость наличия четко выверенной государственной информационной политики. Затрагиваются вопросы формирования идейнонравственной, патриотической направленности СМИ как субъекта информационно-психологического воздействия. По мнению автора, в информационном обществе все большую роль в управлении обществом, всеми сферами его жизни будет играть коммерческий и государственный менеджмент, где производство, обмен и потребление информации станут первейшим атрибутом управленческой деятельности.

В настоящее время многие исследователи полагают, что мир находится на пороге глобального информационного общества, общества цивилизационных перемен, предвещающего кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни. Такой вывод основан на стремительном развитии информационных технологий, проникновении компьютеризации во многие сферы общественной жизни, расширении сети Интернет, корпоративных и региональных информационных сетей, совершенствовании программного обеспечения и т.д.

В научный оборот вошло понятие «информационный менеджмент». Это относительно новое направление в теории и практике журналистской деятельности в России. В нашей стране это научное направление получило развитие в период перехода к рыночному капитализму. Отметим, что данный вид менеджмента, как и многие другие феномены рыночной экономики, оказался утрированным по содержанию и свелся только к методам и формам получения прибы-

* © Ховрин А.Н., 2007

Ховрин Александр Николаевич - Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

ли. Практика показала, что в «информационную эпоху» получение прибыли условие необходимое, но недостаточное.

Рассматривая эволюционные процессы в России, мы используем категорию «массовое сознание». Выбор данной категории не случаен. Во-первых, являясь основным предметом идеологических усилий политических институтов, массовое сознание интерпретируется весьма произвольно и противоречиво; во-вторых, именно к нему апеллирует большинство современных исследователей; наконец, в-третьих, это удобный индикатор, зеркально отражающий социальную практику.

Попытка исследовать массовое сознание населения России как нечто одноплановое, изменяющееся исключительно под стимулирующим воздействием политических институтов, не дает результата, потому что данное социальное явление имеет многоплановую, сложившуюся в процессе исторической эволюции структуру.

Россия, как и другие страны, идет в своем развитии к информационному обществу. И на этом пути возникает масса проблем, требующих своего научного осмысления. Становление информационного общества называют очередным этапом технологической и мирной социальной революции. Отметим, что вполне сформировавшейся концепции его еще не предложено.

Очевидно, что использование новых информационных технологий «неизбежно породит серьезный социальный стресс» и поэтому «с целью предотвращения этих негативных последствий перехода к информационному обществу необходима четко выверенная под конкретные условия государственная политика», то есть отвечающая современным требованиям государственная информационная политика. Эта проблема является сегодня важнейшей во всей деятельности государственной власти.

В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» особо указывается на «низкую эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики».

Под информационной безопасностью страны понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом выделяется четыре основных составляющих национальных интересов РФ. Они включают в себя: «соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала»; «информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации»; развитие современных информационных технологий; защита информационных ресурсов.

Если исходить из признанного учеными мира критерия, что для обеспечения стабильности в обществе требуется доверие к основным институтам власти и институтам гражданского общества не ниже 40%, то сегодня правомерно говорить о таких тенденциях, как: а) развитие кризиса доверия к институту масс-медиа; б) понижающаяся эффективность конструктивного, мобилизующего воздействия СМИ на массовое сознание; в) развертывание информационного противоборства внутри страны и на международном уровне.

Встает серьезная проблема источников и средств формирования общественного мнения в национальных интересах России, эффективности функционирования так называемой «четвертой власти», т.е. информационной власти (объективно она должна быть высокой) в целях формирования государственной информационной политики.

Вместе с тем, по мнению ряда исследователей, в настоящее время разворачивается «третья мировая информационно-психологическая война». Большинство ученых считают, что холодную войну СССР проиграл по причине поражения в войне информационной и психологической, а точнее в информационнопсихологической [1]. Если признать данный факт (а не признать нельзя по фактам балканской и чеченской войн, а также духовной экспансии миссионеров со всего света и т.д.), то встает естественный вопрос об адекватном отражении этой экспансии, о средствах и методах защиты и нападения. И о принципиально новом содержании журналистики, о подготовке нового типа специалистов, работающих в системе СМИ. Это должен быть, естественно, мастер слова, но при этом еще и психолог, социолог, политолог, а главное - аналитик.

В России, да и во всем мире произошли изменения на фундаментальном, па-радигмальном уровне. Наша страна стала открытой в мировом информационном пространстве, а в открытом демократическом обществе информационная граница становится прозрачной. При этом открывается возможность воздействия на массовое сознание и, следовательно, изменение социальной психики, морали и нравственности. Отсюда возрастает роль средств массовой информации и массовой коммуникации как основных субъектов информационного воздействия, но воздействия с целью защиты и реализации национальных интересов России.

Это выдвигает проблему формирования идейно-нравственной, патриотической направленности средств массовой информации как субъекта информационно-психологического воздействия и в то же время соблюдения принципов объективности, правдивости в подаче информации; повышения качества информационно-аналитических материалов, поставляемых в средства массовой информации соответствующими государственными и негосударственными центрами; повышения квалификации журналистов всех уровней; овладения новыми информационными технологиями воздействия на массовое сознание. Практика показывает, что «грязные технологии» приносят успех лишь в том случае, когда массовое сознание расщеплено либо неустойчиво в своей мотивации, лишено надежных мировоззренческих идеологических опор.

На наш взгляд, нужна коррекция деятельности средств массовой информации на парадигмальном уровне, особенно в части их взаимодействия с обществом, с отстаиванием интересов государства. Важно учитывать социально-психологические последствия информационного воздействия на население.

По мнению автора, не стоит полностью отвергать государственное управление информационными процессами. В каждой предельно развитой демократической стране государство прямо или чаще косвенно осуществляет данную функцию, особенно в целях защиты национальных интересов, нравственных, патриотических традиций гражданского общества. Для России важно определить размеры и форму государственного управленческого действия.

В российских средствах массовой информации существует тенденция: обслуживать интересы прежде всего экономической и политической «элиты», но не государства, и тем более не гражданского общества, народа. Для формирования государственной информационной политики необходима разработка системы средств защиты журналистов от волюнтаризма чиновников. С другой стороны, само журналистское сообщество сегодня очень разобщено. И многие его представители искренне обеспокоены падением профессионализма в современной журналистике.

Состояние информационного пространства России, отсутствие четко сформулированной государственной информационной политики, опасность возникновения новых информационно-психологических войн угрожают государственной безопасности России, а это значит, что существует объективная необходимость информационного сопровождения всех направлений политики государства.

Известно, что главный вопрос в политике - вопрос о власти, а «власть - это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и др.».

Тогда информационная политика - это способность и возможность субъектов политики оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества.

Субъектами политики выступают государство; государственные органы; институты гражданского общества; частные лица (например, владельцы медиахолдингов). Следовательно, существует государственная и негосударственная информационная политика.

В более широком смысле информационная политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы отдельных граждан, в целом гражданского общества, государства и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога в обществе.

Автор согласен с мнением В.Д. Попова, что «государственная информационная политика в той степени должна удовлетворять, защищать интересы государ-

ства, власти, в какой степени государство реализует и защищает интересы гражданского общества, каждой личности».

На наш взгляд, это важнейший принцип осуществления государственной информационной политики. Если же государство не защищает интересы гражданского общества, то эту роль могут выполнять средства массовой информации. Если и они этого не делают, тогда начинается процесс формирования недоверия и к государству, и к СМИ со стороны народа, гражданского общества, обществом овладевает аномия.

Негосударственная информационная политика может быть направлена на то, чтобы отстаивать интересы органов власти и не удовлетворять интересы гражданского общества, обеспечивать диалог с государственной властью или выступать против нее или всецело обслуживать только интересы отдельных групп и группировок, партий и даже отдельных личностей.

Вместе с тем жизненно необходимо, чтобы при всем плюрализме позиций негосударственных средств массовой информации у них был общий конструктивный вектор, направленный на защиту национального интереса России, интересов гражданского общества и конструктивное взаимодействие для этого с государственными органами.

Работники средств массовой информации, союзы журналистов, выступающие как свободные ассоциации, представляющие и защищающие права и свободы личности, интересы социальных институтов, политических партий и движений и выполняющих функцию контроля над государством, являются частью гражданского общества. При этом объективно существуют средства массовой информации, выражающие и защищающие преимущественно политику государства, которые вступают в диалог с первыми в интересах конструктивного взаимодействия гражданского общества и государства, народа и власти.

Государственная информационная политика, очевидно, должна иметь основной своей целью создание правовых, политических, экономических, моральноэтических, социально-психологических и других условий для обеспечения такого диалога. «Игнорирование эвристических возможностей диалога, понимания, коммуникативных связей... ведет к конфликту. Во время конфликтов и кризисов нарушаются временные и исторические связи, рассогласовываются содержательные связи, объединяющие историю в определенное единство, а общество - в некую целостность».

Поскольку важнейшую роль в развитии диалога между гражданским обществом и властью по поводу государственного обустройства выполняют средства массовой информации, то государственная информационная политика должна быть направлена на создание мотивов деятельности СМИ, совпадающих с принципами их самоорганизации и самоуправления, а также соответствующих национальным интересам России.

Здесь на первый план выходит мотивационная концепция управления. Следует отметить, что, на наш взгляд, эта концепция является основой менеджмента

вообще. Такой вывод основан на том, что зарождение научного направления «менеджмент» происходило на основе выявления мотивации человека к труду. Менеджмент как одно из направлений теории управления сложился на базе школ: «школы человеческих отношений», «школы социальных систем», «административно-функциональной школы управления».

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, информационная сфера - это «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования, возникающих при этом общественных отношений». Важное значение имеет состояние, защищенность «. национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [2].

Отметим важный аспект, что информационные процессы являются в определенной степени «частью», внутренней составляющей духовных процессов, духовной жизни общества. Так, например, информационные потребности являются одним из видов духовных потребностей. У человека есть потребность иметь информацию об окружающем мире, об окружающих его людях. Ему жизненно необходимо ориентироваться в обществе. Правомерно считать, что информационные процессы развиваются по законам духовной жизни общества.

Информационное общество - это общество, где в производительных силах и производственных отношениях, в приращении капитала на передний план выходят знания и информация [3], которые образуют новую форму собственности -личную собственность, идущую на смену частной.

Мануэль Кастельс ввел понятия: «информационализм» в одном ряду с «капитализмом» и «индустриализмом», а также «информационная экономика», «ин-формациональный капитализм», «информациональное общество».

По мнению автора, в информационном обществе все большую роль в управлении обществом, всеми сферами его жизни будет играть коммерческий и государственный менеджмент, где производство, обмен и потребление информации станут первейшим атрибутом управленческой деятельности.

С построением информационного общества обозначилась тенденция - построение социального действия и политики вокруг первичных идентичностей. Например, М. Кастельс указывает на очень важную закономерность, а именно: «Первые исторические шаги информационных обществ. характеризуются преобладанием идентичности как организующего принципа».

Важно отметить, что в «информационном обществе» не только и чаще не столько бытие определяет сознание, а, наоборот, сознание творит, изменяет наше бытие. Информация обретает свойства атрибута материи, она развивается по своим собственным законам, не связанным с реальными фактами (например, ложная информация способна внести серьезные изменения в жизни людей, в общественные процессы).

Информационное общество - это открытое общество, которое характеризуется доступностью информации для граждан, свободой получения знаний. Закрытое общество функционирует в режиме ограничения, недопущения к информации, жесткой цензуры, отсутствия свободы слова.

«Информационное управление» или управление информационными процессами является, на наш взгляд, одним из видов социального управления. К.Х. Делокаров и Ф.Д. Демидов справедливо подчеркивают, что «.в индустриальном, а еще больше - в постиндустриальном обществе знания, информация в конечном итоге выступают основой принятия важных социально-экономических и политических решений».

«Менеджмент» в отличие от «управления» акцентирует внимание на человеке, на «человеческом факторе», то есть если рассматривать систему СМИ, то на формировании отношений в коллективе, например редакции, медиа-концерне, на связях с читателем, зрителем, на удовлетворении их информационных потребностей.

«Менеджмент» как направление общей теории управления на Западе ярко проявился при реализации известной «концепции человеческих отношений» в 60-70 годы прошлого столетия в связи с изменением субстрата экономической парадигмы развития общества.

Если в классической экономической науке субстратом был товар, то человек был не более чем элементом системы под названием «рабочая сила». Затем, согласно «концепции человеческих отношений», субстратом стал человек, его квалификация. В нынешних условиях, условиях «информационализма», субстратом стал «информационный человек», главной товарной стоимостью стали информация и знания, интеллект, профессионализм человека. Главным героем экономики и главной ценностью стал интеллект человека, органично включенный в систему человеческих отношений в обществе.

А для информационного менеджмента главным является интеллект журналиста, вписанного: 1) в систему редакционных отношений; 2) в систему отношений редакции с обществом, прежде всего со своей читательской, зрительской аудиторией.

Сегодня информационный менеджмент исследуется с позиции новой науки -социальной информациологии. Это наука о законах информации о социуме и внутри него. Объектом данной науки является система информационнокоммуникативных отношений как нового вида общественных отношений, находящих свое адекватное отражение в общественном сознании. В качестве предмета изучения выступают тенденции и законы развития этих отношений, которые рассматриваются в контексте не только экономической, но и социокультурной, духовной трансформации.

В демократически развитых странах на первый план вышла социокультурная и социокоммуникативная детерминация социального прогресса и прогресса экономического.

Автор солидарен с учеными кафедры информационной политики РАГС в обосновании законов информационно-коммуникативных отношений в обществе, опираясь на концепты А. Панарина о «духовной власти» СМИ и о «социальной аномии»; Ю. Хабермаса о роли «коммуникативной компетентности», о развитии «коммуникативного разума»; Н. Лумана «о коммуникативной природе власти» и «власти как средства коммуникации»; основываясь на теории социального психоанализа, на взаимодействии сознательного, подсознательного и бессознательного при воздействии на них сенсорной и субсенсорной информации; учитывая закон «ментальной идентичности» в информационной политике [4]. Отсюда - единство экономических, политических, духовных, творческих и социо-коммуникативных критериев в оценке информационного менеджмента.

Без опоры на духовность российских народов, их ментальную культуру, силу духа нам не удастся воспользоваться результатами информационной революции и обеспечить социально-экономический прогресс, политическую стабильность в обществе.

На наш взгляд, кредо информационного менеджмента - это создание системы сознательного управления информационно-коммуникативными отношениями на базе открытия законов, по которым развиваются эти отношения, и с помощью новейших информационных технологий, в том числе и компьютеризации [5-12]. Познание законов дает наука - социальная информациология.

Задача информационного менеджмента - формирование общественного сознания, идентичного объективным законам развития цивилизации.

Библиографический список

1. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. - М., 1999.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 28 сентября.

3. Лисичкин, В. А. Третья мировая информационно-психологическая война / В. А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. - М., 1999.

4. Расторгуев, С.П. Информационная война / С.П. Расторгуев. - М.: Радио и связь,

1999.

5. Почепцев, Г.Г. Психологические войны / Г.Г. Почепцев. - М.: Рефл-бук; Ваклер,

2000.

6. Прокофьев, В.Ф. Тайное оружие информационной войны / В.Ф. Прокофьев. - М.: Синтег, 1999.

7. Большой энциклопедический словарь - СПб, 2000.

8. Попов, В.Д. Информациология и информационная политика / В.Д. Попов. - М., 2001, - С. 12.

9. Делокаров, К.Х. В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность / К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов. - М.: РАГС, 1999.

10. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. - М.: Изд-во МГУ, 1999.

11. Кастельс, Мануэль Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М., 2000.

12. Попов, В. Д. Социальная информациология - наука XXI века (проблемы становления и развития) / В. Д. Попов. - М., 2004.

Статья принята в печать в окончательном варианте 26.12.2006 г.

A.N Khovrin THE PROBLEM OF MANAGEMENT IN THE INFORMATIONAL SPHERE

The concept «informational management» is described as new direction in theory and practice of journalistic activity in this article. It also covers problems of informational society construction in Russia and the necessity of adjusted national informational politics. The article describes problems of forming ideological, moral, patriotic direction of mass media as a subject of informational and psychological influence. In the author’s opinion, commercial and state management will play leading role in ruling over society and all spheres of its life in informational society, where production, change and consumption of information will be the very first attribute of management activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.