Научная статья на тему 'К вопросу о механизмах регулирования взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда'

К вопросу о механизмах регулирования взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина Юлия Игоревна

В статье автором рассмотрена сущность взаимодействия российского рынка образовательных услуг и рынка труда, причины дисбаланса спроса и предложения на исследуемых рынках, предложены институциональные и маркетинговые механизмы их регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On mechanisms of regulation of interaction in the educational services market and labour market

In this paper the author on the essence of the interaction of the Russian market of educational services and the labor market, the causes of the imbalance of supply and demand in the markets studied, offered to institutional and marketmechanisms of their regulation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о механизмах регулирования взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда»

вуз и предприятие:

вместе или врозь?

к вопросу о механизмах регулирования взаимодействия

рынка образовательных услуг и рынка труда

_Аннотация

В статье автором рассмотрена сущность взаимодействия российского рынка образовательных услуг и рынка труда, причины дисбаланса спроса и предложения на исследуемых рынках, предложены институциональные и маркетинговые механизмы их регулирования.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг рынок труда, высшее профессиональное образование.

Переход России к рыночным преобразованиям привел к разрушению модели взаимодействия основных субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда: государства, предприятий, населения, вузов. В системе плановой экономики государство определяло предложение образовательных услуг, при этом вузы не обладали правом развития, исходя из собственного видения. Взамен государство брало на себя обязательства по финансированию последних через систему распределения выпускников государство регулировало спрос и предложение на рынке труда. Недостаток бюджетных средств привел к отказу государства от выполнения своих обязательств перед вузами в прежних объемах, тем самым учреждения высшей школы вынуждены были переориентироваться на внебюджетные источники финансирования. Рыночная модель хозяйствования не позволила и предприятиям участвовать в производстве услуг образования в прежних формах. Как следствие, государственные механизмы взаимодействия между системами наемного труда и образования в новых условиях утратили свое значение и

Гущина

Юлия Игоревна

канд. экон. наук, доцент

кафедры экономики и

менеджмента

Волжский

политехнический

институт (филиал)

Волгоградского

государственного

технического

университета

Julia25.30@mail.ru

самоликвидировались, а новые, адекватные рыночным отношениям, до сих пор не созданы [4].

ливр

крыночным

преобразованиям _привел к

основных

услуг и рынка труда

Спрос и предложения в образовательной системе

Структура предложения в наибольшей степени соответствует спросу, предъявляемому на образовательные услуги (ОУ) конечными потребителями и их семьями. Слабо развито явление целевой подготовки, предприятия предпочитают или кратковременное повышение квалификации для своих сотрудников или выбрать готового специалиста на рынке труда. По всей видимости, предприятия не хотят вкладывать деньги в обучение будущих сотрудников. Для изменения сложившейся ситуации необходимо тесное взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда с целью выработки единой концепции подготовки нужных и отвеча-;их всем требованиям современной экономики циалистов.

I взгляд, можно выделить следующие формы оявления асимметрии:

Вуз(предложение ОУ) - индивид (субъективный спрос на ОУ).

Изменение структуры спроса со стороны населения, в абсолютном большинстве, связано с привлекательностью тех или иных специальностей. Зачастую выбор направления подготовки связан не с профессиональными характеристиками будущей специальности, а обусловлен ее субъективным местом в массовом сознании. Будущие студенты ориентируются на престижность профессии, высокую заработную плату, а реалии рынка труда, как правило, не учитываются. Таким образом, вузы, отвечая на рыночный спрос, предлагают образовательные программы, направление или уровень которых не соответствует потребностям работодателей. 2. Вуз (предложение ОУ) - государство (субъективный спрос на ОУ).

Государство, формируя часть спроса на образовательные услуги, одновременно оказывает влияние на изменение предложения на рынке труда. Учитывая временной лаг оказания данного рода услуг, на федеральном уровне с 2001 года пытаются разработать прогнозы потребности в специалистах с высшим образованием. Однако уровень обосно-

экономика, 2014, № 1(85)

ванности и степень реалистичности этих прогно- & зачастую выбор_

зов, очевидно, нельзя назвать высокими, потому что направления_

подавляющее число регионов, не имея инструмен- подготовки обусловлен

тария разработки среднесрочных кадровых прогно- ее субъективным_

зов, в свою очередь, запрашивали оценки в самих местом в массовом

вузах, расположенных в регионах. Нетрудно дога- сознании_

даться какие специальности были названы. Следует _

отметить, что и на сегодняшний день не выработана _

единая методика прогнозирования. _

Таким образом, формирование государственного _

заказа на подготовку специалистов с ориентацией _

на прогнозы вузов усиливает дисбаланс между спро- _

сом и предложением на образовательные услуги. _

3. Вуз (предложение ОУ) - работодатели (объек- _

тивный спрос на ОУ). _

Спрос на специалистов (их профессиональные _

компетенции) обуславливается потребностями _

производства, одновременно с этим наблюдается _

ориентация системы подготовки кадров на плате- _

жеспособный спрос населения. В результате име- _

ющего место несоответствия, прежде всего уровня _

подготовки и требованиям к специалистам со сто- _

роны работодателей, часть выпускников учебных _

заведений работает не по своему профилю или _

пополняет ряды безработных. В то же время часть _

потребности работодателей в квалифицированных _

работниках остается незаполненной [3]. _

Рынок труда не является прямым «заказчиком» про- _

фессиональных образовательных услуг. _

Таким образом, в российской экономике рынок _

образовательных услуг и рынок труда развиваются _

автономно, что проявляется, в частности, в отсутс- _

твии адекватного экономического механизма вли- _

яния спроса, формируемого на рынке труда (РТ), _

на формирование предложения со стороны рынка _

образовательных услуг (РОУ). Содержание подго- _

товки специалистов не ориентировано на их тру- _

доустройство: спрос на одном рынке (РТ) не ока- _

зывает влияния на предложение на другом рынке _

(РОУ) [1].

Баланс рынка труда и рынка образовательных услуг

Решение проблемы приведения структуры, объемов и качества подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики, как необходимого условия

_формирование

_государственного

заказа на подготовку

_специалистов с

_ориентацией на

_прогнозы вузов

сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, обуславливает актуальность исследования механизмов регулирования взаимодействия РОУ и РТ, наиболее важными из которых являются:

1) создание структур-посредников между РОУ и РТ (российский союз промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты, центры занятости, рекрутинговые агентства, некоммерческие организации и другие государственные, частные и общественные организации);

2) разработка и реализация программ по взаимодействию рассматриваемых рынков, как на федеральном, так и на региональном уровнях (целевые программы содействия занятости населения и региональные программы профессиональной ориентации учащейся молодежи;

3) составление прогнозных оценок изменения спроса на РТ и, как следствие, формирования спроса на РОУ на региональном уровне (составления

ансов трудовых ресурсов, балансов распределе-[ выпускников 9-11 классов общеобразователь-ых школ по дальнейшим каналам занятости (продолжение обучения, выход на рынок труда и др.), прогнозных оценок кадровых потребностей территорий, ежегодного планирования комплектования образовательных учреждений);

мониторинг и оптимизация нормативно-правых актов, регулирующих деятельность РОУ и РТ (закон «Об образовании», Трудовой Кодекс, государственные стандарты, учебные планы и т.д.); 5) неформальный диалог с потребителями. Удовлетворенность потребителей выступает важнейшим индикатором успешности и результативности деятельности вузов. Косвенно оценить удовлетворенность потребителей возможно путем составления рейтингов: на макроуровне

- это происходит ежегодно, на уровне регионов

- это скорее эпизодические случаи. Мы считаем, что к оценке деятельности вузов на РОУ должны быть привлечены помимо государственных институтов (Рособрнадзор, ГСЗН и их региональные представительства), частные и общественные институты (РСПП, РТПП, союзы и ассоциации малого и среднего бизнеса, крупнейшие региональные рекрутинговые агентства), законодательные и исполнительные органы власти на

я экономика, 2014, № 1(85)

местах, общественные организации. Необходима открытая аттестация профессиональной деятельности преподавателей, адаптированная под современные условия функционирования высшей школы, позволяющая повысить качество образовательной услуги и, как следствие, выпускника, что приведет к сокращению разрыва между имеющимися и требуемыми компетенциями к выпускнику со стороны РТ.

Маркетинговая деятельность вузов

Другая форма диалога с потребителями связана с маркетинговой деятельностью вузов. Следствием растущего спроса на экономические и гуманитарные специальности со стороны абитуриентов и их контактных групп, является рост предложения по наиболее востребованным со стороны индивидуальных потребителей направлениям подготовки. Осложняет ситуацию институционально закрепившееся в сознании индивидов представление о структуре наиболее престижных профессий, последствием чего является рост спроса на эти специальности на РОУ с одной стороны, и снижение спроса на них на РТ - с другой.

Такая ситуация порождает замкнутый круг: вузы не снизят предложение при росте спроса на РОУ, а растущее предложение не соответствует структуре спроса на РТ. Изменить положение возможно при переходе национальной экономики от ресурсоориентированной к инновационной, что неизбежно связано с переориентацией ценностей и интересов системы образования в целом, с переходом от гуманитаризации образования к его гуманизации;

6) разработка предложений по оптимизации структуры профессиональных образовательных учреждений различных типов (на региональном и федеральном уровнях), основанной на сетевой структуре как объединении учреждений всех уровней профессионального образования, расположенных на территории региона. Сетевая структура - временное образование, переходная модель к научно-образовательному комплексу (НОК). На этапе возникновения этот неформальный институт мог бы объединить в себе все профессиональные образовательные учреждения региона, в котором, в дальнейшем, под

городского и

регионального_

масштаба неохотно идут на заключение

совместной

реализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательных программ

_& большинство

_сотрудников

_предприятий

_- вузовских

совместителей,

_рассматривают

_преподавание в

вузе как получение

_дополнительных

_возможностей

ливр

влиянием конкуренции и потребностей регионального РТ неконкурентоспособные элементы перестанут функционировать^];

7) взаимодействие РОУ и РТ на основе целевой контрактной подготовки. Содействие заключению договоров с предприятиями - заказчиками «целевых» выпускников, привлечение кафедр к новым образовательным технологиям, издание интерактивных учебников и учебных пособий нового поколения совместно с практиками, подготовка и запуск учебных лабораторий непосредственно на предприятиях, разработка или модернизация учебных курсов под конкретные проекты, обеспечение электронного документооборота внутри и вне вуза, нормативно-правовое и методическое сопровождение образовательного процесса, стыковка и согласование стандартных учебных планов с целевой составляющей

^дготовки - это далеко не полный перечень дач, стоящих перед вузом в рамках проекта по евой подготовке.

Вуз и предприятие: практика взаимодействия

На сегодняшний день предприятия городского и регионального масштаба неохотно идут на заключение договоров по совместной реализации образовательных программ, что объясняется, прежде всего, нежеланием вкладывать средства в образовательный процесс. Как показывает российский опыт использования образовательной технологии «обучение через исследования», подготовка группы из 10 студентов при двух руководителях-консультантах требует затрат годовым объемом около 500 тыс. рублей.

Со стороны РОУ также имеются определенные ограничения: так, для открытия новых направлений подготовки требуется определенное время, а если речь идет об открытии направления в филиале, сроки реализации этой задачи еще более увеличиваются, поскольку это направление должно быть открыто, прежде всего, в головном ВУЗе, вне зависимости от того есть ли в этом реальная потребность на РТ;

8) привлечение представителей бизнеса к преподавательской деятельности. В настоящее

креативная экономика, 2014, № 1(85)

время в рамках такого механизма вуз вступает в контрактные отношения не с предприятием, а с отдельным человеком. Большинство сотрудников предприятий - вузовских совместителей, рассматривают преподавание в вузе как получение дополнительных возможностей (повышение собственной квалификации, источник повышения дохода, возможность проконтролировать обучение собственных детей и т.п.). Более того, встречаются случаи, когда читаемые дисциплины никак не связаны с трудовой деятельностью по основному месту работы: в этом случае, как правило, речь идет о повышении научной квалификации преподавателей-практиков. Часть студентов, по результатам опроса, указали, что не видят разницы между уровнем подготовки штатных преподавателей и сотрудников предприятий. Только когда предприятие будет брать на себя часть ответственности за подготовку кадров на конкретное рабочее место, сотрудники предприятий - штатные совместители, будут, действительно, связующим звеном между фундаментальным вузовским образованием и формированием необходимых профессиональных компетенций.

Вывод

В современной России накоплен определенный опыт функционирования механизмов взаимодействия рынков труда и образовательных услуг с целью достижения баланса между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы. Однако международный опыт показывает, что достигнутый уровень крайне низок, соответственно, необходимо активизировать деятельность по созданию и дальнейшему развитию механизмов регулирования исследуемых рынков как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Литература

1. Гущина Е.Г. Маркетинговый механизм взаимодействия социально-значимых рынков: теория, методология, практика // Автореф. ... дис. д-ра.экон. наук. - Волгоград, 2009.

2. Гущина Ю.И. Оценка деятельности конкурентов на российском рынке образовательных услуг высшего

& часть студентов,_

по результатам_

опроса, указали, что

не видят разницы_

между уровнем подготовки штатных

преподавателей_

и сотрудников_

предприятий

браз

образование

профессионального образования // Автореф. ...дис. к-та экон. наук. - Волгоград, 2006.

3. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: монография / А.Г. Мокроносов [и др.]. -Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2010. - 111 с.

4. Скрипак Е.И.Институциональная организация производства образовательных услуг// Автореф. . дис. к-та экон. наук. - Кемерово, 2003.

Yulia I. Guschina

Candidate of Economic Sci., Associate Professor of the Academic Department of Economics and Management

Volzhskiy Polytechnic Institute (a branch ofVolgograd State Technical University)

On mechanisms of regulation of interaction in the educational services market and labour market

_Abstract

In this paper the author on the essence of the interaction of the Russian market of educational services and the labor market, the causes of the imbalance of supply and demand in the markets studied, offered to institutional and market mechanisms of their regulation.

Keywords: education market, the labor market, higher professional education

я экономика, 2014, № 1(85)

Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.