необходимо иметь государственный стратегический продовольственный резерв и эффективную систему его распределения.
Список использованных источников:
1. Бойко Л.А., Бойко А.П. Экономические особенности становления системы продовольственной безопасности в России в конце XIX -начале XX века//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -№1, Т.6. -Новосибирск, Изд. «Капитал», 2016. С.185 -191.
2. Горбатов А.В., Горбатова Ю.Н. Экономика агропромышленного комплекса // Проблемы современной экономики. 2009. № 3 (31).
3. Кендюх, Е. И. Обеспечение продовольственной безопасности страны на основе повышения конкурентоспособности АПК: теория, методология, практика. Новосибирск, 2014.
4. Михайлушкин П.В, Баранников А.А. Условия и основные критерии обеспечения продовольственной безопасности // Научный журнал КубГАУ. 2013. №92 (08).
5. Муратов, Н.В. Особенности обеспечения продовольственной безопасности в России. // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №5.
6. Хромов Ю.С. Продовольственная безопасность страны: уроки кризиса // Международный сельскохозяйственный журнал. 1999. №1.
К ВОПРОСУ О МЕГАРЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Брылёв А. А.,
Студент 2 курса бакалавриата, направление «Экономика», Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации,
Краснодарский филиала, г. Краснодар;
Научный руководитель: Берлин С. И.,
д.э.н., профессор, заместитель по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиала, г.
Краснодар.
Аннотация: Автор рассматривает модель мегарегулирования финансового рынка в России и за рубежом, а также выявляет преимущества и недостатки данной модели.
Ключевые слова: мегарегулятор, финансовый рынок.
Summary: The author considers the model of mega-regulation of the financial market in Russia and abroad, and also reveals the advantages and disadvantages of this model.
Keywords: Megaregulator, financial market. Мировая практика регулирования финансовых рынков выделяет различные модели надзора - единый мегарегулятор; модель twin peaks;
смешанные системы, - но на сегодняшний день нельзя сказать, что доводы в отношении преимуществ какой-либо из этих моделей являются весомыми.
Аргументация в пользу Центрального Банка не убедительна, в связи с чем, каждая страна имеет свой путь по построению модели регулирования финансового рынка.
Мегарегулятором считается ведомство, регулирующее и надзирающее за двумя из трех крупнейших категорий финансовых посредников, таких как: банки и страховые компании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании [1].
Главным мотивом перехода зарубежных стран к системе мегарегулирования была оптимизация расходов на реализацию надзорных полномочий, однако этот мотив наиболее характерен для небольших стран [2].
Политика Банка России - ставка на крупные банки и огосударствление банковской системы (такие выводы можно сделать из действий регулятора) - не может не тревожить большую часть банковской системы. Создается впечатление, что ЦБ РФ, как, впрочем, и монетарные власти в целом, не заинтересованы в развитии полноценного рынка и добросовестной конкуренции.
Отсутствие конкуренции ослабляет систему и приводит к росту угрозы системных рисков, при котором банк не принимает на себя в полном объеме ответственность за свои действия, перекладывая ее на государство (табл. 1).
Таблица 1 - Примеры регулирования секторов финансового рынка в зарубежных странах_
Страна Банковский Финансовый Страховой
Австралия Мегарегулятор Мегарегулятор Мегарегулятор
Великобритания Мегарегулятор Мегарегулятор Мегарегулятор
Китай Центральный банк Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью
США Центральный банк Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью
Индия Центральный банк Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью
Считается, что конкуренция специальных органов по регулированию различных отраслей финансового рынка - благо, тогда как усиление регулятивной монополии ведет к «окаменению» системы надзора и лишает ее внутренних стимулов для развития, при этом позволяя финансовым агентам осуществлять выбор режима регулирования.
Все это возможно эффективно реализовать в рамках единого органа, осуществляющего консолидированный надзор. Таким образом, в январе 2013 года Банк России наделен функциями мегарегулятора.
В качестве преимуществ и недостатков можно выделить следующие (табл. 2).
Таблица 2 - Преимущества и недостатки мегарегулирования финансового рынка России_
Мегарегулирование финансового рынка России
Преимущества Недостатки
Возможность осуществления надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе Резкий рост нагрузки как на орган надзора, так и на поднадзорные организации
Осуществление мониторинга всей финансовой системы в целом и быстрое обеспечение адекватной реакции Тенденция к установлению чрезмерно большого диапазона функций объединенного надзорного органа, которые в связи с монопольным положением регулятора становятся более жесткими и забюрократизированными, чем у специализированных агентств
Концентрация информации и полномочий по регулированию в одном регуляторе позволяет применять адресный надзор, учитывающий специфику «молодых» слаборазвитых секторов Повышение «риска злоупотреблений» во всей финансовой системе
Экономия масштаба, выражающаяся в том, что одну структуру дешевле содержать, чем несколько Опасность снижения эффективности надзора из-за меньшего внимания к специфике отдельных секторов финансовой системы
Унификация стандартов финансовой отчетности, что позволяет устранить существующую разнородность в формах документов и сократить их количество Низкая эффективность надзора в переходный период
Сегодня сформировались различные модели в области регулирования финансового рынка, необходимость применения которых продиктована многими объективными причинами, среди которых: внутренние финансовые кризисы и необходимость оптимизации расходов на осуществление функций по регулированию и надзору на финансовом рынке.
Каждая страна руководствуется и учитывает свои особенности делового климата и политической культуры. Россия пошла отличительным от мирового опыта путем, который заключается в изменение последовательности шагов. Мировой опыт показывает, что сначала следует создать предпосылки для реформ, а также тщательно разработать пошаговые планы, а затем постепенно реализовывать их. И только тогда, завершающим этапом этого сложного перехода, который длится, как правило, 10-12 лет, выступает создание мегарегулятора. В России сначала
назначили мегарегулятор, затем, за два года необходимо было завершить все процедуры.
Всего за период с 2013 - 2016 гг. лицензии были отозваны у 320 кредитных организаций (рис. 1).
Рисунок 1- Количество банков и иных кредитных организаций у которых ЦБ РФ отозвал лицензию
Мегарегулятором было реализовано немало важных шагов,
способствовавших укреплению национального финансового рынка:
- при Банке России созданы Экспертный совет по рынку долговых инструментов и Экспертный совет по секьюритизации финансовых активов;
- заработал операционно-клиринговый центр НСПК;
- завершены работы по созданию системы гарантирования пенсионных накоплений [3]..
На сегодняшний день прошло не так много времени, чтобы иметь возможность подвести итоги реформы по созданию мегарегулятора на финансовом рынке России. Принимая во внимание геополитическую ситуацию и многочисленные риски, выбранной модели регулирования, мегарегулятору, однако, удалось реализовать некоторые стимулирующие меры, которые поспособствовали укреплению финансового рынка страны, в том числе за счет повышения эффективности контроля над его сегментами.
Список использованных источников:
1. Игнатова Т.В., Болдырева Л.В. Финансовый рынок: тенденции посткризисного управления (на примере Краснодарского края) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 97-103.
2. Солонина С.В. Меры Банка России по обеспечению экономической безопасности банковской системы // Материалы международной научно-практической конференции в 4-х частях. Ответственный редактор: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2015. С. 39-43.
3. Официальный сайт Банка России. URL: www.cbr.ru (дата обращения 02.04.2017)