Научная статья на тему 'К вопросу о медиабезопасности социальных сетей: взгляд медиапедагогов'

К вопросу о медиабезопасности социальных сетей: взгляд медиапедагогов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
494
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / МЕДИАПЕДАГОГИ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / ЕДИНЫЙ УРОК БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова А. А.

Социальные сети главный феномен современного информационно-коммуникативного пространства нуждается в детальном изучении с различных точек зрения и в русле различных наук. Одно из ключевых направлений исследования вопрос медиабезопасности данных ресурсов для пользователей, представленный с позиции самих педагогов и ученых. Так, в данной статье автор анализирует результаты социологического опроса, проведенного в виде формализованного интервью среди медиапедагогов России и стран ближнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о медиабезопасности социальных сетей: взгляд медиапедагогов»

A

Проблемы медиакультуры

К вопросу о медиабезопасности социальных сетей: взгляд медиапедагогов

А. А. Морозова

кандидат филологических наук, ст. преподаватель, Челябинский государственный университет

Аннотация: Социальные сети - главный феномен современного информационно-коммуникативного пространства - нуждается в детальном изучении с различных точек зрения и в русле различных наук. Одно из ключевых направлений исследования - вопрос медиабезопасности данных ресурсов для пользователей, представленный с позиции самих педагогов и ученых. Так, в данной статье автор анализирует результаты социологического опроса, проведенного в виде формализованного интервью среди медиапедагогов России и стран ближнего зарубежья.

Ключевые слова: медиабезопасность, социальная сеть, медиапедагоги, экспертный опрос, Единый урок безопасности.

Absract: Social nets as the main phenomenon of contemporary informational communicative space needs a detailed study from various view points and within various sciences. One of the key directions of study is the question of media safety of the given resources for users which is considered by teachers and scientists. Thus, in the article the author analyzes the results of social survey conducted in the form of a formalized interview among media teachers in Russia and the CIS.

Key words: media safety, social net, media teachers, expert survey, common safety

lesson.

Media Culture Problems

Upon the Question of Media Safety in Social Nets: Media Teachers' View Point

Dr. Anna Morozova, senior educator, Chelyabinsk State University, Russia

Интернет-пространство сегодня представляет не только широкие возможности для пользователей, но и содержит в себе различные опасности, которые могут оказывать негативное воздействие на аудиторию. Наиболее всего подвержены этому влиянию дети и молодежь, поскольку они находятся в процессе становления жизненных ценностей и не обладают в полной мере умением использовать всевозможные защитные механизмы от вредоносного контента.

Если еще несколько лет назад средний возраст начала пользования Интернетом составлял 15-16 лет, то сейчас, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, отечественная детская аудитория начинает приобщаться к медийному интернет-пространству в возрасте 8-10 лет [Интернет в России, 2013], что ведет к еще более неосознанным процессам потребления информации и ведения коммуникации данными пользователями. При этом процессы социокультурного развития, порожденные интернет-средой, «не заданы природой, а формируются обществом и его культурой. Они опосредуют и оформляют всю жизнедеятельность человека. Их адекватное развитие является основой успешного обучения. Если до эпохи новых инфокоммуникационных технологий высшие психические процессы развивались в непосредственном социальном взаимодействии взрослого и ребенка и детей между собой, то сегодня Интернет в значительной степени опосредует такое взаимодействие» - считают исследователи [Солдатова Г., 2013, С. 9].

В Интернете учащиеся проводят от 6 часов в сутки, а наиболее часто посещаемыми сайтами для школьников и студентов, по результатам различных исследований, являются социальные сети, а в частности, сайт «ВКонтакте», на котором зарегистрировано практически сто процентов молодежи [Морозова, 2014, С. 162]. Поэтому вопрос медиабезопасности, в особенности, в социальных сетях, стоит на повестке дня в научных исследованиях и практической деятельности медиапедагогов. Для того чтобы обобщить их мнения касательно медиабезопасности детей и молодежи в социальных сетях и выявить их позицию по ключевым вопросам данной проблемы, мы провели экспертный опрос в виде формализованного интервью среди медиапедагогов России и стран ближнего зарубежья (ноябрь 2014 года). При выборе респондентов определяющим критерием стал принцип целенаправленного отбора по признаку профессиональной компетентности, согласно проблематике исследования.

География респондентов представлена десятью субъектами Российской Федерации: Московская область, Ленинградская область, Екатеринбург, Челябинская область, Воронежская область, Ростовская область,

Костромская область, Самарская область, Владивосток, Иркутск, а также двумя зарубежными странами: Украиной и Республикой Беларусь.

В качестве экспертов выступили 70 человек, из которых 10 проректоры/начальники/заместители начальников, 6 заведующих кафедрами и лабораториями, 3 профессора, 8 доцентов, 3 старших преподавателя вузов, 7 преподавателей вузов, 10 учителей, 14 педагогов дополнительного образования/редакторов детских СМИ, 7 работников СМИ/рекламы, 2 преподавателя учреждений среднего специального профессионального образования.

Более половины экспертов сами зарегистрированы в двух-трех социальных сетях (58,57%), одна четвертая часть - в четырех и более (21,43%), в одной социальной сети - 14,29% и не зарегистрированы ни в одной 5,71% опрошенных.

Проблема безопасности информационного наполнения социальных сетей является одним из главных вопросов, который ставится сегодня на повестку дня. Медиапедагоги сходятся во мнении, что риски контента социальных сетей достаточно разнообразны и высоки. Более 50% респондентов отмечают сразу несколько опасностей, которые могут встретиться детям и молодежи на данных ресурсах. Прежде всего, это наличие сведений, противоречащих закону РФ, этике и морали, а также недостоверная информация (Таб. 1).

Таблица 1

Как Вы думаете, что представляет наибольшую опасность при использовании детьми и молодежью социальных сетей?

Ответы График % Количество ^

Наличие в социальных сетях сведений, противоречащих закону РФ, этике и морали 68.57 48

Наличие в соцсетях недостоверной информации 61.43 43

Неумение пользователей регламентировать в них свое время 50 35

Отдаление от реального мира и реального общения 41.43 29

Неграмотность текстов социальных сетей (отсутствие культуры письменной речи, орфографические ошибки, сленг и т.д.) 48.57 34

Другое: ■ 11.43 8

Также опрошенные, говоря об опасности социальных сетей, называли следующее: отсутствие у пользователей культуры медиапотребления и критического мышления, надоедливую и неприличную рекламу частей человеческого тела, мошеннические сообщения.

Более половины респондентов сходятся во мнении, что с информацией, противоречащей морально-нравственным ценностям и закону, однозначно стоит бороться, в то время как одна третья часть опрошенных считает, что это, скорее всего, окажется бесполезным (Таб. 2).

Таблица 2

По Вашему мнению, стоит ли Бороться с такой информацией, которая противоречит морально-нравственным ценностям и закону?

Ответы График = © % Количество v

Однозначно стоит 61.54 40

Да, но будет ли от этого толк? 35.38 23

Нет, не стоит {по различным причинам) 1 3.08 2

Удивителен тот факт, что сами медиапедагоги на себя практически не возлагают ответственности в данном медиаобразовательном процессе - всего 4% опрошенных считают, что защитить от опасной информации подрастающее поколение могут именно педагоги.

Таблица 3

Кто в первую очередь может защитить пользователя социальных сетей от негативной и опасной информации?

Ответы График = © % Количество v

Государство ■ 11.43 8

Педагоги ■ 429 3

Провайдеры ■ 10 7

Родители/старшие братья, сестры ™ 14.29 10

Сами пользователи (не распространять такую информацию) I 1.43 1

Сами пользователи (критично относиться к потребляемой информации) 50 35

Другое: - 8.57 6

В числе ответов также были мнения о том, что все перечисленное важно при защите от негативной информации, а некоторые респонденты считают наоборот, что механизмов защиты от вредоносного контента не существует. Надежду на государство возлагают всего 11,43% опрошенных, при этом практически одна третья часть медиапедагогов считает, что законодательная база Российской федерации никак не способствует повышению уровня медиабезопасности детей и молодежи в социальных сетях. Другая половина опрошенных (41,43%) считает, что общие нормы ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» все-таки способны сыграть роль в осуществлении медийной безопасности в социальных сетях для подрастающего поколения (Таб. 4). Таблица 4

Нормы каки к законов, на ваш взгляд, в большей стелен и способствуют повышению уровня меди абезоласн ости детей и молодежи в социальных сетях?

Ответы График 14 Количество v

Общие нормы ФЗ «О ЗаЩИТВ детей от информации, ПрИиИНЛЮЩВЙ ВрВД ик здоровью и развитию* 41.43 25

СпЕциальньЕ нормы Кодеков РФ об административных правонарушЕниях, предусматривающие ответственность за нарушЕИИЕ ФЗ «ОзащитЕ детей от информации...*, а тепе за иные прэтивоправныЕ действия, совершенные с использованием сети Интернет 32.86 23

СпЕциальньЕ нормы Уголовного Кодекса РФ {статьи, в которых использован ие сети Интернет е цепях совершения преступлений выступает как оглгчающЕЕ обстоятЕльство) 31.43 22.

Нормы Гражданского Кодекса РФ. предусматривающие гражданскую ответственность за нвзаконноЕ получение или распространвниЕ информации. 25.71 IG

НикакиЕ — 36.57 2D

При этом практически все респонденты не смогли вспомнить никаких реально известных им ситуаций, при которых действующий законодательный акт каким-либо образом помог бы пользователям социальных сетей. Только 14,29% опрошенных смогли вспомнить хотя бы одну подобную практику (Таб. 5).

Таблица 5

Можете ли Вы назвать реально известную Вам ситуацию, когда действующий законодательный акт в той или иной степени помог пользователю^группе пользователей социальной сети каким-либо образом?

Ответы График зо к Количество -

Да. знаю множество подобных: практик ■ 4.2Э 3

Да. знаю одну подобную практику ■ 10 7

Что-то слышал, но конкретно не могу вспомнить ■ 11.43 г

Нет, не припомню такого 74.29 52

Помимо существующих законодательных актов, в сентябре 2014 года государством был предпринят еще один шаг в медиаобразовательном направлении относительно защиты детей от опасной информации в Интернете. Так в Совете Федерации состоялось заседание Временной комиссии СФ по развитию информационного общества, в рамках которого особое внимание уделили обсуждению организации Единого урока безопасности в сети Интернет для российских школьников. В обсуждении приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Министерства связи, отраслевые эксперты и учителя общеобразовательных школ. Было принято решение о проведении данного урока 30 октября 2014 года.

Нам представилось важным оценить итоговую эффективность данного мероприятия. Как показал опрос, в целом более половины медиапедагогов (57,14%) не имели представления о проведении медиаобразовательного занятия в школах (Таб. 6). При этом половина медиапедагогов, являющихся сотрудниками школы, также не знали о прошедшем уроке безопасности и указали на тот факт, что мероприятие не проводилось в их среднем образовательном учебном заведении (Таб. 7), и только 17,14% опрошенных сами принимали участие в проведении Единого урока безопасности (Таб. 8), что ставит под сомнение массовость организации и проведения данного мероприятия.

Таблица 6

Знаете пн Бы о том, что недавно (30 октября) прошел Единый урок безопасности б сети Интернет для российских школьников?

Ответы График = V* 14 Количество ^

Да, отличнознаю! ™ 2429 17

Да, слышал об этом ™ 14.29 10

Что-то слышал, но не могу вспомнить конкретно ■ 429 3

Нет, незнаю о таком 57.14 40

Таблица 7

Проходил ли данный урок (Единый урок безопасности в сети Интернет) в Вашем учебном заведении? Ответы График = © % Количество ^

Да, я работаю со школьниками, проходил — 21.43 15

Нет, потому что я не работаю со школьниками 28.57 20

Нет, не проходил, ноя работаю со школьниками — 20 14

Затрудняюсь ответить 30 21

Таблица 8

Принимали ли Вы каким-то образом участие в подготовке либо проведении данного урока?

Ответы График = * % Количество V

Да — 17.14 12

Нет 82 86 58

Затрудняюсь ответить 0 0

Всего ответов: 70

Не ответивших: 0

Также экспертов попросили оценить общий Единого урока по безопасности в Интернете для российских школьников на основе имеющихся у них сведений и знаний. 11,43% респондентов оценили урок на «хорошо», 5,71% - на «удовлетворительно», 1,43% - на «неудовлетворительно», на «отлично» не оценил никто, а 81,43% медиапедагогов вообще не смогли дать оценку единому уроку, поскольку не владели подобными сведениями.

Медиапедагогами были выделены следующие достоинства и недостатки проведения данного мероприятия. Представим их в виде таблицы (Табл. 9).

Таблица 9. Достоинства и недостатки Единого урока по безопасности в интернете

Достоинства Единого урока по безопасности в Интернете Недостатки Единого урока по безопасности в Интернете

- постановка проблем, связанных с использованием медиасреды. Поиски путей их решения; - сам повод, связанный с тем, что малолетних пользователей интернет-коммуникаций просвещают - уже хорошо! - сам замысел; - развитие критического мышления, отвлечение детей от бездумного времяпрепровождения за компьютером и в сетях, воспитание ответственности за создание контента в социальных сетях и на др. медиа ресурсах; - возможно, что хоть что-то останется в - отсутствие медиапедагогов на уроке; - если он прошел, то только в представлениях организаторов; - недостаточное информирование аудитории о нем; - отсутствие активного подготовительного этапа, отсутствие межведомственной и межсекторной координации на региональном и муниципальном уровнях. Москва может проводить всё, что ей заблагорассудится, но если это не будет понято и продолжено на муниципальном уровне, можно говорить об отсутствии результата; - отсутствие каналов связи, по которым работники школы бы узнали о Едином уроке безопасности -

голове у подрастающего поколения, и они смогут реально оценивать ту информацию, которую получают через Интернет, меньше будут попадать под влияние сомнительных сайтов;

- убедительность приводимых положений, рельефность иллюстрирования ситуаций;

- проблема была названа и продемонстрирована, что уже очень хорошо;

- сам факт проведения урока, а также обращение внимания на реальные проблемы нашего информационного пространства.

о нем не было известно ничего до момента заполнения анкеты;

- не хватает методического материала для проведения данного урока;

- невозможность охватить всех учащихся из-за недостатка оборудования и технических возможностей;

- данное мероприятие проводилось «для галочки», как и все «единые уроки» в течение учебного года;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- несистематический характер подобных уроков;

- отсутствие единой концепции медиабезопасности, единой темы урока -массовые уроки выстраиваются по особым закономерностям, дети должны осознавать, что они находятся в особом информационном пространстве._

Медиапедагоги, оказавшиеся в курсе проведения данного урока в качестве положительного итога называют, прежде всего, саму практику организации данного мероприятия. Но при этом значительная часть экспертов отмечает формальный характер урока и несистематический характер его проведения, а также заявляет об изначальной недоступности информации для медиапедагогов на всех уровнях планирования урока и его реализации.

При этом эксперты отмечают необходимость проведения подобных медиаобразовательных занятий и отмечают следующие темы, которые стоит затрагивать на данных мероприятиях: результаты представлены на таб.10.

Таблица 10

На Ваш взгляд, какие проблемы, прежде всего, стоит затрагивать на подобных уроках по медиабезопасности?

Ответы График % Количество V

Защита своих персональных данных 5429 38

Опасности социальных сетей 61.43 43

Правила общения на форумах 41.43 29

Правила использования электронной почты — 15.71 11

Распознавание интернет-мошенников 60 42

Угроза заражения вредоносными программами 41.43 29

Другое: ■ 8.57 6

Медиапедагоги выделяют достаточно широкий спектр проблем интернет-пространства, которые могут быть затронуты на уроках по медиабезопасности для детей и молодежи. Но, как мы можем заметить, самой важной темой медиаобразовательных занятий, по мнению респондентов, является именно изучение вопросов опасности социальных сетей (61,43%).

Также в ответе «другое» экспертами были названы следующие проблемы: этика медиапользователя, личное регламентирование времени на соцсети, правила существования в информационном пространстве в целом - от поиска, получения и проверки информации до создания своей информации.

Умение создавать собственные медиатексты, на наш взгляд, - один из важных вопросов медиаобразовательной деятельности, в том числе при проведении Единых уроков, направленных на повышение уровня медиаграмотности учащихся. Это, прежде всего, обусловлено тем, что в интернет-пространстве, а в частности и социальных сетях, медиатексты создают сами пользователи, но качество данных материалов находится на достаточно низком уровне. Это отмечают и сами эксперты (Таб. 11).

Таблица 11

Как Вы оцениваете грамотность текстов (включая комментарии) социальных сетей и общую культуру письменной речи пользователей? (Где 5 самый высокий балл, 1 - самый низкий)?

Ответы График = % Количество V

0 0

■ 4.62 3

63.08 41

— 27.69 18

■ 4.62 3

Сегодня обнаруживается неблагоприятная тенденция, при которой даже пользователи, изначально владеющие культурой речевого общения, умышленно нарушают языковые нормы в рамках интернет-коммуникации, в том числе в социальных сетях.

Опираясь на результаты опроса, мы можем сформулировать следующие тезисы относительно медиабезопасности социальных сетей, базирующиеся на мнении медиапедагогов:

- контентные риски социальных сетей достаточно разнообразны. В первую очередь, опасность представляет наличие сведений, противоречащих закону РФ, этике и морали, а также распространение недостоверной информации;

- респонденты высказывают опасения, что борьба с неблагоприятным контентом социальных сетей может оказаться безрезультатной;

- медиапедагоги не возлагают на себя надежды в защите молодежи от негативной информации и повышении уровня медиаграмотности пользователей: только критичное отношение самих пользователей к потребляемым медиа может оказать благоприятное воздействие на уровень их медиазащищенности;

- самым действенным законодательным актом, повышающим медиабезопасность медиапользователей в Интернете, эксперты считают нормы Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В то же время часть медиапедагогов уверена вообще в полном отсутствии защиты пользователей на уровне законодательной базы РФ;

- практически все опрошенные эксперты не владеют сведениями о том, когда нормы Федеральных Законов в той или иной мере реально помогли бы пользователем социальных сетей с точки зрения медиабезопасности;

- мероприятия, направленные на обеспечение медиабезопасности учащихся, проводимые в Российской Федерации, чаще всего не являются эффективными, носят не систематический характер, а, скорее, формальный характер, а потенциальная аудитория участников является слабо информированной;

- наиболее актуальными проблемами, нуждающимися в обсуждении на медиаобразовательных занятиях, сегодня представляются вопросы правильного использования социальных сетей, защиты своих персональных данных, а также способы распознавания интернет-мошенников;

- медиапедагоги обеспокоены низким уровнем речевой культуры пользователей, и как следствие, низкой грамотностью текстов социальных сетей.

Выводы. Резюмируя итоги проведенного нами экспертного опроса, мы можем утверждать, что социальные сети, как любая среда, в рамках которой происходит взаимодействие индивидов между собой, представляет не изолированное от рисков и угроз пространство, где зачастую возникают опасности, идентичные тем, которые существуют в реальной жизни: недостоверность сведений, мошенничество, несоблюдение морально-этических принципов, нарушение законодательных норм. При этом слабое развитие защитных механизмов со стороны государства наряду со множеством других факторов порождает низкую степень защищенности пользователей. Выход из данной ситуации нам видится, прежде всего, в проведении медиаобразовательных занятий на локальном уровне по темам, актуальным для конкретной аудитории с определенными половозрастными и социальными характеристиками. Но данные учебные занятия будут эффективными лишь в том случае, если по вопросам пользования социальными сетями произойдет взаимный обмен опытом и знаниями между учащимися и медиапедагогами.

Литература

Единый урок безопасности в сети Интернет для российских школьников состоится 30 октября / / Парламентская газета. http://www.pnp.ru/news/detail/67825. 23.12.14.

Интернет в России. Состояние, тенденции, перспективы развития: отраслевой доклад. М., 2013. http://window.edu.ru/resource/163/79163

Морозова, А.А. Характер медиаповедения в социальных сетях как индикатор медийной компетентности молодежи // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов / редкол.: Л. В. Виницкий, Е. А. Захарова, С. Б. Синецкий, Г. И. Ладошина. Челябинск: ЧИЭП им. М. В. Ладошина, 2014. С. 161-169.

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете: метод. пособие для специалистов основного общего образования. - М.: Google, 2013. - 311 С.

References

Common Safety Lesson in Internet for Russian schoolchildren happens on October 30 / / Parliament newspaper. http://www.pnp.ru/news/detail/67825. 21.12.14.

Internet in Russia. State, Tendencies, Perspectives of Development: branch report. Moscow, 2013. Uhttp://window.edu.ru/resource/163/79163

Morozova A.A. Character of Media Behaviour in Social Nets as an Indicator for Media Competence of Youth // Economic, Judicial and Sociocultural Aspects of Regional Development. Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute of Economy and Law, 2014, pp.161-169.

Soldatova G., Zotova E., Lebesheva M., Shlyapnikov V. Digital Literacy and Safety in Internet: methodical textbook for specialists in basic common education. Moscow: Google, 2013. 311 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.