Научная статья на тему 'К вопросу о матримониальных отношениях варваров и римлян'

К вопросу о матримониальных отношениях варваров и римлян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
679
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / РИМЛЯНЕ / ВАРВАРЫ / БРАК / ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолова Ирина Евгеньевна

В статье рассматривается проблема смешанных браков в поздней Римской империи. Анализ законодательных памятников и нарративных источников показывает, что в соответствии с древней римской правовой традицией правительство стремилось препятствовать установлению матримониальных отношений рядовых граждан с варварами, но в среде знати они были довольно распространенным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о матримониальных отношениях варваров и римлян»

К ВОПРОСУ О МАТРИМОНИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ВАРВАРОВ И РИМЛЯН

Резюме: В статье рассматривается проблема смешанных браков в поздней Римской империи. Анализ законодательных памятников и нарративных источников показывает, что в соответствии с древней римской правовой традицией правительство стремилось препятствовать установлению матримониальных отношений рядовых граждан с варварами, но в среде знати они были довольно распространенным явлением.

Ключевые слова: Римская империя, римляне, варвары, брак, гражданство.

Римское постклассическое право опиралось на нормы права классического. Представления о классическом брачном законодательстве сохранились в сочинениях Гая и Ульпиана. По «Институциям» Гая, «римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак <...>, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинянках и иностранках, с которыми существовало jus conubii» (Gai Instit. I. 56). Согласно Ульпиану, «брак законен, если между теми, кто его заключил, существует право на брак <. >. Право на брак имеют римские граждане с римскими гражданками, с латинскими же [гражданками] и перегринками только в том случае, если такое право даровано» (Ulp. Fragm. V. 2; 4). Отличительная особенность этого брака заключалась в том, что дети, произошедшие от него, поступали под отеческую власть домовладыки, получали наследственные права на его имущество (Боголепов 2004: 202). Совершенно очевидно стремление законодателей ограничить возможности матримониальных отношений римских граждан с посторонними лицами. Поскольку нет никаких данных о том, что в период поздней античности заключались договоры о jus conubii с многочисленными племенами, граничившими с римлянами и просачивавшимися на территорию империи, то достаточно закономерным представляется появление конституции императоров Валентиниана I и Валента, содержащей строжайший запрет провинциалам любого пола и состояния заключать браки с

варварами, нарушение которого грозит виновным смертной казнью: «Пусть никто из провинциалов, какого бы сословия, или из какого бы места он ни происходил, не заключает брак с варварской женой, а провинциальная женщина пусть не соединяется с кем-либо из гентилов. Если же между провинциалами и гентилами появится родство вследствие такого брака, то пусть они будут подвергнуты смертной казни, так как это обнаруживает в них неблагонадежность, особенно достойную наказания». (CTh. III. 14. 1).

На фоне данной конституции, вероятно, не следует предполагать, основываясь на том, что позднеантичная аристократия вступала в родство с германцами, что «подобное слияние происходило и в среде рядовых граждан Империи, но, к сожалению, этот факт не нашел отражения в источниках» (Пржигодзкая 2007: 335).

Вероятно, правительство предпринимало серьезные усилия, стремясь предотвратить смешение своих подданных с теми, кто фактически был ему неподвластен. Разбираемая конституция, возможно, является частью целенаправленной политики как можно большей закрытости Римской империи, жесткого разграничения римлян и варваров, проводимой Валентинианом I (Lenski 2002: 136). Недаром в тексте брак с варваром оценивается как проявление неблагонадежности (quod in iis suspectum vel noxium detegitur). Многие исследователи придают ей общегосударственное значение и считают нормой римского права (Wenskus 1961: 475). Общим запретительным законом эту конституцию считал Ж. Годме (Gaudemet 1958: 223), хотя итальянский правовед Р. Сорачи полагает, что она имела специальное применение, так как была издана в момент враждебных отношений с аллеманнами и была направлена только против них (Soraci 1965; 1974: 81-108).

Дело в том, что данная конституция точно не датирована. Она адресована магистру конницы Феодосию, отцу будущего императора Феодосия I. Феодосий старший был возведен в ранг магистра конницы после удачной экспедиции в Британию в 369370 г. «После того как Феодосий столь блистательно завершил эти дела, как и те, о которых я говорил выше, он был отозван ко двору. Провинции он оставил в блестящем состоянии, и его прославляли за многие спасительные победы как Фурия Камилла или Папирия Курсора. Всеобщее к нему расположение выразилось в проводах до самого пролива. Переправившись при

легком ветре через море, он прибыл на главную квартиру императора, был принят с радостью и похвалами и назначен преемником Валента Иовина, состоявшего магистром конницы» (Amm. Marc. XXVIII. 3. 9). После рейдов против аламаннов (ibid. XXVIII. 5. 15; XXIX. 4. 5) он был отправлен в Африку (ibid. XXVIII. 6. 26), где и воевал до 374 г. (ibid. XXIX. 5. 1-56; Oros.VII. 33. 6). Вероятно, в 375 г. Феодосий был казнен в Карфагене (PLRE I: 993) по неизвестной причине, может быть, будучи втянутым в заговор против Валентиниана (Randers-Pehrson 1983: 57, 348). Орозий пишет, что случилось это «из-за возникшей и застигнувшей [его] врасплох ненависти (stimulante et obrepente invidia)» (Oros.VII. 33. 7).

Получается, что в ранге магистра конницы Феодосий пробыл с 370 по 374 г., почти все это время оставаясь в Африке1. Точное время появления Феодосия в Мавретании неизвестно. Поэтому указанную конституцию относят к 370 или 373 г. (Blockley 1982: 63). Помимо военных успехов, одержанных там Феодосием в борьбе с местными племенами, Аммиан Марцел-лин подчеркивает его активную административную деятельность и сообщает, что он издал много распоряжений (Amm. Marc. XXIX. 5. 10). Все эти обстоятельства делают вероятным появление конституции о браке в то время, когда магистр конницы находился в Африке.

Еще одно обстоятельство усиливает данное предположение. В конституции о браке наряду с термином barbari употреблен другой: gentiles. Очевидно, что в исследуемом документе слова gentiles и barbari взаимозаменяемы и имеют один и тот же смысл (Blockley 1982: 64). Анализ употребления термина gentiles в законодательных источниках в сопоставлении с сообщениями Аммиана Марцеллина и Августина показывает, что он практически является синонимом слова barbari, но используется в указанном значении гораздо реже, чем последнее. Термин barbari и производные от него встречаются как в Кодексе Феодосия, так и в Кодексе Юстиниана в императорских конституциях с конца III в. до времени правления Юстиниана, а gentiles -только в Кодексе Феодосия с 364 по 409 г. (CTh. VII. 15.1; XII.12.5; XI.30.62). Стоит обратить внимание на адресатов всех

1 Точное время появления Феодосия в Мавритании неизвестно. Замечание Дж. Ф. Мэттьюза, что он отплыл в Африку только в начале лета 373 г., является гипотезой (Matthews 1975: 158).

остальных конституций, в которых использован термин gentiles. Все они обращены к должностным лицам римских провинций, расположенных в Северной Африке (викарию Африки, проконсулу Африки, дуксу Египта), что может означать их локальность, если не в сфере применения, то в сфере терминологии. Можно, в таком случае, объяснить использование термина gentiles в конституции о браке местными особенностями словоупотребления. Аммиан Марцеллин и Августин тоже используют этот термин, когда пишут о племенах пограничных или живущих на территории римских африканских провинций.

Некоторые исследователи считают, что конституция о браке Валентиниана и Валента была ответом на восстание Фирма в Мавритании, которое и подавлял Феодосий, попытавшийся запретить потенциально опасные, по мнению властей, смешанные браки (Sivan 2001: 217). Может быть, поводом действительно послужил данный мятеж, но конституция Валентиниана получила общегосударственное значение, недаром она вошла в Бревиарий Алариха. Известно множество рескриптов, которые, хотя и были адресованы лицам подчиненным, получили силу основного закона (Ван Берхем 2005: 129). Характерно, что в интерпретации к ней, написанной либо при Аларихе (Blockley 1982: 64), либо в конце V в. (Сильвестрова 1999: 108 пр. 34), термин gentiles уже отсутствует: «Пусть никто из римлян не намеревается иметь варварскую жену какого угодно племени, и римские женщины пусть не соединяются брачными узами с варварами. Если же они это сделают, то будут подлежать смертному приговору (Nullus Romanorum barbaram cuiuslibet gentis uxorem habere praesumat, neque barbarorum coniugiis mulieres Romanae in matrimonio coniungantur. Quod si fecerint, noverint se capitali sententiae subiacere)» (CTh. III. 14. 1[=brev.3.14.1]). Как заметил Дж. Ф. Мэттьюз, связана ли конституция о браке с событиями в Северной Африке, описанными Аммианом Марцеллином, или нет, автор интерпретации об этом ничего не знал (Matthews 2001: 31 n. 33).

Усилия римских правительств отгородить варваров прослеживаются и в V в. В новелле императоров Льва I и Либия Севера, датированной 465 г. и сохранившейся в не совсем полном виде, упоминаются леты, еще одна категория варварского населения. Они, вероятнее всего, представляли собой военнообязанных зависимых земледельцев (Ермолова 2006: 19-27). В данной новелле, правда, нет прямого запрета на брачные связи

летов с колонами и рабынями, но родившиеся в результате таких отношений дети оставались в имении во власти землевладельца, то есть браки не признавались действительными (...laeti...se colonis vel famulis ignorantibus dominis sociassent <...> agnationem eorum ad eos dominos pertinere, quorum inquilinus vel colonus fuisse constiterit) (Nov. Sev. II).

Римским властям, возможно, удавалось, в том числе и законодательными запретами, препятствовать матримониальным отношениям различных категорий варваров с рядовым провинциальным населением, но военачальники варварского происхождения охотно заключали смешанные браки. Здесь вопросы брачной политики тесно переплетаются с проблемой получения гражданства теми, кто служил поздней Римской империи, поскольку одним из элементов гражданства было jus conubii.

Нет ясных свидетельств того, что в поздней Римской империи варвары за службу в легионах (Mommsen 1910: 248), а тем более во вспомогательных частях, и даже приобретая ветеранский статус, получали гражданство. Утверждение Фюстель де Куланжа о том, что служившие в римском войске германцы по прошествии некоторого времени приобретали полугражданство (Фюстель де Куланж 1904: 489), не подкрепляется никакими доказательствами Т. Моммзен считал, что римское гражданство, возможно, получали офицеры (Mommsen 1910: 248), тем более высшие, о браках которых, собственно, иногда и сообщают источники. Хотя другие ученые полагают, что даже офицеры не обязательно становились гражданами (Liebeschuetz 1990: 13, n. 26). Применительно к IV в. можно найти информацию об 11 конкретных лицах, а применительно к V в. - о 12, известных по имени, названных в текстах варварами и заключивших браки с римлянами (Blockley 1982: 66-70). Если предположение о наделении командного состава римским гражданством верно, то все эти брачные союзы осуществлялись на законных основаниях, но от этого их участники не переставали быть варварами в глазах римлян, а, может быть, и в своих.

Единого определения «варвара» не существует. Содержание этого понятия бывало различным на протяжении античности, менялось в зависимости от самых разных обстоятельств, взглядов и настроений древних авторов. Но всегда был важен правовой аспект: варвар противопоставлялся гражданину (Gilissen 1958: 10), в римском обществе - и цивилизованным жителям

провинций (Sherwin-White 1973: 452), а также значимы были культурные различия.

Одного безымянного, но могущественного варвара упоминает Иероним Стридонский в обличительном письме к Саби-ниану, дьякону-прелюбодею: «В конце концов пламя бесстыдства охватило тебя почти под мечом и посреди стражи варвара, и варвара-супруга, и супруга могущественного (inter gladios barbari, et barbari mariti, et mariti potentis excubias). Ты не побоялся совершить прелюбодеяние в том доме, где оскорбленный муж без суда мог бы отомстить за себя (sine judice laesus vir se poterat ulcisci)» (Hieron. Ep. CXLVII. 11) Приверженность к грубой силе и отсутствие правовой культуры - типичные общие места в характеристиках варваров: «И так как у варваров право на стороне сильного (atque ut barbaris esse omne ius in viribus adsuevit )...» (Amm. Marc. XVII. 12. 18). Поскольку в предыдущей части письма Иеронима подробно описываются все остальные жертвы любвеобильного священнослужителя - римлянки из различных слоев общества, то можно не сомневаться, что и в последнем случае речь идет о римлянке, иначе Иероним непременно отметил бы варварское происхождение последней.

Данные о смешанных браках высокопоставленных лиц свидетельствуют о постоянном стремлении аристократии, независимо от ее этнической принадлежности, укрепить свое положение посредством матримониальных отношений, что, вероятно, способствовало частичной интеграции варваров в римское пространство (Le Moyen age 1994: 42).

На это же указывает весьма любопытное сообщение Евнапия об одном из готских вождей. Фравитта вынужден был переправиться через Дунай под напором гуннов и вместе со своим народом оказался на положении федерата. Он женился на римлянке, но для этого, видимо, понадобилось персональное разрешение императора Феодосия, так как римским гражданином в то время Фравитта еще не был: «Он тотчас женился на римлянке, для того, чтобы потребность физическая не доводила его до поступков насильственных; царь одобрил его брак» (Eun. Fr. 59). Э. А. Томпсон считает, что Фравитта сделал это в обход римского законодательства (Томпсон 2003: 39). Евнапий чрезвычайно благожелательно отзывается об этом варваре, противопоставляя его неблагодарным соплеменникам, строящим козни Риму, и, возможно, поэтому пишет, что отец девушки был счастлив иметь такого зятя: «Отец невесты (она была еще под

властью отца) был приведен в удивление предложением Фравитта: он считал за счастье иметь такого зятя» (Eun. Fr. 59; Zos. V. 20. 1). Но, может быть, такое заявление объективно отражает действительное стремление римской знати породниться с могущественными пришельцами хорошего происхождения.

Также в обход римского законодательства, как полагает

Э. А. Томпсон (Томпсон 2003: 39), позже Атаульф женился на Галле Плацидии, правда, не спрашивая ни у кого разрешения. Галла Плацидия, сестра императора Гонория, еще шесть ближайших родственников которой были императорами (Скржин-ская 1999: 163), была захвачена в плен Аларихом при взятии готами Рима в 410 г. (Olymp. Fr. 3; Zos. VI. 12. 3). Брак с особой императорской крови был заключен Атаульфом, родственником Алариха, вероятно, не только или не столько из любви к ней, а по вполне материальным причинам. Он удерживал Плацидию в связи с тем, что не были осуществлены обещанные ему Гонорием поставки хлеба (Olymp. Fr. 20-22), а также из-за стремления к сохранению союза с римлянами (Olymp. Fr. 26). Заинтересованность римской стороны в этом браке видит только Орозий (Oros.VII. 40. 2). Во время брачной церемонии на Атаульфе были римские одеяния (Olymp. Fr. 24), на основании чего Х. Вольфрам предполагает, что он был одним из первых известных comites domesticorum equitum (Вольфрам 2003: 238), тем не менее прав римского гражданства у него, вероятно, не было. Может быть, поэтому Олимпиодор, сообщая о двух браках Галлы Плацидии, использует разные термины: «Плацидию окружало множество варваров, что получилось из-за ее союза (оиуафв(а^) с Атаульфом и брака (ои^иу(а^) с Констанцием» (Olymp. Fr. 40). В первом случае подразумевается сожительство, а в отношении римлянина Констанция речь идет о супружестве (Скржинская 1999: 205). То, что Иордан называет союз Плацидии с Атаульфом законным браком: ...matrimonio legitime... (Jord. 160), вероятно, следует отнести на счет восприятия данных событий не современниками, а автором, жившим гораздо позже.

Характерен и известный эпизод со сватовством Аттилы к сестре Валентиниана III. По сообщению Приска Панийского (Prisc. Pan. Fr.15, 16), которое, вероятно, повторяют Иордан (Jord. 223-224), а затем Павел Диакон (Paul. Diac. XIV. 13), Юста Грата Гонория тайно предложила себя Аттиле в жены, или последний так истолковал ее просьбу о помощи (Gracanin 2003:

бб). Аттила не преминул воспользоваться таким предлогом и потребовал у императора западной Римской империи сестру и половину государства в придачу. Аттила получил отказ под предлогом того, что Гонорию уже выдали замуж (это не доказывает, что не было запретительного закона, так как пример Фравитты говорит о возможности индивидуального разрешения). Просто Аттила был врагом, и очень опасным врагом, и женитьба на сестре императора могла существенно подкрепить его притязания на римскую территорию. Тем более тогда, когда у Гонории был титул Августы, и ее муж мог претендовать на место соправителя империи (Gracanin 2003: 65).

Все эти примеры не противоречат предполагаемому нами стремлению римских правительств не допускать в массовом порядке браки провинциалов с варварами, а подчеркивают особое положение знати, характерное не только для Рима, но и для любого древнего общества.

Сокращения

Amm. Marc. - Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt I Ed. W. Seyfarth. Vol. 1-2. Leipzig, 1978. Аммиан Марцеллин. Римская история !Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПб., 1996.

CTh. - Codex Theodosianus II Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis et Leges novellae ad Theodosianum pertinentes I Ed. Th. Mommsen et P. M. Meyer. Vol. 1. Berlin, 1905.

Gai. Instit. - Gai. Institutiones. Гай. Институции I Пер. Ф. Дыдынского. М., 1997.

Eun. - Eunapius. Text and Translation II The Fragmentary Classicising Historians of the Later Roman Empire: Eunapius, Olympiodorus, Priscus and Malchus IEd. and transl. R C. Blockley. Vol. II. Liverpool, 1983. Перевод С. Ю. Дестуниса по изд.: Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Рязань, 2003.

Hieron. Ep. CXLVII - Hieronymus. Epistula CXLVII. AD SABINIANUM LAPSUM II Patrologiae cursus completus. Series latina. T. XXII. Paris, 1864. Col. 1198-1203.

Jord. - Jordanes. De origine actibusque Getarum II Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) I Вступ. ст., пер., комм. Е. Ч. Скржинской. Изд. 2. СПб., 1997.

Nov. Sev. II - Codex Theodosianus II Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis et Leges novellae ad Theodosianum pertinentes I Ed. Th. Mommsen et P. M. Meyer. Vol. 2. Berlin, 1905. Olymp. - Olympiodori Fragmenta II Historici Graeci minores I Ed. L. Din-dorfius. T. 1. Lips., 1870. P. 450-472. Пер. по изд.: Олимпиодор. История I Пер. с греч., вступ. статья, комм. и указатели Е. Ч. Скржинской. Изд. 2. СПб., 1999.

Oros. - Orosius Paulus. Historiarum adversum paganos libri VII / Rec. C. Zangemeister. Lips., 1889.

Paul. Diac. - Paulus Diaconus. Historia Romana / a cura di A.Crivellucci. Roma, 1914.

Prisc. Pan. - Priscus Panitus. Fragmenta // Fragmenta historicorum graecorum / ed. C. Muller. T. IV. P., 1868.

Ulp. Fragm. - Domitii Ulpiani Fragmenta // Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана / Пер. Е. М. Шта-ерман. М., 1998.

Zos. - Zosimus. Opera / Ex rec. I. Bekkeri. Bonnae, 1837.

PLRE - Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire A. D. 260-395. Vol. 1. Cambr., 1975.

Литература

Боголепов 2004 - Боголепов Н. П. Учебник истории римского права. М., 2004.

Ван Берхем 2005 - Ван Берхем Д. Римская армия в эпоху Диоклетиана и Константина. СПб., 2005.

Вольфрам 2003 - Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии) / Пер. с нем. Б. П. Миловидов, М. Ю. Некрасов / Под ред. М. Б. Щукина, Н. А. Бондарко и П. В. Шувалова. СПб., 2003.

Ермолова 2006 - Ермолова И. Е. Варвары на службе Римской империи // Byzantinoslavica. T. LXIV. 2006. P. 7-28.

Пржигодзкая О. Ю. Процесс вхождения варваров в состав общества Римской империи: романизация (IV-V вв.) // Мнемон. СПб., 2007. Вып. 6. С. 335.

Сильвестрова 1999 - Сильвестрова Е. В. Титул CTh. I. 29 De defensoribus civitatum в контексте проблемы городского управления эпохи поздней Римской империи // Древний Восток и античный мир. II. М, 1999.

Скржинская 1999 - Скржинская Е. Ч. Примечания // Олимпиодор. История / Пер. с греч., вступ. статья, комм. и указатели Е. Ч. Скржинской. Изд. 2. СПб., 1999.

Томпсон 2003 - Томпсон Э. А. Римляне и варвары. Падение Западной империи / Пер. с англ. Т. О. Пономаревой; под ред. М. Е. Килу-новской. СПб., 2003.

Фюстель де Куланж 1904 - Фюстель де Куланж. История общественного строя дреней Франции. Т. II. Германское вторжение и конец империи / Пер. под ред. И. М. Гревса. СПб., 1904.

Blockley 1982 - Blockley R. C. Roman-Barbarian Marriages in the Late Empire // Florilegium. 1982. 4.

Gaudemet 1958 - Gaudemet J. L’Etranger au Bas-Empire (1) // L’Etranger I. Recueils de la societe Jean Bodin IX. Bruxelles, 1958.

Gilissen 1958 - Gilissen J. Le statut des etrangers, a la lumiere de l’histoire comparative // L’Etranger I. Recueils de la societe Jean Bodin IX. Bruxelles, 1958.

Gracanin 2003 - Gracanin H. The Western Roman Embassy to the Court of Attila in A. D. 449 // Byzantinoslavica. T. LXI. 2003. P. 53-74.

Lenski 2002 - Lenski N. Failure of Empire. Valens and the Roman State in the Fourth Century A. D. Berkeley and Los Angeles, 2002.

Liebeschuetz 1990 - Liebeschuetz J. H. W. G. Barbarians and Bishops: Army, Church, and the State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxford, 1990.

Matthews 1975 - Matthews J. F. Western Aristocracies and Imperial Court A. D. 364-425. Oxf., 1975.

Matthews 2001 - Matthews J. F. Interpreting the Interpretationes of the Breviarium // Law, Society and Authority in Late Antiquity / Ed. by R.W. Mathisen. Oxford, 2001. P. 31, n. 33.

Mommsen 1910 - Mommsen Th. Das romische Militarwesen seit Diocletian // idem. Gesammelte Schriften. Bd. 6. Berlin, 1910. S. 206-283.

Le Moyen age 1994 - Le Moyen age IVe - Xe siecle. Histoire medievale / Sous la direction de M. Kaplan. T. 1. Breal, 1994.

Randers-Pehrson 1983 - Randers-Pehrson J. D. Barbarians and Romans. The Birth Struggle of Europe, A. D. 400-700. Norman: Oklahoma UP, 1983.

Sherwin-White 1973 - Sherwin-White A.N. The Roman Citizenship. Oxford, 1973.

Sivan 2001 - Sivan H. Why Not Marry a Jew? Jewish-Christian Marital Frontiers in Late Antiquity // Law, Society and Authority in Late Antiquity / Ed. by R. W. Mathisen. Oxf., 2001. P. 216-217.

Soraci 1965, 1974 - Soraci R. Richerche sui conubia tra romani e germani nei secoli IV-V. Catania, 1965; ed. ampl. 1974 ^ht. no: Blockley R. C. Roman-Barbarian Marriages in the Late Empire // Florilegium. 1982.

4. P. 63.

Wenskus 1961 - Wenskus R. Stammesbildung und Verfassung. Das Werden der fruhmittelalterlichen gentes. Koln, Graz, 1961.

I. E. Ermolova. About Barbarian-Roman Marriages

The author of this article tries to examine the problem of mixed marriages in the Later Roman Empire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.