Научная статья на тему 'К вопросу о матерях и старшинстве сыновей Тверского князя Константина Михайловича'

К вопросу о матерях и старшинстве сыновей Тверского князя Константина Михайловича Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о матерях и старшинстве сыновей Тверского князя Константина Михайловича»

исторические науки и искусствоведение

УДК 94 (367) : 929.5 «15»

С.Н. Абуков

Донецкий национальный университет

к вопросу о матерях и старшинстве сыновей тверского князя Константина Михайловича

Аннотация. Статья посвящена спорному в научной литературе вопросу происхождения по материнской линии сыновей правившего в XIV в. в Твери князя Константина Михайловича, женатого дважды. Автор, сделав анализ имеющихся данных, устанавливает старшинство Константиновичей от разных браков отца и их предполагаемых матерей. Семейный конфликт между тверскими князьями имел значительные политические последствия для истории Тверского княжества и ее дальнейшей судьбы в борьбы с Москвой.

Ключевые слова: Тверь, Константин Михайлович, Еремей Константинович, Семен Константиновичи, брак, князь, владение.

S.N. Abukov Donetsk National University

to the question about mothers AND sons, the seniority of the tver prince Konstantin mikhailovich

Abstract. The article is devoted to the origin in the maternal line of sons Tver Prince Konstantin Mikhailovich, who ruled in the XIV century and married twice. This problem is controversial in scientific literature. The author made the analysis of the available data sets the precedence of Konstantin's sons from different marriages and their assumed mothers. Family conflict between the princes of Tver had significant political consequences for the history of the Tver Principality and it's subsequent destiny in struggle with Moscow.

Keywords: Tver', Konstantin Michailovich, Eremei Konstantinovich, Semyon Konstantinovich, marriage, prince, possesion.

Одним из ведущих княжеств Северо-Восточной

Руси в XIV в., безусловно, было княжество Тверское, обладавшее значительным людским и материальным потенциалом. Правящая династия тверских князей, ведущая свое происхождение от великого князя Ярослава Ярославича Тверского и занимавшая высокое иерархическое положение среди потомков Всеволода Большое Гнездо, на протяжении нескольких поколений удерживала за собой титул великого князя владимирского. Их соперниками в борьбе за Владимир, а фактически за лидерство среди русских земель выступили в начале XIV в. московские князья. Долгое время чаша весов склонялась то в одну, то другую сторону. Негативным фактором, ослаблявшим силу Тверского княжества, стало несогласие внутри правящей династии.

В 60-е гг. XIV в. начался владельческий конфликт между тверскими князьями за наследие умершего удельного князя Семена Константиновича. Вскоре конфликт вышел за пределы Тверского княжества и оказал большое влияние на общую политическую ситуацию в Северо-Восточной Руси. В него включилась Москва, что привело к войне, в конечном счете завершившейся победой Дмитрия Донского над Тверью в 1375 г. Возмутителем спокойствия в борьбе за удел князя Семена стал его брат Еремей Константинович. Так, семейный конфликт за выморочные владения по своим последствиям оказался настолько значительным для судеб Руси.

Первым браком Константин Михайлович, как известно, был женат с 1320 г. на дочери великого князя владимирского и московского Юрия Даниловича [1, 413-414]. Брак имел целью втянуть юного князя в орбиту московской политики и был инспирирован князем Юрием, добившимся в Орде победы над Михаилом Ярославичем Тверским и вернувшимся на Русь [2, 114]. Софья Юрьевна, о которой больше ничего не известно, умерла раньше мужа. Об этом можно судить потому, что скончавшаяся во время эпидемии чумы в 1365 г. вдова князя Константина носит другое имя -Евдокия [3, 79]. Она как жена Константина упоминается уже в 1339 г. [4, 147]. Трудно согласиться, что брак с Софьей Константином был расторгнут, что было вещью чрезвычайной, а упоминаемая в 1358 г. бабка тверского княжича Александра Михайловича из другой линии Тверского дома - это Софья Юрьевна [5, 302-304]. Очевидно, что речь идет о вдове Михаила Ярославича Анне (в монашестве Софье). Возможно, что тесные контакты Москвы и Твери при Калите в 30-е гг. XIV в. подкреплялись связью с родственниками жены, а смерть Софьи способствовала охлаждению прежних отношений.

У князя Константина известны два сына с нехарактерными для Тверского дома именами: бездетный, хотя и женатый Семен, умер в 1365 г., и Еремей, умер 1373 г. (последнее имя вообще уникально среди русских князей) [6, 19]. Но кто из Константиновичей был старше и предполагаемым внуком Юрия Даниловича Московского? «Бархатная книга» первым называет Семена Константиновича [7]. Мнение историков и генеалогов разделились [8, 254; 9, 108; 10, 328; 4, 390]. В известии о поездке в Орду именно Семен сопровождал дядю Василия Михайловича [3, 72]. Однако важнейший источник - жалованная грамота тверскому Отрочу монастырю ок. 1364 г., перечисляя местных князей в их иерархическом старшинстве, дважды называет другой порядок Константиновичей: сначала Еремей, затем

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

105

Семен [11, 152]. Это документальное свидетельство важнее родословных, где нередко безпотомственные князья оказывались не на своем месте или вообще опускались. Такое старшинство Константиновичей признавал и ряд историков [12, 46-47; 13, 171]. В 1372 г Еремей Константинович уже имел сына Дмитрия, достаточно взрослого, чтобы участвовать в военном походе [3, 98]. Впрочем известны случаи, когда князья участвовали в походах в очень раннем возрасте, как было с дядей Еремея Дмитрием Михайловичем в 1311 г., возглавившим тверскую рать в походе на Нижний Новгород в возрасте 12 лет [14, 87]. Однако сравнивать буквально нельзя, так как разными были цели участия князей в походах. Вероятно, Еремей родился во второй половине 20-х - первой половине 30-х гг. XIV в. Каждый из братьев имел свое отдельное владение.

Историки еще в XIX в. высказали предположение, что у них были разные матери [15, 478]. На эту мысль их натолкнул тот факт, что братья Константиновичи, похоже, находились в неприязненных отношениях. По крайней мере, Семен поручил свой удел и вдову не брату Еремею, как ближайшему родственнику, а двоюродному брату Михаилу Александровичу («а отчины своея уделъ и княгиню свою приказалъ князю великому Михаилу Александровичю») [3, 79]. А.Е. Пресняков сомневался, что имело место оформление передачи владений завещанием в вотчину, вместо этого подозревая Михаила в захвате княжества Семена [16, 146]. С одной стороны, если бы имел место только грубый захват, то вопрос не породил в дальнейшем такую острую правовую коллизию. С другой, придется представить на основании летописной фразы, что Семен завещал двоюродному брату не только удел, но и жену, что представляется полнейшим нонсенсом.

В.А. Кучкин, комментируя гипотезу о разных матерях Константиновичей, отметил, что это предположение недоказуемо [13, 182]. Однако, кажется, это не совсем так. По нашему мнению, в пользу того, что младший Семен - сын именно второй жены Евдокии, говорит их совместная смерть от чумы. Как известно, заражение происходило при контакте близких родственников. Рогожский летописец весьма четко описывает смерть в семьях тверских князей в 1365 г.: вдова Александра Михайловича княгиня Настатья и два ее младших сына; старший сын, холмский князь Всеволод и его жена Софья; «княгини ОвдотТа Костянтинова, а потомъ князь Семенъ Костянтинович[ь]» [3, 79]. Представляется, что последнее летописное известие говорит о смерти матери и сына. У нас нет других причин, кроме как предположить семейный владельческий конфликт, характерный для тверских князей в 40-е-70-е гг. XIV в., который заставил князя Семена обойти родного брата в пользу двоюродного. Какова его причина, определить трудно, однако примеры недоразумений или отчуждения между детьми, рожденными от разных матерей, известны среди Рюриковичей. Общественное сознание обращало внимание на этот факт. Так, летописец вкладывает в уста Ярослава Мудрого призыв к сыновьям сохранять единство, как видно на контрасте с междуусобицей между Владимировичами начала XI в., «понеже вы есте бра^а единаго отца и матери» [1, 151]. Близким по времени примером может быть семейная история московских князей, когда Иван Красный в завещании, обычно датируемом 1358 г., называет вдову отца просто княгиней Ульяной, а ее дочь не называет сестрой [17, 19]. Любопытно, что князья довольно редко добровольно отказывали свои уделы другим родичам мимо прямых наследников. Наиболее известным является решение

бездетного переяславского князя Ивана Дмитриевича, завещавшего свое княжество младшему дяде московскому князю Даниилу Александровичу мимо старшего - великого князя владимирского Андрея [18, 183], хотя историки по-разному определяли оформление воли завещателя. Другие примеры: Иван Всеволодович Холмский в начале XV в. и пересвитский князь Федор Васильевич в начале XVI в. отказали свои уделы мимо брата и племянника другим родственникам [15, 547, 605].

Дальнейшие перепитии московско-тверских отношения в связи с борьбой за выморочный удел Семена Константиновча в 60-е годы XIV в. не раз становились объектом исследования и подробного описания, поэтому нет смысла их перессказывать. Напомним, что Еремей Константинович «бегал» в Москву, то есть пытался опереться на ее поддержку в своей борьбе с Михаилом Тверским. Вместе с московскими полками и дядей Василием Михайловичем, сватом умершего Семена Гордого, князь Еремей воюет в тверских волостях. В последние годы жизни его пыл несколько спал, и он вынужден был признать верховную власть двоюродного брата Михаила Тверского (его сын воюет уже на стороне Михаила Тверского) [3, 81, 84, 85, 90, 98; 6, 19]. Известна жена Еремея по имени Анастасия (умерла осенью 1407 г.) и помимо Дмитрия Еремеевича, умершего в том же году, еще один сын Иван Еремеевич, участвовавший в походе союзной москвичам тверской рати против литовцев в 1406 г. [1, 475; 6, 197].

С большой долей вероятности Еремей мог бать внуком Юрия Московского по матери. Тогда единственными потомками Софьи следует признать Дорогобужских и Чернятинских князей. Как удельные князья Тверского дома, они известны в XV в. Великий князь тверской Иван Михайлович в 1408 г. женился вторым браком на внучке Еремея Евдокии Дмитриевне, приходившейся ему троюродной племянницей. Это первый брак внутри Тверского княжеского дома, видимо, связаный с желанием укрепить единство двух существующих линий местной династии: Александровичей и Константиновичей. Подобные внутрисемейные браки характерны в XV в. и для князей Московского дома. Евдокия Дмитриевна рано умерла (13 апреля 1411 г.). В известии о ее смерти Никоновская летопись добавляет, что она была второй дочерью Дмитрия Еремеевича, но ничего не сообщает о ее, видимо, известной сестре [6, 203, 215].

В середине XVI в. роды Дорогобужских и Чернятинских князей угасли [7]. Маловероятно, чтобы дворяне Порошины имели отношение к тверским князьям, как полагали некоторые исследователи [8, 254]. Для этого нет серьезных оснований.

Таким образом, старшим из сыновей Константина Михайловича следует признать Еремея, а не Семена, как часто считается в генеалогии. Матерью Семена была вторая жена его отца, княгиня Евдокия. Вероятно, что Еремей был сыном Софьи Юрьевны. Потомки Еремея Константиновича, удельные, а затем служилые Дорогобужские и Чернятинские князья, угасли без потомков в XVI в.

Список литературы

1 ПСРЛ. Т. XV. М., 1965.

2 ПСРЛ. Т. XXIV. М, 2000. 288 с.

3 ПСРЛ. Т. XV (Выпуск 1). М, 1965.

4 Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485). Тверь, 1994. 432 с.

5 Аверьянов К. А. Купли Ивана Калиты: источниковедческие проблемы процесса объединения русских земель

XIV в. : дис. ... д-ра ист. наук. М, 2001. 339 с.

6 ПСРЛ. Т. 11. М, 1965.

106

Вестник КГУ, 2016. № 1

7 Бархатная книга. Глава 7. URL:http://www.genealogia.ru/ projects/barhat/7.htm

8 Петров Н. П. История родов русского дворянства. М., 1991. Т.1. 431 с.

9 Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России. М, 1988. 350 с.

10 Соловьев С. М. История России. М, 1988. Кн.1. 797 с.

11 АСЭИ Северо-Восточной Руси. Т. III. М, 1964. 688 с.

12 Baumgarten de N. Des Branches Regnantes de Rurikides du XIII-e au XVI-е siècle // Orientalia Christiana. Roma, 1934.

Т. XXXV-1. 86 p.

13 Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. 350 с.

14 ПСРЛ. Т.18. СПб., 1913.316 с.

15 Экземплярский А. В. Великие и удельные. СПб., 1891. Т.2. 707 с.

16 Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.496 с.

17 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. М. ; Л., 1950. 587 с.

18 ПСРЛ. T.VII. М, 2001. 360 с.

, « ф 1

УДК 330.811.2

А.А. Алексеев

Сургутский государственный университет

предпринимательство и государство в древней руси

Аннотация. В статье описывается история становления и развития механизма государственной поддержки предпринимательства, начиная с Древнерусского государства. Рассматриваются древнерусские правовые нормы. Прослеживается развитие государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса от либерализма до протекционизма.

Ключевые слова: предпринимательство, экономическая история, государственная поддержка, регулирование экономики, малый и средний бизнес, дань, история России, Русская Правда.

A.A. Alekseev Surgut State University

entrepreneurship and government in ancient rus

Abstract. The paper describes the history of the formation and development of the state entrepreneurship support mechanism starting from the Ancient Russian state. Ancient Russian legal norms are considered in the study. The paper traces development of the government policy in relation to small and medium-sized businesses f_rom_ _liber_a_li_s_m_ _to_ _p_ro_t_e_c_tion_is_m.______________________

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 12

Keywords: entrepreneurship, economic history, government support, regulation of the economy, small and medium businesses, tribute, the history of Russia, Russian Pravda.

Рост интереса к истории российского предпринимательства, к его истокам во многом связан с процессом восстановления той экономической роли, которую малый и средний бизнес играл практически всю длительную историю России. Существенный вклад в этот процесс вносит государство, реализуя различные сложные, многогранные, целевые программы поддержки предпринимательства. В таких условиях возникает необходимость творческого осмысления накопленного за тысячелетнюю историю опыта, возрождения отдельных, оставшихся актуальными традиций, сохранения исторических документов. Сопоставление условий применения тех или иных мер воздействия на предпринимательство (изменения законодательства, налоговой политики, протекционистские или либерально-рыночные реформы) в условиях Древнерусского государства с текущим историческим моментом позволяет спрогнозировать их последствия, оценить их адекватность и приемлемость.

Источниками информации при изучении механизмов поддержки русского (российского) предпринимательства служат исторические тексты (летописи, грамоты и т.д.), сохранившиеся деловые и административные документы, работы историков, таких как Б.А. Рыбаков, М.Н. Тихомиров, Н.М. Карамзин.

Древнерусское государство (Киевская Русь), возникшее в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей, существовало в так называемый домонгольский период отечественной истории - с начала IX по середину XIII века. В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей.

Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговая деятельность - одна из основ хозяйственной жизни славян. Древнерусское государство складывалось путем объединения восточно-славянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Как пишет Н.Д. Эриашвили, «Трудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно более тысячи лет. Несомненно государство Российское за столь долгий период не смогло бы выполнить своих задач без тесного союза с русским предпринимательством. Опираясь на предпринимательство и частную инициативу, оно сумело освоить безбрежные просторы страны. Благодаря самостоятельному труду русских предпринимателей государство получило мощные экономические ресурсы» [1]. Опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить бескрайние просторы нашей страны.

Другим видом предпринимательской деятельности является ремесленничество. В древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнетёсное и т.д. Своими изделиями Русь завоевала известность в Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.