Научная статья на тему 'К вопросу о маркетинговой классификации мобильных приложений'

К вопросу о маркетинговой классификации мобильных приложений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильный маркетинг / мобильное приложение / продвижение / комплекс маркетинга / мобайл. / mobile marketing / mobile app / promotion / marketing complex / mobile

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Черникова

В статье представлена классификация мобильных приложений с точки зрения возможных маркетинговых задач. Отражение получили результаты предпринятого анализа дефиниций мобильного маркетинга, большая часть которых сводится к монокомпонентному и узкому понимаю мобильного маркетинга исключительно как инструмента продвижения. Автор выдвигает предположение, что все элементы классического комплекса маркетинга имеют свое продолжение/модификацию и в мобильной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF MARKETING CLASSIFICATION OF MOBILE APPLICATIONS

The article presents the classification of mobile applications in terms of possible marketing tasks. The results of the undertaken analysis of mobile marketing definitions are reflected, most of which are reduced to a single-component and narrow understanding of mobile marketing solely as a promotion tool. The author suggests that all elements of the classic marketing mix have their continuation/modification in the mobile environment

Текст научной работы на тему «К вопросу о маркетинговой классификации мобильных приложений»

К ВОПРОСУ О МАРКЕТИНГОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ МОБИЛЬНЫХ

ПРИЛОЖЕНИЙ

Е.В. Черникова, старший преподаватель

Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10148

Аннотация. В статье представлена классификация мобильных приложений с точки зрения возможных маркетинговых задач. Отражение получили результаты предпринятого анализа дефиниций мобильного маркетинга, большая часть которых сводится к монокомпонентному и узкому понимаю мобильного маркетинга исключительно как инструмента продвижения. Автор выдвигает предположение, что все элементы классического комплекса маркетинга имеют свое продолжение/модификацию и в мобильной среде.

Ключевые слова: мобильный маркетинг, мобильное приложение, продвижение, комплекс маркетинга, мобайл.

Смартфоны и мобильные телефоны давно перестали быть лишь средствами межличностной коммуникации и превратились в многофункциональные центры, с помощью которых можно делать покупки, развлекаться или даже отслеживать показатели здоровья. Большинство авторов, изучающих феномен мобильного маркетинга (М. Акулич [2], Л. Бугаев [2]) рассматривают его как способ продвижения компании с помощью мобильных устройств и/или использования сотовой связи. Этот же подход главенствует и у западных авторов.

На наш взгляд, данный подход может быть расширен и включать в фокус изучения не только продвижение как один из элементов комплекса маркетинга, но остальные компоненты 4Р, в частности, продукт. Сегодня мобильная среда стала параллельным ^^-пространством со специфическими «продуктами». Следует уточнить, что мобильная среда это новая технологическая платформа, которая позволяет компаниям осуществлять коммуникацию с целевой аудиторией на качественно новом уровне: с учетом местоположения пользователя, его персональных характеристик и приоритетных каналов получения информации. Несомненным преимуществом использования мобильного устройства является отношение к нему пользователя, а именно тот факт, что пользователя зачастую не покидают дом без

смартфона, держат его в зоне визуального контроля и постоянно отслеживают новые уведомления.

В качестве специфического продукта в пространстве мобильной экосистемы может выступать мобильное приложение. Особую актуальность в этом ряду приобретают именно они [3]. Что касается функций приложений, то они могут быть достаточно разнообразными:

1. Информирование о новых поступлениях, изменений условий и т.д.

2. Продвижение компании и реклама.

3. Клиентский сервис, снятие часто возникающих вопросов.

4. Продажи. Мобильные приложения могут быть еще и дополнительным каналом продаж.

Однако в научной литературе слабо представлены подходы к классификации приложений, за исключением рассмотрения технических аспектов (веб-приложения, нативные и гибридные). Также встречаются классификации по тематическому признаку. Отметим, что приведенные классификации никак не раскрывают маркетинговые аспекты мобильных приложений.

Предлагаем рассматривать приложения с точки зрения решаемых маркетинговых задач, особенностей монетизации и проч. Таким образом, можно выделить:

- Системные приложения. Устанавливаются по умолчанию разработчиками

операционных систем. Включают в себя такие приложения как: настройки, галерея, магазин приложений и т.д. Монетизация не предполагается. К ним также добавляются приложения, созданные производителем смартфона.

- Корпоративные приложения создаются крупными брендами непосредственно для решения своих маркетинговых задач. Как правило, иконка приложения представляет собой логотип компании. С точки зрения функционала оно представляет широкий спектр возможностей от простого информирования до осуществления продаж и сервиса клиентов. Примеры: приложения банков, интернет-магазинов и т.д.

- Приложения как продукт. Приложения, созданные специально для продажи через магазины приложений. Ключевая цель таких приложений - монетизация. Могут быть использованы несколько бизнес-моделей: плата за использование приложения, встроенные покупки, за счет размещения рекламы, freemium (представ-

Как следует из сводной таблицы, с точки зрения маркетинга приложения выполняют дифференцированные функции и в зависимости от типа их маркетинговый потенциал не одинаков. Для коммерческо-

ление платного функционала бесплатно на тестовый период или платное подключение расширенного функционала). Примеры: игры, фоторедакторы и т.д.

- Коммуникации и социальная жизнь. Приложения, созданные для общения -мессенджеры и социальные сети. Наиболее популярная категория, которой ежедневно пользуется большинство пользователей. Примеры: WhatsApp, ВКонтакте, Instagram и т.д. Несмотря на популярность мессенджеров, вариативность рекламных форматов в них довольно не велико. Лидерами в этом направлении являются Telegram и Viber.

- Прочие. Приложения, которые написаны добровольцами и не предполагают коммерциализации. Как правило, перестают поддерживаться через какое-то время. Часто создаются программистами или студентами для решения учебных или личных задач. Маркетинговый потенциал таких приложения, как правило, не развивается создателями.

го сектора (крупных брендов, существующих и вне мобильного пространства, то есть офлайн) приложения дают возможности осуществлять дополнительное продвижение и дополнительный канал про-

Таблица. Параметры сравнения различных типов приложений

Тип мобильного приложения Издатель Стоимость для пользователей Функции Инструменты продвижения

Сервисные Производитель смартфона и операционной системы Бесплатно Реализация базовых функций смартфона -

Брендовые Бренд Бесплатно Продвижение компании, продажи, клиентский сервис Сайт компании, сотрудники, реклама, блогеры

«Продуктовые» Компании по созданию приложений Платно, условно-бесплатно, бесплатно за счет размещения рекламы Развлечение, оптимизация к-л процессов Реклама, обзоры в специализированных СМИ и интернет-площадках, продвижение в магазине приложений, блогеры

Коммуникации и социальная жизнь Социальная сеть, компании по созданию приложений Бесплатно Поддержание социальных связей Реклама, продвижение в магазине приложений, сайт компании

Прочие Доброволец, частное лицо Бесплатно Развлечение, оптимизация Нативное продвижение через собственные акка-унты в социальных сетях, репосты друзей

даж. Однако в силу дороговизны разработки приложения, необходимости отслеживать эффективность его работы, постоянно активировать пользователей, привлекать новых, требуется значительные финансовые, людские и временные ресурсы.

Разработчики мобильных приложений, получающих прибыль из этой деятельности, как правило, имеют большой опыт не только в создании, но и продвижении своего продукта, используя специализированные сервисы аналитики и способ продвижения.

Таким образом, мобильный маркетинг является лишь новой технологической платформой для реализации стандартного функционала маркетолога. В связи с ежегодно увеличивающимся проникновением мобильных устройств, игнорировать мобильный маркетинг не могут ни крупные, ни мелкие компании. Мобильные приложения могут быть использованы в качестве продукта, инструмента продвижения и канала продаж. Все это делает монокомпонентный подход к ним исключительно с позиции продвижения представляется уз-

ким.

Библиографический список

1. АкуличМ. Мобильный маркетинг. - М.: Издательские решения. - 2019. - 158 с.

2. Бугаев Л. Мобильный маркетинг: Как зарядить свой бизнес в мобильном мире. - М.: Альпина Паблишер. - 2016. - 213 с.

3. Кузьмин А.Ю. Тенденции развития мобильного маркетинга // Вестник современных исследований. - 2019. - №1-10 (28). - С. 176-177.

ON THE ISSUE OF MARKETING CLASSIFICATION OF MOBILE APPLICATIONS E.V. Chernikova, Senior Lecturer

Novosibirsk State University of Economics and Management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article presents the classification of mobile applications in terms of possible marketing tasks. The results of the undertaken analysis of mobile marketing definitions are reflected, most of which are reduced to a single-component and narrow understanding of mobile marketing solely as a promotion tool. The author suggests that all elements of the classic marketing mix have their continuation/modification in the mobile environment.

Keyword: mobile marketing, mobile app, promotion, marketing complex, mobile.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.