Научная статья на тему 'К вопросу о локальном техническом регулировании'

К вопросу о локальном техническом регулировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / LOCAL REGULATORY LEGAL ACTS / TECHNICAL REGULATION / LOCAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баукен Александр Амангельдинович

Рассматривается понятие локального технико-правового регулирования, анализируется действующее законодательство, посвященное регламентации технико-правовых отношений на уровне хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the local technical regulation

The notionof localtechnical andlegal regulation is considered, thecurrent legislationdevoted to regulations of technical andlegal relationson the level ofeconomic entities is analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о локальном техническом регулировании»

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

УДК 351

К ВОПРОСУ о ЛОКАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Д. Д. Баукен, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории

государства и права ЮУрГУ

Рассматривается понятие локального технико-правового регулирования, анализируется действующее законодательство, посвященное регламентации технико-правовых отношений на уровне хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: локальные нормативно-правовые акты, техническое регулирование, локальные акты.

Термин «техника» определяется в литературе как совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества1. По функциональному назначению различают технику производственную, бытовую, медицинскую, технику для научных исследований, образования, культуры и т.д. В силу того что техника относится к объектам материального мира, ее свойства обусловлены объективными законами природы (физическими, химическими и др.), которые человек может лить учитывать в своей деятельности.

Действующее законодательство предусматривает в качестве источников техникоправового регулирования локальные нормативные правовые акты, издаваемые субъектами хозяйственной деятельности. Такой подход представляется обоснованным, так как именно эти субъекты непосредственно осуществляют техническую деятельность и обладают максимально полной информацией об особенностях технологического процесса и связанных с ним опасностях в их организации.

А. М. Алиев справедливо указывает, что существование локального регулирования и его роль имеют ряд объективных оснований, в том числе: 1) локальное регулирование ближе к опосредуемым общественным отнотениям; 2) оно раньте улавливает их динамику и может более точно ее отражать; 3) локальные акты учитывают не только специфику самих отнотений, но и микросреду, в которой эти

отнотения развертываются; 4) в сфере локального регулирования сильнее «обратная связь», позволяющая оперативно вносить коррективы в систему локальных регуляторов, добиваться их наибольтей результатив-ности2.

Локальные нормативные правовые акты включают в себя локальные нормы, под которыми в теории права понимаются правила поведения, принимаемые в организации коллективом (представляющими его органами) в соответствии с его полномочиями, регулирующие внутриорганизационные отнотения в пределах данной организации и не противоречащие действующему законодательству3. С данным определением в целом можно согласиться, за исключением положения о субъекте локального нормотворчества, так как действующее законодательство определяет субъек-

4

та тире .

Исследователи указывают, что посредством локальных нормативных актов происходит конкретизация общих положений, зафиксированных в актах более высокого уровня; восполнение в той или иной степени пробелов законодательства при отсутствии соответствующих вытестоящих нормативных актов5. Кроме того, представляется, что при принятии локальных нормативных актов в случаях, когда это предусмотрено в законодательстве, происходит реализация права (в форме использования субъективного права или исполнения обязанности, в зависимости от содержания предусматривающей принятие локального акта нормы).

Рассмотренные особенности локальных нормативных актов характерны и для актов технико-правового регулирования, принимаемых на предприятиях. Считаем, что локальные технико-правовые акты можно разделить на две группы, одна из которых устанавливает требования к продукции и связанным с ней процессам в целях обеспечения качества и безопасности продукции для третьих лиц и их имущества, окружающей среды; другая - требования к процессам производства продукции и иным мероприятиям в целях обеспечения их безопасности для работников и имущества предприятия, окружающей среды.

К первой группе локальных техникоправовых актов относятся стандарты организации, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Законодательство о техническом регулировании, не указывая на обязательность принятия локальных технико-правовых актов, придает значение их наличию и качеству.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (Приложения № 11 и № 12) при оценке соответствия предусмотрены необходимость предоставления сертификата менеджмента качества либо описание условий производства в объеме, обеспечивающем возможность проведения анализа документов. В ходе анализа производства изучается в том числе достаточность номенклатуры документированных процедур, обеспечивающих соответствие продукции; наличие документированных методов и процедур, обеспечивающих регулярное представление руководящим органам изготовителя информации о результатах функционирования систем менеджмента качества и обеспечения соответствия продукции типам, протедтим процедуру оценки соответствия и требованиям технических регламентов.

В Постановлении Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» предусмотрена необходимость разработки планов борьбы с пожарами, схем путей эвакуации, оформленных в виде стенда с указанием значения сигналов тревог, изложением инструкции по использованию индивидуальных спасательных средств и рисунками по тексту из-

ложения. Организация эвакуации людей при пожаре определяется отдельной инструкцией и учитывается судовым расписанием по тревогам (п. 220).

Необходимость обеспечения безопасности на производстве, а также соблюдения требований к характеристикам производимой продукции определила наличие в законодательстве требований о необходимости наличия на предприятиях целого ряда локальных нормативных актов, относящихся ко второй группе.

Так, Трудовой кодекс РФ предусматривает необходимость осуществления мероприятий, направленных на охрану труда, которая представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя в том числе организационно-технические и иные мероприятия. Цели охраны труда согласуются с выявленными ранее целями техникоправового регулирования. Более того, в ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

В целях соблюдения положений об охране труда работодатель обязан принять правила и инструкции по охране труда (п. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Технико-правовые нормы могут содержаться также в должностных инструкциях. Необходимость принятия локальных нормативно-правовых актов может быть предусмотрена в законодательстве, регулирующем деятельность промытленного предприятия в той или иной сфере. Так, обязанность разработки локальных нормативно-правовых актов предусмотрена в частности:

- Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду;

- Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промытленной безопасности на опасном производственном объекте» - положение о производственном контроле, которое необходимо согласовать с территориальными органами Федеральной

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» - обязанность саморегулируемой организации разработать правила контроля за соблюдением требований стандартов саморегулируемых организаций;

- другими нормативно-правовыми актами (например, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 января 2010 г. № 3 «Об утверждении СанПиН 2.6.1.2573-2010»; Постановление Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. № 36 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промытленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)»; Приказ МПР РФ от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»; «ПОТ РО 14000-001-98 Правила по охране труда на предприятиях и в организациях матино-строения» (утв. Департаментом экономики матиностроения Минэкономики РФ 12 марта 1998 г.).

Следует отметить, что система локальных технико-правовых актов на производственных предприятиях выстраивается на основе технологического процесса. Они регламентируют взаимоотнотения между работником и работодателем по поводу использования орудий труда и его результата. Если основная часть норм, содержащихся в издаваемых государством нормативных актах технико-правового регулирования, устанавливает требования к объектам материального мира (технические требования), то локальные технико-правовые акты в больтей степени регламентируют процесс производства, устанавливая технологические требования. Указанное положение представляется закономерным, так как законодатель определяет требования к технике (средствам труда, результатам труда), которая выступает инструментом преобразования материи. Однако, применяя одну и ту же технику, но в рамках различных технологических процессов, можно получить различный результат. Соответственно технологии задают правила применения техники. Адекватное использование техники задается как инструкциями по применению, так и тем, что люди обладают консенсусом относительно целей,

методов, особенностей и совместных действий, предваряющих взаимодействие с техни-кой6. Устанавливаемые технические нормы приобретают значение только в рамках определенных технологий. Соответственно технологическая документация, разработанная проектировщиками (изготовителями) производственного оборудования, после утверждения руководителем предприятия приобретает ста-

7

тус локального технико-правового акта .

Наряду с конкретизацией государственного регулирования и реализацией положений законодательства, акты локального техникоправового регулирования могут восполнять пробелы в законодательстве, а также являться основой для принимаемых государством актов. Так, созданная в Свердловской области саморегулируемая организация «Союз стройиндустрии Свердловской области» разрабатывает собственные стандарты, нормативнотехническую документацию, часть которых представлены для утверждения на федеральном уровне в качестве сводов правил. Причинами для создания собственных стандартов являются следующие: стандарты помогают не пропустить в СРО организации, не отвечающие требованиям стандартов качества; помогают юристам отстаивать интересы производителей и строителей; способствуют повыте-нию конкурентоспособности отрасли, стимулируя техническое перевооружение; унифицируют подходы к работе участников производственного или строительного процесса8.

Таким образом, при помощи локального технико-правового регулирования осуществляются конкретизация, дополнение и реализация положений нормативно-правовых актов производственными предприятиями в сфере обеспечения безопасности производственных процессов и продукции, а также обеспечения качества продукции. При этом локальное технико-правовое регулирование органично дополняет государственное и составляет с ним единую систему актов технико-правового регулирования, которое направлено на достижение специфических целей, регулируя специфические отнотения посредством техникоправовых норм. Как видно, локальное технико-правовое регулирование имеет важное значение для современного производства и нуждается в дальнейтем исследовании. В частности необходимо исследовать вопросы практического применения актов локального технико-правового регулирования, особенностей юридической техники изложения текстов

данных актов и процесса нормотворчества на предприятиях. Не достаточно исследованными являются вопросы о видах локальных технико-правовых норм и обеспечении их соблюдения.

1 Большая Советская энциклопедия. URL: http://www. classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-55748. htm.

2 Алиев А. М. Теоретические проблемы локального правового регулирования в современном российском праве: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2001. С. 86.

3 См., например: Ухина С. В. Локальное нормотворчество: дис. ... канд. юрид. наук. Коломна, 2005. С. 42.

4 В частности ст. 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» относит вопросы утверждения (принятия) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества к компетенции общего собрания участников, которые могут не являться членами трудового коллектива. Кроме того, вопросы утверждения и изменения уставов юридических лиц различных организационно-правовых форм также отнесены к компетенции учредителей (участников).

5 Маленко Т. В. Локальный нормативный акт в системе объектов правового мониторинга // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 54-62.

6 Миронов А. В. Наука, техника и технологии: техно-этический аспект // Вестник Московского университета. 2006. Серия 7. Философия. № 1. С. 29.

7 См.: Пучков А. Л. Локальные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отнотения в организациях нефтедобывающего комплекса // СПС «Консуль-тантПлюс».

8 Чумерин Ю. Н. Пути обновления и возможности развития нормативной базы // Руководитель строительной организации. 2010. № 11.

Статья поступила в редакцию 18 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.