Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА'

К ВОПРОСУ О ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАР / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саакян О.В., Ефимова И.Г.

Статья посвящена оценке жизненного цикла товаров при помощи математической модели, основанной на анализе темпов роста реализованной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LOGICAL-MATHEMATICAL APPROACH WHEN ASSESSING THE PRODUCT LIFE CYCLE

The article is devoted to the life cycle assessment of goods by means of the mathematical model based on the analysis of growth rates of the realized production.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА»

УДК 338

Саакян О.В.

начальник учебно-методического отдела

Ефимова И.Г.

заместитель начальника учебно-методического отдела Институт сферы обслуживания и предпринимательства

ДГТУ

филиал в г. Шахты Россия, г. Шахты К ВОПРОСУ О ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА

Аннотация:

Статья посвящена оценке жизненного цикла товаров при помощи математической модели, основанной на анализе темпов роста реализованной продукции.

Ключевые слова: товар, жизненный цикл товара, математическая модель.

Saakyan A. O.

head of educational and methodical Department The Institute of service sector and entrepreneurship (branch) of DSTU in Shakhty

Russia, Shakhty Efimova I. G.

Deputy head of educational and methodical Department Institute of service and entrepreneurship (branch) of DSTU in Shakhty

Russia, Shakhty TO THE QUESTION OF LOGICAL-MATHEMATICAL APPROACH WHEN ASSESSING THE PRODUCT LIFE CYCLE

Annotation:

The article is devoted to the life cycle assessment of goods by means of the mathematical model based on the analysis of growth rates of the realized production.

Key words: commodity, commodity life cycle, mathematical model.

Критерий жизненного цикла товара (ЖЦТ) характеризует состояние жизненного цикла товара на предприятии и позволяет оценивать жизненное состояние товаров с целью поддержания ассортиментной и ценовой политик. В оперативном мониторинге предложено использовать критерий жизненного цикла товаров (ЖЦТ). Расчет необходимо осуществлять с определения этапа, на котором находится товар. Определить этап товара можно с помощью темпов роста сбыта (ТРС).

Темп роста — это отношение сравнительного уровня (более позднего) к уровню, принятому за базу сравнения (более раннему) [1]:

ТРС =

V

•100% -100%

п—1

где Уп — объем продукции, реализованной за отчетный период; Уп-1 — объем продукции, реализованной за первый период. Предположим, что при приросте в 20% значение этапа равно 3; если прирост более 20%, но не превышает 40%, то значение этапа - 4; если более 40%, то значение этапа - 5. Стадии жизненного цикла товара представлены на рисунках 1-2.

Сбыт и прибыль, руб' ^ У / / X/ \ ^ОЫТ Прибыль

я ^ \ \ Этап ~ / ~ Этап Этап Этап Этап Р Время

о 5 с с исследования и разработки товара выведения на рынок роста врелости м насыщения уподга

Рисунок 1 - Стадии жизненного цикла товара

Рисунок 2 - Характеристика темпов сбыта

Математическая модель ЖЦТ — ступенчатая функция 7:

3при0 < У < 20 7(У) = ■] 4при20{У < 40 5nрuY)40

Чтобы лучше идентифицировать виды товаров, которые производятся предприятием, условно выделим три состояния жизненного цикла товара: рост, стабилизацию и спад. На основании условных данных представим пример расчета по формуле 1.

ТРС =

24563145

•100 -100 = 4,24

23564145

Полученное значение, согласно математической модели ЖЦТ, попадает в первый интервал и соответствует стадии роста.

Данная стадия жизненного цикла товара характеризуется поступлением товара на рынок, ознакомлением покупателя с товаром.

Стадии роста присущи такие характеристики как: медленный рост, низкий объем продаж, невысокий уровень прибыли. Такое положение на этапе роста объясняется влиянием множества факторов. К числу таковых факторов относится возможность использования предприятием современных технологий производства. При появлении нового товара сбытовые сети проявляют осторожность. В связи с чем следует отметить затруднения в реализации товаров. Потенциальная аудитория товара расширяется медленно, так как ознакомление с товаром и его свойствами требует времени. Наличие товаров-заменителей предполагает развитие конкуренции и тем самым замедляет развитие спроса. Чем короче данный этап, тем лучше, так как затраты очень велики и состоят из высоких затрат на производство и стимулирование сбыта. Цель маркетинга на этом этапе носит информационный и образовательный характер. Ценовая политика нестабильна и зависит от вида товара. Могут использоваться стратегия «снятия сливок» и стратегия «постепенного внедрения на рынок». В отдельных случаях при внедрении на рынок возможна продажа нового товара по цене ниже его себестоимости. Если товар удовлетворяет современные потребности потребителей, объем производства товара увеличивается, соответственно, доходы покрывают производственные затраты. Активные продажи позволяют увеличить товарооборот компании и снизить цену с целью максимально охвата потенциального рынка покупателей. Однако на этапе роста в условиях конкурентной борьбы требуются маркетинговые мероприятия, способствующие привлечению покупателей и стимулированию максимального сбыта товаров.

Математическая модель жизненного цикла товаров позволит контролировать переход товаров из одной стадии жизненного цикла в другую. Каждой стадии соответствуют различные стратегии и тактики поведения фирмы на рынке, которые следует реализовывать в маркетинговых мероприятиях.

Использованные источники:

1. Горностаева Ж.В. Анализ параметров «жизненного цикла» услуги как инструмент планирования на малых предприятиях //«Strategiczne ру:ата swiatowej паикь2009», Mi?dzynarodowej naukowi-praktycznej ко^егепф, 0715 lutego 2009 гоки. V. 2. Екопот^пе паик : материали. - Ргеешув1 : Каика I

2009. - С. 55-57

2. Айдинова А.Т., Алехина Е.С., Баклакова В.В., Горностаева Ж.В., Жидков В.Е., Куренная В.В., Кушнарева И.В., Лазарева Н.В., Липилина Е.Ю., Поваляев Е.В., Поваляева В.А., Пономарева Е.А., Семенова Л.В., Сенюгина И.А., Сорокина Ю.В., Суровицкая Г.В., Фурсов В.А., Чернецов М.В., Чернышева Ю.С., Чимонина И.В. и др./ Экономика и менеджмент: современные детерминанты модернизации и трансформации: Коллективная монография / Москва, - 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.