Научная статья на тему 'К вопросу о личностном смысле как базовом компоненте образа мира личности'

К вопросу о личностном смысле как базовом компоненте образа мира личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
602
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степашкина В. А.

В статье представлены различные подходы в понимании личностного смысла, а также рассматривается проблема определения личностного смысла, как феномена отражающего взаимодействие человека и мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о личностном смысле как базовом компоненте образа мира личности»

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОМ СМЫСЛЕ КАК БАЗОВОМ КОМПОНЕНТЕ ОБРАЗА МИРА ЛИЧНОСТИ © Степашкина В.А.*

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева,

г. Казань

В статье представлены различные подходы в понимании личностного смысла, а также рассматривается проблема определения личностного смысла, как феномена отражающего взаимодействие человека и мира.

Проблема определения личностного смысла связана со сложностью определения целого ряда психологических феноменов, их развитием, функционированием. Понимание личностного смысла дает возможность установить, каким образом происходит взаимодействие человека и мира. Личностный смысл предстает как отражение сущностной стороны образа мира, исследование которого, главным образом, остается одной из фундаментальных проблем психологии.

Содержательная сторона образа мира как многоуровневой системы представлений человека об объектах и явлениях мира, о других людях и себя как части мира отражена А.Н. Леонтьевым через чувственную ткань, значения, личностный смысл [11, 12].

Чувственная ткань представлена А.Н. Леонтьевым как чувственный состав конкретных образов реальности либо актуально воспринимаемой, либо возникающей в памяти. Благодаря чувственному содержанию образ мира выступает как объективное поле реальности. Таким образом, чувственная ткань является эквивалентом переживания «чувства реальности» [11]. В свою очередь значения предстают в виде мерности внутрисистемных связей объективного предметного мира, то есть результата отражения объективных свойств и связей объектов [19].

Образы, представления как результат работы чувственной ткани и их означивание являются когнитивной базой на основе, которой строится личностный смысл, как субъективная эмоционально-оценочная, интерпретационная составляющая образа мира. С точки зрения В.П. Зинченко смысл не существует вне биодинамической ткани движений и действий, в том числе перцептивных и умственных, вне значений и материи языка, то есть «смысл по своей природе комплиментарен. Он всегда смысл чего-то: образа, действия, значения, жизни, наконец. Из них он извлекается или в них вкладывается» [6]. Как пишет А. А. Леонтьев «в системе психики

* Ассистент кафедры Инженерной психологии и педагогики.

субъекта мы имеем дело всегда с личностно-смысловыми образованиями», таким образом, нет другого образа мира кроме личностного, что обязательно согласуется со смыслом в связи с тем, что образ мира отражает именно отношение человека к миру [10].

Личностный смысл выступает отражением позиции в отношении личности к миру. Смыслы отражают причину человеческой жизни и историю развития личностного в личности, иными словами смыслы определяют существование личности.

Личностный смысл отражает значимость, место и функцию объекта или явления в жизни человека, их отношение к индивидуальным потребностям человека [7]. Личностный смысл презентует пристрастность сознания, личностный смысл является субъективной индивидуализированной трактовкой значения иными словами личностный смысл - «значение-для-меня» [11, 12]. Объективированные значение и смысл, полученные в ходе человеческой практики, превращаются в характеристики действительности и являются сверхчувственными качествами жизненного мира [7].

Особая роль в понимании образа мира личности возникает в тот момент, когда мы рассматриваем личностный смысл как презентацию эмоциональной окраски образов [14]. То есть личностный смысл выражен через единство аффективных и интеллектуальных составляющих [2]. Так, А.В. Серый рассматривает систему смыслов на пересечении мотивацион-но-потребностной, эмоциональной и когнитивной сфер, которая обуславливает целостность самой личности и опосредует жизнедеятельность человека в целом [17]. Соответственно если значение - результат отражения главных, ключевых характеристик объектов и явлений мира, которые выстроены в четкой структурированной системе Мир, то личностный смысл «это составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций» [14]. Эмоциональная сторона построения образа мира является отражением смысла и ценности. Эмоции позволяют не только оценивать информацию, но и играют роль констатации факта включенности информации в образ мира, в его предметно-чувственную структуру. Где в соответствии с меняющимися потребностями, целями информация обретает большую или меньшую актуальность [9].

Соотношение значения и личностного смысла выделены как «знание-отношение», «общественный - индивидуальный» [3]. Таким образом, лично стный смысл выражен в отношении субъекта к объектам и явлениям действительности [19]. Причем в построении системы личностных смыслов общественное, безусловно, имеет точки соприкосновения с индивидуальным, и наоборот, происходит некий обмен, где индивидуальное и общественное черпаются друг из друга, но никогда полностью не преобразовываются из одного в другое.

Выделяется ряд составляющих смысловых систем [2]:

1. побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие. Так смысл по Леонтьеву А.Н. создан из объективного отношением того, что побуждает человека, то есть «сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» [13]. Однако, говоря о мотиве, стоит отметить, что он не всегда осознан [2];

2. реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность - значимость. Ценности превращают жизненный мир человека в действительность, переживаемую как реальность, то, что сближает человека с другими людьми в силу определенной тождественности их миров [8]. Ценностно-смысловые образования образа мира являются «переменными взаимодействия» внешней и внутренней реальности, связующим звеном между внутренним миром личности и объективной действительностью [18]. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру - есть некая система ориентацией человека на других, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы, то есть посредством ценностных отношений происходит ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей [16]. В контексте изучения смысла жизни С.Л. Рубинштейн обращается к концепту «Мир» именно с помощью понятия ценности как совокупности объектов и явлений жизненного мира, приобретших для личности высокую значимость, жизненный смысл (онтологический аспект); и как смысловые структуры внутреннего мира личности, проецируемые в сознание в виде идеалов (онтический аспект) [15]. Личностные ценности являются высшим уровнем смысловой регуляции, которые характеризуются наибольшей стабильностью и генерализацией [7];

3. выражающие личностный смысл через установку. личностный смысл А.Г. Асмовым в деятельности, в реализации личности интерпретируется через понятие смысловой установки, которая выражает тенденцию к сохранению общей направленности деятельности личности в целом [1];

4. регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности.

Возникновение системы личностных смыслов рассматривается через переживание, что создает человеку смысл собственной жизни. Переживание - активность субъекта, которая позволяет понимать человеку себя и мира, в котором он существует, «это, с одной стороны, продукт и зависимый компонент органической жизни индивида, и, с другой, в переживании дано отражение окружающего внешнего мира». Так происходит переход жизненного смысла вещей, событий объективного мира в личностный смысл и место во внутреннем мире личности [4].

Так говоря о личностном смысле, Д.А. Леонтьев пишет, что человек сталкивается с тремя вопросами:

- в каком мире я живу?

- как я могу прожить свою жизнь, чтобы наилучшим образом удовлетворить мои потребности и ценности?

- кто я?

С помощью ответов на эти вопросы человек формирует свою картину мира, стиль жизни и образ своего Я [14]. Смысловые системы предстают как основные жизненные отношения личности, связанные с мировоззрением, ценностными представлениями, представлением о себе («образом Я») [5]. Через осмысленность или, иначе говоря, личностный смысл можно раскрыть жизненный мир личности, что позволяет человеку регулировать свою деятельность, здесь проявляются главные характеристики личностного смысла стабильность и трансситуативность (свобода личности от ситуации) [7].

Таким образом, можно утверждать, что в одном из своих проявлений личностный смысл - значение не только для меня, но и значение в контексте меня, то есть процеженное через Я, иными словами система личностных смыслов транслирует нам интериорезированный, иначе говоря, присвоенный человеком мир.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 150 с.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.

3. Гордеева О.В. Проблема определения понятий «значение» и «личностный смысл» в концепции А.Н.Леонтьева // Сборник материалов международной конференции: Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н. Леонтьева). - М., 2003. - С. 40-42.

4. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 175 с.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 287 с.

6. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991. - № 2. - С. 15-36.

7. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни / К.В. Карпинский. -Гродно: ГрГУ, 2002. - 279 с.

8. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. - Томск, ТГХ 2005. - 172 с.

9. Краснорядцева О.М. Психологический механизм «вписывания» информации в профессиональный образ мира // Сборник материалов международной конференции: Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н. Леонтьева). - М., 2003. - С. 61-63.

10. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). -М.: Смысл, 2001. - 392 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

12. Леонтьев А.Н. Образ мира Избр. психолог, произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С. 251-261.

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 2-е изд. - М., 1965.

14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

16. Сафиуллина Л.З., Зоткин Н.В. Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях Психологические исследования: сб. науч. тр: Вып. 4. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. - С. 155-162.

17. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый; науч. ред. М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2004. - 272 с.

18. Серый А.В. Полетаева А.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы // Сборник научных трудов: «Социальная работа в Сибири». Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2004 - С. 137-141.

19. Смагина С.С. Теоретические модели индивидуального сознания и проблемы их экспериментальной разработки // Вестник Кемеровского Государственного Университета № 2 (22). - Кемерово: ЮНИТИ, 2005.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ © Фахрутдинова А.В.*

Институт педагогики и психологии профессионального образования,

г. Казань

В статье рассматривается структура взаимодействия учащихся с учетом типов их субъектной регуляции, показана социальная ситуация развития в диадах «автономные» - «зависимые».

В современном постиндустриальном информационном мире возникает все больше интегративных связей между различными сферами общественной жизни и появляется многообразие таких сфер человеческой деятельности, в

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.