К вопросу о личностно ориентированном взаимодействии педагогов ДОУ и родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Копытова А.В кандидат педагогических наук доцент кафедры развития ДО ГБОУ ЧИППКРО Челябинск, Россия корхЧоуаНатаИ. ги
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты личностно ориентированного взаимодействия педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявляются причины неготовности основных фигур образовательного процесса к качественному взаимодействию.
Ключевые слова: воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, личностно ориентированное взаимодействие, сотрудничество.
Введение в действие новых нормативно-правовых документов в сфере образования и в частности в системе дошкольного образования не оставляет без внимания и систему специального (коррекционного) образования.
К сожалению, в последние десятилетия все чаще приходится слышать и убеждаться на практике, что традиционная система обучения в общеобразовательной школе по многим параметрам не соответствует психофизиологическим особенностям младших школьников. В особенно сложной ситуации оказываются дети, не подготовленные к школьному обучению, имеющие какие-либо специфические психофизиологические особенности - дети, которых ожидают в массовой школе большие трудности.
Именно для этих детей, определяемых как дети с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывается система коррекционно-развивающего обучения, предполагающая специальную подготовку к усвоению наиболее сложных разделов программного материала и более детальную их проработку. Работа с этими детьми по их изучению и коррекции развития, безусловно, должна начинаться по возможности в ранние сроки.
Отрадно, что в последние годы в России все больше внимания уделяется вопросам социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, совершенствуется нормативно-законодательная база в сфере социальной защиты, расширяется сеть специализированных учреждений, повышается уровень подготовки кадров для работы в них. Особенно это касается детей с особенностями в развитии.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения - это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного правового развития. Интеграция - это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), что и нормально развивающиеся дети.
Важным условием интеграции является возможность включения семьи в коррекционную работу с ребенком.
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.
Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, дефектологических, психологических основ помощи своему ребенку и т.п.). Современные родители - это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения.
Родители детей, имеющих особенности в развитии, зачастую отличаются от родителей детей с нормальным развитием. Замечено, что стресс, имеющий длительный и постоянный характер и болезненно сказывающийся на самочувствии (социальном, физическом, психологическом) родителей детей с нарушениями развития, проявляется достаточно остро. Парадоксальным образом этот факт осложняет мотивацию родителей на сотрудничество. Проблемность ситуации родителями осознается, поэтому они приводят ребенка в детский сад коррекционного типа и передают его на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер в семье не столько не хотят, сколько не считают важным.
Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог - ребенок -родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.
Совместное воспитание и обучение в образовательных учреждениях общего типа детей нормально развивающихся и детей с ограниченными возможностями здоровья -явление в образовании достаточно сложное. Поэтому необходимо уделять особое внимание подготовке педагогических кадров к его осуществлению. Целью такой подготовки является постоянное повышение квалификации всех педагогов дошкольных учреждений, овладение педагогами массовых детских садов необходимыми дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией стал переход на личностно ориентированный характер взаимодействия различных его субъектов.
В основе современного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит законодательное утверждение, что за обучение и воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность (Ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ»). Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «социальное партнерство» и рассматривается как ресурс реализации первого уровня образования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию родителей как активных
субъектов деятельности и становлению их активной позиции в целом, поскольку категория «сотрудничество» являет собой сложное единство:
а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, взаимопереживании;
б) способа организации совместной деятельности «на равных», предусматривающего проявления самостоятельности, активности и организованности;
в) формы взаимодействия между педагогами и родителями, основанные на взаимоподдержке и взаимопомощи при объединении усилий и согласованности действий.
Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности -в психологии определяется как организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности.
Основными признаками сотрудничества являются:
- целенаправленность (стремление к общей цели);
- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
- структурированность (четкое разделение функций, прав, обязанностей, ответственности);
- согласованность (согласованность действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
- результативность (способность достигать результата).
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы обеспечить ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможности полноценного разностороннего развития. Его важнейшими признаками являются:
- осознание общей цели, которое мобилизует педагогов и родителей, стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;
- высокая организация совместной деятельности участников образовательно-воспитательного процесса, взаимная ответственность за результаты деятельности;
- активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений, доброжелательность, взаимное доверие, взаимопомощь при затруднениях. Этот стиль не совместим с авторитарным отчуждением между педагогами и родителями воспитанников, преобладанием прав у одних и обязанностей у других.
В современной психолого-педагогической литературе по проблемам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи отмечаются новее перспективные формы сотрудничества, предполагающие активное подключение родителей воспитанников к участию в образовательном процессе. Между тем, анализ существующей практики показывает недостаточную готовность двух социальных институтов к качественному взаимодействию, при котором устанавливаются содержательное, эмоционально положительное общение, возникает совместная деятельность, основанная на взаимопонимании, доверии, мотивации субъектов взаимодействия. Среди причин можно отметить следующее:
- в педагогической практике на протяжении продолжительного времени складывалось уничижительное отношение к семейному воспитанию, а, следовательно, у педагогов сформировалось убеждение в педагогической некомпетентности родителей;
- дошкольные учреждения долгое время оставались «закрытой» системой, где родители привлекались лишь для решения хозяйственных нужд, либо приглашались на собрания и праздники (в качестве зрителей), что привело к давлению, доминированию педагога во взаимодействии с семьей;
- анализ существующей практики позволяет сделать вывод о недостаточной коммуникативной способности педагогов ДОУ, незнании основ андрагогики (науки о психологии взрослых), что значительно затрудняет взаимодействие с родителями воспитанников;
- многие педагоги начинают использовать новые формы активного взаимодействия с семьей, но, несмотря на это, ведущую позицию занимает, как правило, педагог, а позицию ведомого - родители;
- различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий педагогов и родителей, отсутствие установки на сотрудничество с обеих сторон.
Все это свидетельствует о существовании серьезных трудностей во взаимодействии ключевых фигур педагогического процесса - педагогов ДОУ и родителей воспитанников.
Педагогическое взаимодействие рассматривается как процесс, происходящий между субъектами образовательного процесса и направленный на развитие личности каждого из взаимодействующих субъектов.
Педагогическое взаимодействие определяется множеством структурных компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредовано учебно-воспитательной деятельностью, целями и задачами, принципами, содержанием и технологией воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Любое взаимодействие определяется равенством отношений, но в его основе лежит неравенство позиций субъекта, инициирующего воздействие, и объекта, его принимающего.
Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению как психотехнологии (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности как педтехнологии (специфическая форма субъект-объектного / субъектного взаимодействия).
Личностно ориентированное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников должно рассматриваться как процесс, характерными особенностями которого являются:
-создание единой эмоционально-чувственной основы процесса взаимодействия;
- проявление мотивационно-ценностных ориентаций педагога, определяющих его профессиональную направленность как комплекс психологических установок на работу с родителями воспитанников;
- обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность с родителями и участвует в ней;
- обмен действиями между субъектами с целью познания друг друга и оказания взаимного влияния (воздействия).
Общение педагогов и родителей на основе личностно ориентированного взаимодействия позволит нейтрализовать такие проблемы, как: нарушение интеракций между родителями и ребенком; негативное восприятие ребенка родителями; эмоциональная перегрузка родителей, имеющих в семье детей с ограниченными возможностями здоровья, а также непосредственно включить родителей в интеграционный процесс.