Научная статья на тему 'К вопросу о квалификационных требованиях в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'

К вопросу о квалификационных требованиях в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ОТБОР / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белов Валерий Евгеньевич

Статья посвящена анализу вопросов, связанных с квалификационными требованиями в сфере государственных и муниципальных закупок. Рассмотрены подходы по вопросу применения квалификационных требований в ходе формирования в России нормативной правовой базы в рассматриваемой сфере. Автором сделаны выводы о необходимости применения квалификационных требований в соответствии с общепризнанными подходами, выработанными в международной и зарубежной практике общественных закупок. Статья может быть полезна преподавателям и аспирантам юридических и экономических вузов, специалистам по государственным и муниципальным закупкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting qualifying requirements in sphere of delivery of goods, execution of work, rendering of services for state and municipal requirements

The article is devoted to analyzing of issues concerned with qualifying requirements in sphere of state and municipal procurement. Different approaches to application of qualifying requirements during development of legal framework in Russia in this sphere are considered. The author makes conclusion about necessity of application of qualifying requirements in coherence with approaches universally received in foreign and international practices of public procurement. The article can be useful to teachers and postgraduate students of law and economics schools, state and municipal procurement specialists.

Текст научной работы на тему «К вопросу о квалификационных требованиях в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Бизнес в законе

5’2014

2.3. К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД1

Белов Валерий Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

kgsp@msal.ru

Аннотация: статья посвящена анализу вопросов, связанных с квалификационными требованиями в сфере государственных и муниципальных закупок. Рассмотрены подходы по вопросу применения квалификационных требований в ходе формирования в России нормативной правовой базы в рассматриваемой сфере.

Автором сделаны выводы о необходимости применения квалификационных требований в соответствии с общепризнанными подходами, выработанными в международной и зарубежной практике общественных закупок.

Статья может быть полезна преподавателям и аспирантам юридических и экономических вузов, специалистам по государственным и муниципальным закупкам.

Ключевые слова: закупки, контрактная система, государственные и муниципальные нужды, квалификационный отбор, квалификационные требования

REVISITING QUALIFYING REQUIREMENTS IN SPHERE OF DELIVERY OF GOODS, EXECUTION OF WORK, RENDERING OF SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL REQUIREMENTS

Belov Valery E., candidate of legal sciences, associate professor of Civil law department

Work place: Moscow State Law University n.a. O.E. Kutafin (MSLA)

kgsp@msal.ru

Annotation: The article is devoted to analyzing of issues concerned with qualifying requirements in sphere of state and municipal procurement. Different approaches to application of qualifying requirements during development of legal framework in Russia in this sphere are considered.

The author makes conclusion about necessity of application of qualifying requirements in coherence with approaches universally received in foreign and international practices of public procurement.

1 Данная статья подготовлена в рамках выполнения научнометодических работ в сфере научной деятельности по заданиям Департаментов Министерства образования и науки Российской Федерации; № 10.9006.2014 «Совершенствование организационноправовых основ в системе закупок в сфере образования».

The article can be useful to teachers and postgraduate students of law and economics schools, state and municipal procurement specialists.

Keywords: procurement, purchasing system, state and municipal requirements, qualifications-based selection, qualifying requirements

Все большее внимание в последнее время привлекает сфера отношений, связанных с государственными и муниципальными закупками, что обусловлено, в частности, особо важной целевой направленностью данных отношений, бюджетными источниками финансирования. Повышенное внимание к данной сфере со стороны ученых обусловлено также обновлением законодательной базы вследствие принятия нового Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе). В этой связи учеными предпринимаются попытки анализа современной отечественной нормативной правовой базы по государственным и муниципальным закупкам на предмет соответствия заложенным в ней подходам зарубежной и общемировой практике общественных (публичных) закупок2. Особое внимание при этом обращается на проблемы правового регулирования и выработку предложений по их разрешению. Одной из проблем в данной сфере является проблема, связанная с применением квалификационных требований к участникам закупок, поскольку от качественного состава последних напрямую зависит эффективность закупочной деятельности, связанная с качеством поставляемых товаров (результатов работ, оказываемых услуг), а также эффективностью расходования бюджетных средств различного уровня. В этой связи помимо прочего представляет интерес анализ вопросов, касающихся истории формирования и развития отечественной нормативной правовой базы в рассматриваемой сфере.

Как известно, существенную роль при формировании отечественной нормативной базы по государственным и муниципальным закупкам сыграл Указ Президента России от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Данным Указом Президента России было утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее - Положение). Указанное Положение базировалось на общепризнанных подходах при организации и осуществлении общественных (публичных) закупок, закрепленных в принятом в 1994 году Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типовом законе о закупках товаров (работ) и услуг3. Целями принятия данного Типового закона являлось оказание помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в совершенствовании законодательства по государственным закупкам, а также устранение препятствий в международной торговле. Общепризнанные подходы касаются,

2 См.: Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации// Бизнес в законе. 2014. № 2 С. 160-164; Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации// Бизнес в законе. 2014. № 3. С. 31 -35 и др.

3 URL: http://www.uncitral.org (дата обращения 12.08.2010).

24

Белов В. Е.

К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

в частности и квалификационного отбора участников закупок, когда к участию в торгах привлекаются лишь лица, отвечающие установленным требованиям (предквалификация), а контракт (договор) заключается с лицом, в полной мере отвечающим соответствующим требования на момент совершения соглашения (постквалификация). Данные требования подразумевают наличие у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) производственных, финансовых, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих заказов.

В вышеуказанном Положении, утвержденном Указом Президента России, рассматриваемым вопросам было уделено первостепенное внимание (п.п. 5-11 Положения). Помимо прочего, в данном акте речь шла о том, что поставщик должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта. Государственный заказчик или юридическое лицо, осуществляющее по договору с государственным заказчиком размещение заказов на закупки продукции для государственных нужд, были вправе требовать от поставщиков, участвующих в закупочных процедурах, представления документов или иной информации, необходимых для удостоверения квалификации в соответствии с критериями, предусмотренными рассматриваемым Положением. Соответствующие требования должны были содержаться в квалификационной документации в случае проведения квалификационного отбора, в конкурсной документации или в иной документации по привлечению заявок на участие в торгах (конкурсе), предложений, оферт или котировок и относились ко всем поставщикам.

Заказчик должен был оценить квалификацию всех потенциальных поставщиков и принять решение в отношении каждого лица, представившего заявку на участие в квалификационном отборе. При принятии такого решения заказчик был обязан руководствоваться только критериями, требованиями или процедурами, установленными в квалификационной документации.

До заключения государственного контракта заказчик мог потребовать от прошедшего квалификационный отбор поставщика, с которым он был намерен заключить контракт, подтверждения квалификации в соответствии с теми же критериями, требованиями или процедурами, которые применялись при проведении квалификационного отбора в отношении этого участника. Как уже было отмечено, процедуры квалификационного отбора в полной мере соответствовали лучшим мировым и зарубежным практикам в рассматриваемой сфере.

Аналогичный подход в отношении квалификационных требований нашел отражение и в Федеральном законе от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее - Закон о конкурсах). В соответствии со ст. 5 Закона о конкурсах участником конкурса мог являться только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). При этом организатор конкурса был вправе установить дополнительные требования к участникам

конкурса при проведении каждого конкурса. Такого рода требования к участникам конкурса содержались в конкурсной документации и должны были предъявляться ко всем участникам конкурса.

Принятие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-Фз «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) повлекло коренной пересмотр ранее выработанных подходов в отношении возможности применения квалификационных требований к участникам закупок.

В соответствии с Законом о размещении заказов участником размещения заказов могло являться любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом по общему правилу предъявление квалификационных требований к участникам размещения заказов не допускалось. Исключением являлось лишь размещение государственного оборонного заказа. При размещении заказов в сфере обороны и безопасности государства Правительство РФ вправе было устанавливать требования о наличии у участников размещения государственного заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа. Данный вопрос изначально был урегулирован постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства».

В качестве основного довода при обосновании запрета на установление квалификационных требований в рассматриваемой сфере высказывались мысли о том, что, во-первых, устанавливая подобные требования, заказчики тем самым ограничивают конкуренцию. Во-вторых, в отдельных случаях заказчики используют данные требования в личных корыстных целях, получая возможность за счет дополнительных требований отсекать «неугодных» и допускать «своих», признавая последних победителями при размещении заказов. Таким образом, в рассматриваемой сфере стали исходить из «презумпции недобросовестности» заказчиков.

Следует отметить, что, начиная с момента принятия Закона о размещении заказов, практически запретившего квалификационные требования, началось активное обсуждение вопроса о возможности применения квалификационных требований не только в сфере государственного оборонного заказа, но в иных сферах4.

На наш взгляд, установленный запрет на применение квалификационных требований представляется не достаточно обоснованным. Представляется, что с целью исключения субъективного подхода со стороны государственных заказчиков следовало лишь установить соответствующие критерии отбора, позволяющие конкретизировать вышеуказанные квалификационные требования, не вводя полного запрета самой рассматриваемой процедуры. Следует особо отметить, что отсутствие квалификационных требований к участни-

4 См.: Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 179-180 и др.

25

Бизнес в законе

5’2014

кам размещения заказов в условиях действия Закона о размещении заказов привело к негативным последствиям. На рынке государственных и муниципальных заказов появились многочисленные «фирмы-однодневки», с которыми заключались контракты (договоры), однако в дальнейшем договорные обязательства нередко не выполнялись. Дальнейшие усилия заказчиков (после заключения контрактов) направлялись на борьбу с такого рода «фирмами» и нередко оказывались безрезультатными.

Запрет на установление квалификационных требований к участникам размещения заказов был критически воспринят отдельными учеными и специалистами-практиками, что нашло отражение в научнопрактической литературе. При этом возможность предъявления квалификационных требований к участникам размещения заказов рассматривалась в качестве одной из мер по снижению рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей контрагентом заказчика. Так, например, Н.В. Нестерович отмечает, что при размещении заказов речь должна идти не вообще о конкуренции, а об эффективной конкуренции. Уровень конкуренции, как показала практика, далеко не напрямую зависит только от количества участников размещения заказов, а решающее значение имеет еще и качественный уровень этих участников. Автор предлагает, чтобы заказчик устанавливал конкретные минимальные требования к участникам размещения заказа, касающиеся, в частности, финансовых и технических возможностей5. Ф.А. Тасалов, подводя итоги своего исследования, посвященного данной проблеме, отмечает необходимость внесения изменений в российское законодательство в рассматриваемой части для того, чтобы привести его в соответствие с мировыми стандартами закупочной деятельности, что позволит снизить риски неисполнения государственных контрактов неквалифицированными исполнителями6. О снижении рисков неисполнения контрактных (договорных) обязательств говорится и в иных научных публикациях7. Необходимость установления обязательных объективных критериев, которым должны отвечать участники конкурса, отработки механизма участия торгово-промышленных палат в предварительном квалификационном отборе также неоднократно отмечалась Торгово-промышленной палатой РФ8 и т.д.

В этих условиях на практике неоднократно имели случаи закупок товаров (выполнения работ, оказания услуг) с участием «фирм-однодневок», в том числе вызвавшие существенный общественный резонанс. Так, например, много говорилось о фактах закупки компьютерных томографов и иного сложного медицин-

5 Нестерович Н.В. Квалификация для госзакупок: во благо или во зло? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2007. № 8.

С. 53-55.

6 Тасалов Ф.А. Квалификация участников размещения государственного заказа: зарубежный и российский опыт // Закон. 2012. № 8. С. 110-119.

7 См.: Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга: Научное издание / под ред. В.В. Бланка. СПб.: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, 2006. С.199-201 и др.

8 См., например: выступление Е.М. Примакова на расширенном заседании Правления Торгово-промышленной палаты РФ 24 декабря 2009 г. на тему «О практике размещения и реализации государственного заказа и роли системы торгово-промышленных палат в ее совершенствовании» (URL: http://www.tpprf.ru/news/ (дата обращения

12.02.2010).

ского оборудования по многократно завышенным ценам в 2010 году. Президентом России по данным фактам были даны поручения Правительству РФ, касающиеся повышения эффективности расходования бюджетных средств. При этом говорилось о разработке и реализации на системной основе комплекса совместных мер, направленных на усиление борьбы с преступностью в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрев, в частности, проведение межведомственных операций в отношении фирм-однодневок и фирм-посредников9

На этом фоне предпринимались попытки каким-либо образом учесть имевшие место на практике проблемы путем поиска неких «компромиссных вариантов» без коренного изменения базовых законодательных подходов, касающихся рассматриваемой проблемы. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта мог являться, в том числе критерий «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара», включающий помимо прочего «качество работ, услуг и (или) квалификацию участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг».

Таким образом, показатели, касающиеся квалификационного отбора, в Законе о размещении заказов были перемещены в плоскость критериев определения победителя при проведении конкурса. Это, на наш взгляд, не решило выше обозначенной проблемы, связанной с качественным составом участников закупок применительно к проведению конкурсов, а тем более аукционов, где требования, касающиеся квалификации участников закупок, вообще не находили никакого отражения.

Как известно, в настоящее время на смену Закону о размещении заказов пришел Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В Законе о контрактной системе упоминаются квалификационные требования к участникам закупок. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 31 данного Закона, касающейся требований к участникам закупки, Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования. Речь идет о таких видах закупки, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, аукцион.

При этом квалификационные требования предусматривают, в том числе наличие:

- финансовых ресурсов для исполнения контракта;

- на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом Правительство РФ обязано устанавливать перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям. В случае установления Правительством РФ до-

9 URL: http://www.kremlin.ru / (дата обращения 20.08.2010).

26

Белов В. Е.

К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

полнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Примером такого рода нормативного правового акта является постановление Правительства РФ от 21 июля 2014 г. № 682 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок». К квалификационным требованиям отнесены наличие на праве собственности или на ином законном основании судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными документацией о закупке, необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта; наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание аналогичных услуг в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.

При этом утвержден перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок, дополнительным требованиям.

Не может не вызывать удовлетворения, что вопросы, касающиеся квалификационного отбора, в Законе о контрактной системе определенным образом решаются. Вместе с тем, представляется, что решение такого рода вопросов исключительно через принятие постановлений Правительства РФ, окажется делом не быстрым и решение проблем, связанных с низким качественным уровнем поставщиков (подрядчиков, исполнителей), затянется еще на долгие годы. Недобросовестных контрагентов заказчиков много во всех сферах. В качестве примера можно привести строительную сферу. Идея разработки законопроекта «О государственном строительном подряде», обсуждаемая в настоящее время, обусловлена, в том числе и проблемами, связанными с низким уровнем квалификации как генеральных подрядчиков, так и субподрядчиков, наличием «фирм-однодневок» (в широком понимании этого термина) в строительной отрасли. Это касается и большинства других сфер, в которых осуществляются закупки для государственных и муниципальных нужд.

В этой связи представляется целесообразным ускорение решения вопросов, касающихся возможности применения квалификационного отбора в сфере поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.

На наш взгляд, речь должна идти о полноценном квалификационном отборе в классическом понимании (в виде предвалификации и постквалификации). В Законе о контрактной системе имеет место упоминание квалификационных требований в ином качестве, чем в первоначальном понимании смысла и роли данного понятия. Так, в Законе о контрактной системе, как и в ранее действовавшем Законе о размещении заказов, предусматривается, что в качестве критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки выступает квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта ра-

боты, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (ст. 32). Квалификационные требования «попали» и в ст. 33 Закона о контрактной системе, касающуюся правил описания объекта закупки. В соответствии с ч. 3 статьи 33 не допускается включение в документацию о закупке требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Таким образом, в данном случае квалификационные требования связываются с описанием объекта закупки, хотя речь идет о требованиях к субъектному составу потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В этой связи случаи упоминания в Законе о контрактной системе квалификационных требований в качестве критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, а также элемента описания объекта закупки предлагается исключить, сохранив упоминание квалификационных требований лишь в традиционном понимании данной категории.

Снятие существующих в настоящее время в отечественном законодательстве по государственным и муниципальным закупкам ограничений по применению квалификационного отбора будет соответствовать общепризнанным подходам, в частности, закрепленным в принятом 1 июля 2011 года новом Типовом законе о публичных закупках. Данный документ подготовлен с целью поддержки согласования международных стандартов в области публичных закупок. В нем учтены положения Соглашения ВТО о государственных закупках, директив Европейского союза (о закупках и средствах правовой защиты), Конвенции оОн против коррупции, актов Всемирного банка и аналогичных документов других международных финансовых организаций. При разработке нового Типового закона учтен накопленный в данной сфере опыт. Типовой закон отражает наилучшие виды международной практики и предназначен для использования всеми государствами.

Полноценное применение квалификационного отбора, на наш взгляд, позволит существенным образом улучшить качественный состав поставщиков (подрядчиков, исполнителей), тем самым предотвратив множество проблем на этапе исполнения контрактных (договорных) обязательств.

Список литературы:

1. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации// Бизнес в законе. 2014. № 2 С. 160-164.

2. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации// Бизнес в законе. 2014. № 3. С. 31-35.

27

Бизнес в законе

5’2014

3. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.304 с.

4. Нестерович Н.В. Квалификация для госзакупок: во благо или во зло? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2007. № 8. С. 53-55.

5. Тасалов Ф.А. Квалификация участников размещения государственного заказа: зарубежный и российский опыт // Закон. 2012. № 8. С. 110-119.

6. Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга: Научное издание / под ред. В.В. Бланка. СПб.: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, 2006.

Reference list:

1. Barannikova E.S. Ponjatie, suschnost i soderzhanie

grazhdansko-pravovogo regulirovanija zakupochnyh otnoshenij v Anglii, USA i Rossijskoj Federacii // Biznes v zakone. 2014. №

2. P. 160-164.

2. Barannikova E.S. Ponjatie, suschnost i soderzhanie

grazhdansko-pravovogo regulirovanija zakupochnyh otnoshenij v Anglii, USA i Rossijskoj Federacii // Biznes v zakone. 2014. №

3. P. 31-35.

3. Belov V.E. Postavka tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlja gosudarstvennyh nuzhd: pravovoe regulirovanie. M.: Norma: INFRA-M, 2011.302 s.

РЕЦЕНЗИЯ

на рукопись научной статьи В.Е. Белова «К вопросу о квалификационных требованиях в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Тема публикации В.Е. Белова достаточно актуальна. Автором проанализированы подходы законодателя, касающиеся квалификационных требований к участникам государственных и муниципальных закупок, в ходе формирования в России нормативной правовой базы в рассматриваемой сфере. В настоящее время в условиях законодательных ограничений, касающихся применения указанных требований, на практике возникают проблемы, обусловленные качественным уровнем поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с чем имеют место случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения контрактных обязательств.

Автором сделан вывод о необходимости применения квалификационных требований в соответствии с общепризнанными подходами, выработанными в международной и зарубежной практике общественных закупок. С данным выводом следует согласиться.

Заслуживают внимания предложения автора, касающиеся исключения квалификационных требований из критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Нельзя не согласиться также с предложением об исключении квалификационных требований при описании объекта закупки, поскольку в настоящее время Закон о контрактной системе допускает смешение требований к субъектам и объектам закупки, распространяя требования к субъектам на объекты закупки.

Работа представляет научный и практический интерес. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) доктор юридических наук, профессор

Л.В. Андреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.