Научная статья на тему 'К вопросу о культурных связях Сургутского и Томско-Нарымского Приобья во второй половине i тыс. Н. Э. '

К вопросу о культурных связях Сургутского и Томско-Нарымского Приобья во второй половине i тыс. Н. Э. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРГУТ / НАРЫМ / АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CULTURAL TIES / ANCIENT SOCIETIES / TAIGA AREA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордиенко Алексей Владимирович

В статье на основе археологических источников рассматривается взаимодействие двух историко-культурных областей таёжной зоны Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural ties are the most significant component of the historical development of ancient societies. The research of these issues is of great importance to study ethnic and cultural evolution as well as both economic and social and political history. The cultural interaction as an objective factor of the historical process has powerful influence on territorial spread of cultural and technical achievements, on acceleration of social and economical evolution of the society and also it is a catalyst of the ethnic process. The article based on the archaeological sources deals with interaction of two historical and cultural regions of the taiga area of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о культурных связях Сургутского и Томско-Нарымского Приобья во второй половине i тыс. Н. Э. »

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 345 Апрель 2011

ИСТОРИЯ

УДК 902

А. В. Гордиенко

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ СУРГУТСКОГО И ТОМСКО-НАРЫМСКОГО ПРИОБЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ I тыс. н.э.

В статье на основе археологических источников рассматривается взаимодействие двух историко-культурных областей таёжной зоны Западной Сибири.

Ключевые слова: Сургут; Нарым; археологическая культура.

Сургутское и Томско-Нарымское Приобье расположены на главной водной магистрали Западной Сибири - р. Обь. Общепризнанная в археологии роль рек как «путей» осуществления контактов древнего населения предопределяла возможность взаимодействия рассматриваемых районов. В эпоху раннего Средневековья в Томско-Нарымском Приобье складывается и развивается рёлкинская культура, выделенная и исследованная Л.А. Чиндиной [1-4]. Взаимодействие и соотношение рёлкинской культуры с южными территориями Приобья неоднократно рассматривалось в литературе [5-7], однако меньшее внимание уделялось связям с северными районами. Между тем специальное рассмотрение вопроса взаимодействия Сургутского и Томско-Нарымского Приобья способствует целостному восприятию историко-культурной ситуации в лесной зоне Западной Сибири в эпоху раннего Средневековья. На решение этой проблемы, в определенной мере, и направлена данная работа.

При определении содержания историко-культурных процессов в Сургутском Приобье для второй половины

I тыс. н.э. исследователи используют разные дефиниции - оронтурский этап (У1-1Х вв.) нижнеобской культуры [8. С. 138, 185-213; 9], зеленогорский (VI - начало VIII в.) и кучиминский (^11-1Х вв.) этапы Обь-Иртышской культурно-исторической общности [10. С. 66], зеленогорская (VI - конец VII - начало VIII вв.) и кучиминская (конец VII - начало VIII - конец IX -начало Х в.) культуры [11], зеленогорский (УЕ-УП в.) и кучиминский (VШ-IX вв.) этапы нижнеобской культуры [12]. Из вышесказанного видно, что большинство современных авторов подразделяет период второй половины I тыс. н.э. на два этапа (или культуры) - VI-VII вв. и VШ-IX вв., в соответствии с которыми проследим основные моменты культурного взаимодействия Сургутского и Томско-Нарымского Приобья. Культурные связи Сургутского и Томско-Нарымского При-обья в ^-^1 вв. прослеживаются на нескольких уровнях - этнических контактов и сотрудничества в распространении предметов импорта.

Этнические контакты рассматриваемых районов можно проследить, прежде всего, обратившись к керамическим комплексам. Рёлкинская культура складывается к VI в. в двух локальных вариантах - нарымском (северном) и томском (южном), которые отличаются соотношением типов керамики. В Томском Приобье преобладает тип I (гребенчатая керамика), в Нарым-

ском - тип II (фигурно-штампованная) [13. С. 19-20; 14. С. 39, 52]. По мнению В.А. Могильникова, «второй тип отражает контакты с северными и северозападными районами... для которых фигурно-штам-повая орнаментация наиболее типична», под которыми подразумевается «население с керамикой карымского и оронтурского типов (IV-V и VI-IX вв. - А.Г.)» [9. С. 228; 15. С. 18]. В материалах рёлкинских памятников прослеживается определенная особенность ее встречаемости, - «штамповая керамика из могил принадлежит в основном женским погребениям. возможно, это было связано с какими-то религиозными взглядами или с особенностями брачных отношений племени...» [16. С. 251]. Таким образом, исходя из отмечаемых исследователями фактов, можно предположить, что носителями фигурноштампованной керамики в Среднеобье могли быть и некоторые выходцы из Сургутского Приобья, проникавшие, преимущественно, на более близкую к рассматриваемому региону территорию Нарымского Приобья, в том числе и вследствие брачных отношений. Проникновение нижнеобского населения (в том числе, вероятно, и из Сургутского Приобья) на Среднюю Обь могло происходить не только вследствие брачных контактов, но и определенных миграций: в УI-УШ вв. памятники с оронтурской керамикой появляются на р. Вах и в верховьях р. Васюган [9. С. 230]. Однако этот процесс не носил однонаправленный характер: на памятниках Сургутского Приобья выделяется группа керамики конца ^-^1 вв., обнаруживающая значительное сходство «с керамикой рёлкинской культуры Нарымского Приобья, особенно с её вторым типом» [12].

Взаимодействие Сургутского и Томско-Нарымского Приобья прослеживается и по немногочисленным сургутским украшениям и принадлежностям костюма. Из материалов Сургутского Приобья известны круглопроволочная несомкнутая серьга и накладка полулунной формы с антропоморфным изображением [17. С. 112, рис. 1-5; 18. С. 160, рис. на шмуцтитуле к гл. 3], считающиеся культурномаркирующими для Рёлки [2. С. 74; 14. С. 66]. Последнее изделие оригинально по своему исполнению и не находит полных аналогов в среднеобских материалах (этого типа украшения, как правило, индивидуальные или парные), однако по форме, оформлению и наличию антропоморфной личины определённо сближается с томско-нарымскими [14. Рис. 32, 26-31, 20, 5; 19. Рис. 21, 4-4а, 63, 1-2, 68, 3-4; 20. Рис. 2, 8-9]. Не исключено, что именно куль-

турными связями с этой территорией объясняется появление в Сургутском Приобье стилизованных орнито-антропоморфных (?) подвесок, где их более реалистичные (и стилизованные) варианты имели широкое распространение [2. Рис. 6, 2, 13, 10, 35, 9-10; 14. Рис. 22, 1-3]. Приведённые факты, на наш взгляд, свидетельствуют о возможности этнических контактов населения Сургутского Приобья и рёлкинской культуры.

В УГ-УП вв. на обширном евразийском пространстве распространяется мода на поясную гарнитуру так называемого «геральдического стиля» [21. С. 144; 22. С. 102-109]. Как Сургутское, так и Томско-Нарымское Приобье входят в орбиту этого континентального культурного явления, о чем свидетельствуют находки деталей поясов специфического вида. Для Сургутского Приобья возможно было несколько путей их проникновения - с запада и/или юга. Поступление поясной гарнитуры «геральдического стиля» с запада в VI-VII вв. было возможно вследствие установившихся в это время контактов с Приуральем и документируется находками в Нижнем Приобье (один из способ осуществления связей с Приуральем) [23. Фото между С. 192-193]. Однако возможно было поступление этих вещей и с юга, где они распространены в соседних потчевашской и рёлкинской культурах [9. Табл. LXXVШ - 38-39, 43-49, 55-57, табл. XCIX - 4871]. Не исключен вариант проникновения поясной гарнитуры «геральдического стиля» параллельно с юга и запада. Однозначно решить вопрос источника поступления вещей этого типа не представляется возможным, однако нельзя и исключать посредничество рёлкинских племен в этом процессе.

В свою очередь, население Сургутского Приобья по отношению к среднеобскому могло выступать в качестве посредника в распространении предметов приуральского происхождения. Как отмечает В.А. Могильников, при участии нижнеобского населения на Среднюю Обь проникали вещи из Прикамья, в частности, характерные для УI-VII вв. накладки в виде чело-веко-лося, названные А.А. Спицыным «сулде» [9. С. 230], встречающиеся в Сургутском Приобье [24. С. 134-135, кат. № 76-77].

Таким образом, в УГ-УП вв. прослеживается определенное взаимодействие населения Сургутского Приобья и Томско-Нарымского. Однако при сравнении материальной культуры рассматриваемых районов отчетливо прослеживается отличительная особенность, связанная с производством изделий из бронзы - культовых поделок, украшений и принадлежностей костюма, предметов вооружения и быта. Со времени сложения и на протяжении всего существования рёлкинской культуры в VI-IX вв. развивается своеобразный «звериный стиль» [14. С. 54-65]. В Сургутском Приобье время его массового распространения начинается с VIII в. [25. С. 212-220]. Таким образом, среднеобское искусство «звериного стиля» появляется на несколько сот лет раньше сургутского, и возникает вопрос - почему культурные связи Сургутского Приобья с Томско-Нарымским на протяжении УГ-УП вв. не привели к началу массового производства бронзовой художественной металлопластики? Ответить на этот вопрос чрезвычайно сложно, этому могли препятствовать разнообразные причины, выяснение кото-

рых - тема отдельного исследования. В контексте изучения культурных связей регионов необходимо отметить, что при указанных нами выше контактах среднеобское искусство «звериного стиля» не дало достаточно -го культурного импульса для самостоятельного становления подобного явления в Сургутском Приобье.

В VIII-IX вв. среднеобской компонент продолжает свое развитие в керамическом комплексе Сургутского Приобья: «...орнаментация раннекучиминской посуды максимально близка керамике предшествующей рёлкинской (позднезеленогорской) группы...» [12. С. 116]. С одной стороны, это говорит об инкультурации рёл-кинского компонента, а с другой - не исключает поддержание связей со Средней Обью.

Более определенно о культурных связях с Томско-Нарымским районом говорит распространение в Сургутском Приобье украшений и принадлежностей костюма, имеющих среднеобское происхождение. Прежде всего, обращает на себя внимание доминирование в Сургутском Приобье в кучиминское время среди предметов поясной гарнитуры накладок сфероконической формы. Как отмечает В.Н. Добжанский, «пояса с круглыми бляхами пользовались большой популярностью во второй половине VI-VII вв. в пределах Средней Азии, Ирана, Восточного Туркестана и Китая», однако «еще ранее, в IV-V вв. в Верхнем Приобье бытовал пояс, украшенный круглыми бляшками, которые типологически, возможно, им предшествуют» [26. С. 31, 35]. Еще в конце XIX в. Т.Й. Арне писал о них, что «сводчатые бронзовые пуговицы с ушком на обороте» можно рассматривать «как пережиток скифо-сарматского времени» [27. С. 59]. И действительно, этот вид накладок обнаруживает несомненное сходство с материалами раннего железного века лесостепной полосы Западной Сибири (например, в саргатской культуре [28. Табл. 124, 20, 38, 42-43]). С начала эпохи раннего Средневековья сфероконические накладки «характерны для Средней и Верхней Оби» [2. С. 39], пик их популярности в Сибири приходится на VIII-IX вв. [22. С. 112]. Широкое распространение их в Сургутском Приобье в это же время, с одной стороны, показывает синхронное участие региона в «общеевразийской моде» (термин В.Б. Ковалевской), а с другой - маркирует культурные связи региона с близлежащими южными областями их массового распространения, откуда они могли поступать к сургутскому населению - Томско-Нарымским и Новосибирским Приобьем.

Важно отметить контекст употребления сфероконических накладок в Сургутском Приобье. По своей сущности это ременные накладки, однако в могилах они часто обнаружены в области черепа, на местах глазниц и одиночно в различных частях погребения, что говорит об употреблении их не по прямому назначению (как принадлежностей пояса), а в каких-то иных целях. Сургутские материалы второй половины I тыс. н.э. изобилуют примерами, когда «инокультурные» предметы употреблялись не в соответствии со своим первоначальным назначением. Так, пряжка VIII в. со «сложным медведем» обнаружена в захоронении в качестве подвески [29], части поясного ремня с квадратными накладками находились на запястьях погребенного (т.е. в качестве браслетов), накладка-конь была расколота

на мелкие фрагменты и нашита на очелье [30], детали украшения конской узды использовались как накладки или подвески костюма и др. Как отмечают исследователи, таежное население воспринимало ценности степных культур в качестве культурного эталона, символа престижа и значимости, стремясь к их обладанию или копированию [31. С. 131-132], но в то же время включение инокультурных компонентов в местную среду происходило посредством их переосмысления и нахождения определенного места в традиционной системе ценностей и представлений, причем зачастую функция предмета менялась на противоположную. Так, если в кочевнических культурах пояс его принадлежности говорил об общественном положении и социальном статусе его обладателя, то в тайге он часто приобретал сакральный, магический характер [32. С. 234-235]. Трансформация этого рода, возможно, и фиксируется в данном случае: инокультурные по происхождению изделия использовались не только по прямому назначению, но и в каких-то ритуальных целях.

В УШ-К вв. Томско-Нарымское Приобье могло выступать для Сургутского и в качестве одного из посредников в распространении степных новаций. Не исключен импорт вместе с рассмотренными сфероконическими накладками и поясной гарнитуры «тюркского» типа, степного вооружения и предметов «далекого» импорта. Прямые свидетельства таких торговообменных отношений найти сложно, однако косвенно на это указывает взаимовстречаемость некоторых указанных категорий в рассматриваемых районах. В свою очередь, посредством племен Сургутского Приобья в Томско-Нарымское могли проникать приуральские пояса «неволинского» типа [9. С. 230], датирующиеся в Прикамье концом УП-УШ вв. [33. С. 388]. В кучимин-ское время в Сургутское Приобье продолжают поступать специфичные среднеобские формы украшений, о чем свидетельствуют находки бронзовых литых подвесок в виде плоского кольца с каплевидной привеской снизу и петлей сверху. Т. Н. Троицкая включает их в группу украшений «самодийского типа», «характерных

только для рёлкинской и верхнеобской культур» [34. С. 53-56]. Они появляются в Сургутском Приобье в УШ-К вв. [17. Рис. 2, 22], на X-XI вв. приходится максимальное количество их находок [35. Рис. 20, 106, 181, 247; 36. Рис. 53, 6; 37], в это же время появляются их реплики [35. Рис. 132], существующие и в начале

II тыс. н.э. [38. Табл. XLV, 8].

С УШ в. в Сургутском Приобье, как уже было отмечено, начинается массовое производство предметов бронзовой художественной металлопластики, складывается специфический комплекс украшений «обского стиля». Возникновение этого явления сложно и многогранно в плане культурных связей и требует отдельного рассмотрения; в рамках данной темы отметим лишь роль среднеобского компонента в этом процессе. Как неоднократно отмечали исследователи, комплекс украшений «обского стиля» не получил распространения в Томско-Нарымском Приобье [39. С. 93-94; 40. С. 143-151 и др.]. В целом, при сравнении бронзовой художественной металлопластики рассматриваемых районов несомненно сходство по запечатленным сюжетам и формам их воплощения (антропоморфных, зооморфных, «сложных» изображений и т.д.), однако бросается в глаза их разительное стилистическое отличие. Это говорит о возможности влияния среднеобских традиций на становление сургутского варианта искусства «звериного стиля», однако несомненна их определенная дистанцированность.

Таким образом, культурные связи Сургутского и Томско-Нарымского Приобья во второй половине I тыс. н.э. развивались в нескольких направлениях. Во-первых, это контакты этнокультурного характера, проявившиеся в сходстве керамических материалов и, возможно, распространении «этноопределяющих» среднеобских украшений в Сургутском Приобье. Во-вторых, торгово-обменные отношения, сотрудничество в распространении импорта. В меньшей степени культурные связи прослеживаются в развитии искусства «звериного стиля», специфичного в Сургутском и Том-ско-Нарымском Приобье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чиндина Л.А. Нарымско-Томское Приобье в середине I тысячелетия н.э.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1970.

2. Чиндина Л.А. Могильник «Рёлка» // Вопросы истории Сибири. Томск: ТГУ, 1974. Вып. 8.

3. Чиндина Л.А. Могильник Рёлка на Средней Оби. Томск: Изд-во ТГУ, 1977. 193 с.

4. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в V до н.э. - IX в. н.э.: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Новосибирск, 1985.

5. Беликова О.Б., ПлетневаЛ.М. Памятники Томского Приобья в V-VIII вв. н.э. Томск: Изд-во ТГУ, 1983.

6. Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии

СО РАН, 1998.

7. Плетнева Л.М. Томское Приобье в Средневековье (по археологическим источникам): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук (в форме научного

доклада) / Проблемная лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири ТГУ; Музей г. Северска, 1996. Новосибирск.

8. Чернецов В.Н. Нижнее Приобье в I тыс. н.э. Обзор и классификация материала // Материалы и исследования по археологии СССР (МИА).

№ 58. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

9. Могильников В.А. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири // Финно-угры и балты в эпоху Средневековья // Археология СССР: В 20 т.

М.: Наука, 1987.

10. Зыков А.П., Федорова Н.В. Обь-Иртышская культурно-историческая общность эпохи железа // Археологические культуры и культурноисторические общности Большого Урала. Екатеринбург: Институт истории и археологии УрО РАН, УрГУ им. А.М. Горького, 1993.

11. Карачаров К.Г. Средневековье (поздний железный век) // Очерки истории традиционного землепользования хантов (материалы к атласу): Научно-исторические очерки. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Тезис, 2002. С. 48-57.

12. Зыков А.П. Средневековье таёжной зоны Северо-Западной Сибири // Археологическое наследие Югры. Пленарный доклад II Северного археологического конгресса. 24 сентября 2006 г., г. Ханты-Мансийск. Екатеринбург; Ханты-Мансийск: Чароид, 2006. С. 114-117.

13. Чиндина Л.А. Культурные особенности Приобья в эпоху железа // Археология и этнография Приобья (АЭП). Томск: ТГУ, 1982.

14. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего Средневековья (рёлкинская культура). Томск: Изд-во ТГУ, 1991.

15. Могильников В.А. Этнокультурная история Западной Сибири в Средние века: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1985.

16. Чиндина Л. А. Керамика могильника «Рёлка» на Средней Оби // Советская археология. 1970. № 1.

17. Карачаров К.Г. Хронология раннесредневековых могильников Сургутского Приобья // Хронология памятников Южного Урала. Уфа: УНЦ РАН, 1993. С. 112, рис. 1-5.

18. Чемякин Ю.П., Зыков А.П. Барсова Гора: археологическая карта. Сургут; Омск: Омский дом печати, 2004.

19. Беликова О.Б., Плетнева Л.М. Памятники Томского Приобья в У-УШ вв. н.э. Томск: Изд-во ТГУ, 1983.

20. Плетнева Л.М. Курганный могильник у деревни Могильники // Из истории Сибири. Вып. 5: Вопросы археологии и этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1973.

21. Ковалевская В.Б. К изучению орнаментики поясных наборов УХ-К вв. как знаковой системы // Статистико-комбинаторные методы в археологии. М.: Наука, 1970.

22. Ковалевская В.Б. Башкирия и евразийские степи в ¡У-К вв. (по материалам поясных наборов) // Проблемы археологии и древней истории угров. М.: Наука, 1972.

23. Зеленый Яр: археологический комплекс эпохи Средневековья в Северном Приобье / Под ред. Н.В. Федоровой. Екатеринбург; Салехард: УрО РАН, 2005.

24. Зыков А.П., Кокшаров С.Ф., Терехова Л.М., Федорова Н.В. Угорское наследие (Древности Западной Сибири из собрания Уральского университета). Екатеринбург: Внешторгиздат, 1994.

25. Федорова Н.В. Западносибирское Средневековье в зеркале художественного металла (УIII-XIУ вв.) // Северный археологический конгресс. Доклады 9-14 сентября 2002 г. Ханты-Мансийск. Екатеринбург: Академкнига, 2002.

26. Добжанский В.Н. Наборные пояса кочевников Азии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1990.

27. Арне Т.Й. Барсов Городок. Западносибирский могильник железного века / Науч. пер. с нем. Ж.Н. Труфановой; Под ред. А.Я. Труфанова. Екатеринбург; Сургут: Уральский рабочий, 2005.

28. Могильников В.А. Саргатская культура // Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время // Археология СССР: В 20 т. М.: Наука, 1992.

29. Семенова В.И. Средневековые могильники Юганского Приобья. Новосибирск: Наука, 2001.

30. Карачаров К.Г. Антропоморфные куклы с личинами УШ-К вв. из окрестностей Сургута // Материалы и исследования по истории Северо-

Западной Сибири. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002.

31. Крыласова Н. Б. Взаимодействие леса и степи в Предуралье (по материалам прикамского костюма) // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Предуралья: Матер. междунар. науч. конф. Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2002.

32. Ковалева Н.В. К вопросу о социально-знаковой функции наборных поясов у народов Волго-Камья и Приуралья второй половины I тыс. н.э. // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Предуралья: Матер. Междунар. науч. конф. Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2002.

33. Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история удмуртского народа. Ижевск: Удмуртский университет, 2005.

34. Троицкая Т.Н. Украшения самодийского круга в Новосибирском Приобье во второй половине I тыс. н.э. // Проблемы этнической истории самодийских народов. Омск: Изд-во ОмГУ, 1993. Ч. 1.

35. Арне Т.Й. Барсов Городок. Западносибирский могильник железного века / Науч. пер. с нем. Ж.Н. Труфановой; Под ред. А.Я. Труфанова. Екатеринбург; Сургут: Уральский рабочий, 2005.

36. Карачаров К.Г. Отчет об археологических исследованиях на трассе проектируемой автодороги и ЛЭП от пристани на р. Обь до ВСИ Сургутского НХК в 1990 г. Свердловск // Архив ИА РАН. Р-1, № 14931.

37. Фонды Сургутского художественного музея: КП 1616/А-1722-с6; СГ 9802/4.

38. Чернецов В.Н. Нижнее Приобье в I тыс. н.э. Обзор и классификация материала // МИА. № 58. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

39. Могильников В.А. Предметы изобразительного искусства обских угров и вопрос этнической интерпретации керамики вожпайского типа //

Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск: Изд-во ТГУ, 1985.

40. Яковлев Я.А. Первая находка браслетов «обского типа» в Нарымском Приобье // Проблемы культурогенеза и культурное наследие: Материалы конф. Ч. II: Археология и изучение культурных процессов и явлений. СПб., 1993.

Статья представлена научной редакцией «История» 1 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.