Научная статья на тему 'К вопросу о культуре безопасности личности'

К вопросу о культуре безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ / SAFETY / CONCEPT OF EDUCATION / SAFETY CULTURE / PURPOSE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова В.Ш., Хайруллин Э.Р.

В статье обосновывается необходимость формирования культуры безопасности личности в связи с обострением требований, предъявляемых современным обществом к участникам транспортных процессов, с целью совершенствования национальной образовательной политики в области безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленникова В.Ш., Хайруллин Э.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The connectionof development safety culture in educational policy

The article underlines the importance of developing the culture of safety personality because of toughening the requirements that are set by modern society in the field of transport safety. It considers road transport process as socio-technical system, identifies the system of functions for diagnosing the safety personality culture: analytical, evaluation, accounting, stating, explanatory, predictive, corrective, preventive, stimulating, educational, developmental and organi-zational. The article points out the importance of culture in post industrial society where culture is able to ensure coordination between human interests and techno sphere with culture of safety society as a tool. Culture of safety society considers as a component of culture that includes different social phenomena and processes. Article considers development and realization of national program for safety personality culture and Russian society in general.

Текст научной работы на тему «К вопросу о культуре безопасности личности»

УДК 316:57.022

В.Ш.Масленникова, Э.РХайруллин

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье обосновывается необходимость формирования культуры безопасности личности в связи с обострением требований, предъявляемых современным обществом к участникам транспортных процессов, с целью совершенствования национальной образовательной политики в области безопасности.

Ключевые слова: безопасность, концепция образования, культура безопасности, цели и задачи образования.

Maslennikova Valeriya Shamilevna, Khairullin Edvard THE CONNECTIONOF DEVELOPMENT SAFETY CULTURE IN EDUCATIONAL POLICY

The article underlines the importance of developing the culture of safety personality because of toughening the requirements that are set by modern society in the field of transport safety. It considers road transport process as socio-technical system, identifies the system of functions for diagnosing the safety personality culture: analytical, evaluation, accounting, stating, explanatory, predictive, corrective, preventive, stimulating, educational, developmental and organi-zational. The article points out the importance of culture in post industrial society where culture is able to ensure coordination between human interests and techno sphere with culture of safety society as a tool. Culture of safety society considers as a component of culture that includes different social phenomena and processes. Article considers development and realization of national program for safety personality culture and Russian society in general.

Keywords: safety, concept of education, safety culture, purpose of education.

Известно, что современный транспорт играет в жизни человека, общества и человечества в целом совершенно особую роль - и не только экономическую, но и политическую, социальную, пси-хологическую. Обеспечивая живую связь между людьми, городами и поселками, регионами и экономическими районами как внутри страны, так и между странами и континентами планеты, он приобщает миллиарды людей к достижениям цивилизации, вовлекая их в процесс активной созидательной деятельности. Очевидно его разнообразное и многоплановое влияние на жизнь общества и государства, индивида и социальных групп. Он способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности общественного труда, повышению уровня жизни народа. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях. Именно в этом мы видим социальную природу транспорта и его предназначение в жизнедеятельности человека.

Транспортные системы относятся к сложным и многофункциональным социотехническим системам, где человек является активной системообразующей «единицей», а подсистема «человек» выступает в роли как активного (действующего), так и пассивного (опосредованного) участника транспортного процесса. Одновременно с этим транспортный процесс рассматривается как процесс, осуществляемый транспортной системой (или транспортным средством), где человек или группа людей (например, обслуживающий персонал) принимают непосредственное участие по его организации, осуществлению, управлению и контролю за его ходом. Человек здесь выступает как неотъемлемый элемент этой системы, являясь при этом активной и системообразующей «единицей».

Дорожно-транспортный процесс мы рассматриваем как сложнейшую социотехническую, открытую, постоянно развивающуюся, динамичную, высоко энерговооруженную и опасную систему с непрерывно изменяющейся ситуационной картиной.

В России самый высокий уровень аварийности именно в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), если взять в сравнение число происшествий на других видах транспорта, в том числе и с участием детей и подростков - по их ли вине или неосторожности, или по вине взрослых участников дорожного движения - водителей автомобилей и других видов наземного транспорта и различных транспортных средств.

За последние десятилетия существенно изменился характер требований, предъявляемых сов-ременным обществом к участникам транспортных процессов. Предотвращения аварийных ситуаций, зачастую переходящих в транспортные происшествия, можно добиться, по нашему убеждению, только при условии, если каждый участник движения - это специально обученная и подготовленная личность, у которой зарождена и развита потребность быть безопасным участником транспортного процесса; с развитым чувством ответственности за последствия своих

поступков; высокоорганизованная и дисциплинированная, обладающая чувством такта и умением сдерживать и управлять своим эмоциональным состоянием, с высоким уровнем внутренней культуры; активная в социальной и интеллектуальной сферах, уверенная в собственных силах и имеющая основания для этой уверенности; способная самостоятельно, анализируя происходящее, принимать адекватно складывающимся ситуациям безопасные решения и реализовывать их, не нанося ущерба ни себе, ни окружающим.

Безопасность человека, являясь составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации и самим выживанием человечества, выходит сегодня на одно из первых мест по своей актуальности. В ее основе лежат противоречия между ростом потребностей людей и возможностями природы; между стремлением человека сохранить свою жизнь, здоровье, идентичность и принципиальной опасностью его жизнедеятельности. Эти противоречия постоянно обостряются в связи с технократической направленностью прогресса в ущерб гуманитарной, накоплением оружия, усилением глобальных экологических проблем, нарастанием социальной напряженности, увеличением количества видов насилия над личностью и т.п. Обусловленная не столько естественными природными процессами, сколько деятельностью самого человека, эта проблема возвращает его от обращения к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику. Целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной, прежде всего, для самой себя, окружающей среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений [1, с. 7].

Однако теоретические и прикладные вопросы, рассматриваемые в русле отдельных свойств человека, не дают целостной картины соответствующего фрагмента педагогической реальности. Отсутствие единого концептуального базиса не позволяет даже упорядочить разнообразие целевых ориентиров, в качестве которых рассматриваются: знания и соответствующие умения, мышление, мировоззрение, эмоционально-ценностные отношения, установки, аспекты сознания, отраслевая культура. Формируемые в искусственно организованном образовательно-воспитательном процессе отношения, установки, аспекты сознания зачастую, входя в противоречие с жизненными целями и ценностями растущего человека, не включаются в регуляторы его поведения, о чем свидетельствует, например, слабое продвижение в решении проблем формирования культуры здоровья.

Как показал теоретический анализ проблемы, безопасность человека может рассматриваться, во-первых, с точки зрения состояния его жизнедеятельности (актуальная или ситуативная безо-пасность), во-вторых, с точки зрения свойств личности, характеризующих ее возможности в обеспечении своей безопасности, и тех систем, в которые она включена. Во втором случае безопасность соотносится с устойчивыми личностными структурами, что позволяет ввести понятие культуры безопасности личности.

Философское и социокультурное обоснование природы культуры безопасности дает нам основание предположить, что существующая сегодня только де-факто педагогическая парадигма профилактики дорожно-транспортного травматизма требует замены на новую парадигму, соответст-вующую современному состоянию и тенденциям развития общества и транспорта. В ее основе должно лежать формирование у подрастающего поколения культуры безопасности путем подготовки его к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и безопасного участия в процессах, происходящих в ней, воспитание правопослушного и культурного поведения (в более широком смы-сле - участия) в этой среде и формирование молодых людей как транспортнобезопасных личностей.

Значение культуры в постиндустриальном обществе исключительно велико. Культура способна обеспечить согласование интересов человека и техносферы, инструментом такого согласования является культура безопасности. Потребность в безопасности является одной из основных потребностей личности.

Культура безопасности общества - совокупность элементов культуры, способствующих совер-шенствованию и реализации потенциальных возможностей общества в защите человека, общества и природы от факторов риска. Учитывая, что данное определение является абстрактным и нуждается в уточнении и конкретизации, перейдем к рассмотрению структурных компонентов культуры безопасности. Выясним структуру и функции культуры безопасности общества. Культура безопасности общества как компонент культуры включает различные социальные явления и процессы:

- материальные продукты человеческой деятельности, специально предназначенные для

профилактики травм, болезней, причинения человеку, обществу ущерба, вреда. Основная функция таких предметов (огнетушитель, противогаз, газовый баллончик, ремень безопасности в автомобиле и т.п.) заключается в профилактике и преодолении воздействия на человека вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

- социальные институты, основная задача которых состоит в обеспечении безопасности человека и общества: пожарная охрана, подразделения МЧС, аварийная газовая служба и т.д.;

- формы организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношения, основная задача которых состоит в обеспечении индивидуальной и коллективной безопасности;

- личностное воплощение культуры безопасности в жизни и деятельности профессиональных специалистов (полицейский, охранник, травматолог, спасатель МЧС и т.д.), членов общественных организаций и объединений (любитель экстремального туризма, член спортивной секции самбо и т.д.);

- отрасли научного знания, обобщающие, исследующие законы безопасной жизнедеятельности человека и общества (БЖД, валеология, экология, виктимология и т.д.), нормы, значения, знания, фиксирующие основные закономерности и правила безопасной жизнедеятельности. Результаты научного познания правил и закономерностей безопасности человека и общества фиксируются при помощи знаков, символов, графики, в виде текстов и т.д.;

Особенности российского менталитета актуализируют вопрос разработки и реализации национальной программы формирования культуры безопасности личности и российского общества в целом.

При разработке системы непрерывного образования в области безопасности не учитываются концептуальные основы проектирования системно-целостной организации процесса обучения, не были реализованы принципы преемственности и системности содержательной компоненты образо-вания, которые позволяли бы обучающимся осмыслить и усвоить постепенно и логично наращиваемый каркас знаний, практически не задействована объективно существующая общность методологических и методических подходов при формировании учебного содержания.

Концепция образовательной политики в области безопасности позволит устранить различие в понимании содержания образования, четко определить границы предметной области, задачи каж-дого уровня образования, согласовать образовательные программы и обеспечить их преемственность, что должно повысить действенность воспитания и образования и достичь большей эффективности в формировании культуры безопасности населения и профессиональных кадров. Концепция должна быть тем стержнем системы образования в области безопасности, на котором должно базироваться развитие воспитания и образования в России. В ней должно быть сформулировано содержание образования, определены задачи, цели и методические основы образования каждого уровня.

В Концепции Девисилова В.А представлена система взглядов на образование в области безо-пасности, сформулированы важнейшие направления образовательной политики Российской Федерации, направленной на формирование мировоззрения человека, его культуры безопасности и компетенций в области обеспечения личной, социальной и экологической безопасности, являющихся необходимыми составляющими национальной безопасности страны. Концепция определяет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться образовательные программы различных уровней.

Актуальными задачами совершенствования воспитания и образования в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности являются:

- разработка содержания дошкольного воспитания, школьного и профессионального образо-вания на основе принципов их преемственности и актуальности;

- включение в федеральные государственные образовательные стандарты компетенций в области безопасности в качестве необходимых результатов образования;

- разработка воспитательных и образовательных программ для различного уровня образования;

- разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов подготовки профессиональных кадров, в частности учителей по безопасности жизнедеятельности, а также соответствующих им основных образовательных программ;

- разработка новых учебников и учебных пособий для различных ступеней и уровней образования, новых педагогических технологий, актуализированных задачами сегодняшнего дня и современными достижениями науки;

- формирование плана информационно-просветительской работы средств массовой коммуникации.

Для решения этих задач необходимы:

- объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию образовательной политики и установок с целью повышения эффективности формирования культуры безопасности;

- координация действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на совершенствование воспитания и образования в области безопасности;

- разработка федеральных и региональных планов действий и образовательных программ по достижению конкретных результатов в рамках сформулированных задач, включающих сроки реализации и исполнения;

- выделение финансовых и материальных ресурсов на реализацию поставленных задач с учетом использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений;

- разработка и реализация региональных программ воспитания и образования в области безопасности жизнедеятельности;

- организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде культуры безопасности.

Исследование образовательной политики позволило определить систему функций диагностики культуры безопасности личности: аналитическую (познание объективных свойств культуры безопасности), оценочную (определение степени соответствия выявленных характеристик культуры безопасности какому-либо критерию), учетную (систематизация и подготовка к использованию результатов анализа и оценки), констатирующую (фиксация наличного уровня культуры), объяснительную (определение причин выявленного уровня культуры безопасности), прогностическую (прогнозирование характера развития культуры безопасности на основе выявления тенденций ее развития), корректирующую (устранение выявленных недостатков в направленности, содержании и уровне сформированности культуры безопасности), превентивную (профилактика негативных тенденций в развитии личности), стимулирующую (стимулирование личности к самосовершенствованию готовности к безопасной жизнедеятельности), обучающую (формирование знаний и умений безопасности жизнедеятельности), развивающую (развитие интеллектуальной, психологической, коммуникативной готовности к выживанию), воспитательную (совершенствование личностных качеств, способствующих безопасности человека и общества), организационную (координация деятельности педагога и обучаемых в процессе воспитания культуры безопасности).

Литература

1. Девисилов В.АКонцепция национальной 1. Devisilov V.A.Koncepcija nacional'noj образовательной политики в области безопасности obrazovatel'noj politiki v oblasti bezopasnosti (proekt). -(проект). - M.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 32 с. M.: MGTU im. N.Je. Baumana, 2009. - 32 s.

2. Мошкин, В.Н. Культура безопасности как 2. Moshkin, V.N. Kul'tura bezopasnosti kak sostavnaja составная часть культуры [Текст] | В. Мошкин || chast' kul'tury [Tekst] / V. Moshkin // Osnovy Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - bezopasnosti zhiznedejatel'nosti. - 2004. - № 1. - S. 44 № 1. - С. 44 - 48. - 48.

3. ^мкин RR Природа безопасности: дис. з. Rybalkin, N.N. Priroda bezopasnosti: dis. ... d-ra

... д-ра филос. наук: 09.00.11: [Электронный ресурс] filos. nauk: 09.00.11: [Jelektronnyj resurs] (iz fondov

(из фондов Российской Государственной Rossijskoj Gosudarstvennoj biblioteki) / N.N. Rybalkin. библиотеки) I H.H. Рыбалкин. - M.: РГБ, 2003. _ m : RGB 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.