Научная статья на тему 'К вопросу о критериях отбора содержания профильного обучения'

К вопросу о критериях отбора содержания профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бесценная Виктория Владимировна

Актуальность выбора данной темы обусловлена изменениями, происходящими в сфере образования, а именно проблеме отбора содержания профильного обучения. Цель данной статьи раскрыть критерии отбора содержания профильного обучения. Критерии являются инструментом наполнения содержания учебного материала и выступают главным признаком меры. Критерии отбора содержания образования разрабатывали Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Не умаляя значимости общедидактических критериев, автор считает их недостаточными, при конструировании содержания профильного обучения, так как они не отражают его сущности. Содержание профильного обучения будет способствовать осознанному выбору учащимися будущей образовательной траектории и жизненных планов, если учитель при отборе содержания использует следующие критерии: 1. Критерий индивидуального интереса учащихся к изучаемому материалу. 2. Критерий социальной значимости содержания образования. 3. Критерий профильной направленности содержания образования. Критерии разработаны на основе задач и целей профильного обучения и апробированы на практике. Материалы статьи могут быть использованы учителями школ, администрацией, профессорско-преподавательским составом, занимающимся подготовкой и переподготовкой кадров для системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о критериях отбора содержания профильного обучения»

ИННОВАЦИИ № 5 (92), 2006

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

К вопросу о критериях отбора содержания профильного обучения

В. В. Бесценная,

аспирантка кафедры педагогики, ст. преподаватель кафедры иностранных языков Омского государственного педагогического университета

Актуальность выбора данной темы обусловлена изменениями, происходящими в сфере образования. Цель данной статьи заключается в раскрытии критериев отбора содержания профильного обучения. Критерии являются инструментом наполнения содержания учебного материала и выступают главным признаком меры. Не умаляя значимости общедидактических критериев, автор считает их недостаточными, при конструировании содержания профильного обучения, так как они не отражают его сущности. Содержание профильного обучения будет способствовать осознанному выбору учащимися будущей образовательной траектории и жизненных планов, если преподаватель, при отборе содержания использует следующие критерии:

1. Критерий индивидуального интереса учащихся к изучаемому материалу.

2. Критерий социальной значимости содержания образования.

3. Критерий профильной направленности содержания образования.

Критерии разработаны на основе задач и целей профильного обучения и апробированы на практике. Материалы статьи могут быть использованы учителями школ, администрацией, профессорско-преподавательским составом, занимающимся подготовкой и переподготовкой кадров для системы образования.

Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение в старших классах ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования [4]. Более того, в концепции подчеркивается роль профессиональной ориентации как условия для технологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Таким образом, можно отметить, что указанные цели, задачи профильного обучения общего образования и профессионального согласуются. Но в то же время наблюдается некоторое противоречие, рассогласование целей и задач профильного обучения с его содержанием.

Анализ психологической, педагогической и методической литературы показал, что проблемой профильного обучения является несовершенство учеб-

Urgency of the choice given subject is conditioned by change, occurring in sphere of the education. The purpose of the article to reveal the criteria of the selection of the contents of career education. The criteria are an instrument of the filling the contents of the scholastic material and emerge the main sign of the measure. Not derogating value of didactic criterion, the author considers their insufficient, under construction contents of career education, since they do not reflect its essence. Contents of career education will promote realized choice future of educational path and life plan by pupils if teacher, at selection of the contents uses following criteria:

1. The criterion of the individual interest pupils to

under study material.

2. The criterion to social value of the contents of the formation.

3. The criterion of career directivities of the contents

of the formation.

The criteria is designed on base of the problems and integer of career education and are approved in practice. The material of the article can be used by teachers of the schools, administration, professorial-teaching composition, concerning with preparation and refresher course of the personnel for system of the formation.

но-методического обеспечения (программы, учебники, дидактические материалы). Содержание современных учебников и программ для учащихся профильных классов не отражает особенности профильного и непрофильного изучения предмета. В результате получается ситуация, когда ученики физикоматематического и гуманитарного профилей изучают один и тот же по содержанию курс (например, иностранный язык). Зачастую разработка содержания профильного обучения сводится к введению в содержание профориентационного компонента, который понимается учителями, как знакомство с конкретной профессией или массовый поход с экскурсией на предприятие, в то время как необходима специальная система содержания образования, позволяющая школьникам осознать и понять себя в плане не только избираемого профиля, но и во взаимосвязи с ним свою будущую профессиональную деятельность.

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение понятию «критерий»: «Критерий — средство для сужения, признак, на основании которого производится оценка, определение и классификация чего-либо» [3]. Критерии являются непосредственным инструментом определения конкрет-

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

ного наполнения содержания учебного материала и выступают главным признаком меры отбора источников содержания. Общедидактическую систему критериев отбора содержания образования разрабатывали Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин [5]. В нее вошли:

и Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического сообщества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе, и методов наук, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся. и Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста. и Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования. и Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета. и Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы. и Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении общенаучные знания о знаниях: что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и др. Такими критериями руководствовались авторы типовых учебных программ, вводимых с 1981 г. Имеет значение не только само содержание каждого из этих критериев, но и последовательность их применения. Каждый последующий критерий все более суживает круг оставляемых в содержании образования вопросов, тем, разделов и др. Не умаляя значимости вышеназванных критериев отбора содержания образования, автор считает их недостаточными в силу специфики профильного обучения и видит необходимость дополнить их следующими критериями, которые отражают особенности профильного обучения: и Критерием индивидуального интереса учащихся к изучаемому материалу. Как правило, при выборе профиля ведущим мотивом является интерес учащегося, поэтому очень важно на протяжении освоения данного профиля поддерживать и развивать интерес к предметам. О. Довженко в статье «Бесполезные мысли или еще раз об образовании» говорит о том, что множественность жизненных путей, очередность прохождения про-

блемных ситуаций, само число их — все это этапы развития и интериоризиции человеком содержания образования, удовлетворение возникающих в связи с этим образовательных потребностей становится социально решающим в системе выбора субъектом жизненного пути [1]. При освоении содержания образования необходимы условия, при которых были бы удовлетворены образовательные потребности ребенка, так как именно этот факт является решающим в выборе жизненного пути. и Критерием социальной значимости содержания образования (содержание образования способствует формированию социально-правовой и информационной компетентностей). Профильное обучение имеет своей целью не только углубленное изучение предметов, но приоритетным является становление и развитие компетентностей. Компетентностей имеющих социальную значимость. и Критерием профильной направленности содержания образования. В содержание должен включаться такой учебный материал, который помогает сделать осознанный выбор профессии. Содержание должно соответствовать выбранному профилю обучения. Критерий профильной направленности подразумевает отбор и конструирование содержания обучения с учетом того многообразия, которое предоставляет профиль в выборе будущих образовательных траекторий (выбор вуза и специальности). Например, гуманитарный профиль дает возможность выхода на следующие вузы и специальности (рис. 1). Следовательно, задания будут разного содержания. Например, задание для журналиста: написать о ком-то, о чем-то очерк, взять интервью у приезжей звезды. Задание для лингвиста: сделать анализ отрывка из произведения. Задание для учителя: составить тест на временные формы глагола. Задание для переводчика: провести экскурсию по музею, по городу. Задание для библиотекаря: соотнести автора и литературное течение [2].

Думается, что категория содержания не может не быть подвижной и должна зависеть от быстро меняющегося содержания научного знания. А с другой стороны, она зависит от индивидуальных интересов учащихся, их потребностей, склонностей, а также интересов их родителей и учителей.

Критерии разработаны на основе задач и целей профильного обучения и апробированы на практике. Знание названных критериев отбора содержания образования может помочь педагогам-практикам более осознанно подходить к выделению главного, существенного уже в самом процессе преподавания в школе.

Литература

1. С. М. Баташова. Подготовка студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности (при изучении педагогических дисциплин)//Диссертация на соискание ученой степени к. п. н. Омск, 1998. — 189 с.

2. В. В. Бесценная. Конструирование содержания межпредметных элективных курсов //Наука образования, вып. 22. Омск, ОмГПУ, 2004.

3. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. — 826 с.

4. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2002.

5. И. Я. Лернер. Содержание образования//Педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М., 1993-1999. Т. 2, с. 349.

ИННОВАЦИИ № 5 (92), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.