Научная статья на тему 'К вопросу о критериях эффективности инновационно-инвестиционных проектов в аграрно-промышленном комплексе'

К вопросу о критериях эффективности инновационно-инвестиционных проектов в аграрно-промышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлушкин П. В., Баранников А. А.

В статье подробно рассматриваются вопросы определения критериев эффективности инновационно-инвестиционных проектов в аграрно-промышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о критериях эффективности инновационно-инвестиционных проектов в аграрно-промышленном комплексе»

тому проекту, который обеспечивает более высокий уровень чистого дисконтированного дохода (чистой приведенной стоимости) [2].

По нашему мнению, все рассмотренные показатели оценки эффективности инновационно -инвестиционных проектов находятся в тесной взаимосвязи и позволяют оценить эффективность с различных сторон, поэтому их необходимо рассматривать в комплексе.

В ситуации, когда при расчетах возникает конфликт критериев (показатели эффективности противоречивы), необходимо ориентироваться как на стратегические предпочтения инвестора (держателя проекта), так и на условия, в которых данный проект будет реализован.

Список литературы:

1. Михайлушкин П.В., Полтарыхина Г.Б. Модернизация - основа реализации инновационных процессов в АПК: монография. - Краснодар: Просвещение - Юг, 2012. - 231 с.

2. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика России. -Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. - 349 с.

3. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / В.В. Сидоренко, П.В. Михайлушкин. - Краснодар: Издательство «Мир Кубани», 2011. - 654 с.

4. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В.Цена и ценообразование в АПК: Учебное пособие / Под общей ред. акад. РАСХН И.Т. Трубилина. - Краснодар: Экоинвест, 2005. - 219 с.

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

© Михайлушкин П.В.*, Баранников А.А.*

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

В статье подробно рассматриваются вопросы определения критериев эффективности инновационно-инвестиционных проектов в аграрно-промышленном комплексе.

В частности, на современном этапе в растениеводстве уровень интенсивности и эффективности производства на различных предприятиях различен, что вызывает необходимость индивидуальной оценки эффективности проектов. С одной стороны, есть признанные лидеры в области внедре-

* Доцент кафедры Экономики и внешнеэкономической деятельности, кандидат экономических наук.

* Студент учетно-финансового факультета.

ния инноваций (1-я группа), которые уже добились существенных успехов в создании эффективного производства. Их технико-технологические параметры соответствуют аналогичным параметрам производителей в других странах. Критерием оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов для них будет скорейший выход продукции на мировой рынок. С другой стороны, существуют сельхозтоваропроизводители, имеющие средние производственные показатели (2-я группа) и получающие доход за счет складывающейся на внутреннем рынке конъюнктуры. Они не могут конкурировать по технологическим параметрам с производителями, отличающимися высокой интенсивностью производства, и у них будут иные критерии при оценке эффективности научных проектов. Очевидно, на первый план выйдут показатели, позволяющие увеличить темпы модернизации отрасли и достичь необходимого уровня конкурентоспособности, - чистая приведенная стоимость и дисконтированный срок окупаемости инвестиционных затрат. Наконец, есть производители с ограниченными технико-технологическими возможностями и низким уровнем способности к конкуренции (3-я группа). Для них полученный в результате использования инноваций дополнительный доход - это возможность не только технического и технологического переоснащения отрасли за счет собственных средств, но и оплаты заемных средств. Для таких организаций в приоритете будет относительно короткий срок окупаемости инновационных проектов, позволяющий сократить временной интервал, необходимый для перехода на новый уровень хозяйствования.

В ситуациях, когда научные проекты финансируются на 100 % за счет кредитования, на первый план выходят показатели эффективности, позволяющие вернуть заемные средства в срок. Здесь важно оценить ожидаемый уровень доходности производства и возможности его достижения.

Ориентация на завоевание доли рынка - достаточно распространенное явление в мировой практике, что достигается как за счет установления демпинговых цен на продукцию, так и с помощью ее эксклюзивности. Отсюда следует, что разнообразие стратегических целей и экономических интересов потенциальных инвесторов, специфика условий реализации научных проектов исключают стандартный подход при анализе. В каждом конкретном случае при определении целесообразности реализации проекта должен учитываться весь комплекс условий и возможных результатов.

Ожидаемый экономический эффект от внедрения инновационных проектов в промышленно развитых странах рекомендуется рассматривать как результат, скорректированный с учетом связанных с этим процессом изменений экологической и социальной среды, что является важным фактором, влияющим на формирование положительного имиджа предприятия у партнеров и общества.

В растениеводстве при анализе эффективности научных проектов необходим учет технологического и коммерческого рисков, факторов времени,

масштаба, освоенности объекта в производстве, методов получения информации, качества и условий использования нововведений.

Стоит заострить внимание на том, что эффект от инноваций сельскохозяйственного предприятия проявляется и у переработчиков продукции растениеводства. Новые сорта и гибриды, технологии возделывания, технические средства, организационно-экономические факторы обеспечивают лучшее качество сельскохозяйственной продукции, что позволяет производить продукты питания, соответствующие мировым стандартам. Это ведет к росту эффективности в сфере переработки и реализации продуктов питания, поэтому ее оценка должна учитывать прирост от инноваций у всех участников АПК в цепочке доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя.

Таким образом, методика оценки и выбор критерия эффективности инновационно-инвестиционных проектов не являются статичными, они изменяются в зависимости от множества внешних и внутренних факторов. Неизменным с точки зрения методологии оценки инновационно-инвестиционных проектов остается одно - системно-воспроизводственный подход, позволяющий рассматривать любой проект как одну из подсистем сложной системы инновационной деятельности, ключевая цель которой - обеспечение расширенного воспроизводства на основе качественного экономического роста отрасли [3].

Инвестиционная политика на региональном уровне - это система мер по мобилизации инвестиционных ресурсов и наиболее эффективному их использованию в интересах населения региона и субъектов инвестиционной деятельности. Особенности инвестиционной политики субъекта Российской Федерации обусловлены географическим местонахождением и природно-климатическими условиями региона, его привлекательностью для иностранных инвесторов, экономической и социальной политикой, имеющимся производственным потенциалом.

Рассмотрим особенности инвестиционной политики на региональном уровне на примере Краснодарского края. Краснодарский край принадлежит к числу субъектов, развитие которых в связи с особым геополитическим положением имеет стратегически важное значение для Российской Федерации. Основными факторами инвестиционной привлекательности края являются: удобное географическое положение и наличие различных природных ресурсов; развитая транспортная инфраструктура, в том числе прямой выход к международным морским путям через акваторию Черного и Средиземного морей; наличие уникальных рекреационных ресурсов, обеспечивающих развитие индустрии туризма и отдыха; наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих выращивать культуры умеренного климатического пояса и отдельные виды субтропических культур; значительный потенциал сельскохозяйственных организаций как богатейшей сырьевой базы для перерабатывающей промышленности; наличие высококвалифицированной рабочей силы; динамично формирующаяся нормативно-правовая база.

Инвестиционный климат Краснодарского края оценивается рейтинговыми агентствами как имеющий высокий потенциал и минимальный риск, а долгосрочный кредитный рейтинг - как позитивный [2].

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, составленном на основе проведенных журналом «Эксперт» исследований по данным за 2009-2010 гг., Краснодарский край находится на 5-м месте среди регионов с максимальным инвестиционным потенциалом и на 6-м - среди регионов с минимальным риском [3].

Краснодарский край в 2009 г. по рейтингу журнала «Форбс» признан «самым привлекательным для инвесторов регионом». Он обладает высоким инвестиционным потенциалом и сохраняет лидерство по объему привлекаемых инвестиций, занимая первое место в ЮФО и шестое - в России. Интерес к Краснодарскому краю растет, а его инвестиционные возможности дают толчок для активного развития бизнеса [1].

По мнению экспертов, в конкурентной борьбе за привлечение инвестиций все чаще побеждают регионы новой формации. Как правило, это относительно некрупные субъекты Федерации, добившиеся реальных успехов в сфере диверсификации экономики за счет развития несырьевых отраслей промышленности и агропрома. Значительный вклад в развитие этих регионов внесла и агропромышленная составляющая. Благоприятная конъюнктура цен на сельскохозяйственное сырье в 2010 г. в значительной мере компенсировала потери от кризиса. Однако списывать все на агроинфляцию несправедливо.

Причина успеха в другом. Низкие социальные риски, спокойная в отношении криминала обстановка в сочетании с эффективным управлением и активной и гибкой позицией региональных администраций в работе с инвесторами создают комфортную для привлечения внешних капиталовложений ситуацию. Хороший инвестиционный климат постепенно конвертируется в рост потенциала [2].

К числу слабых сторон экономики края относят низкую конкурентоспособность продукции, технологий; недостаток ресурсов и развитой инфраструктуры для обеспечения высоких темпов роста экономики; неразвитость рыночных институтов и системы территориального планирования; нерешенность социальных и демографических проблем.

Наиболее инвестиционно привлекательные сферы экономической деятельности в Краснодарском крае - транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительная индустрия, курортно-рекреацион-ный комплекс.

Перспективность инвестирования в сельское хозяйство обусловлена невысокой стоимостью сырья, наличием рабочей силы, высоким плодородием земли. За 2009 г. производство сельскохозяйственной продукции в крае выросло на 11 %. В основе этого - реализация региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков Краснодарского края на 2008-2012 гг. Важный инструмент, который исполь-

зуется в программе - это государственная поддержка частных инвестиций через субсидирование процентной ставки по кредитам.

Другой стратегический резерв Краснодарского края - проведение Олимпиады. На этот проект до 2014 г. будет работать вся страна. Это гарантированные объемы инвестиций (500-600 млрд руб. за 5-6 лет) во все виды инфраструктуры, спортивную базу не только г. Сочи, но и всей Кубани.

Около 70 стран инвестируют свои средства в более чем 800 предприятий Краснодарского края, в их числе такие известные компании, как «Бон-дюэль» (Франция), «Кубань-Кнауф» и «Клаас» (Германия). Это позволяет постоянно расширять собственные производственные мощности.

Механизм реализации инвестиционной политики должен включать: необходимую нормативно-правовую базу; сроки реализации инвестиционной политики; источники и методы финансирования вложений; органы, ответственные за реализацию инвестиционной политики; благоприятные условия для привлечения инвестиций.

В числе органов исполнительной власти Краснодарского края, отвечающих за реализацию его инвестиционной политики - департамент инвестиций и проектного сопровождения, департамент строительства и департамент по финансовому фондовому рынку.

В числе основных задач департамента инвестиций и проектного сопровождения - формирование стратегии привлечения инвестиций, участие в создании единого экономического пространства в крае, работа по позиционированию региона в России и за рубежом.

Создание единого экономического пространства Краснодарского края осуществляется в соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» [2]. Согласно этому документу предполагается формирование единой имиджевой политики края путем продвижения региональных брендов «Кубань», «Сочи», зонтичных брендов «Вина Кубани - гордость России», «Курорты Краснодарского края» и других, информационной поддержки СМИ, проведение в России и за рубежом мероприятий, способствующих созданию привлекательного образа региона.

Создание привлекательного имиджа Кубани в России и за рубежом департамент решает следующим образом: рекламирует край на международных и российских рынках; согласовывает потребности муниципальных образований края и интересы потенциальных инвесторов; содействует увеличению экспортного потенциала, совершенствованию структуры экспорта края, повышению эффективности экспортно-импортных операций организаций края; осуществляет мониторинг деятельности организаций с иностранными инвестициями.

С целью создания благоприятных условий для бизнеса и привлечения инвестиций в Краснодарском крае создана государственная система сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», служба осуществляет работу по согласованию инвестиционных проектов с муниципальными,

краевыми и федеральными органами и техническими службами от момента подачи инвестором декларации о намерении строительства объекта до предоставления ему земельного участка и начала строительства. В настоящее время на контроле у территориальных представителей службы «одного окна» департамента инвестиций и проектного сопровождения находится более 700 краевых и около 2000 муниципальных инвестиционных проектов. Общая сумма предполагаемых инвестиций по краевым проектам превышает 115 млрд. руб.

Основные задачи департамента строительства Краснодарского края: формирование и реализация региональной инвестиционно-строительной политики; осуществление полномочий главного распорядителя средств краевого бюджета, проведение контроля за их исполнением и др. В настоящее время департамент строительства курирует инвестиционные проекты 10 заводов по производству кирпича и керамических изделий, завода по производству нерудных материалов, завода по производству теплоизоляционных материалов, 5 заводов по производству ячеистого бетона, железобетонных изделий и строительных конструкций.

Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края координирует и стимулирует развитие финансового рынка края, участвует в проведении единой государственной политики на рынке ценных бумаг, стимулирует информационную открытость структур финансового рынка и др.

Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края делает акцент на следующих направлениях:

1. Содействие хозяйствующим субъектам в выпуске ценных бумаг и привлечении инвестиций.

2. Развитие рынка коллективного инвестирования.

В крае имеют обращение паи 218 паевых инвестиционных фондов, в том числе 5 региональных. Сумма чистых активов этих ПИФов составляет более 630 млн. руб. Департаментом разработан проект краевой целевой программы «Развитие негосударственного пенсионного обеспечения до 2020 года». Негосударственное пенсионное обеспечение на территории края осуществляют 17 организаций. Количество граждан, передавших накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), превысило 130 тыс. человек. Пенсионные резервы НПФ, собранные на территории края в 2008 г., превысили 350 млн. руб. Выплаты негосударственных пенсий за 2008 г. превысили 72 млн. руб.

3. Развитие биржевой инфраструктуры и активизация использования биржевых инструментов в деятельности организаций.

В 2008 г. 100 % облигационных займов, выпущенных организациями края, размещены на бирже. Департаментом налажены деловые контакты с РТС, ММВБ, Московской фондовой биржей (МФБ), Лондонской фондовой биржей ^Е).

4. Защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

5. Стимулирование информационной прозрачности бизнеса.

Одним из факторов привлекательности региона для инвесторов может выступать их поддержка со стороны региональных органов власти. На территории Краснодарского края в настоящее время объектами государственной поддержки являются: субъекты хозяйственной деятельности, внедряющие системы качества на основе требований международных стандартов, посредством частичного возмещения затрат на их разработку и внедрение, осетроводство, малое предпринимательство, строительный комплекс, личное подсобное хозяйство граждан и др.

В крае действуют следующие формы поддержки инвесторов:

- предоставление инвесторам льгот по налогам, инвестиционного налогового кредита, а также установление для них льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

- передача объектов недвижимости, являющихся государственной собственностью Краснодарского края, в пользование на льготных условиях;

- участие органов государственной власти Краснодарского края в разработке и реализации приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение;

- создание различных видов локальных зон экономического благоприятствования;

- предоставление бюджетных кредитов из краевого бюджета на конкурсной основе для финансирования их проектов;

- выпуск облигационных займов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов;

- субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и др.

Согласно стратегии социально-экономического развития Краснодарского края [4], предполагался следующий объем инвестиций: 2009-2012 гг. -925,15 млрд. руб., 2013-2020 гг. - 2988,88 млрд. руб.

Основной задачей стратегии был трехкратный рост по сравнению с 2004 г. объема внутреннего регионального продукта (ВРП) к 2020 г. (этапы стратегии разрабатывались до наступления финансового кризиса). Сейчас главной целью является обеспечение конкурентных преимуществ экономики края, что возможно за счет развития санаторно-туристического комплекса, расширения транспортной инфраструктуры, привлечения инвестиций в АПК, поддержки малого бизнеса, сокращения сроков оформления документации по реализации инвестиционных проектов, создания благоприятной для привлечения инвестиций экономической и правовой среды.

Впервые за последние годы экономике Краснодарского края, как и России в целом, придется развиваться в условиях снижающихся мировых цен на сырьевые товары. Поэтому должны сработать факторы инновационного развития, условия для которых создавались в последнее время. Это касается организации особых экономических зон, развития частно-государственного

партнерства, реформирования системы образования и здравоохранения, формирования механизмов, способствующих эффективному использованию природных ресурсов, а также создании условий для свободной конкуренции на товарных рынках.

Максимальный вклад в ускоренное развитие экономики должны внести отрасли, обладающие наибольшим инновационным и экспортным потенциалом, импортозамещающие, развивающиеся в рамках кластеров, связанных с АПК. Воплощение в жизнь программы приведет к росту ВВП в 2,4 раза по сравнению с 2007 г.

По мнению К. Юдаевой и Е. Ясина [1], для развития инновационного сектора в России необходимо:

1. Создать эффективную финансовую систему, способную диверсифицировать риски, возникающие в инновационной деятельности.

Действующая финансовая система не успевает вырабатывать адекватные методы управления рисками, тем более в условиях мирового финансового кризиса. Система банковского регулирования отстает от потребностей этого сектора.

2. Создать институты, стимулирующие инновации, с тем, чтобы страна не попала под влияние «ресурсного проклятия». В числе основных функций этих институтов: стимулирование инноваций и инвестиций в новые сферы деятельности и отрасли; решение проблем информационного характера; формирование системы защиты прав собственности; разработка механизмов финансирования рискованных проектов; создание системы подготовки и переподготовки кадров, адекватной потребностям новых сфер деятельности.

3. Усилить конкурентное давление на поставщиков-монополистов.

4. Тщательно изучить механизмы функционирования международных рынков и на их основе разработать свои.

Такой комплексный подход к развитию инновационно-инвестиционной политики является принципиально новым для условий Краснодарского края, и, несмотря на исключительную сложность обсуждаемой на федеральном уровне проблемы, связанной с мировым финансовым кризисом, у региона имеется достаточно ресурсов для ее эффективного решения.

Но реализация инновационно-инвестиционных проектов, государственной политики без грамотных кадровых резервов, координации и направления научных разработок невозможна. Подготовке инноваторов, специалистов, управленцев сегодня уделяется особое внимание на всех уровнях законодательной и исполнительной власти и учреждений образования. В следующем разделе монографии авторы уделяют особое внимание интеллектуальным аспектам реализации инновационной стратегии, а именно качеству подготовки специалистов. От их знаний, опыта, навыков, обеспечивающих эффективное освоение и внедрение современных методов и технологий как важнейшего элемента инновационного развития АПК будет напрямую зависеть эффективность отечественного сельского хозяйства.

Список литературы:

1. Михайлушкин П.В., Полтарыхина Г.Б. Модернизация - основа реализации инновационных процессов в АПК: монография. - Краснодар: Просвещение - Юг, 2012. - 231 с.

2. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика России. -Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. - 349 с.

3. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / В.В. Сидоренко, П.В. Михайлушкин. - Краснодар: Издательство «Мир Кубани», 2011. - 654 с.

4. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В.Цена и ценообразование в АПК: Учебное пособие / Под общей ред. акад. РАСХН И.Т. Трубилина. - Краснодар: Экоинвест, 2005. - 219 с.

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ

© Стриженок О.А.

Пензенский государственный университет, г. Пенза

Статья посвящена вопросу адаптации бережливого производства на предприятиях в Российской Федерации. Проанализированы причины и сдерживающие факторы внедрения бережливого производства на российских предприятиях, а также представлены пути решения основных проблем.

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем является постепенное отмирание или игнорирование института рабочего места, психологического состояния работников и регламентации рабочего времени. Недоучет данного обстоятельства приводит к неудовлетворенностью работой сотрудников, что в последствии сказывается и на репутации самих предприятий, кроме того, при отсутствии должной организации рабочего пространства сотрудник не может эффективно совершать необходимые функции, что в свою очередь отражается и на готовой продукции, и на количестве брака, и на затратах в целом.

Принимая во внимание тенденции, существующие на рынке, а именно необходимость нахождения предприятий в постоянном движении и поиска новых возможностей для его развития стоит обратить внимание на стратегию бережливого производства. Отметим, что бережливое производство способно организовать производство так, что производительность труда в течение года в организации применившей ее вырастает на 20-40 %, кроме этого улучшаются и другие показатели. Поэтому актуальность развития стратегии бережливого производства, несомненно, является современной и насущной в настоящее время.

Бережливое производство - широкая управленческая концепция, направленная на устранение потерь и оптимизацию бизнес-процессов: от эта-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.