10. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 1995. -672с.
11. Хьелл Л. А., Зиглер Д. Дж. Теории личности / Л.А. Хьелл, Д.Дж. Зиглер - СПб, 1997. -С. 13-23.
Маховицкая Татьяна Петровна
старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 159.91
К ВОПРОСУ О КОРРЕЛЯЦИИ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У СТУДЕНТОК С ПОЛЯРНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ
ABOUT THE PSYCHODYNAMIC INDICATORS CORRELATION OF STUDENTS WITH POLAR LEVELS OF INTROVERTEDNESS AND
INTELLECTUAL ACTIVITY
В статье приведены результаты исследований по изучению характеристик психодинамической сферы студенток с полярными уровнями интеллектуальной активности и интровертированности. Генетическая детерминированность направленности личности по вектору «интро-экстравертированность» и её интеллектуальная активность неоднозначным образом сказываются на характеристиках психодинамики.
Ключевые слова: интровертированность, интеллектуальная активность, нейродинамика, психодинамика.
In the article are given the results of researches on studying of psychodynamic sphere characteristics of students with polar levels of intellectual activity and introvertedness. Genetic determinism orientation of the individual of the vector "Intro-extravertebral" and its intellectual activity impact on the characteristics of psychodynamics ambiguously.
Key words: introvertedness, intellectual activity, neurodynamics, psychodynamics.
В настоящее время всё большее значение приобретает изучение проблемы интеллекта, в первую очередь, его психофизиологического аспекта. В теории Р. Кеттела [10, с. 100-104] выделяется два вида интеллекта: кристаллизованный или стабильный, и текучий или оперативный. Оперативный в значительной степени зависит от генетической предрасположенности и характеризует степень продуктивности действий человека в новой, нестандартной ситуации. Вследствие генетической детерминированности этого вида интеллекта продолжаются исследования его психофизиологических коррелятов, а именно: степени интро-экстравертированности, видов активности (психомоторной и
264
интеллектуальной), а также психодинамических параметров (памяти, внимания и оперативного мышления) [7, с.37-39; 8, с. 111-116]. Целью исследований являлось: определить связи между уровнями интровертированности и интеллектуальной активности студенток и их нейропсиходинамическими характеристиками.
Методы и организация исследований. Для достижения этой цели были обследованы 47 студенток Донецкого национального университета и Донецкого педагогического института. С помощью опросника Г. Айзенка [1, с.62-85] определяли уровень интровертированности, а по опроснику В.М. Русалова [11, с. 198-232] - уровень интеллектуальной активности. Использовали методики, позволяющие определить функциональное состояние нервной системы. Определяли латентные периоды простых двигательных реакций на свет (ЛП ЗМР) и реакции различения. Силу процессов возбуждения в слуховой зоне коры ГМ оценивали по соотношению ЛП АМРпор / ЛП АМР40. Генетически заданный индивидуальный темп работы определяли посредством оптимального теппинга за 10 с. О выносливости нервной системы судили по результатам непрерывного теппинга в течение 90 с. Способность к увеличению темпа определяли по разнице между максимальным и оптимальным теппингом. Для определения генетически обусловленного соотношения возбудительных и тормозных процессов использовали методику Е.П. Ильина [4, с.453-499]. Общемозговую лабильность оценивали по показателям КЧСМ (критическая частота слияния мельканий) и КЧРМ (критическая частота различения мельканий). Чувствительность слуховой системы определяли по абсолютным порогам на частоту звука 500 и 1000 Гц. Также использовали методики для определения психодинамических параметров: объёма слуховой и зрительной памяти, устойчивости и способности к переключению внимания, способности к оперативному мышлению. Результаты обрабатывали с помощью программы Microsoft Excel.
Результаты исследований и их обсуждение. Корреляционный анализ данных на общей выборке испытуемых студенток выявил существенные различия между связями нейродинамических и психодинамических свойств у девушек с различным уровнем интровертированности.
У экстравертированных студенток наибольшее количество связей отмечается для объёма внимания; у интровертированных - для устойчивости и переключения внимания, объёма зрительной и слуховой информации (табл.1).
Экстраверты уступают интровертам по объёму (6,3 %) и устойчивости внимания (12,3 %). Зато способность к запоминанию больших объёмов слуховой и зрительной информации у них повышена в среднем на 12,8 %. Эти различия обусловлены особенностями сенсорных и динамических процессов у испытуемых с различной степенью интровертированности [3, с. 101-106; 6, с.233-235]. Направленность, количество и уровень связи также
определяют свойства произвольного внимания и кратковременной памяти (табл. 2).
Таблица 1
Связи показателей нейропсиходинамики у интро- и экстравертированных ___ студенток*___
Показатели 2 3 4 5 6 7
И Э И Э И Э И Э И Э И Э И Э
Внешний
баланс
нервных процессов, -29 - -35 -32 49 - -73 -33 - 28 33 31 35 -45
угл. градус
КЧСМ, Гц - -35 44 33 -40 -33 - - 35 - - - - 32
Теппинг
оптималь-
ный, кол-во - - - - -53 - - 41 -37 - - - - 36
ударов
Теппинг
максималь-
ный, кол-во - 48 - - -41 - - -31 - - -32 28 -32 -
ударов
А оптималь-
ного и
максимального - - 45 - 33 32 - -39 45 27 - 40 - -50
теппинга, %
Снижение
теппинга за 90 с,% 44 42 -31 -29 - - -27 -29 - - - - - 29
Реакция на
движущийся объект, мс 35 - 55 43 65 - -28 -41 45 -35 - - - -
ЛП ЗМР, мс 55 - - - 46 - - - - 28 - - - -
ЛП ЗМ Р^, мс -31 - - 37 - - - 29 - - - - - -
ЛП мс -32 -37 -74 - -28 28 - 28 -56 46 - -28 - 28
ЛП АМ Р,0, мс 40 -44 - - 46 - - 48 - 38 - - - 29
*: 1 - объём слуховой памяти на слова (%) и 2 - на цифры (ед); 3 - объём
образной зрительной памяти, ед; 4 - объём внимания по «Расстановке чисел», %; 5 - устойчивость внимания по корректурной пробе (%) и 6 - по «Перепутанным линиям», с; 7 - переключение внимания по Шульте-Платонову, с. И - интроверты, Э - экстраверты
Таблица 2
Свойства психодинамики у экстра- и интровертированных студенток
Показатели Экстраверты Интроверты А А, %
Объём слуховой «Запоминание 10 87,3±1,44 72,5±1,61 - -
памяти по слов» 13,5 17,9
пробам Джекобса, ед. 6,3±1,13 5,8±0,13 -0,4 -8,1
Зрительная память, % 82,4±1,48 73,2±2,9 -9,6 12,4
Объём внимания по пробе 91,8±1,07 97,3±0,15 5,5 5,9
«Расстановка чисел», %
Устойчивость Ландольта, % 129,7±2,33 138,6±2,31 12,9 9,6
внимания по пробам «Перепутанные линии», с 285,9±7,95 239,5±9,2 41,8 14,2
Также различия психодинамических показателей прослеживаются у студенток с низким и высоким уровнем интеллектуальной активности вследствие отличающихся фонового уровня активации мозга, скорости генерирования возбуждения в анализаторах, неуравновешенности нервных процессов с доминированием одного из них и их подвижности. Интеллектуальная активность - интегральная характеристика личности, объединяющая её интеллектуальную и мотивационную сферы. Её параметрами являются эргичность (работоспособность), темп (скорость и лёгкость выполнения действий) и пластичность (подвижность, способность к быстрому переключению). Эти составляющие активности в совокупности с нейродинамическими свойствами определяют психодинамические параметры: память, внимание и оперативное мышление.
Рассмотрим зависимости между параметрами нейро- и психодинамики у девушек с высокой интеллектуальной активностью. Способность к различению стимулов и оперативное мышление связаны с одним и тем же аппаратом принятия решений, а высокая скорость генерации возбуждения в зрительной зоне коры ГМ способствует быстрому принятию решений при выполнении оперативных задач. Способность к оперативному мышлению и устойчивость внимания характеризуются единичными отрицательными связями с ЛП АМР4о и ЛП ЗМРь2 соответственно.
Общемозговая лабильность и уровень активации слуховой коры определяет объём слуховой памяти. Способность к запоминанию большого числа объектов возрастает параллельно сокращению времени реакции на звук. У активных девушек наблюдается отрицательная корреляция пластичности нервной системы с временем решения оперативных задач [2, с.738-754; 5, с.13-19]. С повышением темпа умственных операций сокращается время реализации пробы. Подобные закономерности наблюдаются и для объёма слуховой памяти. Устойчивость внимания находится в прямой зависимости от активности, а объём зрительной памяти -
в обратной. Для объёма внимания наблюдается положительная связь с общемозговой лабильностью и отрицательная - с уравновешенностью нервных процессов и активацией сенсорных систем (табл. 3, рис. 1).
Таблица 3
Нейродинамические показатели у студенток с низкой (1) и высокой (2)
интеллектуальной активностью
Показатели Группа 1 Группа 2 А А, %
Внешний баланс, ед. -5,5±3,33 7,6±2,7 13,3 225,9
ЛП ЗМР, мс 205,4±2,54 202,6±3,01 -12,5 -5,4
ЛП ЗМР различения, мс 298,6±5,95 258,3±6,99 -24,9 -8,9
ЛП АМР на пороговый звук, мс 239,1±1,54 213,5±1,99 -17,1 -7,1
ЛП АМР на звук 40 дБ, мс 188,9±2,65 169,8±2,49 -11,3 -5,7
Оптимальный теппинг за 10с, ед. 44,1±2,57 35,6±,03 -9,5 -21,0
Максимальный теппинг за 10 с, ед. 62,3±0,28 64,5±0,79 2,5 3,7
A max и opt теппинга, % 36,2±7,28 78,8±7,55 41,8 108,6
Сила возбуждения, ед. 31,8±4,28 51,4±3,62 17,9 53,9
Подвижность нервных процессов, ед. 40,5±3,88 61,8±3,92 18,3 42,9
Таблица 4
Свойства психодинамики у студенток с низкой (1) и высокой (2) _интеллектуальной активностью_
Показатели 1 2 А А, %
Переключение внимания, с 255,2±7,02 213,2±5,52 -32,5 13,9
Объём слуховой памяти на слова, % 69,3±1,93 75,8±3,13 10,2 14,9
Объём зрительной памяти, % 72,8±1,48 85,6±1,9 8,6 12,0
Объём внимания по пробе «Расстановка чисел», % 91,8±1,02 99,3±0,16 8,9 9,9
Устойчивость внимания по пробам Ландольта, % 119,7±5,01 142,8±5,32 24,9 21,0
«Перепутанные линии», с 275,8±4,95 238,3±4,23 -28,8 10,3
Время решения оперативных задач, с 16,2±0,45 12,4±0,65 -2,8 17,2
У студенток с низким уровнем интеллектуальной активности зависимость носит несколько иной характер. Наблюдаются: положительная связь устойчивости внимания с общемозговой лабильностью и отрицательная связь со скоростью генерации возбуждения. Способность к переключению внимания определяется подвижностью и уравновешенностью нервных процессов. В процессе увеличения подвижности и преобладания возбуждения она возрастает [8, с. 268-272]. Объём слуховой памяти прямо
коррелирует с фоновой активностью мозга и выносливостью нервной системы; обратная корреляция наблюдается с общемозговой лабильностью (табл.4, рис.2).
Рис. 1. Корреляция показателей нейро- и психодинамики у студенток с высоким уровнем интеллектуальной активности
Итак, у интеллектуально активных девушек выше устойчивость (16,6%), объём (9,9%) и переключение внимания (14,1%), объём слуховой (15,6%) и зрительной памяти (12, 1%), а также способность к решению оперативных задач (16,8%).
КЧСМ * -061 * Объем зрительной памяти
Устойчивость внимания
Максимальный теппинг * cz -0 53 *
Оптимальный теппинг Устойчивость внимания
Выносливость н/с 4 сс 054 *
Внешний баланс 4-0 55 -^ Оперативное мышление
рдо « сс -0 50 * Переключение внимания
Подвижность н/ процессов < сс -0 67 *
Рис. 2. Корреляция показателей нейро- и психодинамики у студенток с низким уровнем интеллектуальной активности
1. Связи между темпераментальными и психодинамическими свойствами определяются генетически обусловленными характеристиками психического и нейро-сенсорного статуса студенток.
2. Интеллектуальные возможности возрастают с повышением скорости и точности обработки информации, поэтому интровертированным личностям
характерен более высокий уровень интеллектуальной активности, чем экстравертированным.
3. В процессе подготовки будущих педагогов следует учитывать индивидуальные характеристики темперамента и психофизиологического статуса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности / Г.Ю. Айзенк- М.: Воениздат, 1980. - 176 с.
2. Гласко А.В. Модель динамики внимания в процессе восприятия / А.В. Гласко // Журнал ВНД им. И.П. Павлова. - 2008. - Т.58. - № 6. - С.738-754.
3. Длусская И.Г. Индивидуальные особенности неосознаваемых психоадаптивных процессов и адренореактивность при длительном воздействии экстремальных ситуаций / И.Г. Длусская, О.А. Вагина, Ю.А. Бубеев // Физиология человека. - 2009. - Т.35. - №1. -С.101-106.
4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. -701 с.
5. Макаренко Н.В. Кратковременная память у людей с функциональной подвижностью нервных процессов / Н.В. Макаренко, В.И. Вороновская, В.М. Панченко, В.Н. Киенко // Физиология человека. - 1993. - Т.19, №2. - С. 13-19.
6. Романенко В.А. Нейродинамические корреляты слуховой чувствительности у экстраинтровертов / В.А. Романенко, Д.А. Кочура // Вюник ДонНУ. - Серiя природничi науки. -Ч.». - №2. - 2005. - С. 233-235.
7. Романенко В.А. Нейродинамические и личностные характеристики интеллекта / В.А. Романенко, Н.А. Гончарова // Мат. IV Мiжрегiон. наук. конф. «Актуальш питання бюлоги та медицини», Луганськ, Альма-матер, 2006. - С.37-39.
8. Романенко В. А. Особенности физического состояния у тревожных и нетревожных женщин / В.А. Романенко, О.С. Горецкий // Проблеми екологп та охорони природи техногенного региону. - Донецк, ДонНУ, - 2010, №1(10). - С. 268-272.
9. Романенко В. А. Психофизиологические корреляты интеллекта / Романенко В.А., Гончарова Н.В. // Вюник Луганського нац. Ушв-ту iм. Т.Г. Шевченка (Бюлопчш науки), 2006. - №13 (108). - С. 111-116.
10. Романенко В.А. Психофизиологический статус студенток / В.А. Романенко. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2013. - 195 с.
11. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов. - Наука, 1979. - 352с.
Огородник Ирина Степановна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (г. Донецк, ДНР)
Колованов Александр Валерьевич
преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (г. Донецк, ДНР)
Белоусова Виктория Юрьевна
преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (г. Донецк, ДНР)
УДК 159.9:37.015.3
ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ СКЛОННОСТЬ К ПРОЯВЛЕНИЮ РАЗНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ
PECULIARITIES OF CONFIDENCE FOR THEMSELVES OF
STUDENTS WITH ADDICTION FOR MANIFESTATIONS OF DIFERENT FORMS OF AGGRESSION
Данная статья посвящена специфике проявления различных форм агрессивного поведения у студентов в зависимости от уровня доверия к себе в различных аспектах жизнедеятельности. Корреляционный анализ, проведенный на результатах исследования студентов медицинского университета выявил взаимодействия между доверием к себе и проявляемых форм агрессиеи и враждебности в поведении студента.
Ключевые слова: доверие, доверие к себе, агрессия, агрессивное поведение, личностная рефлексия.
The article is devoted to the specificity of aggressively forms of behavior depending on the level of confidence for themselves, witch appeared in different ways of livelihoods. Korrelation analysis based on the results of research upon students of Medical University identified interaction between confidence for themselves and identifies forms of aggresy in student's behavior.
Key words: confidence for themselves, aggression behavior, Insult, personal reflection.