Научная статья на тему 'К вопросу о корректировке принципа презумпции невиновности'

К вопросу о корректировке принципа презумпции невиновности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1030
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ЛИЦО / ИЗОБЛИЧАЕМОЕ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / PRESUMPTION OF INNOCENCE / ACCUSED / SUSPECT / PERSON EXPOSED A CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Химичева Галина Петровна

Презумпция невиновности в уголовном судопроизводстве должна распространять действие не только на обвиняемого и подозреваемого, но и любое иное лицо, изобличаемое в совершении преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the adjustment the principle of the presumption of innocence

The presumption of innocence in criminal proceedings must extend not only to the accused and the suspect, but also any other person, expose a crime.

Текст научной работы на тему «К вопросу о корректировке принципа презумпции невиновности»

УДК 343.13 ББК 67.410.2

К ВОПРОСУ О КОРРЕКТИРОВКЕ ПРИНЦИПА ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ

ГАЛИНА ПЕТРОВНА ХИМИЧЕВА,

профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Московского педагогического государственного университета,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

E-mail: him-galina@mail.ru Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Презумпция невиновности в уголовном судопроизводстве должна распространять действие не только на обвиняемого и подозреваемого, но и любое иное лицо, изобличаемое в совершении преступления.

Ключевые слова: презумпция невиновности, обвиняемый, подозреваемый, лицо, изобличаемое в совершении преступления.

Abstract. The presumption of innocence in criminal proceedings must extend not only to the accused and the suspect, but also any other person, expose a crime.

Keywords: the presumption of innocence, the accused, the suspect, person exposed a crime.

Принципы уголовного судопроизводства не случайно закреплены не только в уголовно-процессуальном законодательстве, но и на конституционном уровне. Конституция Российской Федерации для всех направлений государственной деятельности имеет определяющее значение, поскольку устанавливает основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина, которые не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 16, ст. 64). Незыблемость положений Основного закона не случайна и служит гарантией стабильности правовой системы государства, и даже в случаях объективной необходимости внесения изменений в конституционные предписания к их реализации следует относиться крайне осторожно. Вот почему несмотря на широкомасштабную судебно-правовую реформу, поправки к главе 2 УПК РФ, регламентирующей принципы уголовного судопроизводства, вносятся не с той интенсивностью, как в иные разделы уголовно-процессуального закона.

Для уголовно-процессуального права Конституция Российской Федерации — основной источник, определяющий принципы уголовного судопроизводства, важнейшие уголовно-процессуальные институ-

ты, формирующий основы процессуального положения участников уголовного процесса. В связи с этим наличие пробелов и неточностей в конституционных нормах, несоответствие им предписаний норм уголовно-процессуального законодательства во многом препятствует реализации полномочий и прав участников уголовного процесса, исполнению ими процессуальных обязанностей. Отмеченное обстоятельство имеет значение и для органов и должностных лиц, на которые возложено осуществление уголовно-процессуальной деятельности, и для лиц, участвующих в ней в том или ином процессуальном статусе.

Важнейшим конституционным положением, определяющим правовое положение обвиняемого, подозреваемого в уголовном судопроизводстве, выступает презумпция невиновности. Долгое время этот важнейший принцип не получал признания в уголовном процессе, он не был предусмотрен ни в процессуальном законодательстве, ни в Основном законе. В результате процессуальное положение обвиняемого оказалось ущербным и даже закрепленные права не всегда возможно было использовать должным образом.

Презумпция невиновности на протяжении долгих лет вызывала научные дискуссии как в части ее

места в правовой системе, так и содержания, границ реализации и правовых следствий. В результате в нормативных актах нашли закрепления весьма различные формулировки этого правового положения. В первую очередь это касается определения субъекта, на которого распространяется презумпция невиновности.

Уголовно-процессуальный закон, закрепляя принцип презумпции невиновности, прежде всего, продублировал предписание ст. 49 Конституции Российской Федерации, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 14 УПК РФ). Обратим внимание, что в этих нормах речь идет об обвиняемом. В то же время ч. 2 ст. 14 УПК РФ указывает на отсутствие обязанности не только обвиняемого, но и подозреваемого доказывать свою невиновность, предусмотрев, что «бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения». Таким образом, правило о презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве сформулировано гораздо шире соответствующего конституционного положения и распространяется не только на обвиняемого, но и на подозреваемого.

Процессуальный статусы подозреваемого и обвиняемого (ст. 46, 47 УПК РФ) не идентичны, обладают существенной спецификой; как известно, лицо, поставленное в процессуальное положение подозреваемого, может так и не стать обвиняемым по данному уголовному делу, а потому действие презумпции невиновности в отношении обоих субъектов чрезвычайно важно для уголовного судопроизводства.

Вместе с тем, если исходить из ст. 49 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 УПК РФ, то принцип презумпции невиновности распространяет свое действие исключительно на обвиняемого. Уголовно-процессуальное понятие «обвиняемого» зафиксировано в ч. 1 ст. 47 УПК РФ: это лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, вынесен обвинительный акт или составлено обвинительное постановление. Следовательно, обвиняемым считается участник уголовного процесса, в отношении

которого стороной обвинения собраны доказательства, изобличающие его в совершении преступления, и в процессуальном документе — постановлении — сформулировано обвинение.

Однако справедливо ли, что подозреваемый не включен в сферу действия презумпции невиновности, основного принципа, определяющего правовое положение лица, изобличаемого в совершении преступления?

Кто же такой подозреваемый? Исходя из ч. 1 ст. 46 УПК РФ, это лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, задержанное, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, либо уведомленное о подозрении. Вместе с тем, нельзя забывать, что фактически в уголовном судопроизводстве к категории подозреваемых относится гораздо более широкий круг лиц. Так, ст. 46 УПК РФ не называет к качестве подозреваемого лицо, в отношении которого указанные процессуальные решения не вынесены, но проводятся следственные и иные процессуальные действия по изобличению его в совершении преступления. На практике распространены ситуации, когда следователь часто до последнего момента производства по уголовному делу не ставит лицо в процессуальное положение подозреваемого, обвиняемого, чтобы не допустить противодействия расследованию с его стороны или со стороны его защитника. Лицо фигурирует в качестве свидетеля или вовсе не обладает каким-либо процессуальным статусом, хотя в отношении него фактически осуществляется уголовное преследование. Процессуальный документ, на основании которого лицо приобретает статус обвиняемого и получает возможность использовать соответствующие права, выносится лишь на заключительном этапе расследования, когда все материалы об обстоятельствах совершения преступления собраны, получены доказательства, подтверждающие виновность лица в его совершении.

По этому поводу Конституционным Судом Российской Федерации еще в 2000 г. была сформулирована четкая правовая позиция о том, что «факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться не только актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, но и проведением в отношении

него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения; выявлением фактов и обстоятельств, уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование или свидетельствующих о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации права не давать показаний против себя самого)»1.

Неслучайно поэтому уголовно-процессуальный закон все же защищает лиц, формально не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми, но в отношении которых фактически осуществляется уголовное преследование: ч. 3 ст. 49 УПК РФ допускает защитника к участию в уголовном деле с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатри-ческой экспертизы, а также с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении.

Нужно в связи с этим констатировать, что сформулированное в ч. 1 ст. 46 УПК РФ понятие подозреваемого постепенно «размывается». В настоящее время в уголовном судопроизводстве действуют, помимо подозреваемого, также и иные изобличаемые в совершении преступления участники: «лицо, подозреваемое в совершении преступления», «лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении». Но каков процессуальный статус этих лиц? В уголовно-процессуальном законе о правовом положении «лица, подозреваемого в совершении преступления», и «лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении» четко не говорится, хотя очевидно, что положения т. 46 УПК РФ на них не распространяются. И далее, возникает вопрос: распространяется ли презумпция невиновности на таких лиц?

Полагаем, презумпция невиновности, как конституционное предписание и как принцип уголовного судопроизводства, должно применяться не только в отношении обвиняемого и подозреваемого в рамках понятий, определенных в ст. 46 и 47 УПК

РФ, но и на всякое лицо, невиновность которого ставится под сомнение.

Такая точка зрения достаточно распространена в процессуальной науке. В частности, есть мнение о необходимости включения подозреваемого в конституционную формулу презумпции невиновно-сти2; другие авторы полагают, что презумпция невиновности должна распространяться вообще на всех лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, и ее действие не следует ограничивать конкретными процессуальными фигурами3.

Необходимость формирования общеправового положения о презумпции невиновности вызвана тем, что презумпция невиновности закреплена не только в УПК РФ, но и в ряде других отраслевых нормативных правовых актов. Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 1.5. под названием «Презумпция невиновности» определено следующее: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело». В Налоговом кодексе Российской Федерации также закреплено, что «лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке» (ч. 6 ст. 108). Очевидно, эти предписания не вполне вписываются в существующую редакцию конституционного правила о презумпции невиновности.

В силу общеправового характера Конституции Российской Федерации сфера применения рассматриваемого правового положения не должна ограничиваться лишь уголовным судопроизводством; презумпция невиновности должна действовать в отношении не только обвиняемого или подозреваемого, но и каждого лица, изобличаемого в совершении преступления или иного правонарушения.

Литература

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 47 и части 2 статьи 51 УПК РСФСР в

связи с жалобой гражданина В.И. Маслова // СЗ РФ. 2000. № 27. Ст. 2882.

2. Химичева О.В., Химичева Г.П. О совершенствовании принципов уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 4 (41). С. 625—630.

3. Петрухин И.Л. Презумпция невиновности — конституционный принцип советского уголовного процесса // Сов. государство и право. 1978. № 12.

4. Касумов Ч.С. Презумпция невиновности в советском праве. Баку, 1984.

5. Гуляев А.П. Социально-политический аспект презумпции невиновности // Сов. государство и право. 1988. № 4.

6. Либус И.А. Презумпция невиновности в советском уголовном процессе. Ташкент: Узбекистан, 1981. С. 58.

1 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 27. Ст. 2882.

2 См., напр.: Петрухин И.Л. Презумпция невиновности - конституционный принцип советского уголовного процесса // Советское государство и право. 1978. № 12. С. 18; Касумов Ч.С. Презумпция невиновности в советском праве. Баку, 1984. С. 20.

3 См., напр.: Гуляев А.П. Социально-политический аспект презумпции невиновности // Советское государство и право. 1988. № 4. С. 30; Либус И.А. Презумпция невиновности в советском уголовном процессе. Ташкент: Издательство «Узбекистан», 1981. С. 58.

УДК 343.13 ББК 67.410.2

УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ЛЮДМИЛА МИЛЬТОНОВНА ВОЛОДИНА,

профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор

E-mail: lm.volodina@yandex.ru Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Действующий уголовно-процессуальный закон представляет собой конгломерат разрозненных идей, представленных не всегда продуманными решениями законодателя. Современное состояние уголовного судопроизводства требует разработки концепции уголовно-процессуального закона. Необходимо уточнение назначения уголовного судопроизводства, концептуальное решение вопросов обеспечения прав потерпевшего, изменения статуса прокурора, устранения противоречий в регламентации возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, концепция, уголовная политика, назначение уголовного судопроизводства, принципы.

Abstract. The current criminal procedural law stands as an aggregation of disconnected ideas represented by the decisions of a legislator that are not always circumspect. The current condition of criminal procedure requires the development of the conception of criminal procedural law. It is necessary to specify the assignment of the criminal procedure. The conceptual settlement of the issues of ensuring the rights of a complainant, the change in the status of the prosecutor and removement of the contradictions in regulation of initiation of the criminal case are needed as well.

Keywords: criminal procedure, conception, criminal policy, assignment, principles, prosecutor.

Еще до введения в действие УПК РФ, наряду с позитивной оценкой нового уголовно-процессуального закона, все более нарастала волна крити-

ческих высказываний. Критике подвергался общий подход к определению назначения уголовного судопроизводства и отказ от закрепления его задач,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.