Научная статья на тему 'К вопросу о концепции креатосферы А. В. Бузгалина'

К вопросу о концепции креатосферы А. В. Бузгалина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТОСФЕРА / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / CREATIVE ECONOMICS / CREATOSPHERE / CREATIVE PROCESS / CREATIVE CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лемешонок О.Б.

В статье представлены некоторые фундаментальные и прикладные подходы к исследованию креативной экономики, в т.ч. творчества, творческой деятельности, творческого процесса, креативного класса и др. аспектов креативной экономики. В частности, подробно рассмотрена концепция креатосферы, разработанная А.В. Бузгалиным и А.И. Колгановым. Отдельно рассмотрены подходы, исследующие креативную экономику с точки зрения трудовых отношений, отраслевых аспектов и пространственного размещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the concept of "creatosphere" by A.V. Buzgalin (Russia, Moscow)

The article discusses some fundamental and applied approaches to creative economics, including those of creative activity, creative process, creative class, etc. Special attention is given to approaches that study creative economics from the perspective of labor relations, branch economies, and spatial placement. The author focuses on the concept of “creatosphere” developed by A.V. Buzgalin and A.I. Kolganov

Текст научной работы на тему «К вопросу о концепции креатосферы А. В. Бузгалина»

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ^ Д

Литература

1. Бодрунов С.Д. Формирование стратегии реиндустриализации России. — СПб., 2013. — 680 с.

2. Болдырев И. Онтология ортодоксальной экономической науки: проблемы построения и интерпретации // Вопросы экономики. — 2008. — № 8. — С. 84-88.

3. Бузгалин А. В. Мифы рынка. — М., 1993. — 25 с.

4. Гэлбрейт Дж. Экономическая теория и общества.— М.: Прогресс, 1968. — 353 с.

5. Ениколопов С., Кузнецов Ю., Чудова Н. Агрессия в обыденной жизни. — М.: Политическая энциклопедия, 2014. — 493 с.

6. Литвинов Д.А. К вопросу о методологических подходах к определению предмета экономической теории // Вестн. Воронежского госуд. ун-та. Сер.: экономика и управление. — 2012. — № 1. — С. 23-27.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. Ч. I. — М.: Политиздат, 1968.

8. Пржиленский В. И. Возможна ли техническая наука об обществе? // Философские науки. — 2014. — № 10. — С. 9-19.

9. Розанов В. В. Сумерки просвещения. — М.: Педагогика, 1990. — 624 с.

10. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: в 5 т. Т. 2. — М.: Госполитиздат, 1956. — 823 с.

11. Самуэльсон, П. Экономика. — М.: Прогресс, 1964. — 843 с.

12. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж. -П. Сартр. — М.: «Республика», 2000. — 639 с.

13. Соловьев В. С. Определение добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х т. Т.1. — М.: Мысль, 1988. — 892 с.

14. Социальное измерение экономических процессов / Под ред. Ю. Г. Павленко, И. В. Соболевой. — М.: Книжный дом «ЛИБ-РОКОМ», 2009. — 280 с.

15. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / Под ред. Я.А. Маргуляна. — СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. академии управления и экономики, 2010.

16. Тульчинский Г. Л. Социальные технологии и знание // Философские науки. — 2014. -№ 10 — С. 13-26.

17. Федотова Г. В. Экономика в Российской общественной мысли / Экономические институты современной России. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. — 743 с.

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ КРЕАТОСФЕРЫ А.В. БУЗГАЛИНА*

О.Б. Лемешонок,

аспирант экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

student @list.ru

В статье представлены некоторые фундаментальные и прикладные подходы к исследованию креативной экономики, в т.ч. творчества, творческой деятельности, творческого процесса, креативного класса и др. аспектов креативной экономики. В частности, подробно рассмотрена концепция креатосферы, разработанная А.В. Бузгалиным и А.И. Колгановым. Отдельно рассмотрены подходы, исследующие креативную экономику с точки зрения трудовых отношений, отраслевых аспектов и пространственного размещения.

Ключевые слова: креативная экономика, креатосфера, творческий процесс, творческий кластер.

ББК У9(2)300-640-21,0

Креативная экономика как сфера фундаментальных и прикладных исследований в экономической теории является одним из перспективных научных направлений, которое начало активно развиваться около 15 лет назад1. В настоящее время естественно-социологические науки движутся в сферу междисциплинарных исследований, и креативная экономика — не исключение: она интегрирует методы и факты экономики, социологии, культурологии, философии и др. наук, в связи с чем исследователями соответствующих областей предложены многочисленные модели, теоретические конструкции, методы и способы их практического применения, наиболее фундаментальные и практически значимые из которых будут представлены в данной статье.

Само словосочетание «креативная экономика» отражает творчество не как физиологический, а скорее как экономический и социальный процесс. На наш взгляд, наиболее полные понятия творчества, творческого процесса, креативного класса и креативной экономики с точки зрения социально-экономических преобразований и результатов деятельности представлены в фундаментальной работе А.В. Бузгалина и А.И. Колганова «Глобальный капитал»2. Если во многих других науках хорошо исследовано творчество человека само по себе, то экономика3 занимается описанием и объяснением творчества и социально-экономического развития, поиском связей и противоречий между этими явлениями. Теория творчества представляет собой «диалектическую систему противоречий творчества как деятельности-отношения», а творческая деятельность двой-

ственна: «с одной стороны, это процесс создания нового, дотоле неизвестного феномена культуры», с другой — «общественное отношение, а именно: диалог [многих] субъектов. В этом процессе деятельность и отношение непосредственно совпадают, ибо самое творчество определяется как со-творчество»4.

На основе новых отношений развивается новое качество общественной жизни, которое связано с возрастанием роли творческой деятельности и даже с перспективой ее доминирования. При этом данный процесс будет сопровождаться переходом «от репродуктивного, разделенного труда человека к творческой деятельности-диалогу как “предельной абстракции” в изменении качества общественного развития»5.

В такой системе уровень развития производительных сил будет соответствовать степени доминирования творческой деятельности, которая представляется авторам основным свойством труда в условиях постиндустриальной системы. Причем доминирование творческой деятельности в различных отраслях сферы со-творчества (креатосферы) должно определять пострыночный способ координации. Человек в такой системе неотчужден от средств производства в процессе творчества, а его мотивация и ценности тесно связаны с саморазвитием и самореализацией. Подобные тенденции уже прослеживаются в некоторых развитых странах (например, в странах со скандинавской моделью экономики6).

Теории «творческого класса» и трудовых отношений представлены и в других крупных разработках креативной эконо-

* Данная концепция наиболее полно раскрыта в работе А.В. Бузгалина и А.И. Колганова «Глобальный капитал» (В 2-х тт. М.: ЛЕНАНД,

2015).

6 1

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

мики, в рамках которых исследуются экономические классы, производящие в процессе творческой деятельности экономические ценности и обладающие соответствующими признаками (самоорганизация, интеллектуальная собственность, общность вкусов, выполнение экономических функций)7. Подробную классификацию предлагает Р. Флорида, разделяя всех «креативщиков» на ядро (люди, меняющие общественное мнение) и периферию. Однако здесь, на наш взгляд, имеет место относительность, например, представители превратных секторов (финансовый махинатор) также относятся, согласно указанным признакам, к креативному классу, но нельзя утверждать, что они производят в процессе своей деятельности экономическую ценность для общества и способствуют социально-экономическому росту и развитию.

Эксперты Международной организации труда разрабатывают свои методики оценки креативного класса8. Так, при определении доли креативного класса учитываются работники, занятые преимущественно интеллектуальным трудом и имеющие высшее образование в отраслях информационных технологий, естественных наук, сферы услуг, развлечений и т.д.

Исследование отраслей креативной экономики, помимо работы «Глобальный капитал», присутствует и в более прикладном варианте, а именно с точки зрения «степени креативности» тех или иных отраслей, то есть тех, в которых главную роль играет факт защиты интеллектуальной собственности. Впервые список креативных индустрий в 1998 г. был составлен Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании9, в котором было 13 отраслей. Позже они были дополнены и на данный момент в исследованиях рассматривается и большее количество отраслей, так или иначе связанных с интеллектуальной собственностью10.

ЮНКТАД разрабатывает систему оценки творческой составляющей регионов и стран — объемы экспорта и импорта товаров соответствующих отраслей, оценивая таким способом включенность той или иной страны в мировую креативную экономику11. Однако здесь следует иметь ввиду, что данные для системы показателей не всегда корректны. Это связано, на наш взгляд, с тем, что по многим странам они могут быть не точны, методики обработки данных по разным странам отличаются, качество и объем данных могут быть недостаточны для полноценного анализа и расчета показателей. В связи с этим представленные в базе данных ЮНКТАД показатели необходимо оценивать критически. Так, многие западные авторы на основе статистических данных анализируют долю отраслей креативной экономики в мировой экономике и в экономике США. При этом они «некритически смешивают превратный сектор и ростки креатосферы, при этом теряя ряд важнейших отраслей последней и занижая размеры первого»12.

Несмотря на проблемы с расчетом показателей и анализом данных, в креативной экономике прослеживаются очевидные тенденции, связанные с ростом различных ее сфер, включающих творческие компоненты (рост доли развивающихся стран в мировом обороте товаров креативных отраслей, резкий рост креативных услуг по сравнению с товарами, рост занятости в европейской креативной экономике и т.д.).

Большой пласт исследований креативной экономики связан с преобразованием пространства социально-экономической деятельности человека. Например, такие недавно вошедшие в оборот термины, как «креативный город», «креативный кластер», «креативная столица», «креативная экология» и т.д. отражают данную сторону исследования креативной экономики. В рамках модели креативных городов, например, выдвигаются предположения о том, что главный ресурс городов — живущие в них люди и их способность к творческому преобразованию вокруг себя определяет потенциал позитивной трансформации городов13. Кроме того, поскольку города не формируются

на пустом месте, творчески ориентированное преобразование городов должно учитывать и надлежащим образом использовать все элементы ландшафта города, которые представляют собой определенный пласт культуры, истории, социально-экономического этапа развития. Это позволяет коренным образом пересмотреть отношение к активам города.

В дополнение к теоретическому исследованию пространственной креативности, в настоящее время активно разрабатываются методики, позволяющие измерить креативность регионов, стран, городов, населенных пунктов и др.14 Однако любой из индексов вызывает много споров, так как соответствующие данные не всегда репрезентативны и достаточны. Так, индекс креативности регионов (разработанный Р. Флоридой) подвергается нападкам из-за включения в расчет степени толерантности к социальным аутсайдерам (иммигранты, представители субкультур, ЛГБТ-сообщества, лица с ограниченными возможностями и патологиями и др.). Кроме того, сама креативность, эффект «креативной экономики» далеко не всегда можно оценить через показатели развития экономики, основанной на знаниях, поскольку между последней и творчеством находятся соотношения социальных структур, взаимодействия креативного класса и обладателей средств производства, которые далеко не всегда представлены самими творцами: “средствами производства” в креатосфере являются всеобщие культурные ценности (дело за «пустяком»: снять частную собственность на них и сделать их общедоступными не только по существу, но и по [социальной] форме)»15.

Несмотря на проблемы оценки качественных признаков и явлений, процесс разработки и совершенствования индексов и показателей креативности продолжается.

Одиним из способов преобразования территорий в «креативное пространство» предлагается включение в креативную экономическую деятельность использованных мощностей, зданий, людей, которые остаются после закрытия и перенесения крупных и не очень производств. Это реализуется в том числе через формирование на таких территориях творческих кластеров (активно развиваемых в рамках программ креативных городов ЮНЕСКО), которые представляют собой сообщество предпринимателей, занимающихся творчески-ориентированной деятельностью в ограниченном пространстве16. Данный подход можно использовать для преобразования любых социально-экономических систем, в которых стоят проблемы модернизации, социально-экономической напряженности, экологической угрозы и т.д. (то есть фактически для всех экономических систем — развитых и развивающихся). А эти проблемы остро стоят в том числе и в российских городах и регионах.

Таким образом, развиваемые в рамках креативной экономики концепции могут стать двигателем прогресса и просто любых позитивных технологических и вместе с тем социальноэкономических изменений регионов, стран и населенных пунктов: возрождение забытых ремесел и технологий, сохранение культурной идентичности (в противовес универсализации и глобализации социально-экономических процессов), формирование новых уникальных отраслей и структур, решение проблем занятости различных групп населения и удаленных населенных пунктов, повышение трудовой мобильности и т.д. Однако все это требует пересмотра отношения к творческому процессу и результатов деятельности экономических субъектов, функционирующих на его основе, что предполагает, прежде всего, изменения институциональной среды, форм собственности, стимулов, стабильных инвестиций и государственной поддержки, обеспечения преемственности и постоянства развития креативных отраслей. Только тогда креативная экономика приобретет черты социального процесса, положительно влияющего на социально-экономический рост и развитие.

Литература

1. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. В 2-х тт. — М.: ЛЕНАНД, 2015.

2. Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Классика-ХХ1, 2011.

3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. — М.: Классика-ХХ1, 2005. 62

62

__________________________________________________________________________ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ^ Д

4. Creative Industries Mapping Documents 1998 / Department for Culture, Media & Sport. Режим доступа: https://www.gov.uk/ government/publications/creative-industries-mapping-documents-1998.

5. Creativity and Prosperity: The Global Creativity Index // Martin Prosperity Institute, 2011.

6. How to Make a Living in the Creative Industries / WIPO. Режим доступа: http://www.wipo.int/copyright/en/creative_industries/.

7. Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001.

8. Mapping the Creative industries: a toolkit // British Council 2010; UNCTADStat: Creative Industries Режим доступа: http://unctadstat. unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx?sRF_ActivePath=P,10&sRF_Expanded=,P,10.

9. The Creative Economy // Business Week, The 21st Century Corporation. August 28, 2000 (special double issue). Режим доступа: http://www.businessweek.com/2000/00_35/b3696002.htm.

10. UNCTADStat. Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx.

11. http://creativeclusters.com/

1 Термин «креативная» впервые был использован в 2000 г. в журнале Business Week (The Creative Economy // Business Week, The 21st Century Corporation. August 28, 2000 (special double issue). Режим доступа: http://www.businessweek.com/2000/00_35/b3696002.htm), а годом позже вышла работа Дж.Хокинса с одноименным названием (См.: Howkins J. The Creative Economy. NY.: The penguin press, 2001).

2 См. подр.: Бузгалин А.В., Колганов А.И. Указ. соч.

3 Здесь имеется в виду экономическая наука в широком смысле, а не только западный economics.

4 Бузгалин А.В., Колганов А.И. Указ. соч. Т. 1. Методология: По ту сторону позитивизма, постмодернизма и экономического империализма (Маркс re-loaded). С. 100-101.

5 Там же. С. 99.

6 См. подр.: Бузгалин А.В., Колганов А.И. Указ. соч. Т. 1. Методология: По ту сторону позитивизма, постмодернизма и экономического империализма (Маркс re-loaded). С. 41, 429; Бузгалин А.В., Колганов А.И. Указ. соч. Т. 2. Теория. Глобальная гегемония капитала и ее пределы («Капитал» re-loaded). С. 404-405, 787.

7 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2005.

8 Creativity and Prosperity: The Global Creativity Index // Martin Prosperity Institute, 2011.

9 Creative Industries Mapping Documents 1998 / Department for Culture, Media & Sport; режим доступа: https://www.gov.uk/government/ publications/creative-industries-mapping-documents-1998.

10 См., напр.: How to Make a Living in the Creative Industries / WIPO, режим доступа: http://www.wipo.int/copyright/en/creative_industries/; Mapping the Creative industries: a toolkit // British Council 2010; UNCTADStat: Creative Industries, режим доступа: http://unctadstat.unctad. org/ReportFolders/reportFolders.aspx?sRF_ActivePath=P,10&sRF_Expanded=,P,10.

11 UNCTADStat, режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/ReportFolders/reportFolders.aspx.

12 Бузгалин А.В., Колганов А.И. Указ. соч. Т. 2. Теория. Глобальная гегемония капитала и ее пределы («Капитал» re-loaded). С. 113.

13 Лэндри Ч. Креативный город. — М.: Классика-XXI, 2011.

14 Флорида Р. Указ. соч.; Лэндри Ч. Указ. соч.

15 Бузгалин А.В., Колганов А.И. Указ. соч. Т. 1. Методология: По ту сторону позитивизма, постмодернизма и экономического империализма (Маркс re-loaded). С. 467.

16 См. http://creativeclusters.com/

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.