ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
взаимодеиствии со средой изменять свою структуру, сохраняя в то же время целостность, а также выбирать одну из возможных линий поведения»20. Система местного самоуправления осуществляется в рамках правовых норм. И это не свидетельствует о неполноценности самоорганизации, поскольку право это динамическая, саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система»21.
Система местного самоуправления не сможет самостоятельно отрегулироваться, если внутри нее не будет устойчивости — т.е. способности возвращаться к исходному состоянию после прекращения воздействия, которое вывело ее из этого состояния. Устойчивость проявляется в виде способности приспосабливаться к изменяющимся условиям, и в этом случае очень важно установить все связующие элементы системы принципы, т.е. общие правила, по которым действуют все элементы системы, но не как автономные образования, а как единый организм. Устойчивость достигается в результате многократного взаимодействия элементов в рамках системы по единым принципам. Только в совокупности всех этих аспектов система местного самоуправления сможет выполнить свое предназначение и обеспечить устойчивость жизнедеятельности населения муниципальных образований.
1 Берталанфи Л. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. Ежегодник. — М.,1973. — С. 29.
2 Агошкова Е.Е., Ахлибининский Б.В. // Вопросы философии. — М. 1998. — №7. — С. 170-179.
3 Холл А.Д., Фейджин Р.И. Определение системы // Исследования по общей теории систем. — М., 1969. — С. 252-282.
4 Топоров В.Н. Семантика и структура. — М., 1983.
5 Бир С. Кибернетика и управление производством. — М., 1965.
6 Месарович М. Теория иерархических многоуровневых систем. — М., 1973., — С. 125-140.
7 Волкова В.Н., Денисов А.Л. Основы теории систем и системного анализа. — СПб. 1997.
8 Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. — М., 2007. — С. 42
9 Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. — М., 1994. — С. 40.
10 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. — М., 2002. — С. 48.
11 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. — М., 2010. — С. 141.
12 Там же С. 133-134
13 Российская газета. — 2003, 8 октября.
14 См. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указанная работа. С. 133-134.
15 Россиская газета. — 2007, 7 июля.
16 Замотаев А.А. Государственная власть и местное самоуправление в России // Проблемно-тематический сборник). — М., 1998. — С. 65.
17 Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М., 1980. — С. 65.
18 Юдин Б.Г. Проблемы методологии системного исследования. — М., 1970. — С. 360-361.
19 Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994. — С. 182.
20 Юдин Б.Г. Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем. В кн.: Проблемы методологии системного исследования. — М., 1970. — С. 360 — 361.
21 Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994. — С. 182.
К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЯХ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
Е.А. Каштанова,
старший преподаватель кафедры юридических дисциплин Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников ФСИН России, майор внутренней службы Научная специальность: 12.00.02 -Конституционное право; муниципальное право E-mail: denpasar83@mail.ru Научный руководитель: Ю.Е. Аврутин, доктор юридических наук, профессор Рецензент: И.А. Баранникова, кандидат юридических наук
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы конституционного права ^^
Аннотация. Приводится сущностная характеристика понятия «конституционные ценности», особенности их юридического закрепления в преамбуле Конституции России, а также в конституционных нормах, посвященных правам и свободам человека и гражданина.
Ключевые слова: конституционные ценности, права человека, преамбула Конституции России.
TO A QUESTION ON THE CONSTITUTIONAL VALUES AS AXIOLOGY AND A LEGAL CATEGORY
E.A. Kashtanova,
the trainee of chair of a constitutional law of Saint-Petersburg state university of economy and the finance
Annotation. The article, based on the provisions of this scientific direction of the constitutional axiology as containedessential characteristic of the concept of «constitutional values», especially their legal confirmation in the preamble to the Constitution of Russia, as well as the constitutional provisions on the rights and freedoms of man and citizen.
Keywords: constitutional values, human rights, the preamble of the Constitution of Russia.
Отличительная черта юридических исследований последнего времени — рассмотрение широкого круга вопросов, охватываемых правовой аксиологией - учением о ценностях, которые обеспечиваются правом (ценности права) и о ценностях самого права (правовые ценности). Методологический потенциал ценностного подхода особенно важен для конституционно-правовых исследований. Дело в том, что предмет конституционного права ограничен двумя основными сферами общественных отношений: между человеком и государством (охрана и защита прав и свобод человека); по устройству государства и государственной власти (властеотношения)1. Эти отношения рассматриваются при этом не в теоретико-правовом, а в конституционно-правовом измерении, т.е. с точки зрения отражения этих понятий как в фундаментальных юридико-доктринальных категориях теории конституционного права («федерализм», «парламентаризм», «конституционализм», «форма государства» и т.д.), так и в нормах конституции как ведущего онтологического и аксиологического фактора формирования всей системы национального позитивного права, общеправового целеполагания и закрепления базовых для всех отраслей права ценностей2.
В силу этого именно права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации, охраны и защиты вступают для конституционно-правового исследования центральными, «сквозными». При этом конституционно-правовое исследование должно не конкурировать с отраслевым, детализированным рассмотрением соответствующего права и методов его защиты (например, уголовно-правовая защита прав и свобод, экологические права человека и механизм их защиты), а задавать им ценностно-ориен-тирующий и нормативный вектор конституционно-
го понимания этого права. Суть этого понимания, в силу положений, закрепленных в ст.2, 6, 17, 18 и 19 Конституции Российской Федерации, заключается в признании прав и свобод человека и гражданина высшей конституционной ценностью, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления.
Анализ ряда работ, в которых развиваются идеи конституционной аксиологии как самостоятельного научного направления3 или предметной области конституционно-правовых исследований4, позволяет констатировать ряд принципиальных моментов.
Во-первых, формирование конституционных ценностей неразрывно связано с процессом юриди-зации ценностей социальных, и в этом смысле все конституционные ценности, в том числе и права человека и гражданина, являются правовыми феноменами, закрепленными и в правовых предписаниях самой конституции, и в правовых предписаниях законодательных и подзаконных актов.
Во-вторых, констатация в ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей ценности человека, его прав и свобод не должна безоговорочно восприниматься как юридическое основание выстраивания некое иерархии конституционных ценностей, в которых конституционная ценность, например, гражданского мира и согласия или государственного суверенитета, федерализма или местного самоуправления занимает подчиненное по отношению к правам и свободам положение. С юридической точки зрения все конституционные ценности равнозначны. Более того, констатируя, что «конституционные ценности образуют системное единство и находятся в определенном иерархическом соподчи-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
нении», В.Д. Зорькин подчеркивает: «Важнейшей задачей при реализации Конституции является поддержание баланса и соразмерности конституционно защищаемых ценностей, целей и интересов. При этом недопустимы подмена одной ценности другой или ее умаление за счет другой ценности»5.
Представляется, что в противоречивой, на первый взгляд, позиции В.Д. Зорькина на самом деле противоречий нет, поскольку, фактически речь идет об аксиологической, а не юридической иерархии конституционных ценностей. Закрепление в конституции высшей ценности человека — аксиологическая констатация, акцентуация того, что человек — это абсолютная социальная ценность, самоценность, и вне человека сама постановка вопроса о ценностях вообще и конституционных ценностях в частности лишается смысла.
«Системный анализ конституционных положений, - отмечает Е.Г. Васильева, - заставляет несколько усомниться в категоричности утверждения о том, что на вершине пирамиды конституционных ценностей находится человек, его права и свобо-ды»6. И эта позиция находит подтверждение в предписаниях ч. 2 ст. 16, ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, суть которых может быть истолкована в том смысле, что при противопоставлении личных и публичных конституционных ценностей предпочтение остается за последними, и, как верно отмечает Е. В. Ереклинцева, «...это обусловливает ценностную пирамиду не с частноличными, а с общественно-публичными приоритетами»7.
По сути, об этом же пишет и В.Е. Чиркин, обращая внимание на коллизию между абстрактно-философским и правовым подходами к понятию конкретных ценностей (например, между провозглашением неотчуждаемых прав человека в философии права и возможностью их отчуждения, предусмотренной конкретными законами разных государств). «В конституционном праве конкретных государств, - пишет ученый, - оказалось невозможным, провозглашая ценности, не сопровождать их определенными условиями. ... Жизнь, свобода, собственность -«священные, неотчуждаемые» ценности, но, оказывается, в соответствии с правовыми нормами их можно изъять у человека. Подобная коллизия была мало заметна два-три века назад, когда велась борьба против королевского абсолютизма, за власть народа, а многие стороны общественных отношений не регулировались детально законодательством. Теперь ситуация иная, и несостыкованность общего принципа и конкретных правовых норм становится заметной»8.
Изложенное служит дополнительной аргументацией нашего вывода о том, что конституционные ценности своей первоосновой имеют социальные
ценности, понимаемые нами как воплощение взаимосвязанных отношений личности, общества, государства, обеспечивающих человечность этих отношений, воплощающих, как пишет один из крупнейших российских философов Н.И. Лапин, общественные идеалы9. Конституция России форматирует эти исторически сложившиеся идеалы в конституционные ценности, имеющие нормативное значение.
Связь общественных идеалов, социальных ценностей с ценностями конституционными особенно заметна в преамбуле Основного закона. «Здесь, — пишет В.И. Крусс, - утверждены ценности, без композиционно-целостного восприятия которых нельзя уяснить содержание и ценностное значение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, иных жизненных благ и возможностей, упомянутых в Конституции»10. О доминирующем положении во всей иерархии общественных ценностей конституционных ценностей, закрепленных в преамбуле Конституции России, пишет и Б.С. Эбзеев11
Группируя эти ценности, можно, как отмечает О.Г. Румянцев, выделить нравственные ценности (стремление к счастью, вера в добро и справедливость; почитание памяти предков); ценности социального мира (утверждение гражданского мира и согласия; осознание себя частью мирового сообщества); ценности демократии и государственности (возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости ее демократической основы; сохранение исторически сложившегося государственного единства); ценности патриотизма (ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; любовь к Отечеству); ценности благополучия (утверждая достойную жизнь)12.
В целом преамбула российской конституции, в силу присущих преамбулам нормативных правовых актов свойств выступать средством интеграции
13
всех иных его элементов13, создает нормативную основу форматирования (перевода) социальных ценностей в юридические конструкции конституционного текста, воспроизводящего ценности конституционализма, «способного охватывать своим содержанием как собственно правовые явления, так и неюридические (в том числе предпостюриди-ческие), равно как и «метаюридические» феномены социального, экономического, политического, культурного характера в той мере, в какой они выступают социокультурной предпосылкой формирования конституционализма и одновременно — средой его существования и развития, влияют на его конкретно-историческое содержание»14.
Как представляется, категория «конституцион-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
ные ценности» неразрывно связана с категорией «конституционализм». И если Конституция «выступает как, своего рода, нормативно-правовое ядро конституционализма»15, то конституционные ценности выступают как юридическое воплощение формируемого в рамках конституционализма аксиологического, телеологического, праксиологического видения действительности. Такая трактовка конституционных ценностей имеет под собой веские теоретические основания, вытекающие, в частности, из определения М. Вебером. категории «ценности». «Ценности, - писал он, - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм»16.
Изложенное позволяет сформулировать два обобщающих вывода, касающихся понимания конституционных ценностей и их иерархии.
I. Конституционные ценности - это сложная конституционно-доктринальная, юридико-логи-ческая и нормативная конструкция, возникающая как результат реализации аксиологической функции конституции17, в процессе которой происходит своеобразный отбор устойчивых социальных ценностей-идеалов с их последующим закреплением в виде конституционных провозглашений: норм-принципов, норм-целей, норм-задач.
«Набор» этих норм и, соответственно, закрепляемых с их помощью конституционных ценностей отражает процесс интеграции сложившихся в российской культурной традиции представлений о свободе, справедливости, равенстве с современными ценностями общедемократической конституционно-правовой культуры18. Одним из наиболее активных и авторитетных субъектов этой интеграции выступает Конституционный Суд Российской Федерации, в правовых позициях и итоговых решениях которого содержится конкретизация и толкование того, какие явления, процессы и цели социальной практики следует рассматривать как «конституционные ценности», «конституционно значимые ценности», «конституционно защищаемые ценности», «конституционно охраняемые ценности», «базовые конституционные ценности», а также то, какие формы, методы и средства осуществления публичной политической власти этим ценностям противоречат19.
II. Конституционные ценности в их юридическом закреплении в конституционном тексте равнозначны и не образуют иерархии. Исключение составляют конституционные ценности, закрепленные в преамбуле Конституции России. Выступая средством интеграции всех иных элементов конституционного текста и обладая нормативным характером, закрепленные в преамбуле ценности создают легальную и легитимную нормативную
основу форматирования (перевода) социальных ценностей в юридические конструкции конституционного текста, воспроизводящего ценности конституционализма.
Закрепление в конституции высшей ценности человека — аксиологическая констатация того, что человек - это абсолютная социальная ценность, самоценность, и вне человека сама постановка вопроса о ценностях вообще и конституционных ценностях в частности лишается смысла. Аналогичный подход определяет определенную субординацию прав и свобод человека и гражданина, отраженную в расположении правовых норм гл. 2 Конституции России, начинающихся с признания права каждого на жизнь (ч.1 ст.20) и недопустимости умаления достоинства личности (ч.1 ст.21), как категорий, имеющих фундаментальное биологическое и социальное значение для существования человека.
1 См.: Беглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006. — С. 5.
2 См.: Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. — 1998. — №1. — С. 18.
3 См.:, например: Снежко О. Правовая природа конституционных ценностей современной России // Кон-ституционное право: восточноевропейское обозрение. — 2005. — №2. — С. 13—18; Бондарь Н.С. Консти-туционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда Рос-сии) //Журнал конституционного правосудия. — 2009. — №6. — С. 1—11; Курс В.И. Конституционная ак-сиология в Российской Федерации: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное пра-во. — 2007. — №2. — С. 7—14.
4 См.. например: Юнусов А.А., Юнусов Э.А. Права человека как явление цивилизации и общечеловеческая ценность // Юридическое образование и наука. — 2006. — №3. — С. 31—40; Ере-клинцева Е.В. Критерии и проблемы определения суверенитета и демократии как конституционных ценностей современной России // «Проблемы права. Международный правовой журнал». — Челябинск. — 2010. — №2. С. 51—61; Колоцей И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. — СПб., 2010.
5 Зорькин В.Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федера-ции и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. — М.: Норма, 2008. — С. 24.
6 Васильева Е.Г. Проблема ценностей в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Кон-ституционно-правовые проблемы уголовного права и процесса: Сб. материалов международной научной конференции. Санкт-Петербург, 30-31 октября 2009 г. / сост. К.Б. Калиновский. — СПб.: Сев.-Зап. филиал Росс. академии правосудия, 2010 — С. 66.
7 Ереклинцева Е.В. Критерии и проблемы определения суверенитета и демократии как конституционных ценностей современной России . С. 55.
8 Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности, философия права и позитивное право // Право и политика. — 2000. — №8. — С. 4-13.
9 Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Со-цис. — 1996. — №5. — С. 3.
10 Крусс В.И. Конституционная аксиология в Российской Феде-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
рации: актуальность и перспективы ... С. 8.
11 См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Моно-графия. — М.: Юрид. лит.. 2005. — С. 122.
12 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. — М., 1994. — С. 39-41.
13 См.: Летува Л.К. Преамбула нормативного правового акта (проблемы теории и практики): Автореф. дисс. .канд. Рид. наук. — Нижний Новгород, 2011. — С. 7.
14 Бондарь Н.С. Философия российского конституционализма: в контексте теории и практики конститу-ционного правосудия // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и кон-ституционной экономики / Пред. Миронов В.В., Солонин Ю.Н. Издание Московско-Петербургского философского клуба. — М.: Летний сад, 2010 — С. 46-47
15 Там же.
16 Цит. по: Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. — 1996. — №5. — С. 5.
17 Подробнее см.: Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской
Федерации как форма выражения соци-альных ценностей //Конституционное и муниципальное право. — 2009. — №5. — С. 2-5.
18 См.: Бондарь Власть и свобода на всех Конституционного правосудия: защита права человека Конституционным Судом Российской Федерации. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. — С. 13.
19 См., например: «Постановление Конституционного суда РФ от 12 мая 2011 г. №7-П ''По делу о про-верке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Феде-рации в связи с жалобой гражданина В.В. Костенко''» // СЗ РФ 2011. №22. Ст. 3237; «Постановление Кон-ституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. №12-П ''По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации ''О статусе судей в Российской Федерации'' и части первой статьи 9 Федерального закона'' Об оперативно-розыскной деятельности'' в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова''» // СЗ РФ. 2011. №26. Ст. 3858.
ПРОБЛЕМА ПРАВА НА ЖИЗНЬ КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Т.В. Клыга,
адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 -Конституционное право; муниципальное право
Аннотация. Проблема права на жизнь до рождения ребенка рассматривается учеными не только Российской Федерации, но и во всем мире. Чтобы понять всю сложность данной проблемы, нужно рассматривать момент начала жизни комплексно: с точки зрения юриспруденции, медицины, веры, этики и даже философии.
Ключевые слова: право на жизнь нерожденного ребенка, права и свободы человека, момент начала жизни, аборт, человеческий эмбрион, беременность.
PROBLEM OF THE RIGHT TO LIFE AS THE LEGAL FACT IN THE THEORY AND PRACTICE
T.V. Klyga,
Associate of Moscow State University Russian Interior Ministry,
Scientific specialty: 12.00.02 -constitutional law, municipal law
Annotation. The problem of the right to life till a birth of the child is considered by scientists not only the Russian Federation, but also all over the world. To understand all complexity of the given problem, it is necessary to consider the moment of the beginning of life in a complex: from the point of view of jurisprudence, medicine, belief, ethics and even philosophy.
Keywords: The right to life of not born child, the right and freedom of the person, the moment of the beginning of life, abortion, human embryo, pregnancy.