Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОПРАВКИ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / УСТАВ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малиненко Эльвира Владимировна, Тягун Юлия Петровна

Статья посвящена актуальной проблеме исследования конституционной основы системы здравоохранения в Российской Федерации. Особое внимание уделено поправкам, внесенным в федеральную Конституцию. Система здравоохранения в Российской Федерации является значимой проблемой государства, общества и населения. В приоритете Российской Федерации - забота о человеке, социальная защищенность здоровья. Предлагаются новые подходы улучшения системы здравоохранения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE HEALTHCARE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the topical problem of studying the constitutional basis of the health care system in the Russian Federation. Particular attention is paid to the amendments to the federal Constitution. The healthcare system in the Russian Federation is a significant problem for the state, society and population. The priority of the Russian Federation is taking care of people, social security of health. New approaches to improving the health care system in the Russian Federation are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_7_79 УДК 342.4

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

TO THE QUESTION OF THE CONSTITUTIONAL BASIS OF THE HEALTHCARE SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

МАЛИНЕНКО Эльвира Владимировна,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Южно-Российского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 344082, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, улица Пушкинская, 70. E-mail: malinenko-ev@ranepa.ru;

ТЯГУН Юлия Петровна,

магистрант Южно-Российского института управления - филиала

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 344082, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, улица Пушкинская, 70. E-mail: tjuli@bk.ru;

MALINENKO Elvira Vladimirovna,

Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the South Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 70 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344082, Russian Federation. E-mail: malinenko-ev@ranepa.ru;

TYAGUN Yulia Petrovna,

Master's student of the South Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. 70 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344082, Russian Federation. E-mail: tjuli@bk.ru

Краткая аннотация: статья посвящена актуальной проблеме исследования конституционной основы системы здравоохранения в Российской Федерации. Особое внимание уделено поправкам, внесенным в федеральную Конституцию. Система здравоохранения в Российской Федерации является значимой проблемой государства, общества и населения. В приоритете Российской Федерации - забота о человеке, социальная защищенность здоровья. Предлагаются новые подходы улучшения системы здравоохранения в Российской Федерации.

Abstract: the article is devoted to the topical problem of studying the constitutional basis of the health care system in the Russian Federation. Particular attention is paid to the amendments to the federal Constitution. The healthcare system in the Russian Federation is a significant problem for the state, society and population. The priority of the Russian Federation is taking care of people, social security of health. New approaches to improving the health care system in the Russian Federation are proposed.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, поправки, здравоохранение, субъект Российской Федерации, законодательство, конституция, устав, охрана здоровья

Keywords: Constitution of the Russian Federation, amendments, healthcare, constituent entity of the Russian Federation, legislation, constitution, charter, health protection

Дата направления статьи в редакцию: 12.06.2021

Дата публикации статьи: 30.07.2021

Конституция Российской Федерации является основополагающим актом в области здравоохранения.

Предложенные Президентом Российской Федерации и одобренные населением поправки в Конституцию Российской Федерации способствуют укреплению власти, улучшению правового положения человека и гражданина, реализации прав, свобод и обязанностей в области охраны здоровья и медицинской помощи, совершенствованию функционирования и укрепления механизма государственного управления в области здравоохранения.

Следует признать, что внесенные поправки способствуют и являются крайне важными для построения конституционной системы здравоохранения в Российской Федерации в социальном государстве и гражданском обществе.

Они создают базис для укрепления стабильности здравоохранения в гражданском обществе.

Проблема конституционных основ системы здравоохранения в Российской Федерации является значимой проблемой государства, общества и населения.

В приоритете Российской Федерации - забота о человеке, социальная защищенность здоровья[1], [2], [3].

Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов предполагает координацию вопросов здравоохранения.

Национальная Конституция указывает на совместную роль федеральных и региональных органов государственной власти в решении данного вопроса.

Проблемы обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, социальной защиты, включая социальное обеспечение, нашли свое отражение в ст.72 федеральной Конституции. Однако не во всех конституциях и уставах, данная проблема решена. Например, в ст.12 «Социальная политика» Конституции Республики Тыва указано о развитии системы здравоохранения,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 7(199)

но конкретные формы не определены. В ст.34 Конституции Республики Тыва «Право на охрану здоровья» определены права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, но, тем не менее, нет взаимной обязанности органов публичной власти. Ч.1 ст.47 Устава Краснодарского края определяет в совместном ведении Федерации и субъекта координацию вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи. Ч.1 ст. 40 Устава Краснодарского края указывает на наличие полномочий Администрации края в части единой государственной политики в области здравоохранения. Однако конкретные подходы к реализации полномочий не указаны.

Обязанность обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи должна быть реализована во всех субъектах Российской Федерации.

Представляется, что данную проблему можно решить только на основе взаимодействия всех общественных институтов. Нынешнее состояние гражданского общества потребовало изменения системы единых правовых основ системы здравоохранения [4]. Проблематика системы здравоохранения в Российской Федерации отражена в трудах В.А. Артымука, А.Н.Глущенко, А.В. Панова, М.А. Миселевой, В.В.Антропова и других ученых.

В.В. Артымук рассматривает здравоохранение как систему мер различного характера, как политического, экономического, правового, социального[5].Представляется, что данное понятие рассмотрено ученым, достаточно, в широком смысле.

Иной подход, определяет А.Н.Глущенко[6], отмечая только социальный приоритет [6]. А.В. Панов, М.А. Миселева [7] исследуют зарубежный опыт системы здравоохранения на примере Франции.

Тем самым, отмечая, что в 2002 году, в законе о правах пациентов и о качестве медицинской помощи были объединены разнообразные инициативы, согласно концепции «объединение усилий здравоохранения», в которой определенные формы управляемого медицинского обслуживания, направленные на укрепление координации, преемственности и междисциплинарный характер оказания медицинской помощи с особым акцентом на отдельных целевых группах населения, их состояния здоровья и индивидуальной нуждаемости в медицинской помощи[7]. В.В.Антропов рассматривает общие контуры системы здравоохранения в Германии [8].

Проведенный анализ трудов ученых, регламентирующих различные системы здравоохранения в зарубежных странах, подтверждает, что наиболее полноценной представляется российская медицина.

Тем не менее, и она не лишена отдельных недостатков.

Полагаем, что анализируя конституционные основы системы здравоохранения, следует разработать комплекс приоритетов системы здравоохранения, реализуемый в субъектах Российской Федерации.

Основной целью является эффективное предоставление медицинской помощи.

Полагаем, что в конституции и уставы, необходимо внести поправки, регулирующие основы здравоохранения на территории субъектов Российской Федерации. Внесенные поправки, послужат правовым основанием для: -цифровизации медицинских учреждений; -эффективного качественного медицинского обслуживания;

-обеспечения населения высококлассным медицинским оборудованием во всех муниципальных образованиях;

-кадрового целевого обеспечения медицинскими кадрами на основании плана развития медицинского обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации;

Библиогра фия:

1. Баранов П.П.Конституционные права и свободы человека в цифровую эпоху / П.П.Баранов // Северо-Кавказский юридический вестник.-2019. -№ 2. -С.63-69.

2. Малиненко, Э.В. Конституции и уставы как договоры населения и власти в субъектах Российской Федерации / Э.В. Малиненко // Право и государство: теория и практика. -2018. -№ 5 (161). -С.61-64.

3.Малиненко, Э.В. К вопросу о тенденциях совершенствования конституций и уставов субъектов РФ в условиях пандемии./Э.В. Малиненко // Образование и право. -2020. - № 7. -С.21 -25.

4.Малиненко, Э.В.Правовое положение человека и гражданина: проблемы теории и практики. /Э. В. Малиненко //Аграрное и земельное право. -2018. -№ 4 (160). -С. 19-23.

5.Артымук В.А.Здравоохранение в Российской Федерации: конституционные основы принципы, основы и гарантии/В.А. Артымук//Юридическая консультация. -2019. -№2 (77).-С.24-29.

6.Глущенко А.Н. К дискуссии о понятии «система здраво - охранения Российской Федерации»: административно- правовой аспект /А.Н.Глущенко //Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2012.- № 43. -C. 80 -84.

7. Панов А.В. , Миселева М.А. Системы здравоохранения: зарубежный опыт - система здравоохранения во Франции / А.В. Панов, М.А. Миселева // Главный врач: хозяйство и право.-2013.- №4.- С. 10-17.

8. Антропов В.В. Совершенствование системы законодательства в Германии общие контуры системы / В.В.Антропов //Труд за рубежом.-2008. -№3.- С.73-93.

References (transliterated):

1.Baranov P.P.Konstitucionnye prava i svobody cheloveka v cifrovuyu epohu / P.P.Baranov // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik.-2019. -№ 2. -S.63-69.

2. Malinenko, E.V. Konstitucii i ustavy kak dogovory naseleniya i vlasti v sub"ektah Rossijskoj Federacii / E.V. Malinenko // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. -2018. -№ 5 (161). -S.61-64.

3.Malinenko, E.V. K voprosu o tendenciyah sovershenstvovaniya konstitucij i ustavov sub"ektov RF v usloviyah pandemii./E.V. Malinenko // Obrazovanie i pravo. -2020. - № 7. -S.21-25.

4.Malinenko, E.V.Pravovoe polozhenie cheloveka i grazhdanina: problemy teorii i praktiki. /E. V. Malinenko //Agrarnoe i zemel'noe pravo. -2018. -№ 4 (160). -S.19-23.

5.Artymuk V.A.Zdravoohranenie v Rossijskoj Federacii: konstitucionnye osnovy principy, osnovy i garantii/V.A. Artymuk//YUridicheskaya konsul'taciya. -2019. -№2 (77).-S.24-29.

6.Glushchenko A.N. K diskussii o ponyatii «sistema zdravo ohraneniya Rossijskoj Federacii»: administrativno pravovoj aspekt /A.N.Glushchenko //Vestnik YUUrGU. Seriya «Pravo». -2012.- № 43. -C. 80 84.

7. Panov A.V. , Miseleva M.A. Sistemy zdravoohraneniya: zarubezhnyj opyt - sistema zdravoohraneniya vo Francii / A.V. Panov, M.A. Miseleva // Glavnyj vrach: ho-zyajstvo i pravo.-2013.- №4.- S. 10-17.

8. Antropov V.V. Sovershenstvovanie sistemy zakonodatel'stva v Germanii obshchie kontury sistemy / V.V.Antropov //Trud za rubezhom.-2008. -№3.- S.73-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.