Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОМПОНЕНТАХ ВИЗУАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

К ВОПРОСУ О КОМПОНЕНТАХ ВИЗУАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуальная среда / визуальная экология / гомогенность среды / саккады / городская среда / колористика / дизайн-код / visual environment / visual ecology / homogeneity of the environment / saccades / urban environment / col-oristics / design code

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Андреев Илья Дмитриевич

В статье рассмотрена и охарактеризована визуальная среда как экологический фактор жизнедеятельности в городских условиях, её особенности проявления, описана специфика восприятия человеком визуальной среды и представлены актуальные требования к визуальной среде, раскрыта роль влияния цветовой гаммы городской среды на состояние человека и комфортность среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Андреев Илья Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE COMPONENTS OF THE VISUAL URBAN ENVIRONMENT

The article examines and characterizes the visual environment as an ecological factor of life in urban conditions, its features of manifestation, describes the specifics of human perception of the visual environment and presents current requirements for the visual environment, reveals the role of the influence of the color scheme of the urban environment on the human condition and comfort of the environment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОМПОНЕНТАХ ВИЗУАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 911.375.5-028.22

К ВОПРОСУ О КОМПОНЕНТАХ ВИЗУАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Андреев Илья Дмитриевич,

магистрант

Научный руководитель -М. Л. Махрова, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры химии и геоэкологии Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассмотрена и охарактеризована визуальная среда как экологический фактор жизнедеятельности в городских условиях, её особенности проявления, описана специфика восприятия человеком визуальной среды и представлены актуальные требования к визуальной среде, раскрыта роль влияния цветовой гаммы городской среды на состояние человека и комфортность среды.

Ключевые слова: визуальная среда, визуальная экология, гомогенность среды, саккады, городская среда, ко-лористика, дизайн-код.

TO THE QUESTION OF THE COMPONENTS OF THE VISUAL URBAN

ENVIRONMENT

Andreev Ilya Dmitrievich,

graduate student

Scientific supervisor — M. L. Makhrova, Ph.D. in Geography, Associate Professor, Associate Professor of the Chemistry and Geoecology Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article examines and characterizes the visual environment as an ecological factor of life in urban conditions, its features of manifestation, describes the specifics of human perception of the visual environment and presents current requirements for the visual environment, reveals the role of the influence of the color scheme of the urban environment on the human condition and comfort of the environment.

Key words: visual environment, visual ecology, homogeneity of the environment, saccades, urban environment, col-oristics, design code.

Наряду с такими экологическими факторами, как температура, свет, влажность, давление, осадки, рельеф, а также различными биотическими факторами немаловажную роль на современном этапе развития стал играть фактор визуальной среды.

Визуальная среда - один из компонентов жизнеобеспечения человека, воспринимаемая зрительной сенсорной системой часть окружающей среды. Визуальная среда состоит из различного рода объектов как природного (растительность, различные формы рельефа, водные объекты и т. д.), так и антропогенного происхождения (различные здания и сооружения, объекты инфраструктуры, транспортные средства).

Визуальная среда стала объектом изучения видеоэкологии - нового научного направления, разработанного В. А. Филиным. Впервые термин «видеоэкология» вошёл в научный оборот в 1990 году [1]. Охарактеризовать это направление можно как область знания, которая занимается исследованием и объяснением природы механизмов зрения, а также изучает теоретические основы для разработки экологических принципов организации и размещения различных объектов в соответствии с комфортным восприятием окружающей материальной среды человека [2]. Данное научное направление находится на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Со сто-

роны гуманитарных дисциплин основное положение в нём занимает часть учения о ноосфере Вернадского «экология культуры», которую ввёл в научный оборот Д. С. Лихачёв (1906-1999 г.) в 1979 году. Её объектом является мировая культура. Экология культуры изучает творческие, инженерные и хозяйственные связи в обществе с их влиянием на окружающую человека среду [3]. Со стороны естественнонаучных дисциплин визуальная экология приняла методы измерения загрязнения окружающей человека среды.

Визуальная экология развивается во взаимодействии с другими научными дисциплинами: визуальной антропологией, ландшафтным дизайном, психофизиологией визуального восприятия, гуманитарной офтальмологией [4].

В настоящее время с быстрым развитием городов возникает проблема деградации визуальной среды, и, в отличие от естественной видимой среды, к которой за очень большой промежуток времени в процессе эволюции наше зрение приспособилось, современные способы трансформирования визуальной среды человека в виде застройки, изменения ландшафта и т. д. угнетают человеческое восприятие, что, несомненно, сказывается на общем качестве среды человека.

Вследствие вышеназванных проблем в черте города возникают следующие явления.

1. Повышенная геометризация. Природе и человеку соразмерны ассиметричные формы, а не чистые геометрические, соответственно, современная излишне геометризированная среда и материальные объекты не могут не угнетать человека (рис. 1).

2. Монотонность окружающего пространства. Именно преобладание тёмных, серых цветов построек вкупе с их статичностью и с наличием больших плоскостей, а также низкий процент зелёных насаждений в

черте города создают ту самую излишнюю монотонность окружающего пространства (рис. 2). Эффективно позволяет купировать данное явление процесс озеленения городской среды. Наряду с очевидными преимуществами озеленения в виде улучшения газообмена среды, снижения углекислого газа, выделения кислорода, а также снижения уровня шума от проезжающего автотранспорта, являющегося крупным источником шумового загрязнения, озеленение позволяет создать и сохранить связь человека с природой в городской среде. Монотонность городской застройки и её негативное воздействие можно свести к минимуму с помощью создания зелёных пространств общественного и закрытого пользования [6].

3. Повышенный уровень визуального шума. Визуальный шум - визуальные параметры городской среды, большая часть из которых может восприниматься и оцениваться их наблюдателями как неприятные, раздражающие [8]. Визуальный шум имеет множество составных частей и состоит из четырёх крупных групп: реклама, архитектура, освещение, ландшафт.

3.1. Реклама может быть размещена на зданиях, сооружениях или на специальных конструкциях. Критерии отнесения рекламы к составляющим визуального шума следующие: располагается на историческом или культурном объекте; имеет большой размер по отношению к зданию, на котором располагается; имеет сильный цветовой или световой контраст; ненадлежащее состояние рекламного объекта; закрывает обзор местности/живописного вида.

3.2. К объектам архитектуры можно отнести две категории: 1) непосредственно постройки, к показателям которых относятся внешний вид, а конкретнее - форма, цвет и размер; 2) объекты инфраструктуры.

Критерии визуального шума зданий следующие: здание имеет более девяти этажей; здание имеет более четырёх подъездов; здание является частью комплекса с одинаковой застройкой и цветовой палитрой; цвет здания разительно выделяется на фоне гаммы окружающих объектов; постройка подвергалась

актам вандализма; фасад постройки имеет зеркальную отделку, что приводит к излишней отражаемости света от зеркальных панелей; здание находится в ветхом состоянии, длительное время не ремонтировалось, что привело к потере аккуратности его вида.

Критерии визуального шума объектов инфраструктуры следующие: объект расположен в культурно-историческом или «зелёном» пространстве города и чрезмерно выделяется из общего пейзажа; неаккуратное размещение электропроводящих элементов, что приводит к утрате эстетических свойств территории или зданий, на которых они размещены; торчащие трубы, которые можно было визуально преобразовать либо же скрыть; отсутствуют (либо имеются в малом количестве) парковочные места, что приводит к хаотичному скоплению транспортных средств, что также портит визуальное состояние города.

3.3. Освещение нефункционального назначения (то есть созданное не для освещения пространства в ночное время) имеет следующие критерии визуального шума: яркая световая конструкция; мигание света от световой конструкции; изменение цвета источника освещения; светящийся объект размещён на жилом доме и напротив окон жилого дома; светящийся объект расположен в непосредственной близости с дорогой, тем самым отвлекая водителей, особенно в тёмное время суток.

3.4. К визуальному шуму от ландшафтных территорий относятся территории, заросшие рудеральной растительностью, а также представленные преимущественно травянистым и кустарниковым ярусом [9].

4. Гомогенность видимой среды. Возникает данное явление за счёт множества поверхностей, на которых мало либо вообще нет каких-либо зрительных элементов. Пример таких поверхностей - торцы зданий, асфальтобетонное дорожное полотно, непроглядные бетонные заборы, а также крыши домов [9].

5. Агрессивность видимой среды. Явление заключается в виде визуальных полей, которые имеют множество одинаковых элементов, расположенных равномерно относительно друг друга. К ним относятся обыкно-

венные постройки, которые имеют множество окон, также это могут быть панели, которые отделаны однообразной плиткой или кирпичной кладкой, гофрированный алюминий, решетки на окнах. Для идентификации объекта как «агрессивного» для человеческого восприятия достаточно, чтобы у данной постройки было всего лишь девять повторяющихся элементов [10].

Следует отметить, что каждое из вышеназванных явлений в той или иной степени широко представлено в наших городах, что необходимо учитывать при будущей проектировке зданий, сооружений, городских пространств, а также при разработке проектов реставрации старых строений и увеличения степени комфортности городской среды.

Основную массу информации (около 80 %) из окружающей среды человек получает через зрительную сенсорную систему, что прямо влияет на работу мозга и в дальнейшем оказывает воздействие на физиологические и психологические процессы, происходящие в организме человека. Этим обусловлена важность формирования комфортной для человека визуальной среды [9].

Пытаясь разобраться с особенностями восприятия человеком визуальной среды, необходимо изучить природу работы самого зрительного органа - человеческого глаза, а именно саккады. Саккада - это быстрые движения глаз (рис. 3). Большая разность в остроте центральной и периферической части поля зрения требует для создания реальной визуальной картины постоянного перемещения взгляда с одного объекта взора на другой объект. У человека быстрые движение глаз обеспечиваются благодаря молниеносному переходу взгляда на заинтересовавший объект, его дальнейшему захвату и фиксации зрительного внимания определённой продолжительности на объекте его интереса [11].

Рис. 3. Различные типы саккадических движений глаз [12]: 1 - «П-образный» тип; 2 - саккадический тип; 3 - оптокинетический тип; 4 - дрейфовый тип; 5 - взрывной тип. Вертикальная линия-калибровка 1 угл. град., горизонтальная - время 1 с, t - интервал между саккадами, А - амплитуда саккады. Левая и правая стрелки соответствуют левому и правому глазам; точка и линия над стрелкой -фиксирующий и регулируемый глаз соответственно

Согласно исследованиям В. А. Филина [12], быстрые движения глаз совершаются непрерывно, независимо от человеческого волеизъявления как в их открытом состоянии, так и в закрытом, во сне и наяву. Исследования В. А. Филина также позволили сформировать концепцию об автоматии саккад, которая гласит о том, что быстрые движения глаз являются первичными, а уже последующее увиденное - вторичным. Но следует отметить, что глазу необходима фиксация на этом самом «вторичном», попросту говоря, на каком-либо элементе (например, шпиль здания, интересные боковые грани), что позволяет глазу расслабиться и уменьшить амплитуду быстрых движений глаз, но при этом количество саккад остаётся прежним.

В соответствии с концепцией об автоматии саккад можно сделать вывод о том, что качество визуальной среды является весомым фак-

тором в формировании как физического, так и психологического состояния человека. Гомогенная и агрессивная визуальная среда негативно сказывается на механизмах зрения, в частности таких, как быстрые движения глаз, способность видеть предмет обоими глазами (бинокулярность), конвергенция, on- и off- системы. Происходят нарушения обратной связи сенсорного и двигательного аппарата (саккада произошла, но импульс её минимальный, что является недостаточным для адекватного срабатывания обратной связи, вследствие чего возникает ощущение дискомфорта у человека, так как отсутствует подтверждение действия быстрых движений глаз и из-за этого зрительные центры и нервная система находятся в состоянии заблуждения). Также имеются данные о том, что агрессивная визуальная среда вокруг человека побуждает его к агрессивным действиям [12]. Глазам необходимо наличие

декоративных элементов на зданиях, чтобы было за что «зацепиться» зрению, что способствует положительному воздействию на человека в физическом, эмоциональном и моральном плане.

Согласно проведённым исследованиям зарубежных учёных, созерцание чего-то прекрасного, например великолепия красоты природы, огромного небесного простора, усыпанного звёздами, или же завораживающих строений и произведений архитектурного искусства может существенно влиять на ощущение скорости течения времени, влиять на сопричастность человека в виде возникающего желания уделить время своему ближнему, а также в целом на ощущение удовлетворённостью своей собственной жизнью [13].

В то время, когда мы идём вдоль улицы спального района среди единообразных рядов практически одинаковых домов, восприятие времени замедляется, а дальше нас одолевает скука. Мы словно попадаем в комнату сенсорной депривации, но стоит только нам наткнуться на своём пути на что-либо яркое, интересное, живое - в ту же секунду нас охватывает чувство пробуждения. Произошедший контраст реакций на разный эмоциональный окрас пространств легко заметить через «язык тела» - позу, в которой мы держимся, характер саккадических движений глаз, что в дальнейшем отражается на нашей мозговой деятельности [14].

Согласно проведённым исследованиям Роджера Ульриха [15], оказалось, что пациенты больницы, которые видят за окном палаты красивый вид, чувствуют себя лучше и идут на поправку быстрее тех, у кого за окном монотонная гомогенная, агрессивная среда. Далее было установлено, что обыкновенный вид природы способствует сокращению у человека нервного напряжения, благотворно влияет на сердечную и мозговую деятельность, улучшает

показатели психологического тестирования, которое проводилось для определения уровня положительных эмоций. В окружении пейзажей природы время длительности фиксации взора уменьшается, саккадические движения глаз выходят на новый качественный уровень.

Исследования [16] показали, что население, которое проживает в более озеленённых районах, ощущает себя на порядок счастливее и чувствует себя более защищённым, люди имеют меньший уровень агрессии, и в соответствии с этим уровень преступности в зелёных районах в целом ниже. Также отмечен тот факт, что коммуникации между соседями в зелёной среде намного эффективнее, что способствует более высокой социальной сплочённости, которая позволяет поддерживать психическое и психологическое благополучие. Наши фундаментальные реакции на вид природы, как и прежде, оказывают существенное влияние на нашу психологию, что сказывается на всём начиная с благополучия населения и заканчивая уровнем преступности, несмотря на тот факт, что их генезис связан с фактором эволюции, которым в современных условиях нам больше не нужно руководствоваться.

Говоря о влиянии агрессивной, излишне геометризированной визуальной среды, нельзя не отметить один случай в Канаде. В 2007 г. в Торонто завершилось строительство нового крыла Королевского музея Онтарио (рис. 4). Спроектировал эту постройку архитектор Даниэль Либескинд, и впоследствии она получила название Lee-Chin Crystal. Крыло является крупным сооружением, состоящим из стекла и стали и имеющим чёткие контуры, находясь внутри которого ощущаешь потерю ориентации в пространстве и равновесия. Люди, которые проходили мимо и видели данное строение, отрицательно оценивали то, как изменилось общественное пространство вблизи

музея. Прохожие старались обойти новое здание, так как оно визуально шаталось. Люди опасались по поводу вероятного падения сосулек с углов и острых краев крыла музея в холодное время года. Часть людей, которые до возведения этого сооружения с удовольствием посещали музей, решительно отказалась с тех пор туда приходить. И уже в 2009 году на одном из рейтинговых сайтов Lee-Chin Crystal попал в топ десять самых уродливых сооружений в мире [14].

Объяснить описанную выше ситуацию может сделанный исследователями вывод о том, что человек предпочитает изогнутые, гибкие линии чётким, геометризированным линиям. Наше сознание воспринимает изгибы как что-то мягкое и притягательное, а острые края воспринимаются нами жёсткие, неприятные, сигнализирующие об опасности. Различия в наших реакциях на эти два типа линий свидетельствуют о том, что определённые особен-

ности визуальной среды способны вызывать у нас сильные реакции.

Одно из исследований [18] продемонстрировало, что вид изогнутых и ломаных линий на фасаде, а также в интерьере построек может существенно повлиять на активность человеческого мозга. Изогнутые линии приводят к повышенной активности в орбитофронтальной и поясной коре, которая, как известно, отвечает за чувство удовольствия и предвкушения награды. В отличие от изогнутых, острые линии способствуют увеличению активности миндалевидного тела, которое позволяет нам распознать опасность и отреагировать на неё.

Кроме того, нельзя не отметить влияние цвета окружающей визуальной среды на восприятие человека. Отмечено, что цвет по-особенному влияет на человека, создавая какой-либо настрой и образ, воздействует на его дальнейшие действия, ведь всё в визуальной среде людей имеет определённый цвет.

Рис. 4. Крыло Королевского музея Онтарио Lee-Chin Crystal [17]

Явление цветоощущения и особенности связи организма человека с цветом издавна интересовали исследователей. Учёные отметили взаимосвязь психики и цвета. Было также установлено, что адекватная в цветовом отношении визуальная среда притягивает нас, создаёт определённую атмосферу, приносит чувство спокойствия и способствует улучшению отношений между людьми.

Каждый цвет приносит человеку определённый психофизиологический эффект, а конкретные их сочетания могут значительно изменять эмоциональный настрой.

Р. И. Мокшанцев отметил, что самым несочетаемым для восприятия является жёлтый цвет на красном, а наиболее благоприятным -синий на белом. Сочетания серого и коричневого или красного и коричневого, серого с чёрным, чёрного с жёлтым приносят наблюдателю чувство печали, апатии, тревоги. Сочетания оттенков синего и зелёного воспринимаются людьми как спокойные сочетания, дающие чувство уверенности, синий с красным вызывают воодушевление и радостное настроение, но при определённых оттенках красного в таком сочетании, напротив, могут вызывать чувство раздражения. Доминирование зелёного цвета в сочетании с каким-либо цветом приносит спокойствие и уверенность [19].

Французским врачом Ферре была установлена связь эффективности человека на рабочем месте и цвета. Если нагрузка на работе была кратковременной, то наиболее целесообразно было использовать красный цвет, благодаря которому человек был более активным, но при использовании синего цвета активность человека на рабочем месте падала. Если предполагался долгий период нагрузки на человека, то наиболее благоприятное влияние на него оказывал зелёный цвет [20].

Каждый цвет имеет свой психофизиологический эффект:

- красный цвет увеличивает кровеносное давление, ускоряет пульс, увеличивает мускульное напряжение, возбуждает эмоциональный центр;

- оранжевый цвет слегка увеличивает давление крови, чуть ускоряет пульс и дыхание, так же, как и красный, способствует увеличению мускульного напряжения и стимулирует эмоции;

- жёлтый способствует поднятию настроения, может уравновешивать эмоции, никак не влияет на кровеносное давление, на дыхание и пульс и на мускульное напряжение;

- зелёный цвет уравновешивает, способствует снятию усталости с глаз, слегка уменьшает давление, смягчает дыхание и пульс, незначительно уменьшает напряжение мышц;

- голубой цвет уменьшает давление, пульс, уменьшает частоту дыхания, уменьшает напряжение мышц, успокаивает;

- синий цвет значительно уменьшает давление, замедляет частоту сердечных сокращений (ЧСС) и дыхания, уменьшает мускульное напряжение, а также затормаживает эмоциональный центр;

- фиолетовый сильно уменьшает давление крови, замедляет ЧСС и дыхание, на порядок уменьшает мышечное напряжение, а также подавляет эмоции;

- серый цвет нейтрален, способен вызывать у человека меланхолические настроения;

- чёрный может вызвать ощущение угрозы и чувство печали;

- белый - цвет лёгкости, но может быть символом одиночества и холода.

На основании всего вышесказанного целесообразно описать современные требования и способы обустройства визуальной среды с учётом принципов колористики, дизайн-кода визуальной среды.

Колористика - это наука о цвете, которая придаёт окрас визуальной среде, являясь

наиболее действующим направлением в сфере дизайна урбанизированных ландшафтов различного функционального назначения и составляющих их элементов, а также художественной отделки общественных пространств (улиц, магистралей, площадей) [21].

В целях создания визуального комфорта в уже существующей городской среде проектирование должно осуществляться с учётом принципов и методов ландшафтной архитектуры, а именно комплексного благоустройства, так как данный вид проектирования учитывает связи с природной средой обитания человека.

Для работы с цветом используется цветовой круг. Наиболее популярным в современной науке цветовым кругом можно назвать цветовой круг Иоханнеса Иттена (рис. 5). В его основе лежат спектральные цвета первой триады, которые нельзя получить путём смешения других цветов - это красный, жёлтый и синий.

В круге Иттена цвета расположены на вершинах треугольника. При смешении цветов первой триады получаются цвета второй триады: красный с синим дают фиолетовый, красный с жёлтым дают оранжевый, синий с жёлтым - зелёный.

Комфортной средой с точки зрения колори-стики можно назвать такую искусственную визуальную среду, которая по своей цветовой гамме максимально приближается к естественной среде, попросту говоря ту, которая близка к природным расцветкам.

Существует ряд подходов к формированию гармоничных сочетаний как в интерьере, так и в палитре для городской среды. Основаны эти подходы на цветовых схемах.

1. Комплементарное сочетание - сочетание цветов в круге, расположенных строго друг напротив друга, что позволяет достичь контраста (оранжевый - синий, красный - зелёный и т. д).

2. Классическая триада - основана на сочетании трёх цветов, которые должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга на цветовом круге (красный - жёлтый -синий, фиолетовый - оранжевый - зелёный и т. д.).

3. Аналогичное сочетание - сочетаются от двух до пяти цветов, расположенных рядом в пределах круга (фиолетовый - красно-фиолетовый, красно-оранжевый, оранжевый).

4. Раздельно-комплементарное сочетание -позволяет добиться яркости и активности (и при этом утончённости образа) за счёт деления дополнительного цвета на два соседствующих, без использования самого дополнительного цвета (красный - сине-зелёный - жёлто-зелёный).

5. Тетрада - основана на сочетании четырёх тонов, расположенных по вершинам прямоугольника на цветовом круге (зелёный - синий - красный - оранжевый).

6. Квадрат - складывается из тонов, расположенных на вершинах квадрата (синий, жёлто-зелёный, оранжевый, красно-фиолетовый) [23].

Кроме того, при формировании комфортной визуальной среды нельзя забывать про архитектурные особенности.

Одним из главных условий гармонии зданий с пространством является сохранение и развитие пластических свойств участка. Существует пять условий для создания гармоничной связи архитектурных форм с ландшафтом.

1. Сохранение природных «ёмкостей»: в ландшафт допустимо вводить столько новых архитектурных объёмов, сколько допустимо с точки зрения сохранения размеров и конфигурации пространства.

2. Сохранение масштаба визуальной пространственной единицы ландшафта: учёт соотношения масштабной росту человека высоты зданий и высоты зрительных барьеров.

3. Сохранение замкнутости единицы ландшафта.

4. Сохранение естественной конфигурации зрительных объектов.

5. Сохранение зрительных фокусов (точек, обладающих особым интересом для обзора) [24].

Важным элементом при формировании городской среды является наличие дизайн-кода. Дизайн-код - это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой комфортной и безопасной городской среды. Его задачей является создание гармоничного облика города, подчёркивание его уникальности.

Дизайн-код конкретизирует требования к визуальному оформлению зданий, ограничи-

Рис. 5. Цветовой круг Йоханнеса Иттена [22] визуальной

вает габариты элементов построек и рекламно-информационных конструкций, материалы их исполнения.

Дизайн-код позволяет создать имидж процветающего города, например за счёт наличия хромированных поручней, каменного мощения прогулочных дорожек, использования ярких, сочетающихся друг с другом цветов. Для создания благополучного имиджа необходимо иметь достаточное количество памятников, мемориалов, МАФ-ов (малых архитектурных форм). Проведённая реставрация ветхих зданий или их тщательная маскировка позволит избежать неприятного впечатления от увиденного [25].

Существует алгоритм работы с дизайн-кодом.

1. Определить зону расположения здания в соответствии с установленным дизайн-кодом.

5. Согласовать с уполномоченными органами власти [26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Определить тип здания.

Таким образом, фактор визуальной среды должен учитываться при создании комфортного для человеческого глаза городского окружения.

3. Определить типы используемых рекламно-информационных конструкций.

4. Подготовить единое комплексное решение фасада или входной группы.

Библиографический список

1. Филин В. А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор. Урбоэкология. М.: Наука, 1990. С. 45-61.

2. Григорьев Э. П., Кузнецова Г. Н. Визуальная экология: взгляд на структурное формообразование в соединении позиций глубокой экологии и эстетики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2011. №. 1. С. 184-194.

3. Чернышев С. Н. Экология культуры - часть учения о ноосфере, идейное основание воссоздания зданий и сооружений // Вестник МГСУ. 2013. №. 12. С. 123-130.

4. Загрязнение визуальной среды и визуальная экология. URL: https://culturolog.ru/content/view/3143/ (дата обращения: 21.03.2023).

5. Каменные джунгли Гонконга. URL: https://funart.pro/26778-kamennye-dzhungli-gonkonga-60-foto.html (дата обращения: 21.03.2023).

6. Фомина Н. В. Озеленение городов как способ снижения нагрузки на урбоэкосистему // Материалы международной научной конференции «Проблемы современной аграрной науки». Красноярск, 2021. С. 48.

7. Стресс. Причины возникновения и как с ним бороться. URL: http://bodyroom.ru/psychology/stress-prichiny-vozniknoveniya-i-kak-s-nim-borotsya.html (дата обращения: 21.03.2023).

8. Горошко Ю. Д. и др. Критерии оценивания визуального шума в городской среде // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. №. 7 (71). С. 41-47.

9. Толстая Е. В., Козелько Н. А. Визуальная окружающая среда как важный экологический фактор // Журнал Белорусского государственного университета. Экология. Минск. № 2. 2019. С. 13-20.

10. Леонтьева И. Г., Кормилицына А. П. Загрязнение визуальной среды // Безопасность городской среды: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 323-328.

11. Гутник И. Н., Нямпурев Н. Исследование латентных периодов саккадичеких движений глаз на простые зрительные стимулы // Биология, химия, окружающая среда и медицина: новые технологии, исследования и разработки: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2017. С. 86-89.

12. Филин В. А. Визуальная среда города // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2006. №. 2. С. 43-50.

13. Rudd M., Vohs K. D., Aaker J. Awe expands people's perception of time, alters decision making, and enhances well-being // Psychological science. 2012. Т. 23. №. 10. Р. 1130-1136.

14. Эллард К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпи-на Паблишер, 2022. 288 с.

15. Ulrich R. S. View through a window may influence recovery from surgery // Science. 1984. Т. 224. №. 4647. P. 420-421.

16. Kuo F. E., Sullivan W. C. Environment and crime in the inner city: Does vegetation reduce crime? // Environment and behavior. 2001. Т. 33. №. 3. P. 343-367.

17. Геологический феномен. URL: https://archi.ru/world/4038/geologicheskii-fenomen (дата обращения: 22.03.2023).

18. Vartanian O. Impact of contour on aesthetic judgments and approach-avoidance decisions in architecture // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Т. 110. P. 10446-10453.

19. Прокопьева Н. Ю. Особенности восприятия городского пространства // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2017. №. 3 (07). С. 87-93.

20. Бушуева В. О., Труфляк И. С. Влияние архитектуры на поведение человека // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 2022. С. 238-240.

21. Воскресенская А. И. Колористическая организация открытых пространств как средство создания визуальной комфортной городской среды // Лесной вестник / Forestry bulletin. 2015. Т. 19. №. 5. С. 66-70.

22. Иоханнес Иттен и его искусство цвета. URL: https://izokurs.ru/blog/iokhannes-itten-i-ego-iskusstvo-tsveta/ (дата обращения: 23.03.2023).

23. Шесть цветовых схем, которые работают всегда. URL: https://rerooms.ru/blog/posts/shest-tsvetovyh-shem-kotorye-rabotayut-vsegda (дата обращения: 23.03.2023).

24. Формирование комфортной городской среды. URL: https://ecoportal.su/public/industry/view/795.html (дата обращения: 24.03.2023).

25. Романова Д. Н. «Дизайн-код» существующего государственного благоустройства // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство. 2018. С. 264-266.

26. Рязань. Дизайн-код. URL: https://designcode-rzn.ru (дата обращения: 24.03.2023). © Андреев И. Д., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.