Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ УЛЬТРАЗВУКА И ШУМА НОРМАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ'

К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ УЛЬТРАЗВУКА И ШУМА НОРМАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINED ACTION OF ULTRASOUND AND NOISE OF STANDARD PARAMETERS

The low frequency ultrasound of an intensity of 110 db, and its combined action with a noise at a level of 75 db produced functional shifts in the central nervous and cardio-vascular-systems and the vestibular analyser.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ УЛЬТРАЗВУКА И ШУМА НОРМАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ»

(использовать раствор для радиодиагностических исследований. В генераторах французского производства отбор элюата производится без предварительных промывок, с помощью вакуумных флаконов, в результате чего длительность процедуры составляет 60—100 сек. При применении французских генераторов наибольшее значение в облучении сотрудников радиодиагностических лабораторий имеют операции, связанные с отбором радиоактивных изотопов в шприцы. Длительность этой процедуры составляет 80—120 сек., тогда как для генераторов конструкции СССР и ГДР продолжительность той же манипуляции колеблется от 30—50 и 45—55 сек. соответственно.

Проведенные в течение 3 месяцев эксперименты по изучению индивидуальных доз облучения медицинского персонала (с помощью методов фотодозиметрии) показали, что уровни облучения врачей при эксплуатации генераторов Inll3"M составляют 100—120 мр в месяц, медицинских сестер — 200—250 мр в месяц. Дозы облучения кистей рук колебались от 900 до 1100 мр в месяц. Таким образом, дозы облучения медицинского персонала радиодиагностических лабораторий сопоставимы с нагрузками, которые получает персонал, проводящий внутритканевую терапию с помощью открытых радиоактивных источников.

Следует указать, что при эксплуатации генераторов короткоживущих изотопов возможно загрязнение радиоактивными веществами рабочих поверхностей и спецодежды персонала. Например, при использовании генераторов Тс"~м загрязненность перчаток медицинских сестер составляла

6-Ю а рабочих поверхностей -50-200 ' В Ряде ^

m on р-частиц

чаев загрязненность кожных покровов рук составляла 10—30 смг.мин

Однако указанные величины не превышают предельно допустимых величин, установленных нормами радиационной безопасности (НРБ-69).

Выводы

1. При эксплуатации генераторов короткоживущих изотопов дозы облучения медицинского персонала радиодиагностических лабораторий не превышают предельно допустимых величин, установленных НРБ-69.

2. При использовании генераторов Тс"~м и 1п113~м возможно не только внешнее, но и внутреннее облучение сотрудников, что необходимо учитывать при проведении санитарно-дозиметрического контроля.

3. Дозы облучения персонала радиодиагностических отделений, применяющих генераторы короткоживущих изотопов, в настоящее время сопоставимы с уровнями облучения сотрудников радиологических отделений, проводящих внутритканевую терапию с помощью открытых радиоактивных источников.

Поступила L6/VI 1972 г.

RADIATION SAFETY OF WORK WITH GENERATORS OF SHORT-LIFE ISOTOPES G. A. Zubovsky, I. P. Korenkov, V. A. Pertsiv, L. L. Sokolina, Yu. I. Naummko

The monthly average dose of external irradiation of medical nurses amounts to 200—250 mr, and that of their hands amounts to 900—llOOmr. These irradiation levels are below the maximal permissible values set by NRB-69.

УДК 613.644

Кандидаты мед. наук Л. В. Ильницкаян Ю. П. Пальцев К ВОПРОСУ О КОМБИНИРОВАННОМ ДЕЙСТВИИ УЛЬТРАЗВУКА И ШУМА НОРМАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

Мэскоз;кий нау-шэ-игглздозагельский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

В современном производстве в связи с возрастанием мощности машин и оборудования, внедрением новых технологических процессов работающие все чаще испытывают воздействие интенсивного высокочастотного шума

в комбинации с низкочастотным ультразвуком. Подобный спектральный состав в основном имеют шумы аэродинамического происхождения, которые характерны для плазменной и ультразвуковой обработки металлов, действия мощных тепловых и газовых турбин, реактивных двигателей, пневматических машин и станков. Диапазон колебаний суммарного уровня звукового и ультразвукового давления в зависимости от мощности и режима работы этих машин и оборудования составляет при плазменном напылении металлов 115—130 дб, при резке — 105—120 дб, при использовании тепловых и газовых турбин — 100—120 дб и реактнвных двигателей — 115—130 дб.

Шум и ультразвук детально изучены с точки зрения гигиены труда; установлены особенности их биологического действия. В то же время в литературе недостаточно материалов, характеризующих совместное действие шума и ультразвука. Наши исследования были посвящены нзуче-'нню этого вопроса. Проведено 3 серии наблюдений за состоянием некоторых функций организма здоровых мужчин и женщин в возрасте 19—22 лет, ранее не подвергавшиеся воздействию шума. Наблюдаемые 1-й группы (8 человек) подвергались влиянию ультразвука частотой 21 кгц и уровнем 110 дб\

2-я группа наблюдаемых (6 человек) озвучивалась широкополосным шумом с основными частотами в диапазоне 1000—10 000 гц с общим уровнем 75 дб;

3-я группа (6 человек) подвергалась влиянию ультразвука и шума указанных параметров. Наблюдения проводили в звукоизолированной камере при 3-часовом воздействии ультразвука и шума в течение 10—15 дней. Ультразвук генерировали промышленной установкой УЗМ-1,5 с генерато-

f ром мощностью 15 кет и стержневым преобразователем мощностью 9 кет.

Спектр колебаний приведен на рисунке. Шум, записанный на магнитофонную пленку, подавали в камеру звуковой головкой типа 1А-17. Уровень ультразвука и шума контролировали непрерывно в течение всего опыта аппаратурой фирмы «Брюль и Кьяр» (микрофон типа 4135 размещали на уровне головы наблюдаемого; регистрацию производили анализатором спектра частот типа 2112).

Основанием для выбора методов оценки влияния шума и ультразвука послужили литературные данные о характеристике состояния основных систем организма при изучении биологического действия обоих факторов. Например, по результатам работы С. И. Горшкова, однократное воздействие звука высокой частоты или ультразвука вызывает разнонаправленные реакции в состоянии сердечно-сосудистой и нервной систем, а также органов дыхания. Урежение пульса, учащение дыхания и увеличение биоэлектрической активности коры головного мозга характерно для звукового раздражения, тогда как ультразвук приводит к учащению пульса, урежению дыхания и угнетению биоэлектрической активности коры головного мозга.

В. М. Григорьева, изучая слуховую чувствительность, состояние сердечно-сосудистой системы и кожного анализатора при действии ультразвука частотой 20 кгц и уровнем 110 дб, пришла к выводу, что ультразвук, этих параметров не вызывает функциональных изменений.

Экспериментальными исследованиями В. К. Добросердова и В. А. Королевой показано, что уровень ультразвука 120 дб частотой 21 кгц приводит к урежению пульса, изменению порогов болевой и вибрационной чувствительности и понижению слуховой чувствительности. Понижение слуховой чувствительности более выражено при действии звука частотой 14 кгц и уровнем 80 дб. В среднем у группы испытуемых оно составляло 12 дб.

В наших исследованиях применены методы электроэнцефалографии,, телеэлектрокардиографии, нистагмографии и аудиометрии. Внимание при-

Спектральное распределение звуковых и ультразвуковых колебаний в камере.

влекли жалобы, предъявляемые большинством наблюдаемых. В первые дни опытов обследованные 1-й и 3-й групп отметили давление в висках, тяжесть в голове, легкое головокружение и пошатывание после опыта. С 4-го дня у них появлялась головная боль с локализацией в височных и лобных областях, которая усиливалась через 21/й—3 часа после воздействия. Зарегистрированы наибольшие изменения в функциональном состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также вестибулярного анализатора. Энцефалографическими исследованиями установлены изменения в состоянии электроактивности при действии ультразвука (у 4 из 8 обследованных), а также при сочетанном действии ультразвука и шума (у 4 из 6). В частности, усиливалась синхронизация, ритм урежался на 1—2 цикла, выявлялся подъем амплитуды, сглаженность зональных различий за счет доминирования гиперсинхронного а-ритма.

Изменилась реакция на афферентные раздражители. Если до действия фактора обнаруживалась реакция десинхронизации, то после озвучивания наступала кратковременная депрессия. У 2 наблюдаемых из 3-й группы на фоне названных сдвигов зафиксированы билатерально гиперсинхронные разряды в ритме тета (4—6 в секунду, 120—150 мкв) во всех отведениях. Определена одинаковая реакция центральной нервной системы как на воздействие ультразвука, так и на его сочетание с шумом. Изменения имели нестойкий обратимый характер и свидетельствовали о снижении реактивности коры головного мозга. Высокочастотный шум (2-я группа наблюдаемых) уровнем 75 дб не вызывал каких-либо изменений электрической активности коры головного мозга.

Одним из основных показателей деятельности центральной нервной системы при изучении действия звуковых и ультразвуковых колебаний является функциональное состояние анализаторов (Е. Ц. Андреева-Гала-нина; А. И. Вожжова). Мы изучали функцию вестибулярного анализатора методом электронистагмографии. Для раздражения лабиринта применяли 20 мл воды температуры 16°, которую за 20 сек. вводили в наружный слуховой проход. Движения глазных яблок регистрировали у наблюдаемого в положении лежа на спине с закрытыми глазами. При анализе калорического нистагма учитывали время латентного периода, продолжительность нистагма, его амплитуду, частоту и ритм за каждые 10 сек.

Выяснилось, что по мере увеличения длительности действия раздражителей у наблюдаемых 1-й и 3-й групп наступало угнетение нистагменной реакции в той или иной степени: нарушался ритм нистагма, уменьшалась амплитуда, в отдельных случаях отсутствовала нистагменная реакция даже на повторное раздражение анализатора. Типичными для нистагмограмм были паузы, продолжительность которых увеличивалась в динамике опытов. После сочетанного влияния шума и ультразвука угнетение нистагменной реакции было наиболее выраженным. К 5-му дню опыта при действии шума в сочетании с ультразвуком отмечалось резкое уменьшение амплитуды нистагма, аритмия по частоте, причем сдвиги сохранялись в течение 30 мин. после действия факторов. Изменения функционального состояния вестибулярного анализатора сочетались с нормальной слуховой функцией.

Пороги слуховой чувствительности определяли моноурально в свободном звуковом поле, используя звуковые сигналы от генератора ГЗ-ЗЗ на частотах 1, 4, 10, 12, 16, 20 кгц. Все обследованные воспринимали звуковые колебания частотой до 20 кгц. Порог слуховой чувствительности колебался на частоте 20 кгц в пределах 80—100 дб\ на частоте 16 кгц индивидуальные различия были более заметны, а колебания порогов слуховой чувствительности выявлялись в пределах 30—60 дб.

В опытах с действием ультразвука уровнем 110 дб слуховая чувствительность во всех случаях оставалась без изменений по всему диапазону частот. Результаты наших исследований подтверждают данные В. М. Григорьевой, но не согласуются с материалами наблюдений В. К. Добросер-дова и В. А. Королевой, которые отмечали понижение слуховой чувстви-

тельности на 5—17 дб на частотах 14 и 15 кгц сразу после воздействия ультразвука уровнем 120 дб. По их же данным, ультразвук уровнем 100 дб приводил к снижению слуховой чувствительности не более чем на 10 дб.

Реакция слухового анализатора на сочетанное действие ультразвука <110 дб) и высокочастотного шума (75 дб), а также на действие только высокочастотного шума была незначительной. Колебания порога слуховой чувствительности сразу после воздействия варьировали на частоте 1 кгц от 4 до 10 дб, на частоте 10 кгц — от 5 до 12 дб, причем через 3 мин. •слуховая функция во всех случаях восстанавливалась.

Для исследования состояния сердечно-сосудистой системы применяли телеэлектрокардиограф (ТЭК-1), позволяющий многократно записывать ЗКГ в период пребывания наблюдаемого в звукоизолированной камере. До и после опыта у наблюдаемых не только записывали ЭКГ, но и измеряли артериальное давление. Изменения артериального давления, пульса и электрокардиографических данных отмечали при действии ультразвука и комбинации его с шумом. Артериальное давление снижалось в среднем со 114 до 106 мм, пульс урежался в среднем с 79 до 67 в минуту. Зубец Р на ЭКГ уменьшался в 80% наблюдений, зубец Т увеличивался в 91% наблюдений, кроме того, незначительно изменялся интервал Р — Q.

При воздействии только высокочастотного шума с общим уровнем 75 дб изменений в состоянии сердечно-сосудистой системы не выявлено.

Таким образом, можно заключить, что низкочастотный ультразвук, а также его сочетание с шумом приводят к снижению функциональной подвижности коры головного мозга, угнетению вестибулярной функции и к сосудистой дистонии с брадикардией. Специфических изменений, отличающих действие ультразвука и шума, не установлено.

Выводы

1. Низкочастотный ультразвук интенсивностью 110 дб вызывает функциональные сдвиги в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах и вестибулярном анализаторе.

2. Комбинированное влияние ультразвука и высокочастотного шума изучаемых уровней приводит к таким же изменениям, как и ультразвук. Реакция вестибулярного анализатора на комбинированное влияние шума и ультразвука выражена больше, чем на воздействие одного ультразвука.

3. Ультразвук уровнем 110 дб не вызывает изменений слуховой чувствительности.

ЛИТЕРАТУРА. Андреева-Галанина Е. Ц. Гиг. и сан., 1959, № 4, с. 52. — В о ж ж о в а Л. И., С а п о в И. А. Гиг. труда, 1960, № 5, с. 36. — Горшков С. И. В кн.: Современное состояние учения о производственном шуме и ультразвуке, их влиянии на организм и профилактике вредного действия. Л., 1968, с. 37. — Григорьева В. М. Там же, с. 38.

Поступила I0/V 1972 г.

COMBINED ACTION OF ULTRASOUND AND NOISE OF STANDARD PARAMETERS

A. V. Ilnitskaya, Yu. P. Paltsev

The low frequency ultrasound of an intensity of 110 db, and its combined action with a noise at a level of 75 db produced functional shifts in the central nervous and cardio-vascular systems and the vestibular analyser.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.