Научная статья на тему 'К вопросу о когнитивном аспекте категории бытия'

К вопросу о когнитивном аспекте категории бытия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ СЕМАНТИ-КА / КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ / КОНЦЕПТ / ФУНК-ЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / КОНЦЕП-ТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / COGNITIVE SEMANTICS / LIFE CATEGORY / CONCEPT / FUNCTIONALLY-COGNITIVE SPHERE / THE CONCEPTUAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колоколова Лидия Петровна

Статья посвящена когнитивному исследованию категории бытия. В ней проблемы системности лексики анализируются с новых позиций, описывается диапазон многозначного глагола жить, передающий различные аспекты существования человека. В качестве основного объекта рассматривается функционально-когнитивная сфера, в которой отражается конкретизация глобального концепта в процессе речевой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF COGNITIVE RESEARCH OF THE CATEGORY OF LIFE

The article is devoted cognitive research of a category of life. Problems of systemic organization of vocabulary are analyzed from new positions, the range of a many-valued verb is described to live, transferring various aspects of existence of the person. The main object of research is considered functionally-cognitive sphere in which the concrete definition global concept in the course of speech communications reflected.

Текст научной работы на тему «К вопросу о когнитивном аспекте категории бытия»

к вопросу о когнитивном АСПЕКТЕ КАТЕГОРИИ БЫТИЯ

л.п. колоколовА

TO THE PROBLEM OF COGNITIVE RESEARCH OF THE CATEGORY OF LIFE

L.P. KOLOKOLOVA

Статья посвящена когнитивному исследованию категории бытия. В ней проблемы системности лексики анализируются с новых позиций, описывается диапазон многозначного глагола жить, передающий различные аспекты существования человека. В качестве основного объекта рассматривается функционально-когнитивная сфера, в которой отражается конкретизация глобального концепта в процессе речевой коммуникации.

Ключевые слова: когнитивная семантика, категория бытия, концепт, функционально-когнитивная сфера, концептуальная информация.

The article is devoted cognitive research of a category of life. Problems of systemic organization of vocabulary are analyzed from new positions, the range of a many-valued verb is described to live, transferring various aspects of existence of the person. The main object of research is considered functionally-cognitive sphere in which the concrete definition global concept in the course of speech communications reflected.

Keywords: cognitive semantics, life category, concept, functionally-cognitive sphere, the conceptual information.

Категория бытия является одной из главных категорий в философии и лингвистике. Понятие «бытие» как философский термин имеет несколько значений. Во-первых, данное понятие употребляется как синоним существующего. В этом случае категория «бытия», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования всё бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Таким образом, вышесказанное дает право утверждать, что существующий мир бесконечно многообразен.

Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. На этом основании можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), объектов, процессов; 2) бытие человека; 3) бытие социальное и бытие общества.

Принимая во внимание различные интерпретации данной категории в философии, мы определяем бытие как способ существования любого субъекта, как процесс становления субъекта, сопряженный с такими категориями, как время и пространство, а с другой стороны, как процесс пребывания в мире вообще, переходящий из области небытия в бытие и обратно в небытие.

Важность данной мыслительной категории объясняет и тот факт, что лексические единицы, выражающие понятие бытие, являются одними из наиболее многозначных и многофункциональных.

Большой толковый словарь русского языка фиксирует четыре значения понятия бытия:

1. Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от сознания человека. Объективное, реальное бытие.

2. Совокупность условий материальной жизни общества. Общественное бытие. Бытие определяет сознание. Изменить бытие.

3. Жизнь, существование. Радости бытие. Физическое, духовное, нравственное бытие. Житьё-бытьё (разг.) [1: 107].

Таким образом, Большой толковый словарь русского языка подтверждает сведения о том, что бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

В наивной (языковой) картине мира общее понятие бытия выражается глаголом жить, существительным жизнь, прилагательным живой.

Суперконцепт «жить» занимает центральную позицию в системе мировоззренческих концептов и выступает в качестве организующего начала комплекса понятий, относящихся к бытию человека. По мнению Г.В. Гафаровой и Т.А. Кильдибе-ковой, данный суперконцепт передает определенное ментальное содержание, которое имеет во внутреннем лексиконе человека свою репрезентацию в специфических блоках языковых элементов и формирует соответствующую функционально-семантическую сферу словаря [2:106].

В данной статье нами делается попытка определения смысла концептуального анализа аспектов бытия человека. Мы, обратившись к обыденному сознанию и естественной логике бытия, к принципам восприятия и осмысления мира, пытаемся определить, какие пласты опыта, какие структуры знаний стоят за отдельными блоками функционально-семантической сферы и какая информация в них вербализуется.

Структура функционально-семантической сферы бытия создается на основе дробления глобального суперконцепта «Жить» на частные его проявления. Суперконцепт выступает в сознании человека как некий неопределенный «сло-вообраз - единица внутренней речи, не имеющая еще законченного внеречевого (фонетико-морфемного) воплощения. По мнению Б.Ю. Нормана, словообраз - это психический коррелят слова как лингвистической единицы. Когнитивной основой словообраза является «понятие, но в том и заключается специфика языкового знака, его произвольность и нежесткость, что семантические признаки, отобранные для понятия человеческим сознанием, здесь могут по-своему систематизироваться, ранжировать, располагаться в некоторой последовательности по условной оси «центр - периферия» [5: 45].

Конкретизация суперконцепта бытия представляет собой двухступенчатый процесс. На первой ступени актуализация суперконцепта осуществляется в смысловой структуре многозначного глагола жить, т.е. это внутрисловная актуализация. Вторая ступень концептуализации бытия человека происходит в семантических полях разной конфигурации и объема и вследствие этого проявляется как межблочная актуализация суперконцепта.

Остановимся на многозначных глаголах и их словообразовательных дериватах как первой ступени концептуализации суперконцепта.

Как было отмечено выше, первая ступень актуализации суперконцепта «Жить» производится в смысловой структуре многозначного глагола жить. Понятийная основа глагола достаточно широка, поэтому смысловая структура его определяется синтаксически. Способность слова вступать в синтагматические связи с другими словами определяет его валентность, число которых находится в различном соотношении с числом его лексико-семантических вариантов. Диапазон употребления

глаголов, область их применения определяется сочетаемостью, под которой понимают «совокупность синтагматических потенций, набор и условия реализации распространителей слова, его связеизменений» [4: 81]. В качестве языковых средств, передающих различные аспекты существования человека, выступают синтаксические конструкции, указывающие на локальность (жить где), субъект (жить с кем), объект (жить на что), реализующие разные лексико-семантические варианты глагола.

В Малом академическом словаре (МАС) зафиксировано 5 значений, или лексико-семантических вариантов глагола жить:

1. Существовать, быть живым (жить долго) // Вести деятельную жизнь; пользоваться жизнью, наслаждаться ею (Отец мой прежде всего хотел жить).

2. Быть поглощенным чем-л., увлеченным кем-, чем-л., считать что-л. главным в жизни (Им одним живу я).

3. Вести тот или иной образ жизни. Жить богато // Поддерживать свое существование чем-л. (Мать и два сына жили на нищенскую пенсию).

4. Пребывать, проживать где-л. (Я не знал даже, где она живет) // Вести жизнь, общую с кем-л., среди кого-л.; проживать совместно (С вашей сестрой жить очень легко).

5. Разг. Находиться с кем-л. в любовной связи (Я знал, что отчим живет с какой-то швейкой).

Данная система описания лексического значения многозначного слова жить в словаре не отражает все аспекты сложного концепта «жить» и их иерархической организации. К тому же, отмечает Д.Н. Шмелев, «различный характер связи между разными значениями слова и не может быть полностью выявлен, когда значения даются в виде выстроенных в один ряд, как бы одинаково равноправных и самостоятельных единиц» [8: 230].

В названном словаре не учитывается (или слабо учитывается) достаточно широкая сочетаемость глагола жить. Между тем лексико-семантические варианты слова можно выделить лингвистически корректно, только опираясь на специфику его функционирования. Слово не может получить полной характеристики своей смысловой стороны без учета функционального момента [3: 233]. Анализ лексемы, за основу которого принято ее функционирование, проявляющееся в сочетаемости, позволяет получить более точную картину иерархического соотношения отдельных значений. «В языке, - писал Ф.де Соссюр, - все сводится к различиям, но также все сводится к сочетаниям» [7: 125].

В «Словаре сочетаемости слов русского языка» дается более последовательная семантическая структура глаголов, которая опирается на сочетаемостные характеристики лексико-семантических вариантов. Так, в смысловой структуре лексемы жить выделяются следующие типы значений:

1. Существовать, быть живым.

Жить без чего: жить без воды, без пищи, без воздуха...

Жить к а к д о л г о : жить (не) долго, (не) много, мало, сколько-либо лет, сколько-либо месяцев, сколько-либо дней .

Человек не может жить без воздуха.

2. Проводить свою жизнь в каком-либо месте, среди кого-либо; обитать.

Жить с к е м - ч е м : жить с женой, с мужем, с сыном, с дочерью, с отцом, с

матерью, с братом, с сестрой, с соседями, с семьей .

Жить б е з к о г о - ч е г о : жить без родителей, без мужа, без соседей, без семьи.

Жить среди кого: жить среди людей, среди друзей, среди горцев, среди дикарей...

Жить где : жить в каком-либо доме, в какой-либо (однокомнатной, трехкомнатной) квартире, в какой-либо комнате, в гостинице, в общежитии, в каком-либо районе, деревне, в поселке, в сельской местности, в горах, в лесу, в Москве, в Крыму.; жить на даче, на частной квартире, на каком-либо этаже, на какой-либо улице, на окраине, на берегу чего-либо, на севере, на юге, на родине, на Кавказе, на Дальнем Востоке, на Кубе.

Мы живем рядом с диетическим магазином. Они живут в хорошей трехкомнатной квартире.

3. Вести какой-либо образ жизни.

Жить как кто: жить как отшельник, как затворник, как монах, как бог; затворником, холостяком ...

Жить как: жить хорошо, отлично, прекрасно, плохо, интересно, весело, скучно, честно, бедно, в бедности, в нужде, в нищете, богато, обеспеченно, безбедно, беззаботно, спокойно, тихо, одиноко, уединенно, в свое удовольствие, припеваючи.

Он уже три месяца живет отшельником на своей даче.

4. Поддерживать свое существование чем-либо.

Жить чем: жить своим (собственным, честным) трудом, уроками.

Жить н а ч т о : жить на зарплату, на какой-либо заработок, на какие-либо средства, на пенсию, на доходы от чего-либо; жить на чей-либо (чужой) счет. Жить за чей-либо счет. Жить на всем готовом.

Я буду работать, я больше не могу жить на твой счет.

5. Быть полностью занятым, поглощенным, увлеченным кем-, чем-либо.

Жить кем - чем: жить детьми, сыном, дочерью, семьей, наукой, стихами,

спортом, какой-либо надеждой, мыслью о ком - чем-либо, ожиданием чего-либо, воспоминаниями.

Жить д л я к о г о - ч е г о : жить для детей, для сына, для дочери, для других, для людей, для народа, для общества, для науки.

Жить ради кого: жить ради детей, ради сына.

Все эти годы она жила надеждой на его возвращение [6: 193-194].

Таким образом, все перечисленные аспекты жизни человека по существу слабо отграничены друг от друга. В разных контекстах любой из соответствующих признаков может выступать на первый план, становясь основным признаком.

С точки зрения когнитивного содержания значение слова жить включает общеизвестные для данного говорящего коллектива типы знаний, представляющие собой «некоторое усреднение индивидуальных компетенций говорящих» [Стернин]. При этом слова и их значения получают свое реальное существование только как часть глобального концепта, ориентированного на различные аспекты реализации общего понятийного содержания. Любое значение слова можно рассматривать как продукт классифицирующей деятельности человеческого сознания, как определенный этап формирования адекватного отражения того или иного концепта.

В качестве главного лексико-семантического варианта в словарях дается значение «быть реальным, существовать в действительности, находиться в процессе жизни». Это действительно тот стержень, та база, на которых основываются все остальные значения многозначного глагола жить. В силу действия интерпретирующей функции языка, то есть способности по-разному обозначать факты реальной

действительности, различные аспекты концепта бытия могут выражаться не только глаголом жить, но и абстрактным существительным жизнь, которые употребляются в сочетании с различными классами прилагательных и существительных.

Беспредельно расширяя семантический репертуар существительных, входящих в понятие бытия, язык получает возможность передавать самые разнообразные сведения о человеческой жизни.

Вышеупомянутый аспект концепта «Жить» проявляется во всех других значениях, выступая как имплицитный, «скрытный» компонент семантики. Однако само по себе это значение не является частотным. Вследствие этого наблюдается диф-фузность значений глагола жить, их взаимопроникновение, когда один лексико-семантический вариант растворяется в другом.

Принцип диффузности многозначного слова является решающим фактором, определяющим его семантику. Стержнем слова при этом оказывается не какое-то отдельное его значение, а те семантические элементы, которые являются общими для всех значений слова. И то, что в словарях значение многозначного слова представлено в чистом виде, мера вынужденная, хотя это, по мнению Д.Н. Шмелева, существенно искажает представление о семантической структуре слов [8: 86].

Глагол жить реализует глобальный концепт бытия человека и обладает очень сложной, многомерной структурой значения. Однако данное слово, взятое вне контекста, передает неопределенную информацию. Все многообразие своих возможностей в адекватном выражении тех или иных сторон реальной действительности глагол может обозначать только при поддержке со стороны других слов, принадлежащих к разным частям речи.

Таким образом, когнитивный подход позволяет выстроить иерархию лексико-семантических вариантов глагола с учетом их частотности и особенностей функционирования. Именно в функционально-когнитивном словаре при подаче материала реализуется иерархический принцип организации структуры многозначного базового глагола, каждый лексико-семантический вариант которого притягивает к себе таксономический блок существительных и предопределяет их объем.

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 2000.

2. Гафарова Г.В., Кильдибекова Т.А. Когнитивные аспекты лексической системы языка. - Уфа, 1998.

3. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - М., 2001.

4. Котелова Н.З. Значение слова и его сочетаемость: (К формализации в языкознании). - Л., 1975.

5. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. - СПб., 1994.

6. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. - М., 2001. - С. 156.

7. Соссюр де Ф. Труды по языкознанию. - М., 1977.

8. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа. - М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.