Научная статья на тему 'К вопросу о классификациях видов общения'

К вопросу о классификациях видов общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6806
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ / ВИДЫ ОБЩЕНИЯ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / ДОВЕРИЕ / ОТНОШЕНИЕ / ВНЕШНЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / УБЕЖДАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Л.А.

В работе представлен обзор ряда работ, касающихся проблемы классификации видов общения. В данной статье рассматривается определение понятия общение и исследуются классификации этого понятия. Автором исследуются особенности рассмотрения понятия общения в разных отраслях психологии, а также различные концепции и аспекты этой проблемы. Подчеркивается важность междисциплинарного характера исследования данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификациях видов общения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

УДК 159.9

Л.А.Журавлева

К.п.н, доцент кафедры иностранных языков №2 ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Москва, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИЯХ ВИДОВ ОБЩЕНИЯ

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (15-36-01226)

Аннотация

В работе представлен обзор ряда работ, касающихся проблемы классификации видов общения. В данной статье рассматривается определение понятия общение и исследуются классификации этого понятия.

Автором исследуются особенности рассмотрения понятия общения в разных отраслях психологии , а также различные концепции и аспекты этой проблемы.

Подчеркивается важность междисциплинарного характера исследования данного понятия.

Ключевые слова

Феномен общения, виды общения, общительность, доверие, отношение, внешнепсихологическая междисциплинарность, познавательное общение, убеждающее общение, классификация

Изучение феномена общения вызывает интерес исследователей не только в отечественной и зарубежной психологии, но и во многих других науках - социологии, лингвистики, философии и других в контексте разнообразных исследований [10, 12, 16, 18, 21, 25, 29, 35, 38, 42 43, 44, 45,47, 49, 54, 65, 66]. Здесь можно отметить важность и актуальность изучения проблемы межкультурного общения. Важно упомянуть о том, что исследование проблем общения и доверия имеет, как правило, междисциплинарный характер. В связи с этим по терминологии А. Л. Журавлева, можно говорить именно о «внешнепсихологической междисциплинарности» [ 15, 40].

Общение как самостоятельный феномен и как включенный в другие понятия рассматривается в разных отраслях социальной, педагогической, организационной, политической, общей психологии и пр. [1, 2, 4, 7, 9, 13, 19, 22, 24, 28, 31, 46, 48, 51, 53, 55, 62, 64].

В большом количестве работ исследователи в своих работах затрагивают проблему общения [5, 6, 8, 11, 17, 23, 26, 27, 30, 32, 33, 34, 39, 41, 50, 52, 58, 61, 63, 67], доверия [20, 56, 57, 59, 60]. В настоящее время общение, отношение, доверие изучаются на разных группах населения — избирателях, предпринимателях, студентах и др. При этом в целом ряде работ используется системный подход, который позволяет учитывать каждое свойство личности как целостного образования [3, 14, 36, 37].

Классификации видов общения очень разнообразны, в зависимости от основания, по которому они выделяются. Приведем некоторые из них. А.П. Панфилова различает пять видов общения, основанием для этого служит цель взаимодействия участников. 1. Познавательное общение, в этом случае, целью взаимодействия партнеров выступает задача расширить информационный фонд собственный или же данного партнера. 2. Убеждающее общение, целью стоит задача изменить взгляды партнера на то или иное явление, сделать партнера своим единомышленником. 3. Экспрессивное общение направлено на передачу и изменение эмоционального настроя партнера. 4. Суггестивное общение, его цель изменение взглядов и установок партнера, в отличие от убеждающего общения, выгодных для одного партнера (суггестора). 5. Ритуальное общение - это общение традиционное для поддержания принятого в данном обществе способа взаимодействия. Данные виды общения при взаимодействии партнеров могут переплетаться. Убеждающее общение может дополняться суггестивным, а эмоциональное ритуальным и т.д.

Наиболее распространенным является разделение видов общения по знаковым средствам. Так, различают вербальное и невербальное общение. В вербальном общении средством является речь. В невербальном общении придается значение различным позам и жестам, сигналам органов чувств.

Некоторые авторы считают необходимым дифференцировать понятия общение и общительность (А.М. Ильина, А.И. Крупнов, Л.В. Жемчугова, М.И. Волк и др.) Различие они рассматривают следующим образом. Общение есть деятельность, которая характеризуется процессом взаимодействия между людьми.

181

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Общительность же определяется как относительно устойчивая система коммуникативных характеристик субъекта (мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических), которая проявляется в различных видах деятельности человека и обусловливает их. Общение (как деятельность) и общительность (как свойство личности), считают авторы, не следует противопоставлять или разрывать, так же как смешивать или отождествлять. Динамическая сторона общительности относится к свойствам темперамента, а содержательная - к чертам характера и свойствам личности. В психологических исследованиях общительности как свойства личности достаточно определенно выступают три основных подхода: аналитический, поликомпонентный и системный (Н.Ф.Шляхта, А.И.Крупнов).

Для аналитического подхода характерно изучение отдельной определенной стороны общительности, исследование происходит не целостное (не системное). С данной позиции, преимущественно исследуется одна характеристика общительности, не рассматриваются связи и соотношения сразу нескольких параметров. Единое целое анализируется по отдельным частям и блокам. Так, одни авторы рассматривают мотивационную характеристику общительности изолировано от других сторон, изучают стремления, побуждения, объясняющие, почему человеку необходимо общение. Другие ученые, в контексте данного подхода, изучают динамические, процессуальные признаки общительности, такие как приемы, способы общения, легкость вступления в контакт, широта знакомых, устойчивость общения и т.д. (А.И.Ильина, Л.В.Жемчугова, В.Б.Щебетенко и др.). Некоторые из вариантов вышеуказанных аналитического изучения общительности можно проследить и в зарубежной психологии. Первый может быть представлен психоаналитической стратегией изучения общительности, где проводятся исследования глубинных намерений субъекта, побуждающих к межличностному общению. Второй вариант можно охарактеризовать как бихевиоральный, где интерес представляют внешние составляющие, поведенческие формы общительности. Третий (прагматический) изучает роль общительности в обеспечении успешности деятельности. Четвертый - изучает свойства личности.

В контексте данного подхода, общительность трактуется А.И.Ильиной как потребность в общении, легкость вступления в контакт, широта круга знакомых, устойчивость и выразительность общения.

О.П.Санникова понимает общительность как устойчивое стремление человека к общению, к личному контакту, которое проявляется в разговорчивости субъекта.

С позиции И.В.Страхова, Т.Г.Якушева общительность есть отношение, с одной стороны, и способ выражения этого отношения, с другой.

М.И.Дьяченко полагает, что общительность является психодинамическим свойством, а также нравственной чертой характера наряду с коллективизмом, честностью, правдивостью.

В зарубежной психологии некоторые авторы изучают общительность через набор близлежащих к ней свойств. Например, Кеттелл понимает общительность как дружелюбие, внимательность, добросердечность, честность, обязательность в противовес сварливости, эгоизму и подозрительности.

Гилфорд определяет общительность как дружелюбие, уравновешенность, доверчивость, лидерство.

Таким образом, в аналитическом подходе наиболее часто рассматривались отдельные параметры общительности: потребность в общении, инициативность - пассивность общения, широта круга общения, выразительность общения, устойчивость отношений общения, интенсивность общения, избирательность общения, длительность социального контакта, скорость реакции на проявления общающегося человека, легкость общения. Эти переменные общительности относятся лишь к динамическому аспекту общительности. То есть, общительность определяется как устойчивое стремление к общению, выраженное в разговорчивости, в широте, круга знакомств, активности в общении, в легкости вступления в общение.

Поликомпонентный подход ориентируется на изучении сразу двух, трех граней общительности. В рамках данного подхода проводились многочисленные исследования как отечественными, так и зарубежными авторами. Взаимосвязь динамических и эмоциональных признаков общительности рассматривали в своих работах А.Е Ольшанникова, А.И.Крупнов, В.А.Домодедова, О.П.Санникова и др. Результаты показали, что динамические признаки общительности имеют тесную связь с различными характеристиками эмоциональности. Авторы отмечают, что эмоции радости имеют более тесную положительную корреляционную связь с динамическими признаками, чем эмоции гнева и страха.

182

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Исследование О.П. Санниковой о соотношении эмоциональности и общительности выявило, что специфика общительности детерминирована интеграцией эмоциональных признаков. Результаты свидетельствуют о том, что динамические признаки и характеристики эмоциональности являются составляющими общительности.

Следует отметить наличие многочисленных психофизиологических исследований, относящихся к данному подходу, где динамические признаки сопоставлялись с нейрофизиологическими параметрами и свойствами нервной системы (Л.В.Василенко, А.А.Вяткиеа, Г.Ф.Крылова, Л.В Жемчугова, А.И.Ильина, А.И.Крупнов, А.И.Щебетенко, Т.Г.Якушева.) Исследования, посвященные данной проблеме, нашли свое отражение в работе А.И.Ильиной, которая показала, что индивидуальная стабильность динамических признаков общительности связана со свойствами темперамента и подвижностью нервной системы.

В своей работе Л.В.Жемчугова выявила, что динамических признаков активности общительности зависят от проявления силы нервной системы относительно возбуждения, а другие - потребность, выразительность, устойчивость в общении имеют меньшую зависимость. Также, интенсивность общения, легкость вступления в контакт, широта круга знакомых, устойчивость коррелируют с показателями деятельности первой сигнальной системы. Лишь качества устойчивости и выразительности в общении независимы от преобладания деятельности первой и второй сигнальной системы.

Кроме того, обусловленность динамических характеристик общительности обнаружена и со сторон лабильности, активированности нервной системы (А.И.Крупнов). Стремление к общению характерно для людей, обладающих активированной и лабильной нервной системой.

Также и в зарубежных работах существует целый ряд психофизиологических исследований.

Характеристики общительности, а также необщительности личности описаны в кругу свойства экстраверсии-интроверсии (Айзенк). Экстраверты характеризуются выраженной потребностью в общении, по сравнению с интровертами. Для них свойственно стремление окружать себя большим количеством друзей. Для интровертов характерна замкнутость в отношениях с людьми.

Кречмер характеризовал типы темперамента по признакам общительности. Циклотимический тип темперамента обладает общительностью, стремлением к межличностному взаимодействию. Шизоидный тип скорее необщителен, чем общителен. Висцероники характеризуются легкостью вступления в контакт, имеют много друзей и знакомых. Трудности в общении и изоляция характеризует церебротоников.

Системный подход учитывает каждое свойство личности как целостное образование (Абульханова-Славская К.А, Ломов Б.Ф, Крупнов А.И, Рейнвальд Н.И, Фельдштейн Д.И.) Характеристики общительности изучаются в комплексе, системе. В рамках системного подхода было выполнено ряд исследований (Баумштейн Т.А, Волк М.И, Кокарева Е. Д., Матвеева И.В., Шляхта Н.Ф., Тырнова О.А, и т.д.)

В исследованиях Тырновой О.А. о половых различиях в структуре общительности студентов, были выявлены различия в мужской и женской выборке в сфере реализации общительности. У юношей общительность направлена больше на самоактуализацию и самореализацию, девушки же реализуют ее в видах деятельности: учебной, профессиональной, бытовой.

Таким образом, в контексте многомерно-функционального подхода общительность понимается как система устойчивых мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремления субъекта к межличностному взаимодействию (А.И.Крупнов).

Список использованной литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.

2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. М. 1969.

3. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологии личности. М. 1990.

4. Бодров В.А., Журавлев А.Л. Методологические принципы и результаты фундаментальных исследований профессиональной деятельности // Проблемы психологии и эргономики. 2003. Вып. 2 (23). С. 64-69.

5. Василенко Л.Д. Отношение общительности — замкнутости к симптомокомплексам экстраверсии, эмоциональности // Новые исследования в психологии и возрастной

183

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

6. Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов. Автореф. дисс. ... канд. п. наук. М., 1996. 24 с.

7. Воловикова М.И., Сумарокова В.А., Журавлев А. Л. Испытание страхом (Чернобыль в судьбе человека). Сознание личности в кризисном обществе. // Отв. ред. М.И. Бобнева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. С. 95-108.

8. Вяткина Л.А., Крылова Г.Ф. Связь активности общения шестилетних детей с экстраверсией - интраверсией // Общение и формирование личности. Гродно, 1984.

9. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996, 226 с.

10. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

11. Жемчугова А.Л. Влияние качеств активности общительности на успешность деятельности // Псмхология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982.

12. Журавлев А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 1. С. 57-67.

13. Журавлев А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом. Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. С. 179-192.

14. Журавлев А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988 Т. 9. № 6. С. 53-64.

15. Журавлев А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии. // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83-88.

16. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

17. Журавлев А.Л. Социально- психологический анализ исполнительской деятельности. // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 6-16.

18. Журавлев А.Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН// Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 6. С. 5-18.

19. Журавлев А.Л. «Социально- психологическая зрелость»: обоснование понятия. . // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 2. С. 44-54.

20. Журавлев А. Л. Психология доверия и недоверия: теория, эмпирика и практика // А.Б. Купрейченко. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. С. 9-21.

21. Журавлева Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: Дис ... канд. психол. наук. М., 2004.

22. Журавлева Л.А. Гендерные различия типов доверия личности к окружающим. // Вестник РГТЭУ. 2009. № 8.С. 172-176.

23. Журавлева Л.А. Психологический анализ доверия личности с разными социально-демографическими характеристиками. /Современное общество образование и наука. Материалы Международной научнопрактической конференции: в 16 частях. 2015. С. 60-65

24. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений. Дис ... канд. психол. наук М.: Институт психологии РАН, 2002.

25. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в современном российском обществе. / Современная психология: состояние и перспективы. // Отв. ред. Брушлинский А.В., А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 127-129.

26. Журавлева Н.А., Журавлев А.Л. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 5. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 11-41.

27. Журавлева Н.А. Современные тенденции в ценностных ориентациях российской молодежи// Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 3. С. 139 - 146.

28. Журавлева Н.А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т.33. № 6. С. 34 - 49.

29. Журавлева Н.А. Экономико-пихологические характеристики личности с разным типом ценностных ориентаций // Психологический журнал. 2012. Т.33. № 1. С. 30 - 39.

184

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

30. Журавлева Н.А. Экономико-психологические характеристики личности с разным типом ценностных ориентаций. // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 34-49.

31. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.

32. Журавлева Н.А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности - актуальная проблема современного российского общества. // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 46-57.

33. Ильина А.И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь. 1961.

34. Кокорева Е.Д. Роль общительности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1989. 18 с.

35. Крупнов А.И. Ценностно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. С. 9-2

36. Кольцова В.А., Барабанщиков В.А., Журавлев А.Л. Системное исследование психического в работах Б.Ф. Ломова // Б.Ф. Ломов, психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, С. 5-28.

37. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4.

38. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.

39. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учебник для студентов вузов. М.: Пед. общество России. 2001. 319с.

40. Павлова Н.Д., Журавлев А.Л. К междисциплинарной проблематике дискурса // Ситуационная и личностная детерминация дискурса / Под ред. Н.Д Павловой, И.А.Зачесовой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 6-11.

41. Парфенов В.Н. Общение, как предмет социально-психологических исследований. Автореф. лисс. ... докт. п. Наук. Л., 1983. 28с.

42. Психология ХХ1 века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003.

43. Петрова Л.Н. Русская ментальность//Инновационная наука. Международный научный журнал №4 часть 3 Уфа, ООО «Аэтерна», 2015. С.80-83.

44. Петрова Л.Н. Русская идея и российская идентичность // Актуальные вопросы современной науки: Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Научный редактор И.А. Рудакова. М., 2014. С. 145-154. (1)

45. Петрова Л.Н. Понятие ментальности и ее связь с понятием менталитета. Актуальные вопросы развития науки: Материалы международной научно-практической конференции. Уфа: Изд-во «Уфа РИЦ БАШ ГУ», 2014. С. 228-232. (1)

46. Позняков В.П., Журавлев А.Л. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал высшей школы экономики.2004. Т.1 №3. С. 46-64.

47. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. Бодрова В.А., Журавлева А.Л. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

48. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 624 с.

49. Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 575 с.

50. Рейнвальд Н.И., Бану Л.А. Общение и общительность в студенческом возрасте // Психологопедагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М., 1988.

51. Рубцов В.В., Журавлев А.Л., Марголис А.А., Ушаков Д.В. Образование одаренных - государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5 - 14.

52. Санникова О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типологических особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии. № 2. 1982. С. 109-115.

53. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 142 с.

54. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

185

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

55. Сумарокова В.А., Журавлев А. Л. Изучение социально-психологических процессов адаптации в условиях длительного проживания на загрязненных территориях (Чернобыль в судьбе человека). /Чернобыльский след. // Отв. ред. М.И. Бобнева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1992. С. 88-96.

56. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. Исследование типов доверия и отношения личности к людям // Ученые записки ИМЭИ. 2012. Том 2. № 1. С. 87-97.

57. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. Типы доверия и отношение студентов к окружающим на разных этапах профессионализации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 244 - 251.

58. Сумарокова В.А., Журавлева Л.А. Исследоввание характеристик общительности личности. // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 176-183.

59. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. Особенности доверия и недоверия у студентов экономических Вузов // Вестник РУДН. Серия психология и педагогика. 2014. № 3. С. 60 - 65.

60. Сумарокова В.А., Журавлева Л. А. К вопросу о видах и функциях доверия // Современный взгляд на будущее науки. Уфа. 2014. С. 165-170.

61. Тырнова О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1996. 139 с.

62. Шорин В.Г., Рубахин В.Ф., Журавлев А.Л. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М. 1976.

63. Щебетенко А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1984. 207 с.

64. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Образование и конкурентноспособность нации: психологические аспекты // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 5-13.

65. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Фундаментальная психология и пракьтка: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5-16 .

66. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Макропсихологическое состояние современного российского общества // Экономическая наука современной России. 2012. № 2. С. 137-140.

67. Якушева Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента // Ученые записки Саратовского госпединститута. Саратов, 1957. С. 111-126.

© Л.А.Журавлева, 2015

УДК159.9

Э.В. Лихачева, Кандидат психологических наук, доцент Кафедра общей, возрастной и педагогической психологии Институт психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

г. Москва, Российская Федерация С.В. Бондаревская, Старший преподаватель Кафедра общей, возрастной и педагогической психологии Институт психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

г. Москва, Российская Федерация Е.С. Беляева, Ассистент Кафедра педагогики

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

г. Москва, Российская Федерация

ИДЕАЛЬНЫЙ ВНУК И РЕАЛЬНЫЙ ВНУК ГЛАЗАМИ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования содержания образов идеального внука/внучки и

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.