Научная статья на тему 'К вопросу о классификации педагогических средств современной общеобразовательной школы'

К вопросу о классификации педагогических средств современной общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ДОМИНАНТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА / УЧЕНИЕ / СТРУКТУРА УЧЕНИЯ (УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) / PEDAGOGICAL MEANS / ACTIVITY-BASED APPROACH TO EDUCATION / DOMINANT KINDS OF STUDENTS ACTIVITY / STRUCTURE OF EDUCATION / MEANS OF REALISATION OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барамзина Светлана Анатольевна

В ходе исследования нами были определены доминантные виды деятельности учащихся в процессе обучения (общение, манипулятивная деятельность, игровая, учебная, общественно полезная, учебно-профессиональная) и на их основе разработана классификация педагогических средств для освоения этих видов деятельности, так как полагаем, что для обеспечения формирования желательной деятельности в обучении необходимо точно указывать специфику входящих в нее средств. Считаем, что знание номенклатуры средств обеспечит ориентировку субъекта при планировании и выполнении деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of classification of pedagogical means in modern comprehensive school

In accordance with the active purpose of education (mastery by the subject of education the special type of activity), pedagogical means should be oriented for the solution of active purposes to ensure the adoption by the subject of education special components of means of activity being mastered. For this purpose the classification of pedagogical means according to the two bases has been developed by us: by means of activity being mastered and by structural components of educational activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации педагогических средств современной общеобразовательной школы»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

УДК 371.64(69)

С. А. Барамзина

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В ходе исследования нами были определены доминантные виды деятельности учащихся в процессе обучения (общение, манипулятивная деятельность, игровая, учебная, общественно полезная, учебно-профессиональная) и на их основе разработана классификация педагогических средств для освоения этих видов деятельности, так как полагаем, что для обеспечения формирования желательной деятельности в обучении необходимо точно указывать специфику входящих в нее средств. Считаем, что знание номенклатуры средств обеспечит ориентировку субъекта при планировании и выполнении деятельности.

In accordance with the active purpose of education (mastery by the subject of education the special type of activity), pedagogical means should be oriented for the solution of active purposes to ensure the adoption by the subject of education special components of means of activity being mastered.

For this purpose the classification of pedagogical means according to the two bases has been developed by us: by means of activity being mastered and by structural components of educational activity.

Ключевые слова: педагогические средства, дея-тельностный подход к обучению, доминантные виды деятельности ученика, учение, структура учения (учебной деятельности), педагогические средства реализации учебной деятельности.

Keywords: pedagogical means, activity-based approach to education, dominant kinds of students activity, structure of education, means of realisation of activity.

В настоящее время в отечественной психологической науке разработан ряд кардинальных положений, позволяющих оптимизировать процесс обучения. Важнейшее значение среди этих положений имеет деятельностный принцип, согласно которому формирование личности происходит через преобразование иерархических отношений деятельностей, образующих ядро личности (А. Н. Леонтьев) [3].

Самое общее философское определение деятельности следующее: деятельность - индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения лич-

БАРАМЗИНА Светлана Анатольевна - доцент кафедры педагогики ВятГГУ © Барамзина С. А., 2009

ности в существующую систему разделения труда [4]. Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность. Так, в психологии деятельность определяется как «форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта » [4]. В настоящее время существует много различных определений деятельности в психологии, но данное определение признается в науке наиболее удачным, так как в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности (активность, продуктивность, осознаваемость, социальная обусловленность). Существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности: предметность, адаптивность и системность [Там же, с. 54]. Именно системность деятельности обусловила выделение отечественными психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Д. Б. Элькониным в деятельности двух сторон: предметной (практическую и познавательную) и направленной на развитие взаимоотношений с людьми, обществом [3].

В современной научной литературе представлены самые разнообразные классификации видов человеческой деятельности, отражающие ее сложное содержание (Б. Г. Ананьев, Б. А. Грушин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) [8, с. 84]. Анализ имеющихся классификаций деятельности показывает, что наиболее общий философский критерий их выделения находится в сфере субъектно-объектных отношений, что позволяет обосновать пять основных видов деятельности человека в обществе: познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную (общение) и художественную (см. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1972) [8, с. 84].

В педагогической литературе редко можно встретить такие виды деятельности, как преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и т. п.; как правило, говорят об учебной, трудовой, общественно-организационной [8, с. 84]. Поэтому за основу в своем исследовании примем классификацию видов деятельности, предложенную психологом Д. И. Фельдштейном, и будем различать шесть следующих генетически преемственных ведущих типов деятельности, в которых проявляются две стороны деятельности: непосред-

ственно-эмоциональное общение у младенцев, ма-нипулятивную деятельность в раннем возрасте, игровую - у дошкольников, учебную - у младшего школьника, общественно полезную - у подростка и учебно-профессиональную деятельность у старшеклассника [3]. Общение, игра и общественно полезная деятельность являются теми формами проявления деятельности, в которых преобладает деятельность по усвоению норм взаимоотношений с людьми, обществом. Манипулятивная, учебная и учебно-профессиональная деятельность представляют формы другой стороны деятельности - предметной (практической и познавательной) [Там же, с. 39]. Такая классификация видов деятельности представлена в табл. 1.

Таблица 1

Виды деятельности Формы проявления

Деятельность по усвоению норм взаимоотношений с людьми, обществом - Общение. -Игра. - Общественно полезная деятельность (труд, организационно-общественная работа, учеба, спорт, художественная деятельность)

Предметная (практическая, познавательная) - Манипулятивная. -Учебная. - Учебно-профессиональная

Полагаем, что выявленные виды деятельности являются доминантными для учителя и учащихся, поскольку именно через них происходит передача социальной культуры, усвоение содержания образования. Закономерно, что задача обучения сегодня заключается в том, чтобы сформировать данные виды деятельностей школьников, для чего уча-

щимся необходимо овладеть их средствами и способами реализации.

Анализ фонда имеющихся средств показал его несовершенство [5, с. 13]. Номенклатура педагогических средств не всегда приспособлена к организации указанных видов деятельности. Мы попытались осуществить классификацию педагогических средств по доминантным видам деятельности учителя и учащихся с целью оказания помощи субъекту той или иной деятельности в ее освоении. Такая классификация представлена в табл. 2.

Основное назначение данной классификации -возможность выбора педагогических средств по виду деятельности, осваиваемому в данный момент. Полагаем, что данная классификация позволит конкретизировать процесс освоения в школе той или иной деятельности, отдельные моменты которой отличаются особыми педагогическими средствами и способами организации.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание ее структуры и содержания, а также средств ее осуществления. К настоящему времени в психологии сложились два основных способа решения данной проблемы. Первый из них условно обозначают как структурно-морфологическую парадигму психологического анализа деятельности [4]. Согласно данному подходу, основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. Второй подход обозначают как функционально-динамическую парадигму психологического анализа деятельности. Он, являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятельность предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов - своих единиц. Они закономерно связаны меж-

Таблица 2

Классификация педагогических средств для освоения доминантных видов деятельности учащихся

Виды деятельности Формы проявления Педагогические средства, направленные на усвоение видов деятельности

Деятельность по усвоению норм взаимоотношений с людьми, обществом - Общение -Игра - Общественно полезная деятельность (труд, организационно-общественная работа, учеба, спорт, художественная деятельность) - Педагогические средства общения - Педагогические средства игры - Педагогические средства общественно полезной деятельности

Предметная (практическая, познавательная) - Манипулятивная - Учебная - Учебно-профессиональная - Педагогические средства манипуля-тивной деятельности - Педагогические средства учебной деятельности -Педагогические средства учебно-профессиональной деятельности

ду собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности [4].

Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: субъект, предмет, средство, процедура, внешние условия и продукт деятельности; их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности.

С учетом того факта, что ведущим типом деятельности школьника является учебная, сосредоточим свое внимание на конкретизации педагогических средств учебной деятельности. Анализ учебной деятельности, подлежащей освоению, необходим для выявления объективно необходимых средств этой деятельности.

Учебная деятельность - это познавательная деятельность ученика, она направлена на изменение его собственного опыта [1].

Рассмотрим строение учебной деятельности (учения). Первым компонентом структуры учения является субъект учения. Термин «субъект» в педагогической литературе встречается часто, но понятие «субъект учения» исследовано мало. Мы согласны с позицией Н. В. Кузьминой, которая, характеризуя учащегося как субъекта деятельности, отмечает, что он развивается «не в прямой зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным психике, - особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера, формирования общих и специальных способностей» [7]. Поэтому полагаем, что в основе структуры субъекта - компоненты модели личности. Современная модель личности представлена К. К. Платоновым [2]. Модель функционирует посредством следующих подструктур: направленности личности, опыта личности, форм отражения, связанных с индивидуальными особенностями психологических процессов индивида, типологических свойств личности.

Предмет учения - это все те знания и умения, которые должен усвоить ученик [1]. Предмет деятельности учения может быть представлен: 1) фрагментами знания, составляющего ориентировочную основу деятельности, умение выполнять которую подлежит усвоению; 2) частью умения выполнять эту деятельность; 3) полным по своему операционному составу умением выполнять предметно-специфическую деятельность.

Продукт учения мы, вслед за Д. Б. Элькони-ным, В. В. Давыдовым, Т. В. Габай понимаем как желаемые изменения в самом учащемся [1]. Эти изменения состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений.

Процедура учения [1] включает в себя акты учения плюс акты той предметно-специфической

деятельности, умением выполнять которую учащийся должен овладеть.

Таким образом, деятельностный подход к процессу учебной деятельности позволяет более полно и в определенной последовательности расположить его основные компоненты.

Рассмотренная нами структура учебной деятельности создает условия для конкретизации педагогических средств по компонентам структуры учебной деятельности (учения) (см. табл. 3).

В чем преимущества предложенной нами классификации педагогических средств? Полагаем, что данная классификация предоставляет учителю и ученику возможность выбора педагогических средств по виду деятельности, осваиваемому в данный момент. Предполагаем также, что данная классификация позволит конкретизировать процесс освоения в школе той или иной деятельности, которая, как известно, осуществляется с помощью тех или иных педагогических средств. Полагаем, что методологически важно не только обобщить в единой классификации применяемые в учебной деятельности педагогические средства, но и подчеркнуть их диалектическое единство, вытекающее из того, что в любом виде деятельности всегда сочетается несколько средств.

Полагаем, что педагогические средства должны занять свое место в учебной деятельности учащихся. Однако для этого необходима определенная перестройка обучения, связанная с постановкой особой цели -вооружить учащихся системой педагогических средств. По нашему мнению, в учебных предметах необходимо выделить основные педагогические средства и провести классификацию последних по доминантным видам деятельности; включить основные педагогические средства во все программы, преподнести их в интересной для учащихся форме в учебниках, разработать методики применения педагогических средств и изложить их в курсах частных методик.

Выводы:

1. Методологической основой исследования вопроса о классификации педагогических средств является деятельностная концепция обучения. Выбор этой концепции связан с ориентацией отечественной школы на освоение определенных дея-тельностей.

2. Мы определили в ходе исследования доминантные виды деятельности в обучении (общение, манипулятивную деятельность, игровую, учебную, общественно-полезную, учебно-профессиональную деятельность) и на их основе разработали классификацию педагогических средств для освоения этих видов деятельности, так как полагаем, что для обеспечения формирования желательной деятельности в обучении необходимо точно указывать специфику входящих в нее средств. Знание номенклатуры средств обеспечит ориентировку субъекта при планировании и выполнении деятельности.

Таблица 3

Конкретизация педагогических средств учебной деятельности по основанию - структурным моментам деятельности

Структурные компоненты деятельности Подструктуры Педагогические средства

Субъект 1. Направленность личности. 2. Опыт. 3. Особенности психических процессов. 4. Биопсихические свойства 1. Побуждающие: учебно-наглядные пособия, которые делятся на натуральные (гербарии, коллекции минералов, чучела животных), изобразительные (плакаты, рисунки, модели, муляжи) и знаковые (формулы, графики). 2. Направляющие: учебно-методическая литература, словари, дидактические материалы, инструкционные карты; технические средства информации (аудиовизуальные средства); компьютерные обучающие программы; электронные библиотеки. 3. Регулирующие: специальное оборудование, ориентирующее учеников на практическую деятельность (лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ); тренажерные технические средства обучения (тренажеры); компьютерные обучающие программы; средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными. 4. Игровые средства

Предмет деятельности 1. Фрагмент знания, составляющего ориентировочную основу деятельности, умение выполнять которую подлежит усвоению. 2. Часть умения выполнять эту деятельность. 3. Полное по своему операционному составу умение выполнять предметно-специфическую деятельность Группа «Средства усвоения» 1. Наличный уровень знаний; степень сформированное™ тех познавательных действий (предварительные умения), без которых программа обучения не может быть реализована. 2. Общие умения (контролирование собственной деятельности и т. д.). 3. Предметные знания (математические, грамматические, физические и т. д.), ориентировочная основа деятельности. 4. Материальное действие с опорой на внешние объекты или умственное действие

Продукт деятельности Желаемые изменения в учащемся Группа «Продуктивные средства» 1. Прямой продукт учебной деятельности - умение учиться. 2. Дополнительный продукт - предметно-специфические знания и умения, на материале которых формировалось умение учиться

Процедура деятельности учения Акты предметно-специфического действия + акты собственно учения (первая стадия - уяснение, состоящая из пяти уровней: 1. Уровень прослеживания чужого действия в поле восприятия. 2. Уровень материального действия, выполняемого с материальными объектами. 3. Уровень действия в громкой речи без предметов. 4. Уровень действия во «внешней речи про себя». 5. Уровень действия во «внутренней речи» Группа «Деятельностно-организующие средства» Познавательные средства (Н. Ф. Талызина) 1. Внешние инструкции на учебных картах. 2. Внешние инструкции, представленные в виде устной речи преподавателя. 3. Алгоритмы усваиваемых действий. 4. Материальные объекты. 5. Речь (внутренняя, внешняя)

3. Согласно нашей классификации определились следующие виды педагогических средств: 1) педагогические средства общения; игры, общественно полезная деятельность; 2) педагогические средства манипулятивной деятельности, учебной деятельности, учебно-профессиональной.

4. Методологической основой для конкретизации педагогических средств учения является структура учебной деятельности, предложенная психологом Т. В. Габай.

5. Учебная деятельность - ведущий вид деятельности школьника. Полагаем, что для каждого структурного момента учебной деятельности необходима своя система педагогических средств, направленная на овладение этим структурным моментом. Поэтому предлагаем конкретизировать педагогические средства учебной деятельности по компонентам структуры деятельности.

Примечания

1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2003. С. 43.

2. Данюшенков В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. М.: Прометей, 1994. С. 29.

3. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна; НИИ общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. С. 36.

4. Психология труда: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. 031000 «Педагогика и психология»; под ред. проф. А. В. Карпова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С. 52.

5. Пугал Н. А. Создание и использование системы средств обучения биологии в общеобразовательной школе: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 1994. С. 13.

6. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. вузов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2008. С. 64.

7. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Шамовой. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. С. 96.

8. Цирульников А. М. К вопросу о конкретизации целей современной общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1978. № 7. С. 84.

УДК 37.013

И. А. Ульянова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье раскрываются особенности и этапы развития рефлексивности младшего школьника в учебной деятельности. Описана специфика реализации данного свойства личности - от сравнивающей рефлексии к коллективной позиции, возникновению ролевой структуры самосознания ребенка и появлению определяющей рефлексии.

The article discusses the essence and stages of development of reflexive property in primary school children at school activities. It describes the specific character of development of this personal property: from comparing reflexivity to collective position, then further on to formation of a role structure of the child's consciousness, and finally, as a planned standard for primary school age, to determining reflexivity.

Ключевые слова: особенности, этапы, рефлексивность, младший школьник, условия, коллективная позиция, индивидуальная способность.

Keywords: peculiarities, stages, reflexivity, primary-school pupil, conditions, collective position, individual ability.

На сегодняшний день, несмотря на инновационные процессы, протекающие в школе, организация образовательного процесса имеет много неразрешимых проблем, снижающих эффективность педагогической деятельности. Одна из проблем образования заключается в том, что при высоком уровне обученности учащиеся показывают низкий уровень практического применения имеющихся знаний. Именно по той причине, что учащиеся не умеют использовать полученные знания, анализировать причины успешности и неудач, не видят необходимости ставить цели, планировать свою деятельность, не умеют применить знания в нестандартной жизненной ситуации, и возникает парадокс, когда багаж полученных знаний остается невостребованным, бесполезным. А если учесть современный темп развития науки и техники, окажется, что полученные знания быстро устаревают, а следовательно, современный человек вынужден все время самообразовываться, самосовершенствоваться, уметь принимать оригинальные решения.

Возможный путь более эффективного овладения знаниями - развитие рефлексивности школьников начиная с младшего школьного возраста. На наш взгляд, развитие данного свойства является

УЛЬЯНОВА Ирина Анатольевна - аспирант кафедры педагогики ВятГГУ © Ульянова И. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.