Научная статья на тему 'К вопросу о классификации обращений граждан в органы власти'

К вопросу о классификации обращений граждан в органы власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3096
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ ГРАЖДАН / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ / CITIZENS' APPEALS TO AUTHORITIES / CLASSIFICATION OF CITIZENS' APPEALS / POLITICAL CULTURE / SOCIOCULTURAL ATTITUDES OF CITIZENS / CULTUROLOGICAL APPROACH TO CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрина Юлия Геннадьевна

В статье приведен обзор основных подходов к классификации обращений граждан. Автором предложен новый подход к классификации обращений граждан культурологический, позволяющий фиксировать набор социокультурных установок граждан по отношению к власти. На основе культурологического подхода произведена попытка определить основные типы взаимодействия граждан с представителями власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE CLASSIFICATION OF CITIZENS’ APPLICATIONS TO THE AUTHORITIES

The article reviews the main approaches to the classification of citizens’ appeals to the authorities. The author suggests a new approach to the classification of citizens’ applications the culturological one, allowing managing a set of sociocultural attitudes to the authorities. Based on the culturological approach the author makes an attempt to define the main types of cooperation between the citizens and the authorities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации обращений граждан в органы власти»

УДК 316.7 Юрина Юлия Геннадьевна

соискатель кафедры государственного управления и социологии региона

Пензенского государственного университета

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Yunna Yulia Gennadyevna

PhD applicant, Public Administration and Regional Sociology Department, Penza State University

CONCERNING THE CLASSIFICATION OF CITIZENS’ APPLICATIONS TO THE AUTHORITIES

Аннотация:

В статье приведен обзор основных подходов к классификации обращений граждан. Автором предложен новый подход к классификации обращений граждан - культурологический, позволяющий фиксировать набор социокультурных установок граждан по отношению к власти. На основе культурологического подхода произведена попытка определить основные типы взаимодействия граждан с представителями власти.

Ключевые слова:

обращения граждан в органы власти, классификация обращений граждан, политическая культура, социокультурные установки граждан, культурологический подход к классификации.

Summary:

The article reviews the main approaches to the classification of citizens’ appeals to the authorities. The author suggests a new approach to the classification of citizens’ applications - the culturological one, allowing managing a set of sociocultural attitudes to the authorities. Based on the culturological approach the author makes an attempt to define the main types of cooperation between the citizens and the authorities.

Keywords:

citizens’ appeals to authorities, classification of citizens’ appeals, political culture, sociocultural attitudes of citizens, culturological approach to classification.

Классификации обращений уделяли свое внимание многие ученые. Г. Орлова разделяла обращения по жанровой составляющей, выделяя такие жанры обращений, как жалоба, прошение, письмо, заявление и донос [1, с. 133-143]. Ш. Фитцпатрик предлагает жанровую классификацию по типу адресантов (авторов) обращений. Среди авторов она выделяет: селькоров, лже-селькоров, истцов, просителей и интриганов [2, с. 288-290]. В деятельности государственных и муниципальных органов власти широко распространена тематическая классификация. На сегодняшний момент за основу принят Типовой общероссийский тематический классификатор обращений граждан [3]. Согласно классификатору, все обращения граждан подразделяются на пять основных тематических блоков: государство, общество, политика; социальная сфера; экономика; оборона, безопасность, законность; жилищно-коммунальная сфера. Каждый тематический блок подразделяется на ряд относительно узких тем, отражающих содержание обращения. Современный классификатор использует тематический подход к содержанию обращений, что помогает вести статистику по основным проблемам, волнующим население. Но классификатор не содержит информации об авторах, социальном и материальном статусе, а также не раскрывает суггестивных факторов подачи обращений.

Законодательно закрепленная на сегодняшний день классификация обращений граждан базируется на так называемом «правозащитном» подходе, предложенном Н.А. Ямпольской. Согласно этому подходу, «процесс развития субъективных прав заключается в активных действиях граждан по охране и защите своих прав и таким образом способствующих укреплению законности» [4, с. 62]. Действия по защите или реализации прав гражданин совершает с частной целью, но вместе с тем его действия способствуют устранению подобных инцедентов в будущем в подобных ситуациях. Таким образом, в действиях граждан по защите субъективных прав реализуется одновременно и частный, и публичный интерес. Обращения граждан понимались Н.А. Ямпольской именно как форма «правозащитных» действий. Такие «правозащитные» действия подразделяются на три разновидности, каждой из которых соответствует определенный вид обращений граждан:

- профилактические действия (цель их не в устранении нарушений, а в создании лучших условий для реализации субъективных прав). Их формой являются предложения;

- сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а возможности их совершения, предупреждение нарушений), характерная форма - заявления;

- защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение последствий нарушения), характерная форма - жалобы [5, с. 64].

Таким образом, правозащитный подход видится автору наиболее приемлемым в качестве базы для классификации обращений относительно мотивации вступления гражданина в диалог

с органами власти, а тематический подход - для классификации обращений по содержанию. Кроме того, эти подходы успешно применяются для классификации официальных обращений.

Помимо закрепленных в федеральном законе [6] видов обращений (заявлений, жалоб и предложений) в практике взаимодействия граждан с представителями власти встречаются и другие виды обращений: петиции, ходатайства, письма-сигналы и запросы и пр. Эти виды обращений остаются «за рамками» исследований в связи с тем, что их вынужденно формально определяют к одному из официально закрепленных видов, тем самым «затирая» их специфические особенности.

По мнению автора, изучение обращений граждан к власти только лишь в рамках правового поля является недостаточным по причине того, что обширный пласт процессов остается за рамками правового регулирования. Наименее изученной в этой ситуации остается сфера чувств и установок рядовых граждан. При использовании правозащитного подхода к изучению обращений открыт ряд вопросов: какого типа участия со стороны власти ожидают граждане, обращаясь к ней, какое место отводят себе граждане в диалоге с властью, кто и каким образом способен реально отстаивать свою гражданскую позицию и прочие подобные вопросы.

Говоря о социокультурных установках граждан при подаче обращений в органы власти различных уровней, невозможно обойти вниманием вопрос политической (гражданской) культуры жителей нашей страны, наиболее адекватно иллюстрирующей гражданскую активность рядовых граждан. В настоящее время в исследовательской литературе все чаще звучат мнения, что обращения граждан являются формой гражданской активности и гражданского участия, а следовательно, являются частью гражданской (политической) культуры. При попытке понять, какие виды обращений в большей мере соответствуют конкретному типу политической культуры, необходимо обратиться к классической теории гражданской (политической) культуры Г. Алмонда и С. Вербы. Под политической культурой они понимали «набор ориентаций на некую совокупность социальных объектов или процессов», а также «конкретное распределение моделей ориентации на политические объекты» [7, с. 132]. Важным для Г. Алмонда и С. Вербы было изучение демократической культуры через изучение установок граждан. Главное, что, по их мнению, надо постичь в демократии, относится к сфере установок и чувств, а их усвоить гораздо сложнее [8, с. 126]. Исходя из этого, автором статьи было принято решение включить в классификацию обращений «культурологическийподход» на основе теории политической (гражданской) культуры. Согласно этой теории во всех государствах действуют три основных типа политической культуры граждан: парохиальная, подданническая (приходская) и участническая (активистская). Прежде чем говорить о классификации обращений граждан согласно теории Г. Алмонда и С. Вербы, необходимо оговориться, что авторы неоднократно делали акцент на культурной гетерогенности: все культуры, кроме парохиальной, являются смешанными, и ни один тип политической культуры (ориентации) не вытесняет другие. Трехчленное деление политических культур взято лишь за отправную точку классификации обращений, и в качестве критериев для классификации берутся лишь «чистые» политические культурные ориентации граждан.

Парохиальной культуре присуще отсутствие у народа ожиданий и надежд на перемены, инициируемые политической системой. Эмоциональное восприятие власти у индивида с такими ориентациями обычно негативное или отстраненное, а установки на взаимодействие с властью вообще отсутствуют. Индивиды с набором парохиальных установок не склонны обращаться к власти для разрешения своих проблем.

Подданнический тип культуры предполагает, что подданный ориентирован на официальную власть, информирован о правилах функционирования системы. Но позиция индивида по отношению к власти всегда пассивна. Он, как правило, находится в состоянии «просящего», «ходатайствующего», «бьющего челом» либо «жалующегося». В такой системе установок характерной формой обращений к власти является подача таких видов обращений, как челобитные письма, ходатайства и прошения, которые по содержанию представляют просьбы о чем-либо, направленные более сильному и могучему объекту. Кроме того, распространенным приемом, инициирующим защиту подданного со стороны государства от несправедливости, унижений и прочих бед, является подача жалоб. Характерным видом обращения к власти в рамках подданнической культуры являются также письма-сигналы (доносы). Основным мотивом гражданина, сигнализирующего о нарушениях в среде, к которой он имеет отношение, является желание выслужиться перед сильным начальством, осознанное или неосознанное ожидание поощрения за преданность подданного от лица сильного государства.

Участнический (активистский) тип культуры подразумевает активное взаимодействие граждан и власти в различных формах. Вне зависимости от суггестивного и когнитивного отношения к власти гражданин с набором участнических ориентаций занимает активную жизненную и гражданскую позицию, обладает высоким уровнем социальной инициативы, осознает свое

право на обращение, а потому активно обращается к власти посредством различных видов обращений: от заявлений и запросов до предложений и петиций. Подача различных заявлений предполагает осознанные установки гражданина на равноправные отношения между ним и представителями власти, на равные права и обязанности сторон. Помимо правовых заявлений, гражданин может проявить свою гражданскую активность, открыто заявляя о своей позиции относительно того или иного вопроса либо заявляя о своей гражданской или политической позиции.

Основными видами обращений в рамках участнической политической культуры, несомненно, являются предложения и петиции. Они помогают направить инициативу граждан в рамки правового поля, в русло взаимовыгодного диалога с властью. Как правило, с предложениями по изменению социальной действительности или нормативных актов обращаются граждане, признающие действующую власть легитимной и готовой к диалогу с населением. Этот же набор установок влияет на решение граждан обращаться к власти даже в случае недовольства социально-экономической и политической обстановкой либо недовольства определенными действиями властей. Граждане с такими установками из всех форм выражения недовольства (митинги, пикеты, забастовки) предпочитают сначала вступать с властями в конструктивный диалог. В такой ситуации предложения и петиции являются мирным, цивилизованным, демократическим инструментом влияния граждан на решения, принимаемые всеми ветвями власти.

Таким образом, можно полагать, что обращения граждан к власти могут классифицироваться с использованием так называемого «культурологического» подхода, который фиксирует набор социокультурных и гражданских установок граждан по отношению к власти. Наряду с правозащитным, культурологический подход может пригодиться при изучении социального действия «обращения граждан» через призму «цель - установки». Такой вектор исследования позволит выявить набор социокультурных установок, побуждающих граждан обращаться к власти (рациональная составляющая), а также установок, формирующих модель взаимодействия граждан и власти при обращениях (иррациональная составляющая). Для достижения поставленной цели необходимо сформировать обобщенную классификационную таблицу (таблица 1), содержащую различные виды обращений (предмет классификации) на одной оси и вышеперечисленные категории классификации по другой оси. На пересечении представлены конкретные классификационные признаки.

Таблица 1 - Обобщенная классификация обращений

Категория Вид '— Правозащитная функция (цель) Политическая культура (установки)

Заявление Сигнальная Участническая

Жалоба Защитная Подданническая

Предложение Профилактическая Участническая

Ходатайство Сигнальная Подданническая

Петиция Профилактическая Участническая

Письмо-сигнал (донос) Сигнальная Подданническая

Письмо-запрос Сигнальная Участническая

По обобщенному признаку «цель - установки» можно разделить все виды обращений граждан на три блока, характеризующих типы взаимодействия в рамках отношений граждан с представителями власти:

1 - Попечительский (опекунский) тип. Характерные виды обращений - жалобы, ходатайства (просьбы), письма-сигналы (доносы).

2 - Партнерский (нейтральный) тип. Характерные виды обращений - заявления и письма-запросы.

3 - Инициативный (активистский) тип. Характерные виды обращений - предложения и петиции.

Подробные описания типов взаимодействия представлены в другой работе автора [9, с. 168-169]. Касательно типов взаимодействия необходимо упомянуть, что один конкретный тип не распространяется на все общество целиком, а применим лишь в рамках личных установок гражданина по отношению к власти. Кроме того, индивидуум может одновременно разделять несколько типов установок по отношению к власти и воплощать их в жизнь в различных ситуациях по-разному. Набор установок каждого гражданина определяет обобщенный характер его социального поведения, тип взаимодействия с властью и, таким образом, влияет на способы подачи и выбор видов обращений в органы государственной и муниципальной власти.

В дальнейшем планируется выяснить, какие виды обращений преобладают среди обращений российских граждан, что в свою очередь позволит выявить преобладающий тип установок российских граждан при взаимодействии с органами государственной и региональной власти.

Ссылки:

1. Орлова Г.А. Российский донос и его метаморфозы (Заметки о поэтике политической коммуникации) // Полис (Политические исследования). 2004. № 2.

2. Фитцпатрик Ш. Сталинские крестьяне: социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. М., 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/libr min/21 9f.htm (дата обращения: 22.01.2013).

3. Типовой общероссийский тематический классификатор обращений граждан. Утвержден распоряжением Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 23 марта 2011 г. № 57.

4. Ямпольская Н.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М., 1959.

5. Там же.

6. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (с изменениями от 29 июня и 27 июля 2010 г., 5 апреля 2013 г.).

7. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры (I) // Полития. 2010. № 2 (57).

8. Там же.

9. Человек. Общество. Культура : монография. Кн. 2 / под ред. Е.В. Папченко. Ставрополь, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.