Научная статья на тему 'К вопросу о классификации административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств'

К вопросу о классификации административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
760
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENSE / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / DRUGS / ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / TRAFFICKING OF DRUGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Газизов Д.А.

В статье рассматривается классификация административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Газизов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of classification of administrative offenses in the sphere of drugs trafficking

The classification of administrative offenses in the sphere of drugs trafficking is considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств»

S н и о X

л

<

И

н «

:|S

о X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а

С

<

bS S н

bS

<

а С

к S а

О и н

62

Д.А. ГАЗИЗОВ,

начальник отдела законодательства в области охраны общественного порядка Управления правового регулирования охраны общественного порядка

и обеспечения общественной безопасности, кандидат юридических наук, доцент (Договорно-правовой департамент МВД России)

К вопросу о классификации административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств

В статье рассматривается классификация административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств.

Административное правонарушение, наркотические средства, оборот наркотических средств.

Представление об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств связано не только с их объединением в определенную совокупность, но и с формированием их структуры, разделением на самостоятельные группы, т. е. с классификацией, создаваемой в целях упорядочения объективно существующих разновидностей административных проступков [5, с. 27, 32].

Составы административных правонарушений, непосредственно или опосредовано связанные с наркотическими средствами, сформулированы в 25 статьях, содержащихся в главах 5, 6, 7, 10, 11, 12, 17, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [1].

Исходя из объекта посягательства, правонарушения можно разделить следующим образом: случившиеся в области охраны прав граждан; нарушившие порядок управления; угрожающие охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также охране собственности; имевшие место в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель; произошедшие в сфере водного транспорта, дорожного движения; причинившие ущерб здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и общественной нравственности; посягающие на институты государственной власти.

Явления окружающего мира и деятельность человека могут быть поняты и осознаны людьми в том случае, если будут подвержены описанию и измерению с помощью четырех групп средств — морфологических, аналитических, методологических, системологи-ческих [6, с. 40]. Каждая из групп содержит более мелкие элементы — понятия, определения, формулы, зависимости, подходы, цели.

Примером морфологического описания являются различные терминологические формы содержания науки: термины, определения, дефиниции, толкования, глоссарии, словари, справочники, методические и учебные пособия, учебники, научные статьи и отдельные издания [3].

Аналитические средства описания представляют собой множество вводимых исследователями административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств показателей и параметров, применяемых как количественная мера оценки и анализа явлений практической деятельности, а также для актуализации проблем в процессах деятельности.

Методологические средства описания проблемы исследования направлены на изучение деятельности в данной области. В сущности, методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат [4, с. 30].

Полагаем, что неоходимо необходимым рассмотреть такие критерии выделения административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, как качество, свойство, признак изучаемого объекта (который дает возможность судить о его состоянии и уровне развития).

Под критерием понимают мерило оценки, определение или классификацию чего-либо.

В справочной литературе критерий определяется как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных.

Развернутый критерий представляет собой совокупность основных признаков, раскрывающих норму, высший уровень развития соответствующего качества.

Таким образом, критерий — мерило, признак для оценки, классификация суждения, то, что позволяет из множества возможных решений выбрать одно. Таким образом, выделить виды административных правонарушений в сфере

оборота наркотических средств — значит дать количественную и качественную характеристику состояния ее основных критериев.

На наш взгляд, критерии должны отражать основные закономерности административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств. С помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы. Качественные показатели нужно рассматривать в единстве с количественными.

Процесс построения системы предупреждения административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств нужно подчинить единому четкому классификационному критерию. В качестве такового может выступать функциональность противоправного деяния (действия или бездействия) в организации и осуществлении незаконного оборота наркотических средств.

С учетом обозначенного критерия в статьях КоАП РФ, регламентирующих сферу оборота наркотических средств, можно выделить три группы административных правонарушений.

Первую из них составляют административные правонарушения, непосредственно направленные на осуществление незаконного оборота наркотических средств. В свою очередь, из данной группы, на наш взгляд, можно выделить три подгруппы.

1. Правонарушения, связанные с немедицинским потреблением наркотических средств (в частности, в общественных местах, несовершеннолетними): ст. 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», ч. 3, 4 ст. 20.20 «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», ст. 20.22 «Появление в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими средств или психотропных веществ в общественных местах» [1].

2. Правонарушения, способствующие распространению наркотических средств: ст. 6.8 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», ст. 6.13 «Пропаганда наркоти-

ческих средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» , ст. 6.16.1 «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ», ст. 10.5 «Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», ст. 10.5.1 «Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» [1]. 3. Правонарушения в сфере специальных правил оборота наркотических средств: ст. 10.4 «Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», ст. 6.15 «Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ», ст. 6.16 «Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» [1].

Вторую группу составляют административные правонарушения — «производные» от потребления наркотических средств без назначения врача: ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», ст. 7.21 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями», ст. 11.9 «Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения», ст. 11.13 «Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства,

к н и о X

л

<

и

н «

О X

л

<

и н к

X

<

а

X О

о

ва

<

а

С

<

Б

н

<

а С

к К а

О и н

63

S н и о X

л

<

И

н «

:|S

о X

л

<

И

н S

X

<

а

X О

о

ва

<

а

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

bS S н

bS

<

а С

к S а

О и н

64

удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения», ст. 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения», ч. 3 ст. 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», ч. 3 ст. 12.29 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения», ст. 12.32 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством», ст. 20.21 «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» [1].

В третью группу входят административные правонарушения, направленные на противодействие органам государственной власти в связи с осуществлением ими контрольно-надзорной и юрисдикционной деятельности в сфере оборота наркотических средств: ст. 12.26 «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения», ст. 17.7 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении», ст. 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы», ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», ст. 19.24 «Несоблюдение административных ограничений и

Список литературы

1. Кодекс об административных правонарушениях.

2. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // СЗ РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.

3. Газизова Т.Г. Проблемы применения законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств или психотропных ве-

невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре» [1].

Классификация административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств обеспечивает единообразие в деятельности юрисдикционных органов по реализации норм об административной ответственности, помогает их правильно толковать и применять, в частности, при квалификации. Кроме того, при классификации правонарушений в указанной области выявляются причины их совершения и условия, этому способствующие, что, в свою очередь, определяет направления для применения эффективных мер противодействия.

Изучение и проведенный анализ составов административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств позволяет сделать вывод о необходимости их пересмотра и унификации.

Так, на наш взгляд, непосредственным объектом административных правонарушений, связанных с немедицинским потреблением наркотических средств, вне зависимости от того, где они употребляются (в общественных местах или нет), являются общественные отношения в области охраны здоровья населения. В связи с этим полагаем возможным установить единую норму об ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача, исключив соответствующие положения из ч. 3, 4 ст. 20.20 и ст. 20.22 КоАП с тем, чтобы включить их в качестве квалифицирующих признаков в ст. 6.9 КоАП.

Предлагаемые изменения, на наш взгляд, обусловлены современными реалиями и направлены на реализацию п. 21 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. [2], которой предусмотрена реализация мер, направленных на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

ществ // Административное право и процесс. 2012. № 3.

4. Короткое Э.М. Исследование систем управления. М., 2000.

5. Севрюгин В.Е. Теоретические проблемы административного проступка: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 1994.

6. Пудич В. С. Введение в системологию менеджмента: учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов. М.—Воронеж, 2006.

E-mail: gazizovda@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.