Научная статья на тему 'К вопросу о кибербезопасности Интернет пользователей'

К вопросу о кибербезопасности Интернет пользователей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1048
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ / CYBER-FRAUD / CYBER SECURITY / SAFETY INTERNET

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гольчевский Ю. В., Некрасов А. Н.

Рассмотрена проблема повышения кибербезопасности пользователей сети Интернет, особое внимание уделено начинающим и наименее защищенным пользователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEM OF INTERNET USERS CYBERSECURITY

The problem of cyber security of Internet users is discussed. One of the options to in crease safety is proposed, particular attention paid to the most vulnerable and novice users.

Текст научной работы на тему «К вопросу о кибербезопасности Интернет пользователей»

УДК 316.77, 316.4

К ВОПРОСУ О КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Ю.В. Гольчевский, А.Н. Некрасов

Рассмотрена проблема повышения кибербезопасности пользователей сети Интернет, особое внимание уделено начинающим и наименее защищенным пользователям.

Ключевые слова: кибермошенничество, кибербезопасность, безопасный Интернет.

По данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации количество российских пользователей сети Интернет в 2011 году выросло до 70 миллионов человек, что составляет 49 % населения страны. По прогнозу в 2013 году это число может достигнуть порядка 90 миллионов человек, что составит 63 % населения страны [1]. Специалистами отмечается “старение” пользователей российского сегмента Интернета (Рунета). По данным опроса, проведенного компанией Т№, прирост аудитории Рунета за 2010 обеспечили граждане в возрасте старше 45 лет, особенно пенсионеры (50 %), в возрасте от 25 до 44 лет (25 %) и всего 3 % в возрасте от 12 до 24 лет [2]. По итогам 2010 года количество пользователей старше 50 лет составило 6,5 миллионов человек [3]. Отмечается, что число таких пользователей будет расти и дальше. Это заметно и в процессе обучения на рынке дополнительного профессионального образования. Увеличилось количество программ освоения информационных технологий, ориентированных на людей предпенсионного возраста и пенсионеров.

Также статистика показывает, что большинство пользователей Рунета (более 60 %) - это люди старше 25 лет, платежеспособные пользователи, с достаточно хорошим уровнем жизни [2].

На фоне развития коммуникационных технологий, и возрастающей активности пенсионеров, увеличивается количество Интернет-

мошенников. По данным агентства “Интерфакс” количество мошеннических действий в 2011 году увеличилось на 95 % [4]. Хотелось бы обратить внимание, что по информации, представленной в [2], достаточно велико число тех, кто начал пользоваться сетью не больше года назад - от 7 % до 17 % в зависимости от региона. С учетом приведенных выше прогнозов эта цифра не будет уменьшаться. Люди старшего возраста, только что начавшие познавать ресурсы Интернета, могут легко попасться в руки мошенников. Эксперты «Лаборатории Касперского» в работе [5], опубликованной в 2011 году, подсчитали, что за год активного использования Интернета мошенники могут получить до 500 долларов США с одного обычного пользователя.

По данным Т№ Россия, примерно 41 % россиян выходит в интернет хотя бы один раз в месяц, причем, уровень проникновения равен 65 % и около трети - хотя бы раз в день. Исходя из этого и приведенной выше статистики, можно прийти к выводу, что примерно 21 миллион пользователей являются активными. Если, например, каждый шестой пользователь (что близко к проценту новичков в Интернете) попадется “на удочку”, мошенники могут получить примерно 54,2 миллиарда рублей за год, что сопоставимо с общим объемом доходов бюджета такой административнотерриториальной единицы, как Республика Коми на 2012 год [6]. И это нисколько не преувеличение. Например, в 2010 году была обезврежена группа, занимавшаяся незаконным бизнесом с помощью SMS-блокеров. По данным Министерства внутренних дел РФ доход, полученный этой группой, оценивается в 500 миллионов рублей [7].

Если же рассматривать активного пользователя в отдельности, то 500 долларов США, или примерно 15 тысяч рублей в год или 1 300 рублей в месяц. Возможно и не такая уж большая сумма. Однако с учетом того, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по России за февраль 2012 года, по данным Росстата [8], составляет примерно 24 тысячи рублей, получается, что мошенники могут получить около 5 % заработной платы активных пользователей Рунета ежемесячно.

Способов мошенничества в сети Интернет достаточно много и с развитием технологий и предлагаемых сервисов появляются новые. Вот лишь несколько распространенных примеров, используемых для выманивания денег у граждан.

1. Мошенничества, связанные с поддельными или несуществующими Интернет-магазинами, с фишинговыми сайтами, которые полностью копируют официальные сайты банков или кредитных организаций.

2. Сайты-подделки известных социальных сетей, выманивающие деньги за разблокирование учетной записи, якобы произошедшее за какие-либо нарушения или имитирующие сервис анонимайзера для получения доступа к заблокированному сайту (например, существует для сети "Одноклассники"). Также используют популярные бренды для создания фальшивых файлообменных систем с регистрацией по номеру телефона (например, “GoogleFiles”).

3. Интернет-попрашайничество от имени благотворительных фондов, родителей тяжелобольных детей и т.п. Особенно получило распространение с развитием социальных сетей.

4. Программы-блокеры, шифрующих файлы пользователя и требующих деньги за восстановление данных. SMS-блокеры, блокирующие вход в операционную систему. Причем в последнее время все чаще прикрывающиеся “законными” способами - штрафами за нарушения пользователем различных правил [9].

5. “Кражи личности” (аккаунта в социальной сети, онлайн игре, сис-

теме обмена информацией) и действия от имени данной личности.

6. Поддельные брачные агентства, рассчитанные на благосостоятельных людей и выманивающие у них деньги.

7. Безвыигрышные онлайн-лотереи, для участия в которых нужно заплатить небольшую сумму, как правило, через отправку платной смс.

8. Предложения о покупке лже-антивирусов, после мнимой проверки и мнимого обнаружения вирусного заражения компьютера.

Растет и число мошенничеств, связанных с различными онлайн платежами.

На сегодняшний день подключиться к сети Интернет очень просто. Достаточно заключить договор на поставку услуг с провайдером или посетить место с зоной бесплатного Интернета.

При первом знакомстве с Интернетом пользователь не получает никакой информации о том, как устроена Всемирная сеть, какие полезные сервисы она предоставляет и какие опасности могут ожидать пользователя в сети. Предполагается, что если пользователь решил зайти в Интернет, то это его личная проблема. Но, на наш взгляд, это мнение ошибочно.

Для решения проблемы информирования пользователя нужно определить, как эффективнее и выгоднее донести те угрозы, которые его ждут, и информацию о негативных последствиях (финансовых, юридических и других), которые могут последовать после выполнения различных действий.

Обратимся к окружающему миру. Предположим, человек приходит покататься на “Американских горках”. Перед стартом ему объясняют основные правила безопасности, рассказывают, что можно и что категорически запрещено делать, как вести себя в исключительных ситуациях, сообщают о возможных побочных эффектах. Если посетитель согласен со всем изложенным, он садится в приготовленное для него место и аттракцион начинает работу. Почему не распространить эту практику и на подключение к Интернету? Не обязательно в принудительном порядке, а хотя бы предложить всем желающим.

Тема безопасности в Интернет-среде имеет иную специфику, чем техника безопасности на аттракционах. Нельзя заставить пользователей изучать такой материал принудительно и ограничивать таким образом доступ к информации, нарушая законодательство Российской Федерации. Кроме того, Интернет-угрозы имеют возможность быстрого зарождения и изменения. Это обуславливает необходимость постоянного контроля за уровнем безопасности в Интернет-среде.

Из примера с аттракционом видно, что ознакомлением занимается работник обслуживающий аттракцион, иными словами, лицо, которое предоставляет услуги. Если говорить об услугах доступа в Интернет, то лицом, оказывающим такие услуги, является Интернет-провайдер.

По данным информационного проекта Telekomza, в России сейчас

работает более 4 тысяч Интернет-провайдеров [10]. Разработка «техники безопасности при работе в сети Интернет» каждым провайдером самостоятельно была бы нерациональна и неэффективна. Существенные плоды может дать разработка под единым началом.

Нельзя забывать о специфике и масштабности вопроса. Наилучшим решением, по мнению авторов данной статьи, было бы создание национального проекта, который должен быть направлен на создание и развитие информационной поддержки кибербезопасности граждан страны в сети Интернет. В рамках такого проекта могут быть:

1. Разработаны и внедрены механизмы доведения актуальной информации о кибермошенничествах. Каждый пользователь при первом выходе в Интернет принимает одно из двух решений - просмотреть информацию о возможных угрозах и рекомендации по безопасности или отказаться от просмотра и на свой страх и риск начать работать в сети. Важнейший вопрос - как донести информацию до новых потребителей услуг Интернета, эффективнее и выгоднее, чтобы это не было пустой формальностью? Обычное текстовое обращение к пользователям не дадут результата. По статистике россияне чуть ли не быстрее всех в мире “читают” пользовательские соглашения, нажимая на кнопку «Согласен» совершенно автоматически [11]. На наш взгляд, требуется хорошо продуманная мультимедийная среда, привлекающая внимание пользователей, заставляющая просмотреть материал. Для этого может потребоваться кропотливая работа специалистов в разных сферах: психологов, программистов, специалистов по ИТ-безопасности, педагогов, юристов и др.

2. Разработан специальный курс обучения, ориентированный на новичков предпенсионного и пенсионного возраста, приступающих к работе в сети Интернет.

3. Разработана система постоянного сбора информации об угрозах и актуализации учебных материалов.

4. Создание “черных списков” мошеннических сайтов, на основании которых пользователи могли бы проверять Интернет-адреса, вызывающие сомнение, прежде чем к ним обратиться.

5. Разработаны и внедрены в школьные и иные образовательные программы механизмы обучения основам информационной безопасности и обучения правовым основам ИТ, что, как показывает практика, является на сегодняшний день крайне больным вопросом.

Кто заинтересован в создании и реализации национального проекта “Безопасный интернет“? Да, в общем-то, все. Вот лишь несколько сторон:

1. Правоохранительные органы. Данный проект - это отличная профилактика преступлений в информационно-технологической (ИТ) сфере.

2. Интернет-провайдеры. Пользователи теряют возможность подавать претензии Интернет-провайдерам, за предоставление услуг без предупреждения о возможных последствиях. Повышается степень заботы про-

вайдеров о своих клиентах и субъективное удовлетворение уровнем оказания услуг.

3. Финансовая структура страны. У активных пользователей Интернета появится больше доверия к онлайновым финансовым институтам. (Здесь возможно создание “белых списков” адресов надежных компаний). Объем заказываемых товаров и услуг может значительно возрасти. Об этом говорят и исследования, проведенные авторами (в том числе опрос пенсионеров, обучавшихся по ИТ-программам).

4. Граждане. Повышается информированность и защищенность по принципу «Кто предупрежден, тот защищен». Уменьшается риск потери денег.

Возможная модель реализации проекта может состоять из следующих основных этапов:

1. Вынесение на рассмотрение необходимых законодательных актов (например, о стимулировании Интернет-провайдеров, содействующих внедрению и развитию проекта).

2. Создание структуры по реализации проекта “Безопасный интернет”.

3. Анализ текущих схем мошенничества, с количественной оценкой.

4. Реализация мультимедийного центра Интернет-безопасности.

5. Реализация модели доступа пользователей к информационному

центру.

6. Анализ уровня внедрения (адаптации сервиса).

7. Работа по повышению уровня внедрения и актуализация информации о текущих схемах мошенничества.

В качестве первого пробного шага было принято решение запустить региональный пилотный проект - силами студентов и преподавателей кафедры информационной безопасности Сыктывкарского государственного университета создать информационный портал, ориентированный, прежде всего, на самые незащищенные группы населения - детей и людей старшего возраста (предпенсионного и пенсионного).

Проект предусматривает создание информационного портала, который будет выступать в роли бесплатного консультанта по безопасности в сети Интернет. В доступной форме, ориентированной на возрастные особенности и возможные интересы, на портале представлена следующая информация:

об основных вопросах безопасности компьютерных систем и в сети Интернет, в частности, основная терминология;

о распространенных способах действий и схемах мошенников;

о типичных признаках мошеннических сайтов;

о способах выхода из уже сложившихся неблагоприятных ситуаций (заражение компьютера, блокировка, вымогательство и т.п.);

о доступных организациях, которые могут помочь (платно либо

бесплатно) в критических ситуациях.

Это базовые компоненты, в которых, по мнению авторов, на сегодняшний день остро нуждаются пользователи Интернета.

Реализация проекта ведется в “Metro design language” стиле. Выбранный стиль является быстрым, современным, привычным для пользователей современных технических средств (компьютеров и мобильных устройств). Он хорошо подходит для решения поставленных задач.

Внешний вид нескольких страниц портала представлен в качестве примера на рис. 1 - 3. Хотелось бы сразу отметить, что представленный на рисунках дизайн не является утвержденным окончательным варинтом и может измениться при дальнейшей разработке и апробации. Например, точно будут добавлены некоторые графические метки для обозначения целевой группы, на которую ориентирована та или иная информация (дети либо взрослые), добавлена четко выраженная обратная связь и т.д.

Рис. 1. Вид главной страницы

Рис. 2. Вид страницы с примерами действий некоторых мошеннических сайтов

258

Рис. 3. Общий вид одной из внутренних информационных страниц

Меню состоит из трех основных категорий. Первая - «Что установить?»

В этой категории рассматриваются вопросы установки программ и настройки компьютера. В ней содержится три подкатегории:

настроить компьютер. Содержится инструкции по настройке операционной системы, выбранной пользователем. Здесь и в других подразделах возможна автоматизация выполнения некоторых настроек -пользователю будут предлагаться файлы, которые при запуске «сделают все сами» (например, настройка соответствующих параметров реестра Windows, служб и т.п.)

установить защиту. Содержит информацию по установке и настройке средств защиты (антивирус, межсетевой экран).

выбрать нужные программы. Данная подкатегория содержит рекомендации по использованию програмного обеспечения. Например, рекоммендуется не использовать Adobe Reader, с предложением замены его на более безопасную программу со схожим функционалом.

Вторая основная категория - «Что нам угрожает?» В данной категории рассматриваются деятельность мошенников. Данный раздел содержит три подкатегории:

примеры сайтов мошенников. Здесь для наглядности показаны некоторые примеры и модели сайтов-мошенников;

как распознать угрозу? Подкатегория содержит информацию об осноных признаках сайтов-мошенников, рассказывает о способах определения сайтов-подделок;

чего не следует делать? Эта подкатегория содержит информацию о потенциально опасных операциях в сети Интернет, при совершении которых стоит обращать особое внимание на различные детали.

Третья основная категория материалов - «Что делать, если?» В ней

представлены способы выхода из сложившихся неблагоприятных ситуаций, когда компьютер заблокирован, заражен и т.п.

Также предусматрены механизмы эффективной обратной связи, например, возможность задать вопросы экспертам, попросить о каком-либо учебном курсе, согласно тематике портала и т.п.

Основное достоинство рассматриваемого проекта заключается в том, что он ориентирован не на профессионалов в сфере информационной безопасности (такие порталы имеются в сети Интернет), а на обычных пользователей. Также весьма специфичен и выбор целевой аудитории, что требует специальных подходов к изложению и легкому усвоению достаточно непростой информации, в частности, ориентации на большее применение графических и мультимедийных средств и информационных материалов, а не текстов или специальных документов.

На данный момент проект находится в стадии разработки. Работоспособная пробная версия планируется к запуску в конце мая 2013 года.

Список источников

1. Газета.т. Число интернет-пользователей в России выросло до 70

миллионов человек. 26.12.2011. // [Электронный ресурс] Ц^:

http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/12/26/п_2148486^Мт1 (дата просмотра

02.04.2012).

2. Руметрика. Рунет обновляется и взрослеет. // [Электронный ресурс] ШЬ: http://rumetrika.rambler.rU/review/2/4417 (дата просмотра

02.04.2012).

3. Руметрика. Старшее поколение успешно освоило Интернет. // [Электронный ресурс] ШЬ: http://rumetrika.rambler.rU/review/2/4740 (дата просмотра 02.04.2012).

4. Интерфакс. Число Интернет-аферистов в РФ за год удвоилось // [Электронный ресурс] ШЬ: http://www.interfax.com.ua/rus/main/70086 (дата просмотра 02.04.2012).

5. Лаборатория Касперского. Сколько стоит пользователь Рунета? // [Электронный ресурс] ШЬ: http://www.kaspersky.ru/news?id=207733410 (дата просмотра 22.02.2013).

6. Закон о республиканском бюджете Республики Коми на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. N 137-РЗ. Принят Государственным Советом Республики Коми 24 ноября 2011 года. // [Электронный ресурс] иКЬ: http://minfin.rkomi.ru/minfin_rkomi/minfin_rbudj/budjet (дата просмотра 02.02.2013).

7. Наместников Ю. Развитие информационных угроз в третьем квартале 2010 года. // [Электронный ресурс] Ц^: http://www.securelist.com/ ru/analysis/208050670/Razvitie informatsionnykh ugroz V tretem kvartale 20

10 goda (дата просмотра 02.04.2012).

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной стати-

стики. Население. Уровень жизни. // [Электронный ресурс] URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/ (дата

просмотра 02.04.2012).

9. Лаборатория Касперского. Блокеры всех времен и народов. // [Электронный ресурс] URL: http://habrahabr.ru/company/ kaspersky/blog/ 119959 (дата просмотра 02.02.2013).

10. Каталог Интернет-провайдеров России. // [Электронный ресурс] URL: http://prov.telekomza.ru/providers/ (дата просмотра 08.04.2012).

11. Благовещенский А. Читайте мелкий шрифт // "Российская газе-

та" Столичный выпуск №5471 (95). 05.05.2011. // [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2011/05/04/shegolev-poln.html (дата просмотра

02.02.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гольчевский Юрий Валентинович, канд. физ.-мат. наук., доц., yurygol@mail.ru, Россия, Сыктывкар, Сыктывкарский государственный университет,

Некрасов Александр Николаевич, студент, nekrasovs@gmail.com. Россия, Сыктывкар, Сыктывкарский государственный университет

ABOUT THE PROBLEM OF INTERNET USERS CYBERSECURITY Yu.V. Golchevskiy, A.N. Nekrasov

The problem of cyber-security of Internet users is discussed. One of the options to in-crease safety is proposed, particular attention paid to the most vulnerable and novice users.

Key words: cyber-fraud, cyber-security, safety-Internet.

Golchevskiy Yury Valentinovich, candidate of physical and mathematical sciences, docent, yurygol@mail.ru, Russia, Syktyvkar, Syktyvkar State University,

Nekrasov Alexandr Nikolaevich, student, nekrasovs@gmail.com. Russia, Syktyvkar, Syktyvkar State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.