Научная статья на тему 'К вопросу о качестве образования'

К вопросу о качестве образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ВКЛЮЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ОЦЕНКУ И КОРРЕКЦИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СО СТОРОНЫ СТУДЕНЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАН СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY EDUCATION / EDUCATION / INCLUDING STUDENTS IN THE ASSESSMENT AND CORRECTION OF THE QUALITY OF EDUCATION / MONITORING THE QUALITY OF EDUCATION ON THE PART OF STUDENTS / MONITORING / MONITORING OF THE QUALITY OF EDUCATION / STUDENT GOVERNMENT BODY / STUDENT EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Валерия Александровна

В современной России остро стоит вопрос повышения уровня качества образования. Студенты являются заказчиками образовательных услуг, именно они должны влиять на качество образования, участвуя в управлении образовательной организацией. Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, включающий в себя различные компоненты. Важнейшим способом влияния студенчества на качество образования является участие в оценке качества образования. Сегодня, становится очевидным необходимость создания внутренних систем оценки качества образования, для возможности коррекции образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о качестве образования»

К вопросу о качестве образования Зотова В.А.

Зотова Валерия Александровна /Zotov Valeria Aleksandrovna - инженерно-экономический факультет, кафедра

экономики и управления качеством, аспирант Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В современной России остро стоит вопрос повышения уровня качества образования. Студенты являются заказчиками образовательных услуг, именно они должны влиять на качество образования, участвуя в управлении образовательной организацией. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, включающий в себя различные компоненты. Важнейшим способом влияния студенчества на качество образования является участие в оценке качества образования. Сегодня, становится очевидным необходимость создания внутренних систем оценки качества образования, для возможности коррекции образовательного процесса. Abstract: In modern Russia, an urgent need to improve the quality of education. Students are customers of educational services they need to influence the quality of education by participating in the management of educational organization. Education - a single goal-oriented process of education and training, including the various components. The most important way to influence the quality of education of students is involved in assessing the quality of education. Today, it becomes apparent the need to establish internal systems for evaluating the quality of education for the correction capability of the educational process.

Ключевые слова: качество образования, качественное образование, образование, студенческая оценка качества образования, включение студентов в оценку и коррекцию качества образования, мониторинг качества образования со стороны студенчества, мониторинг, мониторинг качества образования, орган студенческого самоуправления.

Keywords: quality of education, quality education, education, student evaluation of the quality of education, including students in the assessment and correction of the quality of education, monitoring the quality of education on the part of students, monitoring, monitoring of the quality of education, student government body.

В современной России остро стоит вопрос повышения уровня качества образования. Все чаще мы слышим о качественном образовании, его компонентах и возможных вариантах влияния на него, в различных структурах создаются специализированные комиссии по оценке качества образования. На данный момент ясно, что важнейшим субъектом образовательного процесса является само студенчество [4,5]. Студенты являются заказчиками образовательных услуг, именно они должны влиять на качество образования, участвуя в управлении образовательной организацией [1, ст. 26 п. 6].

В данной работе предстоит рассмотреть концепт «Образование», и его компоненты; предложить механизмы влияния студенчества на качество образования; рассмотреть вопрос создания внутренних систем оценки качества образования.

Концепт «Образование»

«Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1, ст. 2 п.1]

Рассмотрим данные компоненты поэтапно:

1. Учебная деятельность (обучение):

- собственно передача информации

• Теория (лекции);

• Практика (семинары, лабораторные, практикумы).

- Практико-ориентированная деятельность

• Производственная практика

2. Внеучебная деятельность (воспитание):

- Творческая деятельность (всевозможные студии и т.п.);

- Спортивные мероприятия (соревнования и т.п.);

- Научная деятельность, научно-практическая деятельность (СНО, бизнес-инкубаторы и т.п.);

- Общественная деятельность (волонтерство, школы актива, студенческие советы, клубы и т.п.)

Механизмы влияния

Студенты посредством студенческих объединений могут влиять на различные аспекты образования. Так, внеучебная деятельность может полностью покрываться деятельностью студенческого совета (направления или департаменты по культурно-массовым мероприятиям, СНО, спортивные сектора, студенческие пресс-службы и т.п.).

С учебной деятельностью немного сложнее, однако, студенты могут влиять на практико-ориентированную деятельность (поиск баз и т.п.), а также на теоретические и практические знания

(создание студенческих групп по дополнительному обучению отстающих, проект «Буксир», существующий в некоторых вузах, где студенты старших курсов помогают младшим студентам). Однако, организовывая досуг студентов, их обучение сами студенты предоставляют те услуги, которые должен выполнять сам вуз (которые оплачивают обучающиеся либо государство).

Так, из реальных и действенных механизмов влияния (со стороны заказчика) мы можем выделить только оценку качества образования.

В Системе Российского образования можно выделить следующие механизмы оценки:

Оценка

Внешняя Независимая оценка «Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем» [1, ст. 95 п. 2] Внутренняя Оценка со стороны обучающихся в данной образовательной организации. Внутренние системы оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения [2]

На данный момент времени не существует типовых систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения, исходя из Поручения Президента РФ (№1148 п.2 от 22 мая 2014 года) необходимо создавать механизмы для оценки качества образования со стороны студенчества.

Одним из механизмов оценки качества образования со стороны студенчества может являться мониторинг качества образования (посредством систематического анкетирования с анализом) -выявление конкретных проблем, в конкретном вузе, создание на этой основе рейтинга вуза, повышение конкуренции среди вузов, и, следовательно, стремление каждого вуза улучшить свои показатели [3, 7-9; 5, 123-126]. Составление рейтинга преподавателей - оценка студентами работы каждого преподавателя, создание рейтинга, поддержка наиболее талантливых преподавателей.

Для создания внутренних систем оценки, необходима разработка различных методик оценки качества образования, а также критериев, по которым эта оценка будет проводиться.

Таким образом, для повышения качества образования в организациях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации необходимо включение студентов в оценку качества образования посредством создания систем оценки деятельности научно -педагогических работников и удовлетворенности студентов условиями и результатами обучения, а также системы показателей для проведения оценки - разработка студенческого стандарта качества образования.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.): статья 95 пункт 2: [КонсультантПлюс] // Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 21.07.2014. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165984/?frame=11 (Дата обращения: 13.08.2014)

2. Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования: [Электронный ресурс] // Президент России, 2014. - Режим доступа: http://kremlin.ru/assignments/21112. (Дата обращения: 13.08.2014) Поручение Президента РФ 1148 п.2 от 22 мая 2014 года // http://kremlin.ru/assignments/21112

3. Зотова В.А. - К вопросу о демократизации образования // Актуальные проблемы человека в инновационных условиях современного образования и науки. 2011. 7-9 с.

4. Зотова В.А. - К вопросу о влиянии самоуправления на качество образования в вузах // Студенческое самоуправление в вузах России. 2011. 40-42 с.

5. Студенческое самоуправление в вузе, от оценки качества образования к социально-активной личности: Третий международный молодежный психолого-социальный конгресс для студентов, аспирантов и молодых ученых, 17-18 мая 2012 г. / СПб.: СПбГИПСР, 2012. 123-126 с.

6. Логинова Л.Г. - Качество в образовании: опыт определения понятия // Политика и общество . - 2011. -№3. - с. 36-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.