анализ всего материала и должен стать целью дальнейших исследований этнокультурных связей неволинской и других археологических культур.
А.Н. Сарапулов К ВОПРОСУ О ХРАНЕНИИ ЗЕРНА В ВЕРХНЕМ ПРИКАМЬЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Некоторые ученые считают, что о появлении земледелия в Прикамье можно говорить с бронзового века. Во всяком случае, на поселениях того времени встречаются каменные наконечники мотыг. Однако больше никаких достоверных свидетельств не встречено. Позднее на гляденовских памятниках находки почвообрабатывающих орудий также очень редки. Встречены наконечники мотыг на Скородумском и Коновлятском селищах, а также роговые мотыги с Гляденовского костища и Черновского I городища [Поляков 2001, с. 15]. К VII в. мы можем говорить уже о сложившемся мотыжном земледелии, доминирующим вплоть до XI-XП вв.
В XI-XП вв. в Пермском Преду-ралье распространяется пашенная форма обработки земли, продолжает развиваться подсечное земледелие и появляется перелог [Сарапулов 2006]. С появлением пашенной формы обработки земли и переложной системы земледелия увеличивается и количество выращиваемого зерна, распространяются каменные ротационные мельницы (жернова), широкое распространение получают земледельческие культы. По-видимому, с этим связано и появление именно в это время у населения Приуралья домашней кошки, обусловленное необходимостью сохранять от грызунов большие объемы зерна до весны [Голди© Сарапулов А.Н., 2007.
Рис. 1. Тарная посуда лепная: 1,3- Русиновское 1-е селище; 2,4,Ю5 -Запосельское поселение; 6,10-17 - Рождественское городище; 7,8-Опутятское городище; 9- Русиновское 2-е селище
на 1985, с. 147].
На поселениях ломоватовского времени не известны ямы-зернохранилища. Зерно, скорее всего, хранили в керамических сосудах в обычных кладовках. Например, в нижнем слое VIII-IX вв. Лаврятского городища в постройке возле очага и в яме-кладовке найдены сосуды, в одном из которых хранились зерна ячменя.
Вообще, можно выделить несколько видов тары для хранения зерна, характерных для населения Пермского Предуралья. Прежде всего, функцию хранения продуктов (в том числе и зерна) выполняла деревянная утварь, использовавшаяся с такой целью у народов Европы. К сожалению, особенности почвы в Пермском Предуралье не позволяют сохраняться древесине. Од-
Рис. 2. Корчаги и хумы Рождественского городища (по А.М. Белавину и
Е.В. Богдановой)
нако анализ инструментов деревообработки показывает, что здесь вполне могло существовать специализированное ремесло, ориентированное на производство деревянной утвари [Крыла-сова 2007, с. 46].
Далее можно выделить керамическую тару которая в отличие от деревянной, встречается на памятниках в больших количествах. Н.Б. Крыласова подразделяет ее на прикамские горшки, использовавшиеся для хранения продуктов, и тару булгарского производства.
Среди прикамских горшков широко представлены большие лепные горшки с толстыми стенками, с грубо обработанной поверхностью, в большинстве своем не орнаментированные (рис.1). У данных сосудов не наблюдаются следы нагара, они слабо обо-
жжены, иногда у них имеются отверстия в стенках, возможно, предназначенные для привязывания деревянных крышек для сохранности продуктов от грызунов, либо для вентиляции [Крыласова 2007, с. 47]. Такие сосуды встречаются чаще всего в ямах-кладовках [Оборин 1970, с. 10]. Например, ямы-кладовки с толстостенными сосудами для хранения пищи обнаружены в нижнем слое 1Х-Х1 вв. Саламатовского I городища [Оборин, Балашенко 1968, с. 32].
К другому типу тары для хранения зерна относится посуда булгарского производства (гончарные горшки, корчаги и хумы). Как отмечают Е.В. Богданова и А.М. Белавин, наиболее крупные гончарные горшки служили в качестве тары для перевозки и хранения сыпучих и жидких продуктов. Кор-
0 о^з условные обозначения:
0,2 0,4 м |^— » L - обгорелые плахи
<7^- -- - стенки обгорелые
вертикальные
Рис. 3. Яма-погреб. Телячий Брод селище (раскопки А.М. Белавина)
чаги и хумы (рис. 2) представляют собой толстостенные сосуды с коротким низким горлом. На сосудах имеются две небольшие, но массивные ручки, прикрепленные к верхней части туло-ва. Корчаги и хумы имеют высокие пропорции, для них характерно расположение наибольшего диаметра тулова в верхней части и преимущественно небольшой диаметр горла - 10-20 см (хумы). Но имеются и широкогорлые сосуды с массивным венчиком, диаметр по горлу у которых составляет 2030 см и более (толстостенные корчаги) [Богданова, Белавин 2006, с. 52].
Таким образом, деревянная и керамическая тара с успехом использовалась для хранения продуктов питания, в том числе и зерна.
С XII в. мы можем говорить о появлении на памятниках Пермского Пре-дуралья так называемых ям-зернохранилищ, которые можно считать своеобразными погребами, используемыми для хранения зерна и других продуктов. Именно с таким назначением яма, на наш взгляд, была найдена при раскопках селища Телячий Брод А.М. Белавиным в 1989 г.
Яма была зафиксирована на глубинах от 20 до 30 см от поверхности. На уровне фиксации яма представляла собой пятно темного, влажно-черного цвета в виде неправильной буквы «Т». Однако к глубине 50 см боковые отростки исчезли, и на уровне материка четко обозначилась яма подпрямоуголь-ной формы с размерами 110x205 см (рис. 3). Особенность заполнения верхней части ямы - сильная примесь угольков, к культурному слою усиливалась по мере разборки ямы и на глубинах от 50 до 70 см в разрезе наблюдалась линза мощностью до 17 см, состоящая из древесного угля. Ниже ее шел обычный культурный слой. В придонной части ямы обнаружена еще одна мощная угольная прослойка, при разборке которой удалось выявить сгоревшие деревянные плахи толщиной 34 см, наблюдавшиеся на дне и по периметру стен, а также перегородку из плахи, отделяющую примерно треть длины ямы - сусек для хранения зерна. Плахи, составляющие стенки и перегородку, укреплены кольями, диаметром до 8 см, их остатки прослежены в виде частично сгоревших и обуглившихся приостренных на концах кольев в столбовых ямках конструкции.
Углистая прослойка в середине заполнения, вероятно, представляет собой остатки сгоревшей и обвалившейся деревянной крышки. На плахах, составлявших дно ямы, обнаружено большое количество обуглившихся зерен. Яма была, вероятно, перекрыта простой односкатной крышей, ее опоры располагались у южной стенки, где исследовано три столбовые ямки от столбов толщиной до 20-30 см. Здесь же наблюдалось подобие земляной ступеньки шириной около 40 см, которая
Рис. 4. План одного из жилищ нижнего слоя Роданова городища (по М.В.
Талицкому)
сильно оплыла. Возможно, что вход в погреб осуществлялся по приставной лестнице, поэтому он четко не оформляется. Глубина ямы до 150 см, дно ровное [Белавин 1990, с. 6-7].
Внешний вид и особенности конструкции придонной части ямы заставляют считать эту яму остатками погреба, который использовался для хранения продуктов. Общий вид ямы и ее конструкции имеет целый ряд аналогий на различных памятниках роданов-
ской культуры: такие ямы изучены в 1953-1955 гг. на городище Анюшкар.
Подобные ямы были найдены М.В.Талицким на Родановом городище. Ямы находились в жилищах рядом с очагом и были отделены от жилой части небольшой неглубокой канавкой. Ямы представляли собой прямоугольный колодец с плоским земляным полом, размером около 2 х 2 м, иногда больше, но иногда меньше, и глубиной не более 1 м (рис. 4, 5). Края предохра-
Рис. 5. Реконструкция одного из жилищ нижнего слоя Роданова городища
(по М.В. Талицкому).
нялись от оползания деревянными стенками. Ямы, скорее всего, имели крышки, одновременно являвшиеся и полом жилища. Обычно пол погреба покрыт слоем мусора, среди которого встречаются кости, черепки, солома, зерна злаков и др. В таких ямах могли устраиваться небольшие очажки. Например, М.В. Талицким яма с очажком была изучена на городище Анюшкар. Очажок был устроен в небольшой выемке в стенке ямы. М.В. Талицкий считает, что в сильные морозы помещение ямы-погреба могло использоваться для жилья. Вполне возможно, что таким образом сушили яму, либо прогревали. Кроме того, подобные ямы были обнаружены и вне жилищ, в 10 м от них. Устроены они точно так же, как и домовые погреба. Они лишь менее глубоки и варьируют в размерах. Находки в них аналогичны находкам в домовых ямах [Талицкий 1952, с. 37, 39-40].
В целом можно сказать, что для данного типа ям (погребов) характерны, как правило:
• деревянные вертикальные стенки,
• ровный земляной, забутованный глиной, либо выложенный деревом пол,
• деревянная крышка.
Нередко над всей сложной конструкцией сооружался навес. Погреба могли находиться в жилище, либо вне его. Такая конструкция ямы необходима для того, чтобы сберечь хранящиеся там продукты от влаги и грызунов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для ломоватовского населения для хранения зерна было достаточно деревянной и керамической тары, которая содержалась в простых ямах-кладовках. С XII в. меняется форма и система земледелия, вследствие
этого повышается урожайность полей и объемы выращиваемого зерна, как следствие, распространение получают погреба сложной конструкции с большим объемом для хранения зерна в деревянных сусеках.