Научная статья на тему 'К вопросу о хламидийной инфекции у детей'

К вопросу о хламидийной инфекции у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о хламидийной инфекции у детей»

ПОРАЖЕНИЕ ЦНС У ПЕРИНАТАЛЬНО ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ

Мочалина Н.П., Гасилина Е.С.

Самарский государственный медицинский университет, кафедра детских

инфекций

К постоянным и наиболее ранним синдромам в клинике ВИЧ-инфекции у детей относится поражение ЦНС.

Обследованы 36 детей с верифицированным диагнозом ВИЧ (2Б), рожденные инфицированными женщинами. Диагноз ВИЧ-инфекция у детей был установлен на основании реакций ИФА, ИБ, ПЦР и клини-ко-иммунологических данных.

В периоде новорожденное™ у всех детей было отмечено перинатальное поражение ЦНС, из них тяжелой степени у 11%, Среди основных его проявлений преобладали синдромы повышенной нервно-рефлек-торной возбудимости и двигательных расстройств, регистрировавшиеся с одинаковой частотой (32,5%); судорожный синдром наблюдался у 23% новорожденных детей, синдром вегето-висцеральной дисфункции — у 21%, гипертензионно-гидроцефальный синдром у 19%, синдром угнетения нервно-рефлекторной возбудимости у 12% детей. У одного ребенка был выявлен порок развития ЦНС в виде центрального тетрапареза.

Психомоторное развитие на первом году жизни у ВИЧ-инфицированных детей не отличалось от такового у неинфицированных детей с той же патологией. В последующие годы прослеживалась четкая зависимость нервно-психического развития от социальных условий. Так, у детей, воспитывающихся в государственных учреждениях (14%), уже на втором году жизни отмечалось отставание развития речи на 2-3 эпи-кризных срока, сроки становления моторных функций запаздывали незначительно. Дети, воспитывающиеся в семьях в первые два года жизни развивались в соответствии с возрастными нормами.

В момент подтверждения диагноза ВИЧ-инфекция у 8 детей (22%) был выявлен астено-невротический синдром. Один ребенок в возрасте одного года перенес герпетический менингит. Клинику ВИЧ-энцефа-лопатии у детей раннего возраста мы не наблюдали.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ -ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Мочалова Е.К.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

В последнее время рост инвалидности, в т.ч. детской отмечается во всем мире. Увеличение заболеваний сочетающихся с невротическими и другими психическими расстройствами, обуславливает медицинскую и социальную значимость проблемы.

В Научном центре здоровья детей РАМН на базе бюро медико-социальной экспертизы СЗАО г. Москвы (ГУ МСЭ филиал № 109) при помощи опросника Рес^ОЬ для детей и родителей проводятся исследование КЖ подростков инвалидов в возрасте от 13 до 18 лет с различной патологией.

Цель исследования: оценить влияние инвалидности на КЖ подростков-инвалидов и разработать на основе полученных данных комплекс мероприятий улучшающих их реабилитацию и интеграцию в общество.

Всего было обследовано 230 детей-инвалидов подросткового возраста, из них 36,7% девочек и 63,3% мальчиков. Первично обратились 19,3% ребенка, повторно на продление инвалидности — 80,7%.

Анализируя социальную характеристику семьи, установлено, что по сравнению с предыдущими годами отцы чаше стали оставаться в семьях, где воспитываются подростки-инвалиды. Так, из обследованных детей 60,2% воспитывались в полных семьях, у 39,8% родители были разведены.

Исследование показало, что показатели КЖ детей-инвалидов подросткового возраста значительно ниже таковых у здоровых детей. У них в большей степени страдает функционирование в школе, а также физическое и эмоциональное функционирование. Вместе с тем, показатель социального функционирования был довольно высоком уровне. Данный факт свидетельствует, по всей видимости, о хорошей компенсаторной возможности растущего организма и высокой способности к интеграции в общество при правильно и своевременно проведенной реабилитации подростка.

Выявлено, что показатели КЖ у подростков-инвалидов при различных заболеваниях значительно отличаются между собой и ниже чем у здоровых детей. Исключение составляют инвалиды, страдающие ин-сулизависимым сахарным диабетом. Их показатели КЖ приближаются к таковым у здоровых подростков.

Самое низкое качество жизни оказалось у инвалидов, страдающих бронхиальной астмой и патологией нервной системы. У этих групп детей страдает в большей степени физическое функционирование и функционирование в школе.

Выявлено, что дети, независимо от заболеваний, настроены более оптимистично. Родители оценивают качество жизни своих детей ниже, чем сами дети.

Таким образом, изучение параметров качества жизни подростков при различных заболеваниях позволяет использовать показатели для разработки индивидуальной программы реабилитации ИПР, улучшения организации реабилитационной помощи, добиться более качественной медико-социальной экспертизы в спорных случаях.

Таблица 1

Показатели качества жизни здоровых подростков и подростков-инвалидов СЗАО г. Москвы (по результатам анкетирования детей и родителей)

Параметры КЖ Россия Подростки-инвалиды

дети родители дети родители

Физическое функционирование 83,0 83,0 58,3 52,7

Психическое здоровье 77,0 73,0 62,2 59,6

Эмоциональное функционирование 71,0 73,0 58,8 53,5

Социальное функционирование 88,0 86,0 74,9 68,7

Функционирование в школе 70 67 53,0 54,8

Общий балл КЖ 80 79 61,0 56,6

1кблица 2

Показатель качества жизни здоровых детей и подростков-инвалидов с различной патологией (в баллах)

Здоровые Сахарный диабет Брохи- альная астма Пр.эн-докрин ная патология Забле- ВПС вание и почек ССЗ Ортопе- дическая патология Болезни органов зрения Блез- ниНС Онколо- гия

Оценка детей

77,2 77,1 49,7 65,2 66,1 66,8 59,4 61,2 50,1 57,4

Оценка родителей

75,4 73,9 49,1 58,8 61,5 59,1 48,3 52,9 50,9 49,1

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕРРОПРЕПАРАТОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Мошанова О.Ю., Кашин А.В., Жуков В.Н., Васильев А.В.

Кировская государственная медицинская академия

Исследование включало оценку эффективности проводимой терапии при лечении железодефицитных анемий (ЖДА) у детей раннего возраста следующими препаратами: актиферрином, тотемой, гемофером, мальтофером, феррум-леком. В исследование был включен 381 ребенок в возрасте от 7 до 36 месяцев. Детям применяли растворимые формы препаратов в виде капель. Из общего количества обследованных детей в 36% случаев диагностирована железодефицитная анемия, причем в 13% случаев — легкой степени, в 23% случаев средней степени тяжести. При лечении ЖДА легкой степени тяжести мальтофером содержание гемоглобина увеличилась с 102,0 до 130,1 г/л (на 21%), феррум-леком — с 102,1 до 130,5 г/л (на 22%), актиферрином — с 103,3 до 128,3 г/л (на 19,5%), тотемой — с 102,6 до 121,8 г/л (15,8%), гемофером — с 99,2 до 127,2 г/л (на 22%). Количество сывороточного железа при лечении мальтофером увеличилась с 8,8 до 14,2 мкм/л (на 61%), феррум-леком — с 9,1 до 13,8 мкм/л (на 52 %), актиферрином — с 8,7 до 12,5 мкм/л (на 44%), тотемой — с 8,7 до 12,4 мкм/л ( на 43%), гемофером — с 8,5 до 12,5 мкм/л (на 47%). После терапии ЖДА средней степени тяжести мальтофером содержание гемоглобина увеличилось с 82,9 до 116,3 г/л (на 29%), феррум-леком — с 81,8 до 120,4 г/л (на 32%), актиферрином — с 84,7 до 117,9 г/л (на 28%), тотемой — с 88,0 до 120,8 г/л (на 27,2%), гемофером — с 83,5 до 118,5 г/л (на 30%). Количество сывороточного железа при лечении мальтофером увеличилась с 7,6 до 12,8 мкм/л (на 68%), феррум-леком — с 7,4 до 12,7 мкм/л (на 72%), актиферрином — с 8,0 до 12,4 мкм/л (на 55%), тотемой — с 7,1 до 12,5 мкм/л (на 76%), гемофером — с 8,0 до 12,6 мкм/л (на 58%). Таким образом, было установлено, что более высокой эффективностью при лечении железодефицитных анемий обладают мальтофер, феррум-лек и актиферрин.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Муравьева В.Н. — заместитель главы администрации города Ставрополя, доктор медицинских наук

Ульянченко И.И. - начальник управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя, кандидат педагогических наук

Карпенко Е.С. — начальник отдела управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя

В современных социально-экономических условиях России дети-инвалиды являются наименее защищенной социальной группой общества. В связи с этим, органы государственной власти и местного самоуправления должны определять проблему социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями как наиболее приоритетную.

Администрация города Ставрополя уделяет большое внимание вопросам медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. В последние годы расширилась сеть учреждений социального обслуживания, увеличилось число предоставляемых ими социальных и реабилитационных услуг. Среди них муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», которое успешно функционирует в течении двух лет.

Основной целью его деятельности является оказание квалифицированной медико-социальной и пси-холого-педагогической помощи детям-инвалидам и их семьям, создание условий для адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями в семье и в обществе, сохранение и поддержание их здоровья, реализация творческого потенциала.

В структуре центра работают два отделения: медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации. Специалисты отделений используют элементы кинезотерапии, физиотерапии, ароматерапии, психосоциальное консультирование, осуществляют разработку схем и комплексов лечебной и гигиенической гимнастики, проводят обучение по самостоятельному применению методик пациентами на дому.

Обслуживание детей-инвалидов в центре осуществляется до 18-ти летнего возраста в соответствии с медико-социальными показаниями по направлению управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя и согласованию с детской поликлиникой. Все услуги в Центре предоставляются за счет средств бюджета города Ставрополя.

За 2005 год в муниципальном учреждении «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» оздоровительное лечение получили 523 ребенка-инвалида. Для них специалистами Центра было проведено: 7523 занятий ЛФК, 3899 массажных процедур (из них 805 процедур на дому), 6685 занятий механотерапией, 7223 психологических занятий. Общее количество услуг, предоставленных Центром в 2005 году, составило 35932.

Группа из 10 детей с ограниченными возможностями проходит систематический лечебный курс в плавательном бассейне на базе специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва. В результате двухлетних наблюдений у 70% детей отмечена положительная динамика в двигательной и эмоциональной сферах. Нормализовался тонус мышц, стали более подвижными суставы, увеличилась амплитуда движений. 8 детей с ограниченными возможностями уже научились плавать самостоятельно, 5 детей — научились хорошо удерживаться на воде, увеличилась двигательная активность, у всех детей отмечается улучшение состояния мышечной системы.

Разработана и внедряется программа по иппотерапии. Группы из 5 детей с ограниченными возможностями проходят трехмесячный курс иппотерапии. Анализ состояния здоровья детей после прохождения курса улучшается, отмечается улучшение мышечного тонуса верхнего плечевого пояса, появляется уверенность и сохраняется равновесие во время верховой езды при незначительной помощи инструктора, улучшается эмоциональный статус.

Работа по организации консультативной, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи, современной оценке эффективности реабилитационного процесса и улучшения качества жизни детей-инвалидов проводится совместно с управлением здравоохранения администрации города Ставрополя, кафедрами Ставропольской государственной медицинской академии, городскими и краевыми лечебно-профилактическими учреждениями, педиатрическим бюро медико-социальной экспертизы, протезно-ортопедической мастерской.

На основе заключенного со Ставропольской государственной медицинской академией договора о проведении реабилитационных мероприятий с детьми-инвалидами, 8 кафедрами академии (детской хирургии и ортопедии, эндокринологии, офтальмологии, ЛОР, физиотерапии, челюстно-лицевой хирургии, детской неврологии, педиатрии) с учетом детской нозологии разрабатываются планы индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, организовано проведение им консультаций преподавателями кафедр по направлениям Центра.

При Центре действует медико-социальный и психолого-педагогический консилиум, на заседания которого также приглашаются преподаватели кафедр Ставропольской государственной медицинской академии. Консилиумом проводится анализ и оценка первичной информации, собранной о семье и о ребенке с ограниченными возможностями, составляются социальные карты на основании обследования каждого ребенка и его семьи, разрабатываются и утверждаются индивидуальные карты реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями на основании индивидуальных программ реабилитации, рассматриваются ситуации, в которых оказались семьи с детьми с ограниченными возможностями, с целью разработки вариантов решения возникших проблем и привлечения учреждений, участвующих в комплексной реабилитации.

За счет средств бюджета города Ставрополя отделение медико-социальной реабилитации оснащено беговой дорожкой, велотренажером, степперами, аэро Джимом, доской тренажерной, тренажерами «Ступеньки», «Дикуля», «Ходунки».

В летний период 2005 года впервые был организован отдых детей с ограниченными возможностями на период летних школьных каникул в оздоровительном лагере «Надежда» на базе Центра. Оздоровительное лечение в лагере «Надежда» получили 15 детей с ограниченными возможностями.

Анализ деятельности Центра, мониторинг состояния здоровья детей, наблюдающихся в Центре, позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к реабилитации позволяет применять новые технологии в использовании материально-технической базы различных учреждений города, и положительно влияет на физическое и психоэмоциональное состояние детей-инвалидов, позволяет им более успешно адаптироваться в социуме.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТА ДИСПОРТ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Муромов Д.С., Муромова Е.Н.

Негосударственное образовательное учреждение

«Центр лечебной педагогики», Самара

С 2003 года в НОУ «Центр лечебной педагогики» города Самары в комплексной реабилитации детей от 1-го года жизни до 7 лет со спастическими и гиперкинетическими формами детского церебрального паралича использовался препарат Диспорт. В ходе работы из 32 пациентов сформировались 2 группы. В 1 группе препарат вводился в спастичные мышцы на фоне общепринятых методов реабилитации. У пациентов 2 группы инъекции сочетались с активной физической реабилитацией, проводимой в соответствии с этапами двигательного развития здорового ребенка (соответствует двигательному возрасту). Троим детям в связи с прогрессирующей спастичностью потребовалось раннее введение Диспорта в возрасте 12 месяцев. В результате сравнительного анализа нами отмечена высокая эффективность использования метода применения Диспорта во 2 группе. Это позволило выделить ряд важных особенностей введения Диспорта у детей:

1. раннее применение препарата;

2. введение Диспорта только в комплексе с активной физической реабилитацией, в соответствии со схемой и этапами двигательного развития здорового ребенка;

3. выбор для инъекций только тех мышц-мишений, которые участвуют в формировании двигательных навыков ребенка, соответствующих данному этапу развития;

4. в связи с тем, что максимально допустимой дозы часто не хватает на все спастичные мышцы, введение препарата в мышцы, не участвующие в формировании необходимого на данный момент развития двигательного навыка, целесообразно лишь в том случае, когда спастичность настолько велика, что препятствует нормальному росту скелета и уходу за ребенком;

4. введение Диспорта по принципу «сверху вниз», т.е. начинать следует с ликвидации сгибательно-при-водяще-пронаторных установок мышц пояса верхних конечностей, и лишь затем нижних, что соответствует формированию правильного двигательного стереотипа и является непреложным правилом введения препарата.

Учет предлагаемых нами особенностей применения Диспорта позволяет значительно повысить эффективность реабилитации, приближая ребенка к относительной норме здоровых детей.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕМОСТАЗА НОВОРОЖДЕННЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРИНАТАЛЬНУЮ ГИПОКСИЮ

Мухамедова Х.Т.

Ташкентский институт усовершенствования врачей

Узбекистан

Отдельную и очень серьезную проблему для новорожденных представляют нарушения в системе гемостаза, развивающиеся в раннем адаптационном периоде на фоне перенесенной перинатальной гипоксии.

Проведено исследование тромбоцитарного, и прокоагулянтного звена, а также маркеров активации свертывающей системы гемостаза. Были обследованы 41 новорожденных, из которых 20 детей, перенесших острую интранатальную асфиксию в родах, составили 1 группу. 21 новорожденных, испытавших сочетанную перинатальную гипоксию составили 2 группу. Материалом обследования была периферическая кровь.

У новорожденных 1 группы в сравнении с условно здоровыми детьми отмечалось незначительное повышение количества тромбоцитов (на 4,8%). Агрегационная активность на АДФ агрегацию имела тенденцию к снижению как в 1 -ой так и во 2-й группе, причем во 2-й группе была более значительной (на 15,3%). Агрегация тромбоцитов на ристоцетин и коллаген была достоверно выше у новорожденных, перенесших острую асфиксию — на 18,5% чем у здоровых и 43,1% чем у новорожденных 2 группы. Также у новорожденных 1 ой группы отмечалось достоверное повышение фибриногена. Анализ гемостазиологических показателей детей 2 ой группы выявил, что в критический период адаптации у них отмечается тенденция к снижению на АДФ агрегацию тромбоцитов. Время агрегации тромбоцитов на коллаген в сравнении с данными условно-здоровых детей повышена, (11,8±0,2 против 11,1 ±0,2 сек.). Анализ прокоагулантного звена выявил, что количество фибриногена у детей данной группы, также достоверно ниже. АПТВ было значительно удлинено (до 69,4±3,9 сек.). Также достоверно более коротким было коалиновое время (96,8 ± 0,6) как в сравнении со здоровыми (на 12,4%), так и с детьми 1 ой группы (на 7,8%).

Из маркеров активации свертывающей системы гемостаза только у детей второй группы определялся РФМК — 1,5+0,1, другие тесты были отрицательными.

Таким образом, гемостазиологическая адаптация новорожденных зависит от вида перенесенной перинатальной гипоксии.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДИАТРОВ - ВАЖНЫЙ РЕСУРС КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Мухамедрахимова Л.В.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Круг вопросов, относящихся к данной теме, значительно более широк и многогранен и в большей степени относится к улучшению качества медицинской помощи и сохранению здоровья детской популяции. В 2004 году медицинскую помощь детям оказывали 55,2 тыс. врачей — педиатров различного профиля. Квалификационную категорию имели немногим более половины врачей (56,9%). Наименьшая численность аттестованных специалистов была зарегистрирована среди детских эндокринологов (49,5%), максимальная — среди онкологов (68,1 %). Приведенные данные не отражают истинной картины уровня квалификации медицинских работников, так как процедура присуждения категории остается архаичной и в целом присваивается по совокупности прошлых заслуг и никак не учитывает и не регламентирует состояние текущих возможностей специалиста по всему спектру деятельности в режиме реального времени.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан для занятия определенными видами деятельности необходим сертификат специалиста. Однако, каждый 5—6 врач — педиатр не имеет данного сертификата. Если учесть, что в России один документ — сертификат специалиста получает интерн (годичная подготовка), ординатор (двухгодичная подготовка) и аспирант (трехгодичная подготовка), то возникает вопрос: в какой должности должен работать выпускник вуза после годичной стажировки в интернатуре и почему его принимают на работу в специализированные учреждения?

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ ГЛАЗА У РЕБЕНКА

Мухамедрахимова Л. В.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Анализ вариаций болезней глаза и его придаточного аппарата у детей по уровню и возрастной специфике проведен по данным федеральных округов 2003 года. Обобщение такого рода представляет собой первичный уровень классификации показателей и обеспечивает статистическую устойчивость и надежность значений искомой патологии. В связи с этим данный подход позволяет рассматривать болезни глаз не только с точки зрения здоровья детского населения, но и как уровень жизни в том или ином регионе, а так же индикатор деятельности служб здравоохранения и образования. Исходя из этих предпосылок, данные предложения полностью оправдываются. В 2003 году болезни глаз у детей 0—14 лет варьировали от 12362%ооо в Центральном федеральном округе РФ и Уральском ФО (12089%ооо) до 8704 на 100 тыс. детей данного возраста в Южном округе. Столь значимые различия объясняются недоучетом заболеваемости по данным обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения и низкой обеспеченностью врачами-офтальмологами. Обращает на себя внимание тенденция снижения уровня заболеваемости в Сибирском и Дальневосточном ФО, значения которых в среднем на 15% ниже показателей в Центральном, Уральском и Северо-Западном округах. У 15—17-летних детей в целом повышается уровень патологии органов зрения. Региональные вариации имеют те же различия, что и у их младших сверстников

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Мухамедрахимова Л.В., Волков И.М.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Проблема миопий у детей является предметом пристального внимания врачей и, особенно, офтальмологов. Этот интерес не случаен, так как приобретает не только медицинскую, но и социальную сущность, если учесть решающую роль детского возраста в формировании и во всем последующем развитии индивидуального здоровья и профессиональной ориентации. В связи с этим были проанализированы результаты профилактических осмотров детей школьного возраста с нарушением зрения в Российской Федерации за период 1999-2003 гг.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что число детей, имевших нарушения зрения за указанные годы в различные периоды их жизни, практически не изменилось. Данный фактор указывает на то, что в детских поликлиниках сохранена основная профилактическая направленность медицины. Вместе с тем отмечается распространенность близорукости у значительного числа школьников. Динамика миопии перед поступлением в школу (59,4%о) уже в конце первого года обучения возрастает на 45% и достигает 86,1 на 1000 осмотренных детей. При переходе к предметному обучению (4—5 классы) наблюдается дальнейшее ослабление зрительного аппарата (110,9%о), которое достигает своего максимуму перед окончанием школы (145,8%о). Драматичность ситуации заключается в том, что от начала обучения в школе и до ее окончания каждый 8-й ребенок имеет миопию средней степени. Важное значение в развитии данного заболевания придается ослаблению аккомодации в сочетании с усиленной активной зрительной нагрузкой, наследственным факторам и умеренному повышению внутриглазного давления.

ННУ-6-АССОЦИИРОВАННАЯ инфекция в структуре ЛИХОРАДОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Мюкке Н.А., Зубкова И.В.

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Лихорадка у детей является самой частой причиной срочного обращения к педиатру. В момент обращения зачастую не представляется возможным на основании общеклинических данных исключить тяжелую бактериальную инфекцию, требующую принципиально отличной тактики ведения от таковой при вирусной. Поиск новых маркеров дифференциальной диагностики лихорадочных состояний у детей предусматривает расширение круга этиологической диагностики вирусных инфекций. Поданным зарубежных исследований HHV-6-ассоциированная вирусная инфекция представляется наиболее частой причиной лихорадки без видимого очага инфекции у детей раннего возраста и в 13-33% является причиной первых эпизодов фебрильных судорог.

С целью определения роли герпетической инфекции 6 типа в структуре острых заболеваний, сопровождающихся высокой лихорадкой у детей раннего возраста были обследованы 30 детей с гипертермией в возрасте до 3 лет. В комплекс вирусологического обследования было включено определение HHV-6 методом ПЦР в носоглоточных смывах.

HHV-6 был выделен у 1 ребенка (3,3%), при этом болезнь протекала как 4-дневная лихорадка, завершившаяся экзантемой на 5 сутки — exanthem subitum, у 30% диагностировалась аденовирусная инфекция, у 13% — парагрипп, у 13% — HHV-1, у 13% — вирусная микст-инфекция, у 6% — Коксаки А2, у 6% — ви-русно-бактериальная инфекция, у 6% — И МП, у 3,3% — Эпштейн-Барр-вирусная инфекция, у 3,3% — PC-вирус, у 3,3% — вирус гриппа. HHV-6-ассоциированная вирусная инфекция была также диагностирована у ребенка 5 лет с гипертермией, острым тонзиллитом и менингизмом, при этом вирус определялся в носоглоточных смывах и крови. В ходе исследования был зарегистрирован случай HHV-6-ассоциирован-ного менингоэнцефалита у ребенка 9 лет, вирус был выделен из СМЖ. Исследование сыворотки крови 18 детей до 3 лет выявило наличие IgG-специфических антител к HHV-6 у 72%, что свидетельствует о перенесенной ранее HHV-6 инфекции, и, таким образом, широкой ее распространенности в нашей стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕПАРАТА «КОЛЛОСТ» В ЛЕЧЕНИИ ПРОЛЕЖНЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕННОЙ НЕЙРОРЕГУЛЯЦИЕЙ

Мямлин Д.А., Ильин А.В., Виноградов А.В.

Детская психоневрологическая больница №18, Москва

У детей с нарушенной нейрорегуляцией пролежни возникают в 25% случаев, создавая значительные трудности для реабилитации пациента. Являясь входными воротами инфекции, пролежни способствуют появлению различных воспалительных процессов вплоть до сепсиса. Неизбежное удлинение сроков пребывания детей в стационаре приводит к значительному увеличению расходов на лечение и затрудняет уход за больными.

В нашей клинике впервые прослежен опыт использования коллагенового биоматериала «Коллост» (производство ЗАО «Биофармахолдинг», Москва, Россия), как нового вида раневого покрытия в лечении пролежней. Проведен анализ результатов лечения 24 детей в возрасте 7—16 лет с нарушенной центральной нейрорегуляцией различного генеза. Пролежневые очаги и трофические язвы площадью от 6 до 64 см2, глубиной от 0,5 см до 10 см, иногда в сочетании с остеомиелитом подлежащей кости, локализовались в пояснично-крестцовой, вертельной, седалищной, пяточной области, в проекции крыла подвздошной кости и на наружном крае стопы. Отдаленные результаты оценивали в срок до трех лет. Необходимо отметить, что все больные поступили в клинику с уже имеющимися на протяжении длительного времени пролежнями и трофическими язвами.

Методика заключалась в заполнении пролежня мембраной «Коллост» и обкалывании по краям дефекта гелем «Коллост». Обязательным условием при использовании мембраны являлся максимально плотный контакт препарата с подлежащими тканями. При глубоких пролежнях накладывали провизорные швы с целью сближения краев и уменьшения размеров дефекта. Перевязки проводили каждые 5—7 дней в зависимости от темпов заживления раны. Осложнений от применения коллагенового имплантата не отмечалось.

Сравнительный анализ сроков репарации 43 пролежневых ран у 32 больных, лечившихся ранее без применения препарата «Коллост», свидетельствует о его высокой эффективности, проявляющейся в ускорении заживления ран и полноценности новообразованных покровных тканей. Таким образом, использование препарата «Коллост» у детей с нарушенной нейрорегуляцией способствует скорейшему заживлению пролежней, препятствует возникновению инфекционных осложнений и позволяет в ранние сроки начинать реабилитацию пациента.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И СТРУКТУРА ПАТОЛОГИИ У ПОДРОСТКОВ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

Нагаева Т.А., Ильиных А.А.

Сибирский государственный медицинский университет, Томск

Проблема состояния здоровья юношей-подростков является чрезвычайно актуальной в педиатрии. Рост социальной незащищенности, психоэмоциональные нагрузки, обусловленные повышением уровня образования, несовершенная система медицинского обеспечения способствуют ухудшению состояния здоровья детей этой возрастной категории. Ежегодно на военную службу призывается более 300 юношей 18-летнего возраста, уровень годности которых к военной службе не превышает 60%, что представляет вполне реальную угрозу национальной безопасности России.

Учитывая высокую актуальность проблемы, проведено изучение показателей здоровья у 698 мальчи-ков-подростков допризывного возраста (15 лет), проживающих в Кировском районе г. Томска с анализом структуры выявленной патологии.

Результаты исследования показали, что первую группу здоровья составили 10 юношей (1,4%), вторая группа здоровья наблюдалась у 319 подростков (45,7%), третья — у 369 детей (52,8%).

В структуре различных форм патологии первое место заняли болезни глаз — 337 детей (37,1%), 2 место — хронические заболевания ЛОР-органов — 130 подростков (35,9%), 3 место — болезни опорно-двигатель-ного аппарата — 102 ребенка (27,6%).

Таким образом, более чем у половины подростков выявлены различные формы патологии, существенно ограничивающие возможность призыва в вооруженные силы. Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки комплекса мероприятий по организации первичной профилактики и реабилитации данного контингента населения в условиях первичного звена здравоохранения, центров восстановительного лечения. Большое значение имеют ранняя диагностика и лечение подростков на всех этапах их социального становления. Приоритетным является формирование потребности в здоровом образе жизни обучающихся в условиях общеобразовательных учреждений, внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.

ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИОННОЙ РЕАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ С ПОВЫШЕННОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКОЙ

Нагаева Т.А., Балашева И.И., Пономарева Д.А., Исакова Э.М.

Сибирский государственный медицинский университет, Томск

Проблемы школьной дезадаптации у детей с отклонениями в состоянии здоровья имеют важное медико-социальное значение. Исследование характера функциональной адаптивности организма особенно актуально у детей с проявлениями дисплазии соединительной ткани (ДСТ), учитывая возможность высокой частоты расстройств вегетативной регуляции.

Цель работы. Исследование адаптационной реактивности у детей с ДСТ, обучающихся в школах «нового типа» — с повышенной учебной нагрузкой.

Обследовано 46 школьников в возрасте 7—11 лет, имеющих клинические проявления ДСТ легкой и средней степени тяжести и 48 детей такого же возраста без ДСТ (контрольная группа). Всем детям проводилась кардиоинтервалография для оценки вариативности сердечного ритма в покое и после клиноортостатической пробы.

Результаты исследования показали, что исходный вегетативный тонус с преобладанием функции парасимпатического отдела вегетативной нервной системы отмечался у 68% детей с ДСТ, эйтония и симпати-котония имели место у 28% и 4% детей соответственно. Полученные данные практически не отличались от показателей исходного тонуса у детей в группе контроля. При проведении клиноортостатической пробы выявлено наличие дезадаптивных реакций: более чем у половины школьников с ДСТ — 53,6% наблюдалось недостаточное вегетативное обеспечение деятельности (при 35,2% в группе контроля); удлинение восстановительного периода по типу реакции утомления имело место у 28,6% детей с ДСТ, что значительно превышало таковой у детей в контрольной группе (11,7%). Отмечена корреляционная связь между степенью тяжести ДСТ и состоянием вегетативной регуляции сердечного ритма.

Таким образом, у детей с ДСТ выявлены существенные отклонения показателей вегетативной регуляции сердечного ритма, свидетельствующие о напряжении адаптационно-компенсаторных механизмов, что необходимо учитывать при назначении рациональной учебной и физической нагрузки для данной категории детей.

К ВОПРОСУ О ВНУТРИУТРОБНОЙ ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ

Назаретян В.Г., Микава Н.В., Видина А.И., Насонова Т.И.

Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

Цитомегаловирусная инфекция (ЦМВИ) у детей в последнее время привлекает особое внимание ученых, практических врачей и организаторов здравоохранения в связи с ее широким распространением, склонностью к хроническому течению. Вирус поражает практически все органы и ткани в самых различных сочетаниях. Известно, что частота врожденной ЦМВИ колеблется от 0,1 до 14%. Целью нашей работы явилось изучение влияния внутриутробной ЦМВИ на состояние здоровья детей. Под наблюдением находилось 394 ребенка первого года жизни с данной патологией. Диагноз врожденной ЦМВИ установлен на основании клиники, данных ИФА и ПЦР, проведено исследование иммунного статуса, общего анализ крови и мочи, УЗИ. В результате исследования перинатальное поражение ЦНС выявлено у 90,1%, гепато-спленомегалия у 62,5%, врожденный гепатит у 41,5%, желтуха различного происхождения у 49,5%, поражения мочевыводящей и бронхолегочной системы у 28.1% и 39,7% соответственно, врожденные пороки развития, в том числе стигмы дисэмбриогенеза у 43,8%, различные анемии у 72,8%, дерматиты у 24,5%, эн-

тероколит и дисбиоз у 17,5% и 86,1% соответственно. Врожденная ферментопатия диагностирована лишь у одного ребенка. У 29,8% детей с внутриутробной ЦМВИ в активную фазу болезни выявлена депрессия иммунной системы, в виде снижения уровня Т-хелперов/эффекторов иммунорегуляторного индекса, иммуноглобулина А в крови и секреторного иммуноглобулина А в слюне, повышения активной популяции лимфоцитов, Т-супрессоров, В-лимфоцитов. В общем анализе крови у подавляющего большинства детей наблюдалась лимфо- и тромбоцитопения. Нами также были изучены у 238 детей отдаленные последствия врожденной ЦМВИ, в результате которых установлено, что состояние здоровья этих детей характеризуется задержкой физического и нервно-психического развития, осложнением и затяжным течением гепатита, формированием рецидивирующего бронхита, хронических заболеваний почек, последствиями перинатального поражения мозга органического и функционального происхождения. Группу часто болеющих составили 46,5% детей перенесших внутриутробную ЦМВИ. Хронические и функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта в катамнезе наблюдалось у 38,4% детей. Аллергический дерматит установлен у 2,3% обследованных детей. Таким образом, у детей с врожденной ЦМВИ выявлены значительные отклонения в состоянии здоровья, способствующие формированию острых и хронических заболеваний.

К ВОПРОСУ О ХЛАМИДИЙНОЙ ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ

Назаретян В.Г., Микава Н.В., Насонова Т.И.

Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения числа детей больных хламидийной инфекцией. По данным разных авторов число их колеблется от 40% до 80%. По нашим данным 63% детей инфицированных хламидиями рождаются от больных хламидиозом матерей. Хламидии обуславливают развитие заболеваний различных органов и систем и характеризуются полиморфизмом клинических проявлений, тяжестью течения, наличием осложнений.

Целью работы явилось изучение состояния здоровья детей рожденных с хламидийной инфекцией. Был обследован 51 ребенок инфицированный хламидиями. Среди исследуемой группы детей доношенными родились 86,3%. У 4 детей была асфиксия. С низкой массой тела (менее 2500 г) родились 29,4% детей. Поражение центральной нервной системы (ЦНС) выявлено у 94,1% детей исследуемой группы, из них у 45,8% имелся синдром нервно-рефлекторной возбудимости, а у 16,6% наблюдалось угнетение функции ЦНС. Со стороны дыхательной системы нарушения были отмечены у 23,5% обследованных, из них у 25% детей была диагностирована пневмония. Патология сердечно-сосудистой системы установлена у 33,3% детей. В большинстве случаев она носила функциональный характер. Хламидийный конъюнктивит встречался у 23,5% детей. Урогенитальным хламидиозом страдали 43,1% детей. Аллергические заболевания отмечены у 23,5% детей. Проведенный анализ заболеваемости исследуемой группы детей показал наибольшую частоту выявляемое™ острых респираторно-вирусных инфекций (66,6%). Заболевания желудочно-кишечного тракта отмечены у 33,3% детей. Сочетанная патология у детей, инфицированных хламидиями, встречалась в 82,4% случаев. Лимфоаденопатия была диагностирована у 70,6%. Заболевания эндокринной системы наблюдалось у 7,8%.

Таким образом, внутриутробное инфицирование хламидиями вызывает поражение внутренних органов, снижение качества жизни пациентов, а также влияет на формирование группы часто болеющих детей, что требует организации ранней диагностики, профилактики и своевременного адекватного лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.