Научная статья на тему 'К вопросу о характере статей в проекте «Вечного мира» И. Канта'

К вопросу о характере статей в проекте «Вечного мира» И. Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЧНЫЙ МИР / ВСЕМИРНОЕ ГРАЖДАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРЕЛИМИНАРНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ПРОЕКТ ДЕФИНИТИВНЫЕ СТАТЬИ ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Четав Саида Ерестемовна

В статье рассматривается позитивное учение о «вечном мире» завершающем звене гуманистической философии И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о характере статей в проекте «Вечного мира» И. Канта»

УДК 141.1 ББК 87.3 Ч-52

Четав Саида Ерестемовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики факультета новых социальных технологий Майкопского государственного университета, тел: 89184462900.

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРЕ СТАТЕЙ В ПРОЕКТЕ «ВЕЧНОГО МИРА» И. КАНТА

(рецензирована)

В статье рассматривается позитивное учение о «вечном мире» - завершающем звене гуманистической философии И. Канта.

Ключевые слова: вечный мир, всемирное гражданство, международное право, прелиминарное соглашение, проект дефинитивные статьи гуманистические идеи.

Chetav Saida Eristemovna, Cand. of History, senior lecturer of chair of philosophy, sociology and pedagogic , new social technologies faculty of Maykop State Technological University, tel.: 8 918 446 29 00.

ABOUT THE PROBLEM OF CHARACTER OF ARTICLES IN E. KANT’S PROJECT OF

“ETERNAL PEACE”

In this article the author considers a positive doctrine about “eternal peace ” - the final level of Kant’s humanistic philosophy.

Keywords: eternal peace, global citizenship, international law, preliminary agreement, project, definitive articles, humanistic ideas.

Мыслители различных эпох осуждали войны, мечтали о вечном мире и разрабатывали различные аспекты проблемы всеобщего мира. Одни из них видели причину зла, причиняемого войнами, в хозяйственном упадке, в нарушении нормального функционирования всей экономической структуры. В связи с этим пытались склонить человечество к миру, рисуя картины всеобщего процветания в обществе без войн, в котором приоритет будет отдаваться развитию науки, техники, искусства, литературы, а не совершенствованию средств уничтожения. Они считали, что мир между государствами может быть установлен в результате разумной политики просвещенного правителя. Другие обращали внимание в основном на этическую сторону этой проблемы. Они полагали, что агрессивная война есть порождение безнравственности, что мир, может быть, достигнут только в результате морального перевоспитания людей в духе взаимопонимания, терпимости к различным вероисповеданиям, устранения националистических пережитков, воспитания людей в духе принципа «все люди братья». Третьи разрабатывали правовые аспекты проблемы мира, достичь которого они стремились путем договора между правительствами, созданием региональных или всемирных федераций государств.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант впервые высказал догадку об объективной закономерности, ведущей к установлению вечного мира, о неизбежности создания на мирных началах союза народов. Опираясь на внутреннюю логику права разума, он выстраивает философскую теорию, выходящую далеко за рамки государственного горизонта и предполагающую определенную предписанную разумом форму межгосударственного объединения. Государства вынуждены будут «вступить в союз народов, где каждое, даже самое маленькое государство могло бы ожидать своей безопасности и прав не от своих собственных сил, а исключительно от такого великого союза народов»[1: 95]. Постоянное наращивание военных сил самоубийственно, и если человечество желает выжить, единственный выход, создать всемирный союз на основе международного права. Для этого необходимо всемирное гражданство, превращение человека в гражданина мира, свободно избирающего место своей жизни и деятельности на планете и даже за ее пределами.

Проблемы взаимоотношений между независимыми государствами Кант рассматривает в трактате «К вечному миру». В этом труде Кант высказал глубокие идеи о сущности и перспективах взаимоотношениях между народами. Признавая неизбежность установления мирных отношений между народами, подчеркивал, что общественное развитие рано или поздно приблизится к этой отнюдь не химерической цели. Свой трактат Кант строит в виде договора, пародируя соответствующие дипломатические документы. Первый раздел трактата представляет собой прелиминарное соглашение о вечном мире. Оно состоит из шести статей, в которых формулируются условия мирных отношений между государствами, и возможности их дальнейшего сближения. В первой статье по договору уничтожаются причины будущей войны, территориальные притязания. Во второй статье выдвигается положение о том, что «ни одно государство не может быть приобретено другим государством по наследству, в обмен, посредством купли, дара. Государство - это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми, не может никто кроме самого. Поэтому всякая попытка привить его, имеющее подобно стволу собственные корни, как ветвь к другому государству, означало бы уничтожение первого как моральной личности и превращение моральной личности в вещь, и противоречила бы идее первоначального договора, без которой нельзя мыслить никакое право на управление народом». В третьей статье Кант полагал, что «со временем постоянные армии как перманентное орудие и средство ведения войны должны полностью исчезнуть». В то же время он был сторонником срочной воинской службы добровольного, периодически проводимого обучения граждан обращению с оружием с целью обезопасить себя и свое отечество от нападения извне. Кант признавал право народа вести войну за свою независимость, называя ее справедливой. В четвертой статье речь идет о том, что «государство не может использовать займы для подготовки войны и ее ведения». В пятой статье Кант высказал идею о «невозможности насильственного вмешивания в политическое устройство и правление другого государства». Выдвигаемое им право на невмешательство во внутренние дела одного государства со стороны соседа, Кант обосновал следующим образом: «Ибо, что может дать ему право на это? Быть может дурной пример, который одно государство показывает подданным другого государства? Напротив, этот пример только служит предостережением, как образец того, какие беды навлек на себя народ своим беззаконием». Следует заметить, что этот принцип стал основой международного права и системы международных отношений, сложившихся в мире после второй мировой войны [2: 69]. Не менее интересна и шестая статья гласящая, что «ни одно государство не должно использовать враждебные действия, которые подрывали бы взаимное доверие, сделали ли бы невозможным взаимное доверие в будущем, в мирное время как (например, подстрекательство к государственной измене, убийство) нарушение условий капитуляций». В обоснования этого положения отметим, что немногим более через сто лет после его провозглашения, оно вошло в состав норм ведения сухопутных войн, закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. Это еще раз подчеркивает политическую прозорливость великого мыслителя. Аргументируя свою позицию, Кант отмечал: «Это бесчестные приемы борьбы. Ведь и во время войны должно, оставаться хоть какое-нибудь доверие к образу мыслей врага, потому что иначе было бы невозможным заключить никакого мира и враждебные действия превратились бы в истребительную войну. Война же есть печальное вынужденное средство в естественном состоянии утвердить свои права силой, т.е., где не существует никакой судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона. Карательная война между государствами немыслима, поскольку между ними нет отношения начальника и подчиненного. Отсюда следует, что истребительная война, в которой могут быть уничтожены обе стороны, а вместе с ними всякое право, привела бы к вечному миру лишь на гигантском кладбище человечества. Итак, подобная война, а также использование средств, которые открывают пути к ней, должны быть, безусловно, запрещены, в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей, вследствие их готовности решать возникающие противоречия на условиях компромисса и взаимных уступок». Таким образом, этот прогностический вывод И. Канта показывает несгибаемый исторический оптимизм его философской системы.

Второй раздел кантовского проекта содержит три дефинитивных статей, в которых речь идет об обеспечении достигнутого мира. В частности, Кант выдвигает идею, что каждое государство должно быть республиканским. Вторая статья договора о вечном мире определяет основу, на которой возникает международное право, а именно: международный союз государств, где реализуется устройство, подобное гражданскому обществу, в котором гарантированы права всех его членов. Союз народов, «федерализм свободных государств» не всемирное государство. Кант

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.