Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1094
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ОГРАНИЧЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернова Е.Г.

В статье на примере правоприменительной и судебной практики проанализированы основные и дополнительные государственные гарантии федеральных государственных гражданских служащих, исследованы некоторые особенности их реализации в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. На основе изучения научных позиций, правовых актов федеральных органов исполнительной власти автор высказывает мнение о законодательном закреплении единой системы оценки показателей эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих. Сформулированы выводы о необходимости специального правового регулирования вопросов медицинского страхования, государственной защиты от неправомерных действий и пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STATE GUARANTEES OF FEDERAL STATE CIVIL EMPLOYEES

The article analyzes the main and additional state guarantees of federal state civil servants on the example of law enforcement and judicial practice, and examines some features of their implementation in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Based on the study of scientific opinions, legal acts of federal executive authorities, the author expresses the opinion on the need for legislative consolidation of a unified system for evaluating the performance indicators of federal state civil servants. Conclusions are formulated about the need for special legal regulation of issues of health insurance, state protection against illegal actions and pension provision of federal state civil servants.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ»

УДК 342.922

DOI 10.51980/2542-1735_2021_3_137

Елена Геннадьевна ЧЕРНОВА,

начальник Правового отдела

ГУ МВД России по Кемеровской области (г. Кемерово), кандидат юридических наук

helen black2008@mail.ru

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

TO THE QUESTION OF STATE GUARANTEES OF FEDERAL STATE CIVIL EMPLOYEES

В статье на примере правоприменительной и судебной практики проанализированы основные и дополнительные государственные гарантии федеральных государственных гражданских служащих, исследованы некоторые особенности их реализации в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. На основе изучения научных позиций, правовых актов федеральных органов исполнительной власти автор высказывает мнение о законодательном закреплении единой системы оценки показателей эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих. Сформулированы выводы о необходимости специального правового регулирования вопросов медицинского страхования, государственной защиты от неправомерных действий и пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.

The article analyzes the main and additional state guarantees of federal state civil servants on the example of law enforcement and judicial practice, and examines some features of their implementation in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Based on the study of scientific opinions, legal acts of federal executive authorities, the author expresses the opinion on the need for legislative consolidation of a unified system for evaluating the performance indicators of federal state civil servants. Conclusions are formulated about the need for special legal regulation of issues of health insurance, state protection against illegal actions and pension provision of federal state civil servants.

Ключевые слова: федеральные государственные гражданские служащие, государственная гражданская служба, государственные гарантии, социальная защита, ограничения, органы внутренних дел.

Keywords: : federal state civil servants, state civil service, state guarantees, social protection, restrictions, internal affairs bodies.

Успешное и эффективное функционирование государственных органов напрямую зависит от профессиональной деятельности федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), обладающих необходимыми деловыми и моральными качествами, позволяющими добросовестно реализовывать публично-властные функции. В свою очередь, успешное формирование кадрового ядра го-

сударственных органов возможно только на основе продуманной политики, включающей элементы материальной заинтересованности и социальной защиты гражданских служащих

[14].

Важнейшим способом обеспечения социальной защищенности гражданских служащих, правовым механизмом защиты их прав и свобод, а также соблюдения законных интересов являются государственные гарантии на

государственной гражданской службе (далее также - гражданская служба). Предоставляемые гарантии должны отвечать современным потребностям государства, так как без данного института невозможно осуществление качественного государственного управления [9, с. 3].

Данная позиция согласуется с правовым подходом Конституционного Суда РФ (определение от 2 апреля 2009 г. N 472-О-О), согласно которому специфика гражданской службы как профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, включающий обусловленные характером их деятельности права и обязанности, налагаемые на них ограничения, связанные гражданской службой, а также предоставляемые гарантии.

Соотносительность основных условий оплаты труда и государственных социальных гарантий, установленная п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной службе) и п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обеспечивается законодательным закреплением общих подходов к структуре и исчислению денежного содержания, основных и дополнительных мер, направленных на компенсацию возникающих обременений и стимулирование профессиональной служебной деятельности гражданских служащих [7], что подтверждается многочисленной судебной практикой (постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. N 7-П и от 29 ноября 2016 г. N 26-П, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29 декабря 2016 г. N 50-АПГ16-29).

Социальная защита гражданских служащих осуществляется посредством реализации гарантий, предусмотренных многочисленны-

ми правовыми актами, изданными разными государственными органами и имеющими различную юридическую силу и сферу действия.

В этой связи следует согласиться с позицией авторов о необходимости принятия отдельного Федерального закона «О государственных гарантиях федеральных государственных гражданских служащих», который завершит нормативную модель механизма обеспечения гражданских служащих социальными гарантиями [9, с. 12-13; 16, с. 163169; 17, с. 32-33].

В постановлении Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. N 19-П отмечается, что гарантии и льготы, предусмотренные для гражданских служащих, призваны компенсировать ущерб, наносимый принципу равенства введением отдельных ограничений их прав и свобод.

Перечень основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих, закрепленный гл. 11 Закона о государственной службе, в научной литературе характеризуется по-разному.

Г.А. Малышева определяет их как гарантии служебно-правовой защиты, социально-экономического и социально-бытового характера, а также иные гарантии [9, с. 69]. Н.Ф. Попова делит государственные гарантии гражданских служащих на три группы: в связи с осуществлением профессиональной деятельности; обязательное государственное социальное страхование и гарантии защиты гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей [12, с. 48-50].

М.Д. Неупокоев указывает, что социальная защищенность гражданских служащих реализуется в достаточной обеспеченности материальными, социальными и культурными благами, высоком уровне оплаты труда, перспективе роста, прочных гарантиях прав и уважения достоинства личности, предоставлении особых гарантий гражданскому служащему в результате получения им увечья (травмы) или членам его семьи в случае его гибели (смерти) [10, с. 55-56].

В статье 52 Закона о государственной службе закреплены основные государственные гарантии, которые являются общими статутными гарантиями для всех гражданских служащих и обусловлены их профессиональной принадлежностью [9, с. 114].

В качестве первой гарантии определено установление равных условий оплаты труда, а также сопоставимых показателей оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей государственной гражданской службы.

По общему правилу гражданским служащим, замещающим равные должности, выполняющим сходные должностные обязанности, должна гарантироваться равная оплата труда, различия в которой могут быть обусловлены уровнем квалификации, образования, стажем работы, то есть критериями, присущими конкретному гражданскому служащему

[14].

По мнению А.С. Санаева, данная гарантия в большей степени является декларацией, поскольку условия оплаты труда могут довольно сильно различаться на федеральной государственной и региональной службе [13, с. 20-21].

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 47, п. 4 ч. 4 ст. 24 Закона о государственной службе показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего включаются в его должностной регламент (обязательная часть), а также могут быть отражены в служебном контракте как факультативный элемент.

Рассматриваемая гарантия представляет собой критерии оценки исполнения замещаемой гражданским служащим должности,

Точка зрения ■425*

которые учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена.

В Рекомендациях Минздравсоцразвития России по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах (письмо от 10 августа 2005 г. N 3855-ВС) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего имеют абсолютные и относительные величины.

В науке справедливо высказывается мнение, что не только практически невозможно оценить служебную деятельность гражданского служащего по приведенной формуле, но и отсутствуют четкие методики расчета таких показателей [3].

Вместе с тем некоторые федеральные органы исполнительной власти, например, Федеральная налоговая служба1, Министерство здравоохранения Российской Федерации2 и Министерство культуры Российской Федера-ции3 нормативно закрепили показатели эффективности деятельности своих служащих.

По нашему мнению, отсутствие законодательно закрепленной системы и методики оценки деятельности гражданских служащих влечет рекомендательный характер ее проведения, невозможность установления зависимости между результатом проведенной оценки и материальным стимулированием. В связи с этим прослеживается необходимость создания единой системы оценки в зависимости от специфики работы гражданского служащего.

1 Об утверждении Методических рекомендаций по комплексной оценке федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы : приказ ФНС России от 23.05.2012 N ММВ-7-4/349@.

2 О целевых показателях эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и критериях оценки эффективности и результативности деятельности их руководителей, условиях премирования руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации : приказ Минздрава России от 11.07.2013 N 451.

3 Об утверждении примерного должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов : приказ Минкультуры России от 19.11.2019 N 1792.

К.В. Давыдов предлагает классифицировать показатели эффективности служебной деятельности государственного служащего в зависимости от субъектного состава, управленческих стандартов, характера источника их оценки (внутренний и внешний анализ деятельности) [3].

По нашему мнению, практическое значение имеет систематизация критериев оценки эффективности деятельности гражданских служащих по интегральным признакам, предложенная В. Жильцовым [5, с. 21]. Она включает следующие показатели: процентные (доля своевременно подготовленных документов, количество граждан, давших положительную оценку), количественные (количество и объем подготовленных документов, обслуженных граждан), рейтинговые (место среди других служащих); экономические (соотношение затрат и полученного результата) и временные (хронометраж работы).

К основным государственным гарантиям относится право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, которое является основой стимулирования его служебной деятельности и обеспечением необходимым качеством жизни.

Размеры должностных окладов гражданских служащих дифференцируются по уровням и статусу государственных органов. Аналогично при начислении и выплате надбавок к окладу учитываются критерии, индивидуально повышающие размер денежного содержания гражданского служащего: стаж службы, квалификационный разряд, сложность работы [7].

В силу ст. 50 Закона о государственной службе денежное содержание гражданского служащего состоит из двух частей: основной, составляющей оклад месячного денежного содержания (должностной оклад и оклад за классный чин), и дополнительной, которая состоит из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Практика судов общей юрисдикции Республики Хакасии исходит из того, что дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих не является выплатой обязательного характера, наряду с иными поощрительными выплатами и премиями не входит в состав денежного содержания, а относится к другим выплатам, на которые районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются4.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ опровергла в 2017 г. ранее принятую позицию судов общей юрисдикции о толковании норм материального права в пользу исключения дополнительного материального стимулирования гражданских служащих из состава их денежного содержания и пришла к выводу, что дополнительное материальное стимулирование, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности их профессиональной служебной деятельности (определения от 28 августа 2017 г. N 2-КГ17-13, от 3 июня 2019 г. N 34-КГ19-1, от 22 июля 2019 г. N 34-КГ19-4).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». В силу ч. 11 ст. 50 Закона о государственной службе их последнее повышение в 1,03 раза осуществлено с 1 октября 2020 г. Указом Президента РФ от 13 июля 2020 г. N 455 «О повышении окладов месяч-

4 Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба / Верховный Суд Республики Хакасия. URL: http://vs.hak.sudrf.ru/modules. php?name=docum_sud&id=285 (дата обращения: 07.01.2021).

ного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».

Стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности профессиональной служебной деятельности, развитие системы гарантий является одним из основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы, закрепленных Указом Президента РФ от 24 июня 2019 г. N 288.

В рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих Правительству РФ поручено в 2020 и 2021 годах оптимизировать структуру их денежного содержания (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет.

Обозначенные задачи нашли отражение в Плане мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 24 июля 2019 г. N 1646-р, где направление «Стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных гарантий на гражданской службе» включает мероприятие по «развитию системы социальных гарантий на гражданской службе», с ожидаемыми в ноябре 2021 г. вышеуказанными результатами по увеличению должностного оклада и выплаты пенсий.

Однако Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 395-ФЗ «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г. приостановлено действие ч. 11 ст. 50 Закона о государственной службе о ежегодной индексации размеров окладов денежного содержания гражданских служащих с учетом уровня ин-

фляции (потребительских цен). Индексация окладов сохранена только гражданским служащим следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона5.

Указанное выше свидетельствует о невозможности реализации пятого этапа реформирования и развития гражданской службы [18, с. 80-89] и, как следствие, необеспечении соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий (в частности, пенсионного обеспечения гражданских служащих).

К числу гарантий гражданских служащих законодателем отнесены условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

В.Ю. Качалов в качестве условий работы рассматривает обеспеченность гражданских служащих мебелью, освещением, отоплением, оргтехникой, а также качественный состав работников, морально-психологический климат в коллективе. В связи с чем, по мнению ученого, многое зависит от руководителя, его деловых и личностных качеств [6].

Согласно пп. 4 ч. 1 ст. 52 Закона о государственной службе гражданским служащим гарантируется отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю, установлена пятидневная служебная неделя (ч. 2 ст. 45). Гражданским служащим предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания (основной - продолжительностью 30 календарных дней и дополнительный - в зависимости от стажа гражданской службы).

При предоставлении гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска

5 О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» : Федеральный закон от 18.03.2020 N 52-ФЗ.

один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания, которая судебной практикой не ставится в зависимость от количества предоставляемых дней отпуска и иных обстоятельств его предоставления6.

Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности, а замещающим должности иных групп - в соответствии со служебным распорядком государственного органа и служебным контрактом. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет три календарных дня. В случае непредоставления такого отпуска исполнение ими должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Следующей основной гарантией гражданского служащего является медицинское страхование, в том числе после его выхода на пенсию за выслугу лет. Эта гарантия распространяется и на членов семей.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной службе виды и условия медицинского страхования гражданского служащего, иные виды его страхования относятся к существенным условиям служебного контракта. Поскольку специальный федеральный закон о медицинском страховании гражданских служащих не принят [2, с. 27], на них распространяются общие положения Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Гражданскому служащему гарантировано обязательное государственное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей

специализированную медицинскую помощь, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Выплаты по обязательному государственному страхованию осуществляются в порядке и размерах, установленных соответственно федеральными и региональными законами.

Закон о государственной службе не регулирует случаи причинения вреда здоровью гражданским служащим в период прохождения гражданской службы (производственной травмы или профессионального заболевания). Хотя ранее действовавший Федеральный закон от 31 июля 1995 г. 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривал гарантии обязательного государственного страхования на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением гражданским служащим должностных обязанностей.

Следует согласиться с позициями ученых о необходимости регулирования таких правоотношений, поскольку в настоящее время гражданские служащие получают выплаты как при обычной временной нетрудоспособности, а их размер отличается в зависимости от правового положения гражданских служащих разных субъектов Российской Федерации [1; 14].

Законодателем за гражданскими служащими закреплены основные государственные гарантии по возмещению расходов и предоставлению иных компенсаций в связи со служебными командировками, переездом в другую местность, а также оплаты связанных с этим транспортных расходов и оплаты жилья.

Согласно порядку и условиям командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 2005 г. N 813, при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской

6 Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба / Верховный Суд Республики Хакасия.

службы и денежного содержания, а также возмещаются расходы по проезду к месту командирования и обратно, проезд из одного населенного пункта в другой в случае командирования в несколько государственных органов, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), иные расходы, связанные со служебной командировкой.

В случае временной нетрудоспособности командированного гражданского служащего ему возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев стационарного лечения) и выплачиваются суточные.

Проблемой, возникающей в правоприменительной деятельности, при направлении гражданского служащего системы МВД России в служебную командировку, является невыплата ему за время командировки премии за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренной п. 5 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562. Данная премия также не выплачивается при реализации гражданским служащим дополнительной государственной гарантии в виде дополнительного профессионального образования (при повышении квалификации, переподготовки). Данное обстоятельство существенно затрудняет реализацию представителем нанимателя требований ст. 63 Закона о государственной службе по профессиональному развитию гражданского служащего.

В органах внутренних дел гражданским служащим и сотрудникам в силу различного нормативно-правового регулирования предусмотрен разный размер суточных. Так, согласно пп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных

со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» размер расходов на выплату суточных гражданским служащим составляет 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Сотрудникам органов внутренних дел выплачивается 300 рублей суточных за каждый день нахождения в служебной командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также дни нахождения в пути (приказ МВД России от 27 июля 2020 г. N 519).

Возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе в другой государственный орган, регламентировано постановлением Правительства РФ от 11 августа 2007 г. N 514 и включает проезд и провоз имущества (весом до 20 тонн) всеми видами транспорта, кроме такси, найм жилого помещения в случае вынужденной задержки в пути, обустройство на новом месте жительства, суточные, а также иные расходы, связанные с переездом (произведенные с согласия представителя нанимателя).

Аналогичным образом расходы возмещаются при назначении гражданского служащего в порядке ротации. Дополнительно предусмотрено обеспечение служебным жильем (при его отсутствии - возмещение расходов на наем (поднаем) жилого помещения) при назначении в государственный орган в другой местности в пределах Российской Феде-рации7.

Государственная защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей осуществляется в соответствии с

7 Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения : постановление Правительства РФ от 27.10.2012 N 1103.

требованиями Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Принятие специального федерального закона в отношении гражданских служащих законодательством не предусмотрено, поэтому в целях обеспечения государственной защиты той или иной категории служащих в научной литературе предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», направленные на уточнение перечня лиц, подлежащих защите [9, с. 135].

Государственное пенсионное обеспечение гражданских служащих является наиболее существенной гарантией и предоставляется в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п. 11 ч. 1 ст. 52 Закона о государственной службе).

Ввиду отсутствия такого федерального закона условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении).

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Одним из условий назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим является определенный стаж гражданской службы (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2020 г. N 93-КГ20-2-К9).

Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих предусмотрены

ст. 53 Закона о государственной службе. В отличие от основных они предоставляются гражданским служащим не только в силу их статуса, но и с учетом других факторов, при определенных условиях [9, с. 138].

Рассматривая дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, ряд ученых критикуют качество такого обучения, объясняя это отсутствием научно обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства о государственной службе и системного характера в применении новых кадровых технологий, недостаточной проработкой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, квалификационных экзаменов и аттестации гражданских служащих [8, с. 4-5, 100].

Особенностями получения дополнительного профессионального образования гражданскими служащими МВД России является возможность повышения квалификации в образовательных организациях МВД России.

Дополнительная гарантия в виде единовременной субсидии на приобретение жилого помещения предоставляется гражданскому служащему один раз за весь период службы в соответствии с Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63. При этом основные условия ее предоставления тождественны с получением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязательным условием для определения права на предоставление гражданскому служащему единовременной субсидии является стаж гражданской службы, который должен составлять не менее трех лет, а в случае

несения службы в период с 6 по 31 декабря 2016 г. включительно не менее одного года.

Срок использования и способы распоряжения средствами единовременной выплаты законодательно не регламентированы, в связи с чем гражданский служащий может направить их на погашение ипотеки или приобретение жилого помещения при участии в долевом строительстве8.

Вопреки статистике о реализации гарантии на единовременную субсидию в редких случаях в ГУ МВД России по Кемеровской области наблюдается положительная тенденция по ее предоставлению. Так, с 2016 г. из 9 гражданских служащих, принятых на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, ее получили 3 человека.

М.Б. Добробаба отмечает, что анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о предоставлении гражданским служащим в качестве дополнительных гарантий: компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг, бесплатной и льготной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно, частичной компенсации

проезда пассажирским транспортом, возмещения членам семьи расходов на похороны гражданского служащего и другие [4, с. 109].

Рассмотренные государственные гарантии имеют большое значение для социального признания важности и ответственности труда гражданских служащих [9, с. 34]. Они предоставляются в соответствии с особым характером их профессиональной деятельности, обеспечением нормальной жизнедеятельности, а также способствуют поддержанию высокого социального статуса гражданских служащих в обществе [10, с. 53].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии специального правового регулирования таких важнейших гарантий социальной защиты гражданских служащих, как их медицинское страхование, государственная защита от неправомерных действий, пенсионное обеспечение. Вместе с тем в силу особого правового статуса гражданских служащих, обусловленного наличием ограничений, данные правоотношения подлежат дополнительной проработке и закреплению их отдельными федеральными законами.

8 Методические рекомендации по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Версия 3.0 : утв. Минтрудом России.

Библиографический список

1. Аверьянова, М.И. Социальное обеспечение государственных гражданских служащих в форме страхования / М.И. Аверьянова, А.Ю. Гусев // Административное и муниципальное право. - 2020. - N 4. - С. 25-44.

2. Власенкова, В. Исключенные из системы ОМС / В. Власенкова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2010. - N 11. - С. 27-33.

3. Давыдов, К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории : монография / К.В. Давыдов ; под ред. Ю.Н. Старилова. - М.: NOTA BENE, 2010.

4. Добробаба, М.Б. Административные правоотношения с участием государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации : монография / М.Б. Добробаба. - Краснодар, 2010. - 210 с.

5. Жильцов, В. Эффективность в системе государственной гражданской службы / В. Жильцов // Государственная служба. - 2008. - N 4 (54). - С.14-22.

6. Качалов, В.Ю. Государственная служба в Российской Федерации : курс лекций. - Казань: КЮИ МВД России, 2003.

7. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Н.И. Воробьев, В.А. Галкин, М.М. Мокеев [и др.] // СПС КонсультантПлюс. 2014 (дата обращения: 26.10.2020).

России

8. Костенников, М.В. Административно-правовое регулирование минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных гражданских служащих : монография / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.В. Марьян. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. - 118 с.

9. Малышева, Г.А. Государственные гарантии гражданских служащих: современное административно-правовое регулирование и направления совершенствования : дис. ... канд. юрид. наук / Г.А. Малышева. - Воронеж, 2012. - 227 с.

10. Неупокоев, М.Д. Социальные гарантии государственных гражданских служащих: социологический анализ : дис. ... канд. соц. наук / М.Д. Неупокоев. - М., 2004. - 141 с.

11. Ноздрачев, А.Ф. Институт ротации в системе государственной гражданской службы / А.Ф. Ноздрачев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. -2019. - N 5. - С. 5-22.

12. Попова, Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы : учебное пособие / Н.Ф. Попова. - М.: ВНИИ МВД России, 2009. - 132 с.

13. Санаев, А.С. О соблюдении принципа соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских служащих и муниципальных служащих в законодательстве города Москвы / А.С. Санаев // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - N 20. - С. 18-23.

14. Современные кадровые технологии в органах власти : монография / А.М. Беляев, Е.Д. Богатырев, А.И. Галкин [и др.] ; под общ. ред. С.Е. Прокофьева, А.М. Беляева, С.Г. Еремина. - М.: Юстицинформ, 2015.

15. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления : реферат. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. - 214 с. URL: 20http://10.5.0. 15/onti/niokr/2012/vi/vi 120180.htm (дата обращения: 26.10.2020).

16. Плетников, В.С. Федеральный закон «О механизме обеспечения социальных гарантий на различных видах государственной службы»: общие требования к содержанию в целях разработки управленческих решений / В.С. Плетников, М.С. Плетникова // Вопросы управления.

17. Плетников, В.С. Нормативная модель обеспечения государственных служащих социальными гарантиями / В.С. Плетников, М.С. Плетникова // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2017. - N 1. - С. 29-43.

18. Уманская, В.П. Государственное управление и государственная служба в современной России : монография / В.П. Уманская, Ю.В. Малеванова. - М.: Норма, 2020. - 176 с.

2015. - N 2. - С. 163-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.