Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спиридонова Алёна Вячеславовна

В статье рассматриваются общие вопросы экологического менеджмента, основанного на применении международных и национальных стандартов. Уделено внимание преимуществам, связанным с внедрением систем экологического менеджмента на предприятии. Обосновывается необходимость более широкого внедрения систем экологического менеджмента в организациях, относящихся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Отмечены отдельные меры стимулирования внедрения систем экологического менеджмента, применяемые в зарубежных странах. На основании анализа российского законодательства выявлена проблема недостаточной государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при внедрении ими систем экологического менеджмента и внесены конкретные предложения по ее решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS

The article deals with general issues of environmental management based on the application of international and national standards. Attention is paid to the advantages associated with implementation of environmental management systems at the enterprise. The necessity of wider implementation of environmental management systems in organizations belonging to the category of small and medium-sized businesses is substantiated. Some measures to stimulate the introduction of environmental management systems used in foreign countries are noted. Based on the analysis of Russian legislation, the problem of insufficient state support of small and medium-sized businesses in implementation of environmental management systems by them was identified and specific proposals were made to solve it.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 349.82 ББК Х407.7

DOI: 10.14529/law210316

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

А. В. Спиридонова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье рассматриваются общие вопросы экологического менеджмента, основанного на применении международных и национальных стандартов. Уделено внимание преимуществам, связанным с внедрением систем экологического менеджмента на предприятии. Обосновывается необходимость более широкого внедрения систем экологического менеджмента в организациях, относящихся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Отмечены отдельные меры стимулирования внедрения систем экологического менеджмента, применяемые в зарубежных странах. На основании анализа российского законодательства выявлена проблема недостаточной государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при внедрении ими систем экологического менеджмента и внесены конкретные предложения по ее решению.

Ключевые слова: экология, экологический менеджмент, система экологического менеджмента, стандартизация, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка, субсидии.

В соответствии с Повесткой в области устойчивого развития на период до 2030 года (резолюция 70/1 Генеральной Ассамблеи ООН) экология и защита окружающей среды выступают в качестве приоритетных целей устойчивого развития мирового сообщества1. Одним из направлений для достижения целей устойчивого развития в области экологии, которому уделяется большое внимание в науке и на практике, является экологический менеджмент. Вместе с тем вопрос о понятии и элементах экологического менеджмента не нашел пока единообразного понимания. Так, в литературе отмечается, что экологический менеджмент выступает как проявление экологической функции государства и представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленных на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды [9, с. 272]. Другие же авторы полагают, что под экологическим менеджментом следует понимать инициативную и результативную деятельность экономических субъектов, направленную на достижение их собственных эколо-

1

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области (проект № 20-411-740012). (Funding: The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-411-740012).

гических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффектив-ности и экосправедливости [3, с. 24-25]. Данная точка зрения представляется нам справедливой с учетом того, что, как правило, термин «экологический менеджмент» используется в отношении хозяйствующих субъектов, в то время как к органам власти следует применять категорию «государственная политика в области охраны окружающей среды», что вытекает из положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Среди первопричин появления экологического менеджмента и его распространения превалирующее внимание уделяется вопросам осознания бизнесом необходимости учета экологических аспектов в экономической деятельности и экологической культуре [4, с. 8]. Экологический менеджмент выступает одним из механизмов, способствующих соблюдению хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства. Совершенно очевидно, что для достижения предприятием требуемого уровня природоохранной деятельности, соответствующей международным требованиям и национальному законодательству, необходимо введение построенных по определенным принципам систем управления охраной окружающей среды [8, с. 10].

Экологический менеджмент основывается на соблюдении международных и национальных стандартов. Решение о разработке серии международных стандартов в области систем экологического менеджмента (далее -СЭМ) явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Разработку стандартов экологического менеджмента поручили Международной организации стандартизации (ISO). Новая серия стандартов получила название ISO 14000 и была впервые опубликована в 1996 году.

В национальном законодательстве вопросам стандартизации и сертификации в сфере экологического менеджмента посвящены положения ст. 31 «Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности» Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 21 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 января 2002 г. № 184-ФЗ. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ в качестве важнейшего принципа стандартизации выступает добровольность применения стандартов, что в полной мере распространяется и на стандарты экологического менеджмента. Документом, подтверждающим добровольное соответствие СЭМ требованиям международных или национальных стандартов экологического менеджмента, является сертификат.

В Российской Федерации действуют также национальные стандарты по внедрению СЭМ, которые основаны на международных стандартах ISO 14000 и утверждены и введены в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Основным является ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Национальный стандарт Российской Федерации «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», который был введен в действие 1 марта 2017 г.

Под СЭМ понимается общая часть системы менеджмента в организации, используемая для разработки и внедрения ее экологической политики, целей и управления воздействиями на окружающую среду, или, подсистема управления природоохранной деятельно-

стью организации, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду [2, с. 398]. В п. 1.2.29 Регионального экологического стандарта Челябинской области, принятого 2 декабря 2020 г. Координационным советом при Губернаторе Челябинской области по вопросам экологии, под СЭМ понимается часть общей системы менеджмента, включающая в себя организационную структуру, планирование деятельности и распределение ответственности, принципы практической работы, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

СЭМ, независимо от производственной специфики конкретного хозяйствующего субъекта, направлена на достижение двух взаимосвязанных целей. Первичная цель, своего рода «задача минимум», заключается в соблюдении требований экологического законодательства. Вторичная цель состоит в последовательном стабильном улучшении всех экологических аспектов хозяйственной деятельности организации [13, с. 64].

Так, в стандарте ГОСТ Р ИСО 14001-2016 отмечено, что СЭМ необходима для защиты окружающей среды путем предотвращения или смягчения неблагоприятных экологических воздействий; смягчения потенциального неблагоприятного воздействия условий окружающей среды на организацию; улучшения экологических результатов деятельности; достижения финансовых и операционных преимуществ, которые могут быть результатом внедрения экологически значимых решений, направленных на укрепление позиции организации на рынке, и др.

СЭМ включает следующие взаимосвязанные структурные элементы: определенную экологическую политику и программу; ответственный за ее поддержание специально обученный персонал; документационное обеспечение; контроль соблюдения нормативно-правовых требований; системы мониторинга, идентификации, аудита и оценки экологических аспектов; принимаемые в результате их корректирующие и предупреждающие действия.

Внедрение СЭМ дает компаниям ряд рыночных преимуществ, таких как более эффективное использование природных ресурсов и

энергии, более строгое соблюдение требований законодательства и улучшение взаимодействия с клиентами [1, с. 241]. Но, как справедливо отмечается отдельными авторами, не следует отождествлять внедрение СЭМ и получение сертификата соответствия. Основные преимущества приносит организации именно реально работающая СЭМ, в то время как сертификация СЭМ является лишь одним из способов демонстрации заинтересованным сторонам внимания организации к вопросам охраны окружающей среды [1, с. 240]. Соглашаясь в целом с позицией автора о том, что форма (сертификат) не должна подменять ценность содержания (реально работающая СЭМ), все же необходимо учитывать, что эти элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Несмотря на очевидные преимущества внедрения СЭМ, на предприятиях существует целый ряд проблем по его внедрению, в том числе формальный подход руководителей и сотрудников компании к реализации экологических целей, заявленных в ходе сертификации; недостаточное финансирование СЭМ на предприятиях; доминирование экономических целей над экологическими и др. [13, с. 64; 1, с. 240; 11, с. 154-162].

Эти, а также другие факторы повлияли на то, что в Российской Федерации внедрение СЭМ не получило широкого распространения. В то же время в зарубежных странах ее внедрению уделяется большое внимание. Так, в Китае внедрение СЭМ является частью государственной политики. ЕС объявило о своем намерении допускать на рынок стран содружества только сертифицированные компании. В США растет число компаний, объявивших, что будут работать только с теми поставщиками, которые прошли сертификацию на соответствие международным стандартам ISO 14001 [14, с. 28].

В России по ISO 14001 в основном сертифицированы крупные предприятия, такие как нефтетранспортирующие предприятия, проектные организации, нефтепорты, входящие в АК «Транснефть»; нефтегазовые предприятия, входящие в ОАО «Газпром», «Нова-тэк», «Лукойл» и др.; ряд предприятий оборонной промышленности. Однако РФ в целом катастрофически отстает от мировых тенденций внедрения СЭМ в практику природоохранной деятельности [10, с. 158]. Некоторые крупные промышленные компании Уральского округа и Челябинской области

также внедрили у себя СЭМ. Например, ПАО «ММК» внедрило СЭМ с 2004 года как один из основных элементов общей системы управления, направленный на снижение воздействия на окружающую среду деятельности предприятия; Тихвинским ферросплавным заводом, входящим в состав ферросплавного дивизиона группы «Мечел», в 2012 году был получен сертификат на соответствие СЭМ международному стандарту ISO 14001; Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы (ЧТПЗ, ПНТЗ, входят в Группу ЧТПЗ) в 2018 году также подтвердили соответствие системы экологического менеджмента международному стандарту ISO 14001.

Одним из неоднозначных является вопрос о целесообразности и экономической эффективности внедрения СЭМ в организациях, относящихся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -МСП). Малый бизнес сталкивается с серьезными трудностями во внедрении СЭМ, включая ограниченность ресурсов, знаний и технических возможностей, высокие первоначальные затраты и незначительный публичный эффект этих действий [12, с. 14]. Кроме того, поскольку в настоящее время внедрение такого инструмента, как СЭМ, является добровольным, то возникает также вопрос о целесообразности и дальнейшей окупаемости затрат на его реализацию хозяйствующими субъектами, относящимися к категории СМП. Именно поэтому, как справедливо отмечается в Рекомендациях ОЭСР, система «зеленой» сертификации должна быть разработана таким образом, чтобы коммерческие выгоды для МСП перевешивали затраты: как прямые затраты в виде платы за сертификацию, так и косвенные в виде рабочего времени персонала, которое потребуется на соблюдение требований [12, с. 49].

Не будем забывать, что экологический менеджмент имеет важное публично-правовое значение, поскольку результативное функционирование СЭМ на предприятиях и в организациях не только способствует обеспечению соответствия природоохранному законодательству, но и ведет к минимизации негативного воздействия на окружающую среду, снижению вероятности возникновения и уменьшению последствий для окружающей среды аварийных ситуаций [6, с. 234-235]. Именно поэтому необходимость его внедрения в практику российских хозяйствующих

субъектов, относящихся к категории МСП, не вызывает сомнений, и в связи с этим весьма важное значение приобретает вопрос о том, какие инструменты и факторы могут оказать благотворное влияние на широкое внедрение СЭМ в рамках их деятельности.

Как показывает опыт ряда зарубежных стран, государство может оказывать меры стимулирования сертификации экологического менеджмента на предприятиях. Например, в Беларуси предприятия, внедряющие СЭМ, сертифицированные в соответствии со стандартом ISO 14001, получают финансовые льготы при начислении экологического налога на выбросы в атмосферный воздух, сбросы сточных вод и размещение отходов. Так, согласно п. 3 ст. 207 Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71 -З к ставкам экологического налога применяется понижающий коэффициент 0,9 для плательщиков, получивших экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата. В Эстонии для применения СЭМ можно подать заявку на получение субсидии в рамках экологической программы Центра инвестиций в окружающую среду (Keskkonnainvesteeringute Keskus, KIK) [7].

В Австрии компании с сертифицированной СЭМ освобождаются от административных штрафов, если несоблюдение требований выявляется компанией в ходе внутреннего аудита. Частота проверок также может быть напрямую или косвенно связана с наличием у оператора ЭМП и его качеством. В Норвегии компании с сертифицированным ЭМП реже подвергаются проверкам [12, с. 33-34].

Кроме того, в отдельных странах оказывается информационная и методическая поддержка МСП. Например, в Шотландии практикуется предоставление на один день в месяц для консультирования «экологического менеджера по вызову» малому предприятию, которое не может себе позволить иметь менеджера, занимающегося только вопросами экологического менеджмента [12, с. 47]. Примером оказания методической поддержки служит и опыт Агентства США по окружающей среде, которое подготовило ряд методических рекомендаций, например, «Руководство по внедрению систем экологического менеджмента на малых и средних предприятиях». Открытый доступ к таким материалам значительно облегчает задачу руководителей

организаций и специалистов, ответственных за природоохранную деятельность, приступающих к разработке СЭМ [6, с. 235-236].

В соответствии со ст. 46 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 г. № 400-У! ЗРК внедрение физическими и юридическими лицами международных стандартов системы управления охраной окружающей среды также стимулируется путем: 1) распространения информации о международных стандартах системы управления охраной окружающей среды, применяемых в Республике Казахстан; 2) снижения уполномоченным органом в области охраны окружающей среды степени риска в рамках государственного экологического контроля для лиц, внедривших международные стандарты системы управления охраной окружающей среды и имеющих документ, подтверждающий такое внедрение; 3) применения предусмотренных законами Республики Казахстан мер экономического стимулирования внедрения международных стандартов системы управления охраной окружающей среды.

В ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматриваются меры государственной поддержки деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду посредством предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду; выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [5]. Однако внедрение СЭМ не предусмотрено как основание для предоставления мер государственной поддержки. Вместе с тем в п. 5 ст. 17 указанного закона предусмотрено, что федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации неоднократно можно встретить упоминания о значимости создания

условий для широкого внедрения экологического менеджмента в целях повышения уровня экологической безопасности и сохранения природной среды. Схожие идеи содержатся в Постановлении Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. № 768-1II1/20 «О стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года», Постановлении Правительства Ульяновской области от 13 июля 2015 г. № 16/319-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года», Постановлении Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 г. № 1748 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года». В п. 4.3.2 Регионального экологического стандарта Челябинской области предусмотрены экономическое и налоговое стимулирование и поддержка хозяйствующих субъектов, внедряющих «зеленые» стандарты и СЭМ согласно стандартам Международной организации по стандартизации (ISO) серий 9000 и 14000.

Обратимся к Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, который предусматривает формы государственной поддержки МСП, в том числе финансовую (ст. 17), гарантийную (ст. 17.1), имущественную (ст. 18), информационную (ст. 19), консультационную (ст. 20). Полагаем, что в качестве наиболее эффективных инструментов поддержки МСП при внедрении СЭМ могут выступать финансовая, информационная и консультационная поддержка. По российскому законодательству финансовая поддержка осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, Постановлением Правительства Самарской области от 7 августа 2014 г. № 468 «Об утверждении Порядка предоставления в 2017 году за счет средств областного бюджета субсидий юридическим лицам - промышленным организациям - производителям товаров, ра-

бот, услуг в целях возмещения затрат, связанных с проведением сертификации продукции, работ и услуг, а также комплекса аудитов, направленных на повышение конкурентоспособности и обеспечение промышленной и экологической безопасности» предусмотрены субсидии при внедрении СЭМ. Аналогичная мера поддержки предусмотрена Постановлением Совета Министров Республики Крым от 22 мая 2018 г. № 236 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Крым юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, на реализацию мероприятий по сертификации систем менеджмента на соответствие национальным и международным стандартам в рамках Государственной программы Республики Крым «Развитие промышленного комплекса», Постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 21 июля 2016 г. № 2000 «Об утверждении положения о предоставлении субсидий из бюджета городского округа на компенсацию части затрат по разработке и внедрению систем менеджмента качества и сертификации продукции».

Полагаем, что данный механизм поддержки МСП будет иметь большое значение и для такого региона, как Челябинская область. В связи с этим предлагается на уровне Челябинской области предусмотреть возможность субсидирования затрат на внедрение СЭМ при условии соблюдении ряда требований к получателям таких субсидий, например: срок деятельности компании на рынке, влияние на экологию, отсутствие задолженности по налогам.

Кроме того, на федеральном и региональном уровнях необходимо обеспечить информационную и консультационную поддержку МСП по вопросам внедрения СЭМ. Полагаем, что указанные меры будут способствовать более широкому внедрению СЭМ на предприятиях, в том числе Челябинской области, что, в конечном счете, будет выступать в качестве одного из инструментов повышения экологической ответственности компаний и в перспективе способствовать улучшению экологической ситуации.

Литература

1. Бурима, Л. Я. Стратегия развития и механизмы совершенствования экологического менеджмента промышленного предприятия в контексте глобальных и национальных тен-

денций / Л. Я. Бурима // Фотинские чтения. -2016. - № 1 (5). - С. 236-241.

2. Волкова, Л. В. Рекомендации по внедрению системы экологического менеджмента на предприятии / Л. В. Волкова // Наука ЮУрГУ. Секции естественных наук: материалы 67-й науч. конф. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - С. 398-402.

3. Годин, А. М. Экологический менеджмент: учебное пособие / А. М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 88 с.

4. Двинин, Д. Ю. Управленческий инструментарий ресурсосбережения в системе экологического менеджмента региона: автореферат дис. ... канд. экон. наук / Д. Ю. Двинин. - Екатеринбург, 2015. - 26 с.

5. Кванина, В. В. К вопросу о правовом режиме экологического предпринимательства / В. В. Кванина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2021. - № 2. - С. 57-68.

6. Системы экологического менеджмента для практиков / С. Ю. Дайман, Т. В. Остров-кова, Е. А. Заика, Т. В. Сокорнова. - М.: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004. - 248 с.

7. Системы экологического менеджмента. URL: https://ringmaj andus.envir.ee/ru/ sistemy-ekologicheskogo-menedzhmenta.

8. Струкова, М. Н. Экологический менеджмент и аудит: учебное пособие / М. Н. Струкова, Л. В. Струкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с.

9. Суворова, А. В. Правовые аспекты экологического менеджмента / А. В. Суворова, Ч. В. Цыренов // Научные проблемы и технологические аспекты модернизации АПК и развития сельских территорий Байкальского региона: материалы научно-практической

конференции, посвященной Дню российской науки и 85-летию образования ФГБОУ ВО «Бурятская ГСХА имени В. Р. Филиппова». -Улан-Удэ, 2016. - С. 271-273.

10. Шмаль, А. Г. Факторы экологической опасности & экологические риски / А. Г. Шмаль. - Бронницы: МП «ИкЦ БНТВ», 2010. - 192 с.

11. Шпаков, А. С. Основные проблемы на пути внедрения экологического менеджмента в Российской Федерации / А. С. Шпаков, А. Е. Бурдонов // Научный журнал НИУ ИТ-МО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2019. - № 1. - С. 154-162.

12. Экологизация малых и средних предприятий: пособие по инструментам природоохранной политики для стран Восточного партнерства ЕС. 2015. - 80 с.

13. Юрченко, А. А. Актуальные проблемы экологического менеджмента на предприятиях современной России / А. А. Юрченко // Современный менеджмент: теория и практика. Материалы Всероссийской научно -практической конференции. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2016. -С. 64-67.

14. Яковлев, И. А. Аналитическая записка «Разработка предложений, поддерживающих деятельность по выстраиванию целостной системы мер и механизмов развития и государственной поддержки «зеленого» финансирования в Российской Федерации, в части распространения практики ЕЯА внутри финансовой системы России» / И. А. Яковлев, Л. С. Кабир, А. С. Ковалевская, С. И. Никулина. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/ library/2018/06/main/2017_green_Russia.pdf.

Спиридонова Алёна Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск. E-mail: spiridonovaav@susu.ru.

Статья поступила в редакцию 21 мая 2021 г.

DOI: 10.14529/law210316

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN IMPLEMENTATION OF ENVIRONME NTAL MANAGEMENT SYSTEMS

A. V. Spiridonova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article deals with general issues of environmental management based on the application of international and national standards. Attention is paid to the advantages associated with implementation of environmental management systems at the enterprise. The necessity of wider implementation of environmental management systems in organizations belonging to the category of small and medium-sized businesses is substantiated. Some measures to stimulate the introduction of environmental management systems used in foreign countries are noted. Based on the analysis of Russian legislation, the problem of insufficient state support of small and medium-sized busine sses in implementation of environmental management systems by them was identified and specific proposals were made to solve it.

Keywords: ecology, environmental management, environmental management system, standardization, small and medium-sized businesses, government support, subsidies.

References

1. Burima L. A. [Development strategy and mechani sms for improving the environmental management of an industrial enterprise in the context of global and national trends]. Fotinskie cteniä [Fotinsky Readings], 2016, № 1 (5), pp. 236-241. (in Rus s.)

2. Volkova L. V. [Recommendations for the implementation of the environmental management system at the enterprise]. Nauka UUrGU. Sekcii estestvennyh nauk: materialy 67-j nauc. konf. [Nauka SUSU. Sections of Natural Sciences: materials of the 67 th scientific Conferen]. Chelyabinsk, 2015, pp. 398-402. (in Russ.)

3. Godin A. M. Ekologiceskij menedzment [Environm ental management]. Moscow, 2012, 88 p.

4. Dvinin D. U. Upravlenceskij instrumentarij resursosberezeniä v sisteme ekologiceskogo menedzmenta regiona: avtoreferat dis. ... kand. ekon. nauk [Management tools of resource saving in the environmental management system of the region . Abstract of the Diss. Kand. (Econ.)]. Ekaterinburg, 2015, 26 p.

5. Kvanina V. V. [On the issue of the legal regime of environmental entrepreneurship]. Vestnik Uzno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriä «Pravo» [Bulletin of the South Ural State University. Series "Law"], 2021, no. 2, pp. 57-68. (in Rus s.)

6. Dajman S. U., Ostrovkova T. V., Zaika E. A., Sokornova T. V. Sistemy ekologiceskogo menedzmenta dlä praktikov [Environmental management systems for practitioners]. Moscow, 2004, 248 p.

7. Sistemy ekologiceskogo menedzmenta [Environmental management systems for practitioners]. Available at: ringmajandus.envir.ee/ru/sistemy-ekologicheskogo-menedzhmenta.

8. Strukova M. N., Strukova L. V. Ekologiceskij menedzment i audit [Environmental management and audit]. Ekaterinburg, 2016, 80 p.

9. Suvorova A. V., Cyrenov C. V. [Legal aspects of environmental management]. Naucnye problemy i tehnologiceskie aspekty modernizacii APKi razvitiä sel'skih territorij Bajkal'skogo regiona. Materialy naucno-prakticeskoj konferencii, posväsennoj Dnü rossijskoj nauki i 85-letiü obrazovaniä FGBOU VO «Burätskaä GSHA imeni V. R. Filippova» [Scientific problems and technolog ical aspects of modernization of the agricultural sector of rural development of the Baikal region. Materials of the scientific and practical conference dedicated to the Day of Russian Science and the 85th anniversary of the formation of the "Buryat State Agricultural Academy named after V. R. Filippov"]. 2016, pp. 271-273. (in Russ.)

10. Smal' A. G. Faktory ekologiceskoj opasnosti ekologiceskie riski [Environmental Hazards & Environmental Risks]. Bronnicy, 2010, 192 p.

11. Spakov A. S., Burdonov A. E. [Main problems on the way of implementation of environmental management in the Russian Federation]. Naucnyj zurnal NIU ITMO. Seria Ekonomika i ékologiceskij menedzment [Scientific Journal of the National Research University ITMO. Series Economics and Environmental Management], 2019, no. 1, pp. 154-162. (in Russ.)

12. Ekologizaciä malyh i srednih predpriätij [Greening small and medium-sized enterprises], 2015, 80 p.

13. Urcenko A. A. [Actual problems of environmental management at enterprises of modern Russia]. Sovremennyj menedzment: teoriä i praktika: Materialy Vserossijskoj naucno-prakticeskoj konferencii [Modern management: theory and practice. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Magnitogorsk, 2016, pp. 64-67. (in Russ.)

14. Akovlev I. A., Kabir L. S., Kovalevskaä A. S., Nikulina S. I. Analiticeskaä zapiska «Razrabotka predlozenij, podderzivaüsih deätel'nost' po vystraivaniü celostnoj sistemy mer i mehanizmov razvitiä i gosudarstvennoj podderzki «zelenogo» fmansirovaniä v Rossijskoj Federacii, v casti rasprostraneniä praktiki ERA vnutri fmansovoj sistemy Rossii» [Analytical note "Development of proposals supporting the development of an integrated system of measures and mechanisms for the development and state support of green finance in the Russian Federation, in terms of the dissemination of the practice of ERA within the Russian financial syste"]. Available at: minfin.gov.ru/common /upload/library/2018/06/main/2017_green_Russia.pdf.

Alena Vyacheslavovna Spiridonova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Business, Competition and Ecological Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: spiridonovaav@susu.ru.

Received 21 May 2021.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Спиридонова, А. В. К вопросу о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при внедрении систем экологического менеджмента / А. В. Спиридонова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2021. - Т. 21, № 3. - С. 109-116. Б01: 10.14529Ла%210316.

FOR CITATION

Spiridonova A. V. State support of small and medium-sized businesses in implementation of environmental management systems. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2021, vol. 21, no. 3, pp. 109-116. (in Russ.) DOI: 10.14529/law210316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.