Научная статья на тему 'К вопросу о государственном регулировании межкультурного взаимодействия на фоне миграционных процессов в России'

К вопросу о государственном регулировании межкультурного взаимодействия на фоне миграционных процессов в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
201
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стаханова Е. Ю.

В статье исследуется государственное регулирование межкультурного взаимодействия в Российской Федерации в контексте мировых миграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF STATE REGULATION OF INTERCULTURAL INTERACTION AGAINST THE BACKGROUNDS OF MIGRATION PROCESSES IN RUSSIA

The article concerns government regulation of cross-cultural interaction in the Russian Federation in the context of world's migratory process.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном регулировании межкультурного взаимодействия на фоне миграционных процессов в России»

УДК 342.0

Е.Ю. Стаханова* К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ФОНЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

В статье исследуется государственное регулирование межкультурного взаимодействия в Российской Федерации в контексте мировых миграционных процессов.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие между мигрантами и коренным населением, межнациональные конфликты, миграционные процессы.

Миграционные процессы, охватившие Россию в последние десятилетия, играют все большую роль в жизни страны. Практически ежедневно из средств массовой информации мы слышим о повсеместно возникающих конфликтах между мигрантами и коренным населением страны. Эти конфликты обусловлены разностью менталитетов, обычаев, языков и культур, в связи с чем возрастает актуальность принятия мер, проводимых государством в части межкультурного взаимодействия между мигрантами (как гражданами России, так и гражданами других государств) и принимающим населением различных регионов нашей страны.

Согласно переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживают представители более 150 народов, все субъекты России являются многонациональными, функционируют свыше 300 национально-культурных автономий, 16 из них являются федеральными и около 100 — региональными. Межкультурное взаимодействие между таким количеством элементов национальной действительности — вопрос не просто насущный, он характеризует собой устойчивость и жизнеспособность государства.

Стоит заметить, что проблема межкультурного диалога для мира не нова. Не вдаваясь в подробности, скажем, что одной из доминирующих теорий, позволяющих различным культурам и этносам мирно сосуществовать, является теория муль-тикультурализма. В ней речь идет фактически об условиях, в которых культура принимающей стороны и культура мигрантов уравновешены. Политика «активного мулыикультурализма» зиждется на двух важных положениях: 1) члены этнических групп могут сохранять свою этническую уникальность; 2) члены этнических групп чувствуют себя в безопасности в поликультурной среде [1, с. 29].

В Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 20 октября 2005 г., в этой части указано, что межкуль-

турное взаимодействие означает существование и равноправное взаимодействие различных культур, а также возможность создания общих форм культурного самовыражения на основе диалога и взаимного уважения.

На рубеже ХХ—ХХ1 вв. в нашей стране концепция мультикультурализма, толерантности также возобладала, что выразилось в принятии Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)». В ней указывалось, что «формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессио-нальными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны».

Однако мировая практика показывает (и Россия здесь не исключение), что такая, несомненно прогрессивная, форма сосуществования разных этносов и культур работает не всегда. Причиной тому часто становятся как неготовность мигрантов принять условия существования в новом, уже сложившемся культурном сообществе, так и «национальное, этническое “высокомерие” коренных жителей города, региона, страны» [1, с. 12]. Как представляется, концепция мультикультурализма применима в условиях, когда происходит столкновение культур, примерно равных по своим уровню и ценностям, когда имеет место взаимное уважение и принятие. Иначе говоря, мультикульту-рализм — это «улица с двусторонним движением». О.Н. Астафьева в связи с этим верно подмечает, что «процесс постижения философии мультикультурализма в обществе требует длительной, кропотливой работы всех ее членов, ибо без поддержки со стороны населения “управление мно-

* © Стаханова Е.Ю., 2012

Стаханова Екатерина Юрьевна (stakatya@rambler.ru), кафедра государственного и административного права Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

гообразием” вряд ли принесет положительные результаты» [2, с. 141].

Как справедливо указывается в различных исследованиях, феномен миграции в сознании человека преломляется через призму языковой коммуникации, посредством которой идентифицируются культурные различия и определяются правила отношений мигранта и принимающей среды, а исчезновение языковых различий приводит к полной ассимиляции, что свидетельствует о невозможности формирования мультикультурного общества [3, с. 9—10].

В настоящее время ряд западных стран уже пришли к осознанию того, что политика мультикультурализма терпит крах. В той или иной форме заявления об этом сделали лидеры Германии, Великобритании, Франции.

Теории мультикультурализма противостоит теория «плавильного котла», наиболее реализованная в США, согласно которой все нации, проживающие на определенной территории, со временем должны слиться в единую этническую общность. Стоит заметить, что данная теория также применима лишь в некоторых случаях — например, когда все или большинство из участвующих в «культурной переплавке» являются мигрантами и ни одна из национальных групп не является преобладающей.

В большинстве же стран, переживающих миграционный бум, общество и государство сталкиваются с одной и той же проблемой взаимодействия между основной культурно-национальной стратой населения и мигрантами. И главной характеристикой такой проблемы становится именно разница в культурах. Стоит отметить и такое явление, как утрата самоидентичности коренного населения, принимающего на своих территориях мигрантов. Некоторые авторы верно указывают, что «даже недостаток чувства идентичности, не говоря уж о его полной утрате, порождает невротическое состояние, следствием которого может стать повышенная агрессивность и деструктивность» [4].

Буквально в последние недели Россию захлестнул вал сообщений о межнациональных и меж-культурных конфликтах, произошедших в различных регионах страны: свадебные кортежи на улицах с блокированием движения и стрельбой, массовые скопления верующих, отправляющих религиозные культы, и, наконец, нападение в общественном транспорте с применением огнестрельного и холодного оружия. С одной стороны, нельзя сказать, что это полноценные межнациональные столкновения, с другой — налицо возникновение недовольства, агрессии в обществе, которые могут принять недопустимые формы.

Специфика миграционной проблемы в нашей стране заключается еще и в том, что многие при-

езжие, к которым у коренного населения возникают основные претензии, сами являются гражданами России и имеют те же конституционные права, что и коренное население, соответственно, меры, направленные на недопущение разрастания межкультурных противоречий, должны быть адекватны действующему законодательству нашей страны. При этом не секрет, что в настоящее время в России существуют регионы, которые в массовом сознании уже не ассоциируются собственно с Российской Федерацией. Особенно если учесть то обстоятельство, что де-факто они действительно являются независимыми территориями.

В связи с этим сложившаяся в нашей стране ситуация все больше напоминает тупик: замалчивать проблемы больше нельзя, но их решение может привести к крупным межнациональным столкновениям. Пока же стоит констатировать, что каких-либо серьезных инициатив со стороны высших органов государственной власти в нашей стране нет. А если эти инициативы и возникают, то часто приобретают комичные или оскорбительные формы наподобие выпущенного правительством Санкт-Петербурга «Справочника трудового мигранта», в котором приезжие изображены в виде антропоморфных валика, веника, шпателя и кисти. При этом в виде предметов в брошюре изображаются только мигранты. Остальные — врачи, пограничники, чиновники, работники музеев — похожи на реальных людей.

В связи с этим неизбежно возникают стратегические вопросы разрешения межкультурных противоречий, назревающих в российском обществе.

Наиболее соответствующей для нашей страны в этом случае стала бы концепция интеграции, которая, с одной стороны, характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами, а с другой, требует выделения в обществе некой доминирующей группы со своей культурой и ценностями, а остальные группы (культурное и национальное меньшинство) должны будут признать и разделить эти ценности и культуру при несомненном сохранении своих традиций. Как справедливо указывает Н.М. Лебедева, для достижения интеграции необходимо взаимное приспособление, включающее в себя принятие обеими сторонами права всех этнических групп жить как культурно различные народы. Эта стратегия требует от недоминантной группы адаптации к основным ценностям доминирующего общества, а доминирующее большинство должно быть готово адаптировать свои социальные институты к потребностям всех этнических групп мультикультурного общества. Полагаем, что иного выхода из сложившейся ситуации в нашей стране нет.

Последние исследования показывают, что именно при таком сценарии создается хорошая психо-

логическая (ощущение благополучия и высокая самооценка) и социокультурная (компетентность в повседневном межкультурном взаимодействии) адаптация. Более того, те, кто выбирает интеграцию, подвергаются дискриминации значительно реже, чем выбравшие стратегии ассимиляции, сепарации или маргинализации. Индивиды, сохраняющие ценности своей культуры, но при этом уважающие и разделяющие ценности иной культуры, имеют более высокую самооценку, а также устанавливают доброжелательные отношения с представителями иных культур [1, с. 47—48].

Одним из способов реализации такой концепции является правовое регулирование общественных отношений. В последнее время об этом задумываются даже теоретики права. Так, появляются идеи понимания права как явления общесоциальной культуры, комплекса, объединяющего нормативную, психологическую и поведенческую составляющие правовой и социокультурной реальности. Право рассматривается в качестве инструмента межкультурного взаимодействия. При этом оно выходит за рамки, определенные национальными правовыми системами и приобретает качества регулятивно-охранительной системы наднационального уровня [5, с. 159]. Безусловно, применение в межкультурном взаимодействии исключительно правовых средств бесперспективно: только комплексный подход может привести к нужным результатам. Однако правовые средства регулирования общественных отношений — наиболее доступный способ достижения желаемого.

Что же необходимо сделать для реализации концепции интеграции отечественному законодателю? Как представляется, один из путей урегулирования возникшей ситуации — закрепление на концептуальном уровне статуса доминантной национальной и культурной группы в России — русского народа. Действующая российская Конституция 1993 г. исходит из концепции отказа от национального строения нашей страны, основываясь на федеративных началах. В то же время, явно опираясь на советский опыт, основной закон России позволяет формирование государствоподобных республик, в основе которых лежит национальный критерий. Вследствие данного парадокса в нашей стране была создана ситуация, при которой более 80 % населения фактически не имеют своего национального территориального закрепления.

Более того, как показывают исследования, в настоящее время большинство русского населения (более 80 %) проживает на территории, которая составляет 45 % России, то есть миграционные потоки 1990-х годов привели к концентрации русского населения на меньшей территории страны, вызвав тем самым дисбаланс двух компонентов страны как системы — территории и насе-

ления. Как указывают ученые, такая ситуация приводит, в частности, к тому, что стремительно сокращается русское население в национально-государственных образованиях, где оно выполняло функцию носителя ценностей российской государственности и было реальной ее опорой. Это, в свою очередь, влечет снижение культурной и консолидирующей роли русских в социокультурном развитии регионов России [6, с. 16].

В связи с этим представляется абсолютно верным на государственном уровне определиться со статусом основной нации, проживающей в России, — русским народом. Такие попытки уже предпринимались. Так, в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909, отмечалось, что «преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов» [7].

Однако с момента принятия данного документа прошло уже более шестнадцати лет, в связи с чем необходимо дальнейшее движение. Действительность требует поддержки предложений о принятии федерального закона, определяющего основы правового положения русского народа в Российской Федерации. Верно при этом указывает В.А. Печенов, что такой закон должен иметь в виду «не противопоставление этого народа другим равноправным народам России, а то, что именно он сыграл исторически главную, объединяющую роль в создании единого, многонационального Российского государства. Более того, составляя преобладающее большинство населения страны, он и сегодня является его основой и опорой, не имея иной формы государственности, кроме общероссийской» [8, с. 46].

Еще в 2003 г. на рассмотрение Государственной думы Российской Федерации был вынесен проект федерального закона «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации», который признавал объединяющую роль русского народа, его языка и культуры в российском обществе. Несмотря на недоработанность многих положений законопроекта, представляется, что его принятие — насущная необходимость в плане упорядочивания межнациональных взаимоотношений и признания очевидного — роли русского народа в становлении нашего многонационального государства.

Совсем недавно, 17 октября 2012 г., Совет по межнациональным отношениям при Президенте

РФ представил проект Стратегии государственной национальной политики. Авторы документа отмечают «объединяющую роль» русского народа в формировании на исторической территории РФ «уникальной общности», «многонародной российской нации» [9]. Эти шаги стоит приветствовать, однако полагаем, что для полноценной стратегии межкультурного диалога данному документу необходимо придать статус закона.

Как представляется, принятие закона, определяющего статус русского народа, повлечет следующие позитивные последствия: во-первых, появится ясность относительно доминирующей культуры и традиций; во-вторых, появится объединяющая русский народ на определенной территории самостоятельная нормативная сила; в-третьих, это облегчит миграцию в Россию многочисленного русскоязычного населения постсоветского пространства, до сих пор проживающего в различных республиках бывшего СССР; в-четвертых, русский язык станет дополнительным объединяющим нацию фактором; в-пятых, получив официальное признание государствообразующей (объединяющей) нации, русский народ сможет стать по-настоящему мультикультурным и многонациональным, поскольку, как правильно указывают исследователи, «для русского народа в высшей степени свойственна способность впитывать иные национальные традиции, превращать их в свои... меняться вместе с обществом, адаптироваться к переменам» [10, с. 113].

Необходимо учитывать и собственный опыт. Так, например, в советское время в МГУ действовала лаборатория по изучению советского народа, проводились дискуссии на тему, есть ли такой народ или это иллюзии. Так или иначе, но на огромной территории советского государства были сохранены и культурное разнообразие, и культурный диалог. Вместе с тем существовали и общие ценности: терпимость, в том числе межконфесси-ональная, уважение между народами, интернационализм в лучшем смысле этого слова [11, с. 21].

Стратегия межкультурного взаимодействия и ее выбор в сегодняшних условиях требует дальнейшего самого широкого обсуждения. Однако реше-

ние базовых вопросов необходимо в первую очередь. Определившись с разрешением главной задачи, можно приступить к совершенствованию политики межнациональный: отношений и оперативному реагированию на возникающие сложности.

Библиографический список

1. Лебедева Н.М. Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: сб. науч. ст. / под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. М.: РУДН, 2009.

2. Астафьева О.Н. Межкультурный диалог в условиях расширения миграционных процессов // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Ин-т социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.

3. Замараева Ю.С. Особенности социокультурных трансформаций миграционных процессов в XX—XXI вв. (на примере Красноярского края): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Великий Новгород, 2011.

4. Панфилова Т.В. Пути урегулирования проблем межкультурного взаимодействия. URL: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=6223.

5. Ромашов Р.А. Правовые культуры современности: от контраста цивилизаций к цивилизационному содружеству // Журнал российского права. 2008. № 8.

6. Волков Э.В. Социокультурные особенности миграционных процессов в России в контексте глобализации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2008.

7. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3010.

8. Печенев В.А. Многонациональная цивилизация Россия // Журнал российского права. 2003. № 8.

9. Lenta.ru: издание Rambler Media Group. URL: http://lenta.ru/news/2012/10/18/wearerussians/.

10. Шумейко М.А. Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий: дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009.

11. Суворова Е.Ю. Состояние и тенденции развития гражданского общества в России: некоторые проблемы и рекомендации // Гражданин и право. 2009. № 9.

E.Yu. Stakhanova*

TO THE QUESTION OF STATE REGULATION OF INTERCULTURAL INTERACTION AGAINST THE BACKGROUNDS OF MIGRATION PROCESSES IN RUSSIA

The article concerns government regulation of cross-cultural interaction in the Russian Federation in the context of world’s migratory process.

Key words: intercultural relationship between migrants and local population, international conflicts, migration processes.

* Stakhanova Ekaterina Yurievna (stakatya@rambler.ru), the Dept. of State and Administrative Law, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.