Научная статья на тему 'К вопросу о государственном регулировании банковской деятельности'

К вопросу о государственном регулировании банковской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамов Бакконды Айдынович, Ковшова Татьяна Петровна

Описаны отечественные и зарубежные подходы к определению термина «банковское регулирование». Обозначены плюсы и минусы внедрения стандарта Базель III в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Адамов Бакконды Айдынович, Ковшова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном регулировании банковской деятельности»

оценки двух групп респондентов высоко значимо расходятся - различия не обусловлены случайностью и являются высоко статистически значимыми.

2. Две группы респондентов одинаково высоко оценили лишь семь компетенций: Честность, Коммуникабельность, Справедливость, Ответственность, Умение доводить начатое дело до конца, Знания по предмету (который ведёт сотрудник), Знания законов.

3. Позитивный результат составляет 21,21% от тридцати трех компетенций и не позволяет с уверенностью дать положительную оценку качеству работы сотрудников органов местного самоуправления в Польше.

4. Полученные результаты являются сильным научным фактом и должны учитываться при реализации государственной кадровой политики Польши в процессах планирования, подбора и обучения кадров для органов местного самоуправления.

Список литературы

1. BUS_9641_Business_Statistics_5M. Masters of Business Administration. - NY, Kingston University, 2009. - 106 p.

2. Окулич-Казарин В.П. Обработка массивов информации / Ключевые компетенции директора школы - как фактор повышения качества образования: Сборник итоговых материалов Первого Международного научно-практического заочного семинара. - М.: МПГУ, 2012.

3. Г.К. Селевко. Научи себя учиться, http://www.selevko.net/2nauchi.php (20.03.2016)

4. Карта предмета, http://www.ajd.czest.pl (01.03.2016)

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Адамов Бакконды Айдынович, студент Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., МВА, старший преподаватель СКГУ им. М. Козыбаева, Петропавловск, Казахстан

Описаны отечественные и зарубежные подходы к определению термина «банковское регулирование». Обозначены плюсы и минусы внедрения стандарта Базель III в Казахстане.

Вопросы по укреплению и развитию банковского сектора должны всегда находиться в центре внимания государства, потому что от эффективного государственного регулирования зависит не только положение коммерческих банков, но и устойчивость всей финансовой истемы государства.

Учитывая сложные внешние условия, казахстанские банки переживают нелегкие времена. В сложных экономических условиях развития, к одной из важнейших задач в области финансовой политики, относиться необходимость совершенствования государственного регулирования банковской деятельности.

Актуальность темы, заключается в том, что только при разумном и прозрачном банковском регулировании и надзоре со стороны

государственных органов можно преодолеть последствия экономической нестабильности, обеспечить эффективность денежно-кредитных отношений, укрепить национальную валюту и повысить уровень надежности финансового рынка страны. Опыт Республики Казахстан указывает на то, что эффективное государственное регулирование банковской деятельности ведет к обеспечению баланса интересов общества и государства, банка и его клиентов (частных предпринимателей, населения, государства, юридических лиц).

Финансовый сектор Казахстана, должен соответствовать мировым стандартам, для этого необходимо принимать во внимание изменения, которые происходят в глобальном масштабе. При этом государственное регулирование деятельности банков должно сохранять основной приоритет в виде внедрения международных стандартов по регулированию финансовых рынков (стандарты Базельского комитета). Регулирование финансового рынка должно быть направлено на обеспечение стабильности и конкурентоспособности казахстанских банков.

Банковская деятельность важная составляющая жизни государства и общества. Она не является саморазвивающейся системой, ее существование и функционирование обусловлено существующими экономическими и политическими условиями, оказывающими непосредственное влияние на банки. При этой зависимости с одной стороны, с другой - банки выполняют немаловажную функцию по накоплению денежных средств для развития экономики внутри страны [7].

Имеется большое разнообразие трактовок понятия «регулирование деятельности банков» и понятий, с ним связанных. Данный факт косвенно указывает на актуальность предмета. Рассмотрим некоторые из предлагаемых определений.

Слово «регулирование» (regulo) переводится как «устраиваю, привожу в порядок, процесс, обеспечивающий поддержание экономических связей или явлений»

Экономистом Р. Л. Миллером утверждается, что к регулированию можно отнести подчинение назначенному порядку, а к контролю относиться проверка выполнения заданного процесса [1, с.27].

Авторы отмечали, что «банковское регулирование подразумевает активное, упорядоченное воздействие на деятельность коммерческих банков при применении различных инструментов».

Российский ученый О. И. Лаврушин, рассматривает банковское регулирование как разработку и применение уполномоченными надзорными органами (регулятором) заданных правил, инструкций, которые основываются на действующем законодательстве. Автор подчеркивает, что данные правила и нормы определяют приемы, механизмы и структуру, проведения банками своей деятельностью [2, c.224].

Е. П. Жарковская отмечает, что сущность надзора проявляется в функции государственного управления за исполнением дисциплины и исполнения законов, за проведением правомерного осуществления операций [1, с.113].

Казахстанские ученые Н. Н. Хамитов и Р. Ж. Байбулатов указывают, что применение методов банковского надзора ведет к обеспечению организационного единства действующей денежно-кредитной политики и применению инструментов по ее осуществлению. Применение установленных инструментов денежно-кредитного регулирования осуществляется по установленным законодательным регуляторным принципам, которые обеспечены общей методологией [5, с.54].

Другой казахстанский ученый А. Д. Челекбай выделяет, что регулирование банковского сектора базируется на областях, которые входят в правовую инфраструктуру, не только напрямую через законы, но через регулятивные правила. К данным областям относятся: лицензирование; определение достаточности капитала; ограничения по кредитным операциям, требования выполнение нормативов по ликвидности.

Автор дает следующее определение: «регулирование и надзор в отечественной практике является процессом внешнего контроля государственных органов, означающий мониторинг, проверку и анализ всех элементов банковской системы банка, параметров отдельного коммерческого банка и оценку деятельности работников банка. Данные меры базируются на нормах законодательства, правилах, и инструкциях Национального банка [3, с.140].

Приведенная трактовка глубже объясняет понятие банковского надзора, его назначения, потому что делается упор не только на выполнение банком законодательных нормативов, но и на соблюдение этих норм и правил банковскими работниками, что является важным фактором. Как подтверждают многие исследования, человеческий фактор имеет серьёзное значение при возникновении системного риска.

Глубокий анализ регулирования и надзора банковского сектора проводит Хасянова С. Ю., автор отмечает, что регулирование банковской системы включает два аспекта - рыночное и законодательное регулирование. Рыночное регулирование определяет стоимость ресурсов банка, эффективность размещения средств, направления денежных потоков и позволяет привести в соответствие интересы менеджеров и владельцев банка. Рыночное регулирование дополняется законодательным регулированием, которое является более или менее эффективным. В модели регуляционной дисциплины участвуют: законодатели, регуляторы, налогоплательщики, банки, банковские холдинги и группы, небанковские финансовые организации [4, с.113].

Обобщая исследования по данной теме, можно охарактеризовать отношения между банками и регуляторами как диалектику регулирования

или модель борьбы. Причиной конфликта является несоответствие целей их деятельности - регуляторы обеспечивают безопасность и стабильность финансовой системы, а банкиры стремятся к росту прибыли и стоимости капитала. Вследствие этого банки пытаются преодолеть ограничения, используя несовершенство законодательства, а органы надзора вновь принимают меры, направленные на усиление регулирования. Положительным последствием такой борьбы являются финансовые инновации, позволяющие обходить законодательные требования, а также усиление конкуренции между регулируемыми и нерегулируемыми финансовыми организациями.

Одним из основных событий в области банковского управления и регулирования является внедрение стандартов Базель III в Казахстане.

Многие страны внедряют требования к банкам в области ликвидности, мониторингу и управлению ликвидностью. Важной новацией Базеля III, которая влияет на банковский сектор, является определение специальных требований к структуре и объему активов банков, изменение правил регулирования определения кредитных рейтингов. Кроме того внедрение Базель III приведет к изменению организационной структуры банков, так как будут сокращены инвестиционные финансовые подразделения. Ориентация на краткосрочную прибыль, финансовая спекуляция, применение традиционных направлений банковской деятельности, ведет к дисбалансу развития банков в современных условиях.

Таким образом, диалектика банковского регулирования отражает отношения государственных регуляторов и регулируемых банков и обусловлена несоответствием общественных и частных интересов. В зависимости от степени пересечения интересов участников регуляционного процесса имеют место различные концепции регулирования. Главной целью регулирования является установление равновесия между эффективностью и конкурентоспособностью банковской системы и ее стабильностью. Регулирование на микроэкономическом уровне осуществляется через ограничение рисков, принимаемых отдельными банками.

Макроэкономическое регулирование выражается через изоляцию банков, находящихся в кризисной ситуации, в целях нераспространения риска и недопущения «эффекта домино». Стремление банков обойти законодательные ограничения в целях увеличения прибыли приводит к возникновению арбитража на требования к капиталу и, следовательно, к усилению регулирования.

Для поддержания и сохранения стабильности системы в целом, в Казахстане организуется регулирование и надзор, государство предоставляет финансовую поддержку банковскому сектору, а также предоставляет населению гарантирование депозитов. В рамках стабилизационной политики, НБРК была разработана Концепция развития финансового сектора до 2030 г. Данный документ подготовлен с учетом

всестороннего анализа текущих и потенциальных рисков, присущих казахстанскому финансовому сектору и описанных, в том числе, в рамках отчетов финансовой стабильности Казахстана за предыдущие периоды. Где Национальный Банк Республики Казахстан отметил подверженность экономики контрцикличному регулированию, что подразумевает смягчение регуляторных требований.

Так 25.09.2015 г. была принята Долгосрочная Дорожная Карта по вопросам регуляторных требований. Согласно разработанным мерам, выделены этапы при переходе на принципы контрцикличного регулирования. В данном документе указан перенос срока перехода на Базель III в Казахстане до 2021 года.

Третий Базель, в отличие от первых двух, усиливает требования к капиталу банка и вводит новые нормативные требования по ликвидности. Данные стандарты хорошо работают в развитых странах, Казахстан же пока является развивающейся страной с диверсифицированной экономикой. От эффективных мер регулятора - Национального Банка Республики Казахстан - зависит дальнейшее развитие банковского сектора страны.

Список литературы

1. Жарковская И.П. Банковское дело / И.П. Жарковская. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 307 с.

2. Лаврушин, О. И. Кредитная экспансия в современной экономике [Электронный ресурс] / О. И. Лаврушин // Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы / Б. Б. Рубцов, П. С. Селезнев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - с. 80 - 88.

3. Челекбай А. Д. Влияние мирового финансового кризиса на финансовые рынки зарубежных государств [Текст] / Челекбай А.Д., Давлетова М.Т. // ^аржы каражат -Финансы Казахстана. - 2011. - N7-8. - С.67-93

4. Хасянова С. Ю. Совершенствование банковского регулирования и надзора в России на основе международных принципов: монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.-342 с.

5. Банковский надзор в Казахстане [Текст] / Н. Н. Хамитов, Р. Ж. Байбулатов. -Алматы: Экономика, 2011. - 198 с.

6. Официальный сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан; URL:http://www.afn.kz

7. Сайт ассоциации финансистов Казахстана http://www.afk.kz.

8. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

9. Оценка товаров в соответствии с российскими стандартами и МСФО/ Горохов А. А., Прищепа Л.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 48-56.

10. МСФО и РСБУ: различия и методы сближения/ Прищепа Л.В., Буряк В. А., Горохов А. А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 134-140.

11. Кластерный анализ кредитно-инвестиционной политики казахстанских банков/ Ковшова Т.П., Кадочникова В.П., Кендюх Е.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 130-137.

12. К вопросу о применении модели множественной регрессии с трендом и сезонной компонентой/ Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 2 (12). С. 102-111.

13. К вопросу о страховании от несчастных случаев в РК/ Сайко В.М., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 3 (13). С. 24-31.

14. К вопросу об интеллектуальном капитале банка/ Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 4 (14). С. 43-50.

15. К вопросу о корреляционно-регрессионном анализе финансовых показателей репутационно-имиджевой составляющей бренда банка/ Н^рпешс С.С.Л., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 247-256.

16. К вопросу о стратегическом управлении персоналом в компании/ Сайко В.М., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 299-306.

17. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности ассамблеи народа Казахстана/ Шуншалина Г.Ш., Ковшова Т.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 361-372.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ И СТРАХОВЩИКОВ

В РОССИИ Аджахметова Юлия Гадыльбековна, студент Научный руководитель -

Агаркова Любовь Васильевна, доктор экономических наук, профессор Ставропольский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия банков и страховщиков, как носителей высоких финансово-экономических и социальных рисков. Изучаются интеграционные процессы банковской и страховой деятельности, происходящие на базе непосредственного взаимопроникновения и на основе взаимодействия посредством привлечения профессиональных посредников на рынке финансовых услуг.

В экономике любого государства важное значение имеет развитие его финансовых институтов. Важнейшими финансовыми институтами являются банки и страховые организации, занимающие важное место в движении общественного капитала. Успешное развитие страхового и банковского секторов экономики формирует внутренний инвестиционный потенциал страны.

Носителями высоких финансово-экономических и социальных рисков являются банки и страховые организации. Реализация данных рисков может привести к нарушению стабильности, как финансовой системы, так и всей экономики государства в целом. Развитие системы страхования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.