Научная статья на тему 'К вопросу о гласном оперативном осмотре'

К вопросу о гласном оперативном осмотре Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PUBLIC EXPEDITIOUS SURVEY / PURPOSES AND PROBLEMS OF PUBLIC EXPEDITIOUS SURVEY / BASIS OF CARRYING OUT PUBLIC EXPEDITIOUS SURVEY / SUBJECTS AND OBJECTS OF PUBLIC EXPEDITIOUS SURVEY / REGISTRATION OF RESULTS OF CARRYING OUT PUBLIC EXPEDITIOUS SURVEY / ГЛАСНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ОСМОТР / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНОГО ОСМОТРА / ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНОГО ОСМОТРА / СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНОГО ОСМОТРА / ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНОГО ОСМОТРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаченко Александр Константинович, Напханенко Игорь Павлович

Статья посвящена вопросам организации и тактики проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств сотрудниками органов внутренних дел. Авторами акцентировано внимание на проблемах, которые возникают при его проведении, и возможные пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE OVERT OPERATIONAL SEARCH

Article is devoted to questions of the organization and tactics of carrying out public inspection of rooms, buildings, constructions, sites of the district and vehicles by the staff of law-enforcement bodies. Authors focused attention on problems which arise at its carrying out, and possible ways of their decision.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гласном оперативном осмотре»

Конституция Российской Федерации объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Главной обязанностью государства является их признание, соблюдение и защита. В настоящее время граждан нашей страны не без оснований особо волнуют вопросы правопорядка и безопасности. Это во многом связано с состоянием преступности, качественным ее изменением. Организованная преступность, терроризм, коррупция, наркомания стали реальными факторами, создающими широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности.

В таких условиях значительно повышается ответственность правоохранительных органов по защите граждан, общества и государства от преступных посягательств.

В системе мер борьбы с преступностью важная роль принадлежит оперативно-разыскной деятельности, которая представляет собой процесс познания скрытых от правоохранительных органов криминальных событий. Познание в оперативно-разыскной деятельности осуществляется на основе использования взаимосвязанных друг с другом всеобщих, частных и специальных методов познания.

Практика борьбы с преступностью выработала специальные методы познания в оперативно-разыскной деятельности, которые названы законодателем оперативно-разыскными мероприятиями и закреплены в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Проведение оперативно-разыскных мероприятий позволяет оперативному работнику получить определенные чувственные впечатления от восприятия выявленных и обнаруженных им разнообразных фактов и событий. Чтобы отобрать из их множества те, которые связаны с совершением противоправных действий, сотрудникам оперативных подразделений приходится проделывать сложную мыслительную работу, основанную на профессиональных знаниях и предшествующем опыте раскрытия преступлений.

Как показывает анализ практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, при проведении отдельных оперативно-разыскных мероприятий, в частности, гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств у оперативных сотрудников возникают определенные трудности. Это в первую очередь касается вопросов организации и тактики проведения данного мероприятия, а также использования результатов, полученных в ходе его проведения.

Гласное оперативно-разыскное мероприятие (обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств) является одним из составных структурных элементов оперативно-разыскной деятельности. Оно состоит из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных оперативно-тактических задач, и носит разведывательно-поисковый характер и преследует цель получения информации о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, о наличии материальных следов их противоправной деятельности.

Данное мероприятие проводится, как правило, в тех случаях, когда иными средствами невозможно (или затруднительно) получить информацию, необходимую для возбуждения уголовного дела. Поэтому это не процессуальное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, осуществляемое в целях поиска и изъятия следов преступной деятельности, орудий совершения преступления.

Проведение рассматриваемого мероприятия не требует получения для его осуществления судебного решения, за исключением случаев, касающихся обследования жилых помещений.

Проведением гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств обеспечивается проверка информации о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях, а также обнаружение, документирование, при необходимости изъятие и сохранение имущества, денег и иных ценностей, добытых преступным путем, документов и других предметов, которые могут являться основанием для возбуждения уголовного дела.

В ходе подготовки и осуществления данного гласного оперативно-разыскного мероприятия используются информационные системы органов внутренних дел, создаваемые на основании ведомственных нормативных актов, а также видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка и другие технические средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

К правовым основаниям проведения гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» следует отнести ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Данные сведения могут быть получены как из гласных, так и из негласных источников. К ним относятся:

- заявления граждан о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного уголовно наказуемого деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших;

- материалы по проверке информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших уголовно наказуемые деяния.

Обязательным условием принятия решения о проведении рассматриваемого гласного оперативно-разыскного мероприятия должно быть то, что указанные сведения в зависимости от источника их получения должны оформляться соответствующим образом.

Запрещается проводить гласное оперативно-разыскное мероприятие обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, если в информации содержатся сведения о подготовке или совершении противоправного деяния, не влекущего уголовное наказание.

Основанием проведения этого мероприятия является письменное распоряжение установленной формы должностного лица органа внутренних дел, уполномоченного издавать этот документ.

К должностным лицам органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжение о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, относятся:

1. В центральном аппарате МВД России - Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за деятельность оперативных подразделений; начальники Главного управления уголовного розыска, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Главного управления по противодействию экстремизму, Главного управления собственной безопасности, Главного управления на транспорте МВД России, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД России, и их заместители.

2. В территориальных органах МВД России:

2.1. Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.

2.2. Начальники подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, оперативно-разыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, межрегиональных оперативно-разыскных подразделений, оперативно-разыскных частей территориальных органов МВД России (за исключением территориальных органов МВД России на районном уровне).

2.3. Начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на межрегиональном и районном уровнях и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (при наличии штатных должностей оперативных сотрудников) [3].

В соответствии с действующими ведомственными нормативными актами руководитель уполномочен издавать распоряжение на проведение гласного оперативного осмотра только в пределах территории, обслуживаемой органом внутренних дел, что, по нашему мнению, является не

совсем правильным, т. к. зачастую возникает необходимость проведения данного мероприятия на территории обслуживания другим органом внутренних дел [2]. В этом случае требуется санкция вышестоящего руководителя и поэтому увеличивается время на ее получение, при этом могут быть нарушены принципы оперативно-разыскной деятельности (своевременность и наступательность). Поэтому мы считаем, что компетенция руководителя, уполномоченного издавать распоряжение о проведении гласного оперативного осмотра, должна распространяться минимум на всей территории субъекта Российской Федерации, где расположен орган внутренних дел.

Руководитель, издавший распоряжение о проведении гласного оперативного осмотра, несет полную ответственность за его обоснованность.

Распоряжение регистрируется в журнале учета распоряжений о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Для принятия решения о назначении проведения обследования оперативный сотрудник, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с согласия непосредственного начальника представляет руководителю мотивированный рапорт.

В рапорте должны быть изложены основания, указанные в ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника о необходимости проведения обследования, дата, время и место его проведения, а также лица (в том числе и специалисты), помощь которых предполагается использовать при проведении обследования.

Состав сотрудников органов внутренних дел, проводящих обследование, определяется руководителем.

В распоряжении должны быть указаны конкретные сведения:

- указывающие на признаки нарушения законодательства, влекущего уголовную ответственность;

- наименования юридического лица (с указанием юридического адреса и его фактического места расположения и иных реквизитов предприятия, учреждения или организации), место регистрации и фактического нахождения физического лица, где будет проводиться обследование;

- должности, специальные звания, ФИО лиц, уполномоченных на проведение данного мероприятия, иных привлеченных к его проведению;

- место проведения обследования (наименование юридического лица, ФИО физического лица).

Рекомендуется к подготовке и проведению рассматриваемого мероприятия привлекать

сотрудников правовых подразделений для осуществления его правового сопровождения. Их участие позволит существенно уменьшить количество фактов незаконного и необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повысить эффективность проводимых в соответствии с действующим законодательством оперативно-разыскных мероприятий и снизить вероятность последующего обжалования действий сотрудников полиции.

Проведение обследования в ночное время допускается лишь в исключительных случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса Российской Федерации ночное время - это время с 22 часов до 6 часов.

Весь процесс проведения рассматриваемого мероприятия рекомендуется фиксировать на видеокамеру (видеозапись по окончании его проведения приобщается к протоколу проведения гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств).

Перед началом обследования сотрудник, осуществляющий данное мероприятие, объясняет правовые основания и цель его проведения и предъявляет представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления распоряжение о проведении обследования и вручает его копию под подпись. В случае отказа в распоряжении делается соответствующая запись.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке приглашаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста 18 лет, не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с участвующими лицами в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам.

Изъятие документов, предметов и материалов должно производиться с обязательным составлением сотрудником, его осуществляющим, протокола проведения гласного оперативно-разыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Данный документ по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного действия (ст. 166 УПК Российской Федерации).

Протокол изъятия составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве изъятия могут также применяться фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи прилагаются к протоколу.

В протоколе описываются действия в том порядке, в каком они производились, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в изъятии.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве изъятия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в изъятии, были заранее предупреждены о применении при производстве изъятия технических средств.

При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются сотрудником, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанный сотрудник передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить протокол по иным обстоятельствам об этом делается отметка в двух экземплярах протокола, удостоверенная подписью сотрудника, производящего изъятие, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.

Второй экземпляр протокола направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания обследования.

Если лицо, участвующее в изъятии, отказалось подписать протокол, сотрудник, производящий изъятие, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.

Изъятию подлежат документы, предметы, материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования, а также иные предметы, оборот которых на территории Российской Федерации запрещен (например, оружие, наркотики и т. п.).

Перед изъятием информации, находящейся на электронных носителях, сотрудник, производящий изъятие, предоставляет возможность изготовить копии изымаемой информации. При этом сотрудник принимает меры к недопущению уничтожения информации, находящейся на электронных носителях.

В случае, если по истечении 5 дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого они были изъяты, заверенные копии документов в течение 3 дней

должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Литература

1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

2. Приказ МВД России от 30.03.2010 № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» // СПС Гарант.

3. Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.