Болдырев Л. В. *
К ВОПРОСУ О ГЕОГРАФИИ СТАМБУЛЬСКОГО КАНАЛА
Л. Boldyrev**
TO THE QUESTION ABOUT THE GEOGRAPHY OF THE ISTANBUL CANAL
Аннотация: Примечательным явлением в сфере морских транспортных коммуникаций в наше время стало расширение узловых глобальных коридоров. В июле 2015 г. была введена в строй вторая ветка Суэцкого канала, построенного в 1869 г. Через год, в июне 2016 г., заработала вторая линия Панамского канала, построенного в 1920 г. Теперь настала очередь Босфора. Параллельно ему турецкое правительство намерено проложить Стамбульский канал, который должен принять первые суда в 2023 г. - к 100-летию со дня основания Турецкой Республики. В настоящей статье рассматриваются различные аспекты, связанные с географией маршрута канала.
Ключевые слова: маршрут Стамбульского канала, канал «Стамбул», стамбульский проект, археологическое наследие, экологические и сейсмические риски, проблема водоемов, конвенция Монтрё.
Annotation: A remarkable phenomenon in the sphere of Maritime transport communications in our time the expansion of the global hub corridors has become. In July 2015, the second branch of the Suez Canal was opened (built in 1869). In June 2016, the second line of the Panama Canal was launched (built in 1920). Now it was the turn of the Bosphorus. In parallel, the Turkish government intends to build the Istanbul Canal, which will take the first courts in 2023 - the 100th anniversary of the founding of the Republic of Turkey. This article discusses various aspects related to the geography of the route for Canal. Key words: the route of the Istanbul Canal, Istanbul Canal, Istanbul project, archaeological and heritage, risks, the problems of water sources, Montreux Convention.
Общая характеристика канала «Стамбул»
15 января 2018 г. министр транспорта и морских коммуникаций Турции Ахмет Арслан заявил, что в 2018 г. будет проведен тендер на строительство Стамбульского канала, после чего начнутся землеустроительные работы. Длина Стамбульского канала составит 45,2 км, ширина 400 м, глубина 25 м (согласно другим данным, ширина канала составит от 250 м до 600-1000 м - в зависимости о того, где будут расположены доки1). Общая площадь канала составит
* Болдырев Андрей Викторевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, [email protected].
** Andrey Boldyrev - Doctor of Philosophy, History, Senior Scientific Associate of the Center for Middle and Near East Studies ofthe Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, [email protected]
1 istanbul'un 19 ilçesi adali olacak! 6 kopru ile birbirine baglanacak! URL: http://www.hurriyet.com. tr/ekonomi/ istanbulun-19-ilcesi-adali-olacak-6-kopru-ile-birbirine-baglanacak-40719953.
Turkey reveals route for new canal to ease Bosporus shipping. By Ali Kucukgocmen. URL: https://www.reuters. com/article/us-turkey-canal/turkey-reveals-route-for-new-canal-to-ease-bosphorus-shipping-idUSKBN1F422I.
30 млн кв. м.2 Канал будет проложен западнее пролива Босфор (восточнее со стороны Мраморного моря), от озера Кючукчекмедже через водохранилище Сазлидере и водоем Дурусу до пункта Карабурун - на черноморского побережье (см. Рис. 2). Ахмет Арслан сообщил, что в районе строительства были проведены необходимые экологические исследования: оценка потенциальных рисков землетрясений и степени воздействия на канал волн, ветра и глубоководных течений Черного и Мраморного морей3. При строительстве канала предполагается учитывать опыт создания подводного железнодорожного туннеля «Мармара», который был открыт в октябре 2013 г., поскольку этот проект вызывает меньше нареканий со стороны экологов4. Планируется, что Стамбульский канал станет главным логистическим узлом, обслуживающим Черное море. По предварительным подсчетам, Стамбульский канал сможет пропускать в сутки до 160 судов5. «Новый пролив» призван принять на себя львиную долю судоходного трафика. Поэтому сюда, по планам турок, будут перемещены грузовые суда, которые сейчас проходят по проливу Босфор. Действие же ныне существующей конвенции Монтрё на искусственный канал распространяться не будет. Каждый год около 53000 судов, проходят через Босфор, в котором 12 поворотов и как минимум дважды в год нефтяные танкеры терпят крушение в Босфоре, загрязняя воды пролива и берега крупнейшего города страны6. Ширина Босфора - 700 м в самом узком месте, глубина фарватера Босфора составляет 33-80 м. Протяженность Босфора -30 км. Для сравнения ширина Суэцкого канала - 350 м, а глубина - 20 м. Панамский канал предполагалось расширить до 530 м при глубине в 30 м. При этом лишь 12000 и 17000 кораблей соответственно проходят через Панамский канал и Суэцкий канала7.
Кроме того, после ввода в строй Стамбульского канала, судам не придется проходить большое расстояние под подвесными мостами Босфора. На берегах канала будут возведены новые жилые комплексы (общей площадью 45 млн кв. м), со стороны Черного моря построят марину - специально оборудованную стоянку для яхт, катеров и других малотоннажных судов, на которой экипажам будут предоставлены различные услуги8.Через канал будет перекинуто от 6 до 10 мостов (см. Рис. 4), а в местах выхода к морям предполагается насыпать три искусственных острова (как это уже
2 istanbul'un 19 ilçesi adali olacak! 6 köprü ile birbirine baglanacak! URL: http://seafarers.com.ua/kanal-istanbul-project/14043/
3 Турция начинает строить Стамбульский канал. URL: http://seafarers.com.ua/kanal-istanbul-project/14043/.
4 Kanal Istanbula marmaray modeli. URL: http://www.sabah.com.tr/ekonomi/2017/04/11/kanal-istanbula-marmaray-modeli.
5 Турция начинает строить Стамбульский канал. URL: http://seafarers.com.ua/kanal-istanbul-project/14043/
6 Петров Е. Чем пахнет мечта Эрдогана. Турция решила начать самую грандиозную стройку в своей истории. URL: http://fellowtraveler.ru/kanal-stambul-budushhij-turisticheskij-centr
7 Will Istanbul's Massive New Canal Bean Environmental Disaster? URL: https:// news. nationalgeographic. com/2018/03/istanbul-canal-project-bosporus-environmental-impacts/
8 Канал «Стамбул» - начинается строительство проекта. URL: http://turkeytravelweb.com/kanal-stambul/
реализовано в Дубай (ОАЭ). Рядом с устьем канала, выходящим в Черное море, на территории европейской части Стамбула в настоящее время уже ведется строительство Третьего (Нового) аэропорта, первая очередь которого вошла в строй 29 октября 2018 г. Предполагается, что этот аэропорт станет самым большим в мире и будет обслуживать около 150 млн пассажиров ежегодно9. Таким образом, после завершения строительства Стамбульский канал возьмет на себя функции интегратора морских туристических возможностей, обеспечив комплексную работу еще трех проектов: Галатапорта в Каракёй - припортовом районе в историческом центре Стамбула, круиз-ного порта в Еникапы - на входе в Босфор со стороны Мраморного моря и нового стамбульского аэропорта. Третий аэропорт должен обеспечить инвестиции в проект, а новый круизный порт в Еникапы создать благоприятные условия для инвестиций и роста круизного туризма10. Открытие Стамбульского канала должно состояться в знаменательном для Турецкой Республики 2023 году.
Рисунок 1
Последний вариант маршрута Стамбульского канала
Источник: URL: http://www.hurriyet.com.tr/ekonomi/istanbulun-19-ilcesi-adali-olacak-6-kopru-ile-birbirine-baglanacak-40719953
9 Ныне действующий аэропорт Ататюрка после полного ввода в эксплуатацию Нового аэропорта (2028 г.) будет закрыт.
10 Канал Стамбул и новые объекты инфраструктуры. URL: http://fellowtraveler.ru/kanal-stambul-budushhij-turisticheskij-centr.
Маршрут Стамбульского канала - альтернативы и перспективы
Рисунок 2
Первоначальный (слева) и последний (справа) варианты маршрута
Стамбульского канала
Источник: URL: https://www.turantoday.com/2018/01/kanal-istanbul.html
Впервые маршрут Стамбульского канала был анонсирован в 2011 г. Построить его планировалось к северо-западу от Босфора западнее города Силиври (в турецкой Фракии), поскольку расположенные ближе к Стамбулу районы-густо населены11. Однако мощная общественная критика проекта, прежде всего, со стороны экологов вынудило правительство Турции скорректировать прежний вариант12. В конце февраля 2015 г. в проект были внесены некоторые изменения. В феврале 2016 г. было решено, что новый маршрут должен пройти много западнее первоначального маршрута. Были скорректированы и чисто технические детали проекта. Отныне длина канала должна была составлять от 45 до 50 км. Расходы на строительство Стамбульского канала были оценены в $20 млрд13. В середине апреля 2017 г. Ахмет Арслан заявил, что его министерство приступила к выработке окончательного варианта пути14. 15 января 2018 г. глава Министерства транспорта и морских коммуникаций анонсировал окончательный вариант маршрута. «Мы пройдем через Кючукчекмедже
11 Турция построит канал в обход Босфора «The Associated Press», США, 28 апреля 2011. URL: http:// imperiya. by/news.html?id=64311.
12 О оепроработаооость маршрута говорил, прежде всего, перенос сроков строительства канала на более раннее, по сравнению с первоначальными планами, время (с 2015 г. на 2013 г.) В результате общественности он был представлен еще в явно «сыром виде».
13 Istanbul Channel's route can be changed. URL: http://en.trend.az/world/turkey/2490239.html.
14 Bridges to be built first in Kanal Istanbul project.URL: https://www.dailysabah.com/economy/2017/04/12/ bridges-to-be-built-first-in-kanal-istanbul-project.
today
СТДМБУЛЬСЖИИ КйНЙЛ
(между районами Стамбула Эсенюрт и Авджилар (на европейской стороне Мраморного моря - Л. Б.) и водохранилищем Сазлидере и выйдем к Черному морю южнее дамбы Теркос» - цитировало его слова агентство Anadolu15. Таким образом, часть города отделялась от остального Стамбула, превратившись в «турецкий Манхеттен». 19 из 35 районов Стамбула окажутся на острове16. Это исторический центр города.
«Принимая во внимание уровень сейсмической активности, геологические данные местности, подземные ресурсы и окружающую морскую среду, характер почв, объем строительных работ, длину канала, проблему изъятия земельных участков и изменение городской инфраструктуры, исследования продолжались по пяти маршрутам», - сказал Арслан17. По его словам, выбор окончательного маршрута был сделан после тщательной проработки пяти альтернативных вариантов18 (см. Рис. 3). До недавнего времени официальная сумма проекта составляла $20 млрд однако на сегодняшний день согласно турецким СМИ общая стоимость Стамбульского канала составляет 65 млрд лир19 ($14,12 млрд.) Данная сумма весьма условна, поскольку Ахмет Арслан лишь отметил, что проект будет «гораздо более дорогим», чем другие проекты20, включая самый дорогой проект - Третий аэропорт Стамбула (общая стоимость - $22 млрд). По словам министра, точная оценка стоимости проекта может быть представлена только после завершения самого строительства21.
Маршруты не анонсировались - обществу был представлен лишь окончательный вариант. Неопределенность географии строительства не раз служила причиной массовых земельных спекуляций22. По данным газеты Cumhürriyet, после объявления об окончательном варианте маршрута, дочерняя инвестиционная компания правительственного жилищного агентства (ТОК1) Emlak Konut Real Estate Investment Trust, разместила на своем веб-сайте карту 33 жилищных проектов. Это заставляет предположить, что подлинная причина столь долгой тайны маршрута Стамбульского канала заключалась в стремлении ТОК1 извлечь для себя дополнительные прибыли23. К примеру,
15 Турция создаст Кючюкчекмеджийский пролив. URL: http://vestikavkaza.ru/news/Turtsiya-sozdast-Kyuchyukchekmedzhskiy-proliv.html.
16 istanbul'un 19 ilçesi adali olacak! 6 köprü ile birbirine baglanacak! URL: http://www.hurriyet.com.tr/ ekonomi/istanbulun-19-ilcesi-adali-olacak-6-kopru-ile-birbirine-baglanacak-40719953.
17 Transportation minister unveils final 45-kilometer route of Kanal Istanbul project. URL: https://www.dailysabah. com/business/2018/01/15/transportation-minister-unveils-final-45-kilometer-route-of-kanal-istanbul-project.
18 Kanal istanbul'un ÇED süreci ba§ladi, güzergahi belli oldu. URL: https://www.evrensel.net/haber/339856/ kanal-istanbulun-ced-sureci-basladi-guzergahi-belli-oldu.
19 «Kanal istanbul» hazir: ihale süreci ba§ladi, sondaj çali§masi için ilk kazmavuruldu. URL: http://www.diken. com.tr /kanal-istanbul-hazir-ihale-sureci-basladi-sondaj-calismasi-icin-ilk-kazma-vuruldu/
20 «Most appropriate» route announced for 'crazy' Istanbul canal. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/ turkey-announces-route-of-contentious-canal-istanbul-project-125741.
21 Transportation minister unveils final 45-kilometer route of Kanal Istanbul project. URL: https://www.dailysabah. com/business/2018/01/15/transportation-minister-unveils-final-45-kilometer-route-of-kanal-istanbul-project.
22 Turkey Canal Istanbul project lots of dreaming. URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2017/02/ turkey-canal-istanbul-project-lots-of-dreaming.html.
23 Istanbul Canal _provides_ rich_ pickings for Emlak_ Konut. URL: http://www.cumhuriyet.com.tr/haber/
согласно заявлению, опубликованному 20 июня 2017 г. на веб-сайте сайте www.sahibinden.com, одном из ведущих бесплатных сайтов рекламы в Турции, населенные пункты Кючукчекмедже, Башакшехир, Эсенюрт и Арнавуткёй (упомянутые впоследствии на маршруте стамбульского проекта), были включены в число перспективных районов города. В результате, средняя цена кв. м. жилья в Башакшехир достигла наивысшего уровня за три года. За то же время средняя цена кв. м. в Кючукчекмедже выросла на 51,52%, тогда как средняя цена кв. м. для квартир в Арнавуткёй выросла на 56,41%24.
Рисунок 3
Альтернативные маршрута Стамбульского канала (вариант № 4 - последний вариант маршрута)
Источник: URL: http://i.hurimg.com/i/hurriyet/75/0x0/5a5c5e770f254426b800a5d6
На сегодняшний день детальный проект маршрута в целом известен. Первые семь километров проходят через Кючукчекмедже, 3,1 километра проходит через Авджылар, через Башакшехир - 6,5 км, а основная 28,6-километровая часть маршрута проходит через Арнавуткёй25. Маршрут канала затронет плотину Сазлидере (12 км), пройдя через районы Алтыншехир и район Шахинтепеси к Дурусу (вблизи Черного моря, восточнее озера Теркос). Не менее 1 км пути приходится на лесной массив. Канал сильно затронет жилой район Шахинтепеси, где проживает 35000 чел26. Из 45 км пути 23 км будут в собственности правительства (строительство предполагается осуществить по смешанной модели «строительство-эксплуатация-передача»)27. Будет выкопано около
english/936703/Istanbul_ Canal_provides_rich_pickings _for_ Emlak_ Konut.html.
24 Property prices increase around proposed Canal Istanbul route. URL: http://bazaarmix.com/property-prices-increase-around-proposed-canal-istanbul-route/
25 Route of contentious Kanal Istanbul project finalized. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/route-of-contentious-kanal-istanbul-project-finalized-123664.
26 «Kanal istanbul» hazir: ihale sureci ba§ladi, sondaj ^ali§masi ign ilk kazmavuruldu. URL: http://www.diken. com.tr/kanal-istanbul-hazir-ihale-sureci-basladi-sondaj-calismasi-icin-ilk-kazma-vuruldu/
27 Схема «строительство-эксплуатация-передача» (Build-Operate-Transfer, BOT) - соглашение, по которому инвестор обязуется финансировать, осуществлять строительство, эксплуатацию и обслуживание инфраструктурного объекта (аэропорта, порта, электростанции и т. п.) на протяжении определенного
115 млн кубометров земли28. Выкопанная земля будет использована для создания трех групп островов в Мраморном море. Площадь первой группы составит около 186 га, вторая - 155 га, а третья - 104 га. Оставшаяся неиспользованной земля будет использована для нужд сельского хозяйства29, а также строительства новой прибрежной зоны к востоку озера Теркос (данная мера должна предотвратить создание оползней после прорытия канала). В рамках проекта в Мраморном море и на Черном море будут построены грузовые порты (длина порта в Черном море составит 4,8 км) и логистический центр (площадью 500 га). Третий Стамбульский аэропорт будет подключен к проекту по железной дороге. Кроме того, на берегу озера Башакшехир будут построены два причала для 200 и 860 яхт30. Предполагается также построить шесть мостов, в том числе для железнодорожного транспорта, и шесть дополнительных мостов для пропуска диких животных. В канале будут созданы аварийные пулы (бассейны), в Мраморном и Черном море маяки и зоны ожидания31. Такова в целом география местности и перспектива развития инфраструктуры будущего канала.
Рисунок 4
Шесть проектируемых наземных и железнодорожных мостов через
Стамбульский канал
Источник: URL: http://www.hurriyet.com.tr/ekonomi/istanbulun-19-ilcesi-adali-olacak-6-kopru-ile-birbirine-baglanacak-40719953
периода времени до его передачи государству. Срок такого соглашения обычно достаточен для того, чтобы инвестор смог окупить затраты на строительство за счет тарифа или платы за пользование, взимаемого на протяжение всего периода эксплуатации объекта.
28 «Kanal istanbul» hazir: ihale sQreci ba§ladi, sondaj gali§masi igin ilk kazma vuruldu. URL: http: //www. diken.com.tr /kanal-istanbul-hazir-ihale-sureci-basladi-sondaj-calismasi-icin-ilk-kazma-vuruldu/
29 Turkey reveals route for new canal to ease Bosporus shipping.By Ali Kucukgocmen. URL: https://www.reuters. com /article/us-turkey-canal/turkey-reveals-route-for-new-canal-to-ease-bosphorus-shipping-iaUSKBN1F422I..
30 «Kanal istanbul» hazir: ihale sQreci ba§ladi, sondaj gali§masi igin ilk kazma vuruldu. URL: http://www. diken.com.tr/ kanal-istanbul-hazir-ihale-sureci-basladi-sondaj-calismasi-icin-ilk-kazma-vuruldu/.
31 Last details about the Istanbul Canal Project. URL: http://www.rimainvestment.com/blog/32/281/last-details-about-the-istanbul-canal-project.html.
Сейсмические риски, проблема переселения и археологические раскопки
Тендер на строительство канала власти намерены провести в 2018 г. «Мы стремимся завершить процесс тендера до конца года, и поэтому землеустроительные работы могут начаться уже в 2018 году», - сказал Арслан32. Уже к моменту объявления окончательного варианта маршрута Стамбульского канала были произведены «пилотные» раскопки. Арслан заявил, что к концу 2017 г. завершено 17000 м бурения33. Он подчеркнул, что Главным управлением инфраструктурных инвестиций его министерства и соответствующими учреждениями, начиная с августа 2017 г. была проделана тщательная работа по подготовке торгов и организации консультационных услуг. В результате к началу 2018 г. в зоне строительства были завершены все работы, в том числе оценка угрозы землетрясений, цунами, ветровой и волновой активности, а также геологические изыскания. По словам министра, было получено одобрение специалистов таких ведущих университетов Турции, как Стамбульский технический университет (ГШ), Университет Богазычи (Bogazl9l), Ближневосточный технический университет (ОСШ) и Университет Гази, а также международных экспертов, с которыми руководители стамбульского проекта продолжают работать в тесном контакте34.
Подобного рода уверения являются обычной практикой министерств и ведомств Турции. Еще ранее, выступая 11 апреля 2017 г. по поводу строительства Стамбульского канала, Ахмет Арслан сообщил, что его Министерство работает с университетами и профессорами, «которые специализируются в этом вопросе... а не только с несколькими преподавателями»35. Правительство обещает, что «дноуглубительные работы» не повлияют на грунтовые воды (в свое время было даже сделано сообщение, что таковые отсутствуют на маршруте)36. Однако ученые-геологи - академик Хакан Алп и доктор Халук Эйидоган, сообщают о наличии трех «активных» линиях разлома в районе озера Кючукчекмедже (со смещением пород по поверхности разлома), предупредив о серьезной опасности в случае землетрясений37. Опасность землетрясений угрожает маршруту и в случае землеустроительных работ
32 Most appropriate' route announced for 'crazy' Istanbul canal. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/ turkey-announces-route-of-contentious-canal-istanbul-project-125741.
33 «Kanal istanbul» hazir: ihale sQreci ba§ladi, sondaj gali§masi icin ilk kazma vuruldu. URL: /http: // www. diken. com.tr/kanal-istanbul-hazir-ihale-sureci-basladi-sondaj-calismasi-icin-ilk-kazma-vuruldu/
34 Transportation minister unveils final 45-kilometer route of Kanal Istanbul project. URL: https: //www. dailysabah. com/business/2018/01/15/transportation-minister-unveils-final-45-kilometer-route-of-kanal-istanbul-project.
35 Bridges to be built first in kanal Istanbul project. URL: https: // bridges-to -be-built-first-in-kanal-istanbul-project.
36 Transportation minister unveils final 45-kilometer route of Kanal Istanbul project. URL: https: //www. dailysabah. com/business/2018/01/15/transportation-minister-unveils-final-45-kilometer-route-of-kanal-istanbul-project.
37 Об этой опасности Хакан Алп писал еще в 2014 г.
в районе озера Кючукчекмедже, поскольку в этой точке маршрута предполагается изъять до 3 млн тонн земли38. Строительство канала планируется в одной из наиболее опасных сейсмических зон и предупреждения геологов не могут быть проигнорированы.
Другая проблема - археологические раскопки. На берегу озера Кючукчекмедже, находится археологическая сокровищница: Батонея - развалины древнего византийского портового города. В случае строительства Стамбульского канала, большая часть Батонеи может оказаться под водой. К северу от Кючукчекмедже вдоль запланированного маршрута лежит еще более древний археологический участок: пещера Ярымбургаз, территория одного из старейших городов Европы. Президент Турции Реджеп Эрдоган не раз сетовал на археологические раскопки вдоль маршрута проекта39. Поэтому, что будет дальше с этим культурными памятниками - не известно. Неизвестно и как решится вопрос о переселения людей из населенных пунктов, оказавшихся на предполагаемом маршруте. Ахмет Арслан заявил, что вопрос о судьбе деревень Арнавуткёй и Дурусу, оказавшихся на маршруте Стамбульского канала будет поставлен на повестку дня. Некоторым землевладельцам может не повезти, если их участки окажутся в зоне строительства. Правительство, возможно, будет конфисковать их землю в том случае, если владельцев не устроит цена компенсаций40. Поэтому отношение населения «проблемных» деревень к стамбульскому проекту неоднозначно. С одной стороны, по сообщению турецких СМИ, ряд жителей, проживающих на маршруте Стамбульского канала, выразили протест против строительства, опасаясь ликвидации своих домов. В ходе встречи, состоявшийся 27 марта 2018 г. по инициативе властей, разъяснявших цели Стамбульского канала41, между частью населения и полицией произошли столкновения. С другой стороны, жители деревни Дурусу, не возражая против самого строительства, заявили, что не покинут родные места42. Таким образом, судебные разбирательства будут неизбежны.
38 Kanal istanbul Projesi'nin gUzergahinda 3 faygikti. URL: http://www.denizhaber.com.tr/kanal-istanbul-projesinin-guzergahinda-3-fay-cikti-haber-80257.
39 Outdoing Panama: Turkey's «Crazy» Plan to Build an Istanbul Canal. By James Helicke // ORIGINS Current Events in Historical Perspective. Vol. 4, issue 11 - august 2011. URL: http://origins.osu.edu/article/outdoing-panama-turkey-s-crazy-plan-build-istanbul-canal/page/0/1.
40 Петров Е. Чем пахнет мечта Эрдогана. Турция решила начать самую грандиозную стройку в своей истории). URL: http://www.fergananews.com/articles/9751.
41 Kanal istanbul israrin nedeni belli oldu: Emlak Konut'un rant projeleri ortaya cikti. URL: http:// www. cumhuriyet.com.tr/haber/cevre/936258 /Kanal_istanbul_israrin_nedeni_ belli ok u__Emlak_Konut_un_ rant_pr ojeleri_ortaya_cikti.html.
42 ^ok konu§ulan o koy havadan goruntulendi! Yatirimci akin etti. URL: http://www.hurriyet.com.tr /ekonomi/ cok-konusulan-o-koy-havadan-goruntulendi-yatirimci-akin-etti-40712447.
Экологические риски, проблема с источниками пресной воды и конвенция Монтрё
Как уже отмечалось, новый проект, который соединит между собой Мраморное и Черное море, предполагает, что с момента запуска канала «Стамбул» большие танкеры не смогут использовать водное пространство Босфора для навигации. Воды Босфора наполнят круизные суда и яхты, что существенно снизит уровень загрязнения в проливе. Однако независимые экологи в один голос говорят о том вреде, который канал нанесет окружающей среде, как изменится водная среда Мраморного и Черного морей, о сейсмической опасности. Многие специалисты сомневаются в целесообразности строительства искусственного водного пути при наличии естественного Босфора43. Говорить так у экспертов есть все основания.
Главным доводом защитников проекта является обеспечение экологической безопасности исторической столицы Турции путем разгрузки Босфора от нефтеналивных танкеров. Однако именно здесь и возникает серьезная проблема. Желание Анкары перенаправить транспортные потоки через проектируемый пролив отнюдь не означает, что это намерение будет реализовано. Действие конвенции Монтрё, согласно которой торговые суда имеют право практически бесплатного прохода через Босфор (в отличие от планируемого платного трафика через Стамбульский канал), никто не отменял и в случае постройки нового пролива Анкара столкнется с серьезным сопротивлением стран-транзитеров - и, прежде всего, России. Об этом уже давно предупреждают свое правительство турецкие и зарубежные эксперты44, однако в Анкаре предпочитают не реагировать на это. Между тем в конвенции Монтрё гарантирована свобода мореплавания (ст. 28), а изменение какого-либо постановления (за исключением военных статей) может произойти только при единогласном одобрении всеми участниками конвенции45. Рубежом в этом отношении может стать 2021 г., поскольку именно в этом году Анкара должна объявить (до 9 августа) о денонсации статей, касающихся Босфора. Это демарш, однако, должен быть поддержан еще двумя державами-подписантами, в противном случае, действие конвенции будет пролонгировано ещё на пять лет46. Сомнительно, чтобы Анкара пошла на это. По всей видимости, турецкое правительство будет стараться скорректировать транзит через проливы, не выходя чрезмерно за рамки Монтрё. Несмотря на то, что в этом
43 Саетов И.Г. Остров Стамбул. Новый Босфор - национальный проект Эрдогаоа для «новой Турции». URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/05/75391-ostrov-stambul. .
44 Болдырев А.В. Проект Стамбульского канала: политика, экономика, экология // Эпоха правления в Турции Партии справедливости и развития: промежуточные итоги и прогнозы. [2002-2015]. М.: ИВ РАН, 2017. С. 90, 93.
45 Конвенция о режиме проливов. 20 июля 1936 г., Монтрё (Швейцария) // Турция между Европой и Азией. М.: Крафт+ ИВ РАН, 2001. С. 528.
46 Конвенция о режиме проливов. 20 июля 1936 г., Монтрё (Швейцария) // Турция между Европой и Азией. С. 528.
плане у Турции большой опыт47, Анкара имеет все шансы получить обратный эффект - вместе с Босфором получить загруженным и новый пролив. В этом случае помимо дополнительных экологических проблем могут добавиться и проблемы чисто военного характера. По мнению научного сотрудника ИВ РАН И.Г. Саетова, Стамбульский канал создаст проблемы для обороноспособности Турции48.
Экология - ахиллесова пята стамбульского проекта. Канал длиной в 45 км будет проходить от Мраморного моря через озеро Кючукчекмедже к Черному морю - т. е. путь Стамбульского канала лежит через леса, поля и источники пресной воды. Надо отдать должное министру транспорта морских дел и коммуникаций Ахмету Арслану. В отличие от своего предшественника - Бинали Йылдырыма (нынешнего премьер-министра Турции) он предпочитает не отмахиваться, а учитывать мнение экологического и научного сообщества (при том, что после неудачной попытки переворота 15 июля 2016 г. ситуация для критиков стамбульского проекта крайне усложнилась). Министр часто проводит встречи с научной общественностью, широко привлекает к оценке над проектом специалистов ведущих научных и исследовательских центров (то, что до него не практиковалось). Не в последнюю очередь, благодаря Арслану были усилены меры экологической безопасности - в частности, решение в максимальной степени учитывать при постройке канала положительный опыт строительства туннеля «Мармара» (об этом говорилось выше). Все это не убеждает критиков проекта прямо называющим проект Стамбульского канала «проектом «кошмара»49 и «экоцидом»50. Власти в лице Арслана обращают внимание на создание в ходе проекта дополнительных «зеленых» зон, проведение экологических оценок, тщательном исследовании маршрута. Министерство транспорта приняло заявку, подготовленную инженерной и консультационной компанией Çinar Mühendislik, потребовавшей экологического отчета (ÇED) - документа, юридически необходимого для проектов урбанизации51. Однако уверения об экологической экспертизе не могут удовлетворить противников Стамбульского канала, поскольку исследовать почвы вдоль запланированного маршрута поручено ТОК1 - правительственному агентству по развитию жилья, заинтересованному в положительной оценке проекта52. В декабре 2017 г. Палата инженеров-экологов Стамбула публично
47 В 1994 и 1998 гг. Турция практически навязала черноморским государствам собственный регламент судоходства через проливы.
48 Саетов И.Г. Остров Стамбул. Новый Босфор - национальный проект Эрдогана для «новой Турции». URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/05/75391-ostrov-stambul.
49 Route of contentious Kanal Istanbul project finalized. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/route-of-contentious-kanal-istanbul-project-finalized-123664.
50 Istanbul's megaprojects may threaten the city itself - National Geographic. URL: https://ahvalnews.com/ environment/istanbuls-megaprojects-may-threaten-city-itself-national-geographic.
51 Route of contentious Kanal Istanbul project finalized. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/route-of-contentious-kanal-istanbul-project-finalized-123664.
52 Istanbul turkey grand canal plan Recep Tayyip Erdogan. URL: http://www. politico.eu/article/istanbul-turkey-grand-canal-plan-recep-tayyip-erdogan/&prev=search.
потребовала, чтобы Министерство транспорта опубликовало полный отчет о воздействии Стамбульского канала на окружающую среду. Однако, несмотря на это давление, а также заявления, что работы по постройке канала начнутся в течение 2018 г., полностью отчет еще не опубликован. Aрслан лишь заявил, что его министерство уже пересмотрело все экологические и климатические факторы, в том числе влияние ветров и глубоководных течений при входе в Черное и Мраморное моря53.
Экологи утверждают, что проект погубит последние лесные массивы севернее Стамбула, которые нередко называют «легкими» Стамбула54. В Стамбульской палате инженеров-геологов считают, что первоначальный вариант отчета не учитывал ряд важных факторов, которые делали проект нежизнеспособным. По мнению этой организации, проект может серьезно повлиять на климат, баланс минералов и питательных веществ в Черном море и прилегающих районах, истощая уровень кислорода в Мраморном море55. В том же духе высказался и председатель Стамбульского филиала палаты архитекторов Aкиф Бурак Aтлар, отметивший, что с экологической точки зрения, канал не имеет смысла, поскольку только усилит неконтролируемый рост городских предместий в ущерб окружающей среде и местному населению56. Столь же категоричны в своих оценках были и члены профессиональных и общественных организаций, встречи которых прошли в Стамбуле и в муниципалитете Aрнавуткëй 27 марта 2018 г.57 По общему мнению, проект Стамбульского канала - это большие планы без экологической оценки.
С проблемой экологии тесно связан вопрос о водоемах. По данным американского журнала «National Geographic», на сегодняшний день, около 40%; воды в Стамбуле поступает с европейской стороны города, которая в соответствии с экологическими оценками самого правительства будет сильно затронута строительством канала и Третьего аэропорта58. В этом случае прокладка маршрута Кючукчекмедже - Сазлидере - Дурусу может полностью уничтожить источники пресной воды к западу от Стамбула. Плотина Сазлидере расположенная к северу от озера Кючукчекмедже, исчезнет, поскольку после открытия канала будет заполнена водой. «Около 13 районов
53 Kanal istanbul: Erdogan's drive to build a new strait. By Eva Grey.URL: https://www.ship-technology.com/ features/kanal-istanbul-erdogans-drive-build-new-strait/
54 Сам канал лишь частично затронет «Северный лес». Однако планируемый третий аэропорт Стамбула должен быть построен в самом сердце лесного массива (между населенными пунктами Енькёй ь Акпынар). Десятки озер ь естественная лесная среда могут быть разрушены для того, чтобы освободить место для аэропорта, который ьнфраструктурно должен быть соединен с устьем Стамбульского канала.
55 Turkey reveals route for new canal to ease Bosporus shipping. By Ali Kucukgocmen. URL: https://www.reuters. com/article/us-turkey-canal/turkey-reveals-route-for-new-canal-to-ease-bosphorus-shipping-idUSKBN1F422I.
56 Turkey Grand Canal plan Recep Tayyip Erdogan. URL: http://www.politico.eu/article/istanbul-turkey-grand-canal-plan-recep-tayyip-erdogan/&prev=search.
57 Rifat Dogan. «Çilginproje»: istanbul'dakita §ocaklarinm 40 kati büyüklügündekazi yapilacak.Rifat Dogan. URL: http:// http://www.diken.com.tr/cilgin-proje-istanbuldaki-tas-ocaklarinin-40-kati-buyuklugunde-kazi-yapilacak/
58 Istanbul's megaprojects may threaten the city itself - National Geographic/ URL: https://ahvalnews.com/ environment/istanbuls-megaprojects-may-threaten-city-itself-national-geographic.
(Стамбула - А. Б.) берут воду из этого озера», - отмечает эксперт Нурай Чолак - активист экологической группы «Обороны Северного леса» (Кигеу Огшап1апп БауипшазО. Между тем ранее засуха несколько раз приводила Стамбул к дефициту воды. Засушливое лето 2008 г. истощила запасы городских водохранилищ до 25%, засуха в 2014 г. до 29%59. Таким образом, канал будет заполнять соленой водой источники пресной воды, исчерпанность которых на сегодняшний день и так уже достигла критического уровня60.
Заключение
В настоящей статье автор сознательно попытался избежать политических и экономических оценок Стамбульского канала - одного из наиболее ангажированных проектов президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Именно политизированность данного вопроса мешает политологам обратить внимание на комплексный анализ «технических» деталей проекта: проблему экологии, водоемов, сейсмические риски, направление маршрута, вопросы переселения и археологического наследия - все то, что, с точки зрения автора составляет понятие «география Стамбульского канала». Данная статья призвана восполнить этот пробел.
Турецкие власти потратили немало времени на проработку маршрута. Однако, анализируя окончательный вариант маршрута Стамбульского канала, следует сделать заключение о его серьезных недостатках. До сих пор не составлен окончательный отчет о воздействии строительства Стамбульского канала на окружающую среду, не решен вопрос с археологическим наследием, не проработаны вопросы о переселении жителей тех районов, которые подлежат затоплению, а также механизм компенсационных выплат. Перенаселенный Стамбул уже сейчас испытывает проблемы с питьевой водой, однако, замена традиционных резервуаров пресной воды новыми источниками на правительственном уровне даже не обсуждается. Перспектива расширение города за счет создания искусственных территорий (трех островов в Мраморном море) представляется сомнительной, поскольку идея использовать выкопанный грунт для строительства Третьего аэропорта Стамбула уже анонсировалась, но так и не была реализована. Изъятие грунта по избранному маршруту - сейсмически опасной зоне, может спровоцировать неконтролируемое движение земной поверхности и это первое
59 Istanbul's megaprojects may threaten the city itself - National Geographic/ URL: https://ahvalnews.com/ environment/istanbuls-megaprojects-may-threaten-city-itself-national-geographic.
60 Многие источники воды станут непригодными для использования в том числе, благодаря строительству нового аэропорта. Особенно трагичной в этой связи выгладит судьба озера Теркос, которое на протяжении почти 122 лет являлось источником пресной воды для Стамбула. В 2006 г. озеро Теркос было объявлено заповедной зоной. По словам Ахмета Арслана, при исследовании маршрута Стамбульского канала было обращено самое пристальное внимание на то, чтобы сохранить этот старинный пресноводный резервуар. Однако, согласно данным Министерства окружающей среды Турции, строительство Третьего аэропорта реально угрожает существованию озера.
на что должны были бы обратить внимание турецкие власти. Не проработан последний участок маршрута: Дурусу - Карабурун. В официальных заявлениях Дурусу значится пока как конечный участок маршрута (см. Рис. 1). Таким образом, проектировщики представили маршрут Стамбульского канала пока еще в сыром виде - ситуация характерная для канала «Стамбул» в целом. Будущее покажет, сумеют ли турки исправить очевидные недостатки в проектировании маршрута. До заветной даты - 2023 г., остается всего пять лет и в случае, если политическая воля президента Реджепа Эрдогана возьмет вверх над доводами специалистов, Турция вместо дополнительного водного пути может получить для себя дополнительные проблемы.