Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Серия "Филология. Социальные коммуникации". Том 24 (63). 2011 г. №2. Часть 2. С.534-538.
УДК 82-1/-9
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ЖАНРА МЕНИППЕИ
Шугаева В.Г.
Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, г. Симферополь, Украина
Статья посвящена исследованию бахтинской концепции жанра мениппеи, генетически связанной с античной менипповой сатирой. Рассматриваются признаки обоих жанров при сопоставительном анализе «Сатирикона» Петрония и «Метаморфоз» Апулея.
Ключевые слова: литературный жанр, мениппея, мениппова сатира, М.М. Бахтин, карнавализация, философский универсализм.
В последнее время термин «мениппея» получает всё большее распространение. Газета «Слово» в обзоре выставки Андрея Будаева дает определение его фоторабот как мениппейных: «Изобразительное искусство легко обходится без термина «мениппея», но духом её оно пронизано целиком. Задача лишь в том, чтобы освоить безграничные возможности мениппейной живописи. Будаев путешествует по эпохам истории и стилям искусства с лёгкостью, которая доступна лишь подлинному энциклопедисту» [5, с. 16]. Альфред Барков убеждён, что мениппея ни больше ни меньше как особый род литературы, «что феномен мениппеи как самостоятельного рода литературы сопряжен с уникальной внутренней структурой и что все создатели таких произведений используют общий прием кодирования: наделение рассказчика особыми функциями и психологическими характеристиками» [2, с. 1]. Но чаще всего данный термин используют в дискуссиях о жанровой природе романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В связи с этим возникает вопрос о генезисе мениппеи и об истории возникновения самого термина.
Мениппова сатира и мениппея. Статус этих жанров и их отношения между собой остаются спорными. Мениппова сатира как один из античных жанров несомненно существовала и имела ряд отличительных признаков. Термин «мениппея» для обозначения видоизменённого жанра менипповой сатиры был введён М.М. Бахтиным в его монографии «Проблемы поэтики Достоевского» в 1963 году. Литературоведы В. Махлин, Ю. Борев, П. Вайль, А. Генис, Т. Приходько признали научную ценность данного понятия. В «Литературном энциклопедическом словаре» (М., 1987) Т.Ф. Приходько в статье, посвященной мениппее, выделяет её как самостоятельный жанр, не тождественный менипповой сатире, хотя М.М. Бахтин отождествлял оба понятия [3, с. 145]. Но не все учёные отнеслись благосклонно к бахтинской концепции мениппеи. Б.Л. Гаспаров считает мениппею новой и небывалой литературой, «сочиненной» Бахтиным. Учёный приходит к выводу, что «в конечном счете мениппея
становится просто условным оценочным названием всего, что нравится лично Бахтину, что он считает хорошим и важным» [4, с. 1].
Цель данной работы - определить, являются ли понятия «мениппея» и «мениппова сатира» тождественными или нет, для чего выявить их жанровые признаки на названных М.М. Бахтиным образцах этих жанров/жанра - «Золотого осла» Апулея и «Сатирикона» Петрония.
Мениппова сатира имеет свою биографию. Название жанр получил от философа-киника Мениппа (III век до н.э.), определившего, по мнению М.М. Бахтина, классическую форму жанра. Сам термин был введён в I веке до н.э. римским учёным Варроном. По сохранившимся сведениям, «saturae menippeae» писали Антисфен, Гераклид Понтик, Бион Борисфенит, Менипп. В этом жанре создавалось «Отыквление» Сенеки, «Сатирикон» Петрония, «Осёл» Лукиана. К характерным чертам менипповой сатиры следует отнести следующие:
- как один из сатирических жанров, мениппова сатира подвергает осмеянию ничтожество земных благ, отживших человеческих представлений, суеверий;
- относится к литературе серьёзно-смеховой, что определяет последующие особенности: 1) предмет серьёзного дан на уровне современности, даже злободневности; 2) автор опирается не на предание, а на свой опыт и свободный вымысел; 3) отсутствие стилистического единства, смешение высокого и низкого стилей, использование вводных жанров (письма, пародии, предания);
- мениппова сатира проникнута карнавальным мироощущением (театрализованность, снятие всех запретов и ограничений, фамильяризация, карнавальные снижения и непристойности, связанные с производительной силой земли и человека) с характерным для него набором символов и метафор, языком повествования;
- в некоторых случаях для менипповой сатиры характерно смешение прозы и стихов.
Используя термин «мениппея», М.М. Бахтин определил широкий круг литературных явлений разных эпох, в которых выделил сходные черты мениппеи: это и средневековые мистерии и новеллы Возрождения, произведения Рабле, Свифта, романы Гоголя и Достоевского. Согласно бахтинской концепции мениппеи, ядро жанра составляют карнавальное мироощущение и философский универсализм, а они в свою очередь определяют остальные 14 признаков. Философский универсализм выражается:
- в свободе сюжетного и философского вымысла;
- в создании исключительных ситуаций для провоцирования и испытания правды, воплощённой в образе мудреца, искателя этой правды;
- для испытания правды действие и философские диалоги переносятся с земли на Олимп (рай) и в преисподнюю;
- в стремлении автора дать последние, решающие слова и поступки человека, осветить жизнь в целом.
Карнавальное мироощущение привносит в произведение:
- смеховой элемент;
- сочетание фантастики, символики и мистико-религиозного элемента с грубым трущобным натурализмом;
- наблюдение с какой-нибудь необычной точки зрения, при котором резко меняются масштабы наблюдаемых явлений жизни;
- изображение необычных, ненормальных морально-психических состояний (безумий, галлюцинаций, мечтаний);
- сцены скандалов, неуместных слов, всяческих нарушений приличий;
- резкие контрасты (моральные падения и очищения, роскошь и нищета);
- элементы социальной утопии;
- использование вставных жанров (новелл, писем, легенд);
- многостильность и многотонность;
- злободневную публицистичность.
Перечисленные особенности дают основание для вывода, что мениппова сатира и мениппея - это близкие, но самостоятельные жанры, имеющие общую карнавальную природу.
Рассмотрим, как на основании приведённых жанровых черт определяется жанровая принадлежность «Сатирикона» Петрония и «Метаморфоз» Апулея: следует ли их отнести к менипповой сатире или к мениппее.
Анализируя дошедший до нас текст «Сатирикона» (141 глава), во-первых, отмечаем, что это сатирическое произведение. Петроний критикует постановку образования в риторических школах, высмеивает разросшийся дилетантизм в поэзии, нравы в среде вольноотпущенников. Многостильность произведению придают: 1) пародии на греческий любовный роман (любовный треугольник Энколпий - Гитон - Аскилт), рассказ о матроне из Эфеса - реминисценция на историю Дидоны из «Энеиды», «Песнь о гражданской войне» пародирует «Фарсалии» Лукана; 2) вставные жанры: новелла об уступчивом мальчике, рассказ о матроне из Эфеса, стихотворная «Песнь о гражданской войне», любовные записки (переписка Киркеи и Полиэна), сказки и анекдоты (их на пире у Трихалхиона рассказывают гости); 3) речь героев изобилует пословицами и поговорками, яркими сравнениями и метафорами («рыба по суху не ходит», «где дело пошатнулось, там друзья - за дверь», «глоток горячего вина - лучшая шуба»); 4) повествование ведётся прозой, но вперемешку со стихами: один из героев - Энколпий - постоянно вводит в свою речь стихи собственного сочинения.
Стихия карнавала воссоздана в эпизоде пира Трихалхиона: вспомним беседы на пикантные темы, связанные с производительными силами человека, диковинные блюда, вынос которых сопровождается прибаутками рабов и театрализованными представлениями, вовлекающими в себя всех присутствующих. Карнавальная стихия наиболее ярко проявляет себя в этом эпизоде: большое место занимает описание обжорства, знаменательно переходящего в похороны (метафоры «еды» и «смерти» выражаются в виде прожорливости и мнимой гибели).
Совсем другое направление получает сатира у Апулея в его «Метаморфозах». Главный герой - Луций - в обличии осла видит всю изнанку жизни: грабежи и нравы воров-убийц, разнузданность старых и молодых развратников и прелюбодеев, повадки плутов всех сортов. Апулей в своё повествование вводит фантастический
рассказ Аристомена о колдунье-кабатчице. Он наполнен карнавальной символикой (кровь и экскременты как метафоры жизни и смерти), содержит сказку об Амуре и Психее, связанную с романом темой страдания и нравственного очищения, даёт пример языческой молитвы (обращение Луция к богине Исиде). Все эти вставные элементы разбивают стилистическое единство романа. Наблюдение за жизнью людей в римской провинции ведётся от лица чудом превращенного в осла молодого человека, богатого и образованного, но крайне сластолюбивого. Опасности, которым подвергается Луций, размышления над поведением людей, руководимых корыстолюбием, развратом, завистью чаще, чем благодарностью и любовью, заставляют героя пережить не только физическое превращение. Апулей через испытания приводит своего героя к осознанию существования другой жизни, наполненной духовным смыслом. Луций обращается к религии. После возвращения ему человеческого облика герой получает во сне серию откровений лунного божества, которое отныне стало руководить его жизнью. Луций во время посвящений побывал за порогом смерти, видел подземные и небесные божества. В последней главе появляется мистико-религиозная символика: розы и систр -атрибуты Изиды, пальмовая ветвь как эмблема магии, веялка - чистоты, священные числа 3 (столько раз Луций проходит обряд посвящения и в нем три ступени: преисподняя, небеса, земля) и 7 (количество молитвенных омовений), вещие сны.
Выводы. Таким образом, если произведение Петрония можно отнести к менипповой сатире, имея в виду черты сатирико-бытового, авантюрного и приапического повествования, то «Метаморфозы» Апулея, содержащие и сатирический, и фантастический, и авантюрный, и мистико-религиозный элементы, по своей жанровой структуре сложнее «Сатирикона». Следовательно, «Золотой осёл» может восприниматься как первое произведение, созданное в жанре мениппеи. Черты сходства (сатира, авантюрная и эротическая линии, использование карнавальной символики) обоих произведений свидетельствуют о том, что мениппея трансформировалась из менипповой сатиры, получив более усложненную форму. Вопрос в том, состоялась ли мениппея как отдельный жанр, разрешит анализ развития этой жанровой формы в последующие литературные эпохи.
Список литературы
1. Апулей. Золотой осёл / Апулей. - Новосибирск: Кн.изд-во, 1989. - 397 с.
2. Барков А. Мениппея: особый род литературы [Электронный ресурс] / А. Барков. - Режим доступа: http://literarytheory.narod.ru/menippea.htm
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Советский писатель, 1963. -364 с.
4. Гаспаров М.Л. История литературы как творчество и исследование: случай Бахтина [Электронный ресурс] / М.Л. Гаспаров. - Режим доступа: http://vestnik.rsuh.ru/article.html?id=54924
5. Иванов А.И. Сатана там правит бал... / А.И. Иванова // Слово, 2007 - №4. - С. 16.
6. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
7. Петроний А. Сатирикон / А. Петроний. - М.: СП «Вся Москва», 1990. - 235 с.
Шугаева В.Г. До питання про генезу жанра меншпе!' // Учение затсш Таврiчeского национального утверстеша м. В.1. Вернадского. Серiя «Фiлологiя. Сощальш комуткаци». - 2011. - Т.24 (63). -№2. Часшина 2. - С.534-538.
Стаття присвячена дослгдженню бахтинськог концепци жанру ментпег, яка генешично пов'язана з античною ментповою сатирою. Розглядаюшься ознаки обох жанр1в за допомогою зктавного аналгзу «Сатирикону» Петротя та «Метаморфоз» Апулея.
Ключовi слова: лтературний жанр, ментпея, М.М. Бахтт, карнавалгзацгя, фшософський унгверсалгзм.
Shugajeva V. G. On the question to genesis of genre the menippea // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communicatios». - 2011. - V.24 (63). - №2. Part 2. - P. 534-538.
The article is about Bakhtin's concept of such kind of genre like the menippea, which is based on the ancient Menippean satire. During the analyzing of «Satyricon» by Petronius and «Metamorphoses» by Apulej this research represents all features of both genres.
Key words: literary genre, menippea, Menippean satire, M.M.Bakhtin, carnivalesation, philosophy universalism.
Поступила в редакцию 06.04.2011 г.