Научная статья на тему 'К вопросу о генезисе спортивного стиля в моде'

К вопросу о генезисе спортивного стиля в моде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1428
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ СТИЛЬ / СПОРТИВНАЯ МОДА / ПОЛИСТИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Елинер Л. В.

В статье определен аппарат научного исследования спортивной моды, ее структура и основные элементы. Сделан вывод о том, что спортивный стиль был следствием развития полисти-лизма, характерного в целом для многих сфер художественной культуры последней четверти XX в. Факторами его упрочения стали изменение культуры, совершенствование технологических процессов и специфичная "барочность" художественного сознания конца XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of the sport style in fashion

In this article we defined the device of scientific research of sport fashion, its structure and major constituents. We make a conclusion that sport style was the consequence of the development of polystyle which was generally characteristic of many spheres of artistic culture in the late 20th century. The changes in culture, perfections of technological processes and other factors have become the aspects of sport style strengthening.

Текст научной работы на тему «К вопросу о генезисе спортивного стиля в моде»

Л. В. Елинер

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ В МОДЕ

Работа представлена кафедрой дизайна моды Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. П. Штиглица..

Научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент Д. И. Немчинова

В статье определен аппарат научного исследования спортивной моды, ее структура и основные элементы. Сделан вывод о том, что спортивный стиль был следствием развития полисти-лизма, характерного в целом для многих сфер художественной культуры последней четверти XX в. Факторами его упрочения стали изменение культуры, совершенствование технологических процессов и специфичная «барочность» художественного сознания конца XX в.

In this article we defined the device of scientific research of sport fashion, its structure and major constituents. We make a conclusion that sport style was the consequence of the development of polystyle which was generally characteristic of many spheres of artistic culture in the late 20th century. The changes in culture, perfections of technological processes and other factors have become the aspects of sport style strengthening.

С переходом к постиндустриальному, постмодернистскому обществу в конце XX в. социальная структура общества становится мозаичной, а культура - многогранной, появляются новые стили и направления, тенденции к полистилизму. Так, если в эпоху модерна одновременное параллельное существование в моде нескольких стилей было крайне затруднено, то в эпоху постмодернизма это является реальностью.

Понятие «спорт» возникло от латинского слова «диспортаре», что означает развлечение. Посредством различных лингвистических модификаций на протяжении нескольких веков в английском языке возникло слово sport. Затем оно широко распространилось во всем мире как обозначение особой субкультуры. Согласно определению одного ведущих исследователей культуры спорта В. С. Якимовича, последний «представляет собой игровую деятельность и подготовку к ней, выявляющие предельные возможности человека и направленные в конечном счете на достижение им социальной значимости в обществе посредством разнообразных соревнова-

ний»1. Это определение, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Социальная значимость занятий спортом различна в разных национальных культурах. Многие из этих культур до сих пор подчиняются специфическим и исторически обусловленным традициям и архаическим регламентам. Понятие «спорт» нами рассматривается как игровой и соревновательный процесс, посредством которого происходит сравнение достоинств спортсменов, их качеств и характеристик с целью выявления наиболее оптимальных методик достижения высоких спортивных результатов, удовлетворения досуговых потребностей и развития социально-психологической культуры общества.

Спорт обычно считается одной из составных частей культуры социальной организации и регуляции. Вся человеческая культура подразделяется на различные субкультуры, в их числе политическая, религиозная, молодежная, женская, городская, художественная и т. д. Каждая из субкультур обладает собственным кодом развития, своими правилами, традициями, механизмами трансформации. Культурой социаль-

1 19

ной организации и регуляции охватывается вся совокупность правовых, экономичес-ки-хозяйственных и спортивно-рекреационных практик, в которых человек реализует свои права, ценностные ориентации, социальные цели.

Говоря о значении спорта в социокультурном пространстве, А. М. Кулаков отмечает такие его составляющие, как «спортивное соперничество, соревнование (или в более общем виде - соревновательность как одна из сущностных характеристик спорта); как спортивный результат (его достижение, статус, обладание этим результатом; как спортивное зрелище (со всеми компонентами и атрибутами - пространственновременными, субъект-объективными отношениями и др.); как спортивный стиль и имидж (телесно-физические характеристи-ки, одежда, внешность в обобщенном смысле, манеры и пр.)»2. Зарождение первой спортивной одежды относится к концу

XIX в., когда она соответствовала стилю обычного повседневного гардероба.

Использование спорта в мире моде создает, как отмечал В. И. Столяров «особый, подчеркнуто спортивный стиль одежды, влияет на способы проведения досуга, определяет поведение, интересы, духовные потребности, формирует образ жизни целых социальных и демографических групп населения»3.

Стиль жизни, который возник под влиянием спорта в начале XX в., постоянно видоизменяет моду. Между спортивной модой и городской повседневной одеждой устанавливаются новые, иногда совершенно неожиданные связи. Этот процесс развивался постепенно в течение всего прошлого века. В то же время начиная с 20-х гг.

XX в. мир моды оказывает влияние на мир спорта. Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует простой, комфортной одежды, а спортивная одежда как нельзя лучше отвечает требованиям активного образа жизни. Ее линии удачно подчеркивают свободу и тот стиль непринужденности, кото-

рый ныне является наиболее престижным для многих людей.

«Единственная революция - это спорт», - подчеркивал Armand Lanoux в 1925 г., когда ярко проявились симптомы массового увлечения спортом. Именно в это время началось строительство стадионов, возникали новые виды спорта. В 1924 г. С. Дягилев и Ж. Кокто ставят на сцене хореографическую оперу «Голубой поезд», в которой танцуют настоящие спортсмены и спортсменки в спортивных костюмах от Chanel. Свитера становятся элементом не только дневного, но и вечернего гардероба, а спортивная одежда и купальники используются и людьми, далекими от спорта. Еще в 20-е гг. XX в. модельер Пату (Patou) решает работать сразу же в этом направлении. Он считал, что спортивная одежда и купальники должны стать непременной принадлежностью городского гардероба. Средством для этого становится открытие магазина одежды под названием «Спортивный уголок». Следует заметить, что Пату предпочитал не полагаться на собственные представления о спорте, предпочитая скорее выслушивать советы ряда известных в то время спортсменов. Предложенные им решения оказались весьма плодотворными, если учитывать тенденции, присущие спортивной моде в последующие десятилетия. Собственно, он предложил два уровня спортивной одежды. Один из них был предназначен для спортсменов-профессио-налов, а второй можно было назвать поли -вариантным - он вполне годился для проведения великосветского досуга. Пытаясь придать привлекательность «полиспортив-ной» одежде, он стремился разнообразить цветовую гамму, отдавая предпочтение ярким цветам. Таким образом, уже в начале века можно говорить о появлении спортивного стиля в одежде.

Описание моды невозможно без хотя бы краткого рассмотрения ее морфологии. Морфология моды изучает различные формы и схемы отдельных артефактов либо их

сочетаний, а также механизмы их формообразования, причем функционирование данных артефактов рассматривается синхронно и диахронно. Основные методы ее изучения - структурно-функциональный, семантический и генетический. Под генетическим методом мы рассматриваем возникновение и упрочение форм моды, генезис модных образцов от простых к более сложным, под семантическим - изучение значений и понятий моды, под структурно-функциональным - изучение взаимосвязей между отдельными структурами и элементами моды.

Попробуем дать определение нескольких основных понятий, связанных с областью спортивной моды.

Спортивная одежда - вид одежды, который предназначен для занятий спортом, проведения досуга, а также развлекательных мероприятий и учитывает связанные с этим сезонные, половозрастные, экстремальные, эстетические и иные особенности. Вместе с тем, поскольку она является частью одежды как таковой, ей присущи свойственные одежде в целом типические характеристики - удобство ношения, современность дизайна, красота линий, композиционная целостность и стилевое единство.

Спортивная мода - один из распространенных с 1920-1930-х гг. элементов трансляции социальных знаний и кодов поведения в сфере спорта, досуга и экстремальных видах развлечений, в котором посредством выбора образцов одежды отра-жены традиции и ценностные устремления, свойственные тем или иным общественным группам. Мода является своеобразным регулятором поведения людей, ускоряющим их социализацию и инкультурацию, диктующим выбор средств взаимодействия в различных сферах жизни.

Артефакты спортивной моды эпохи -интерпретативное воплощение форм моды в конкретном материальном продукте -спортивной одежде, представляющей мате-

риализованный результат интеллектуальных, образных и эстетических исканий дизайнера одежды. Артефакт не всегда явля-ется абсолютно тождественным воплоща-емому им замыслу творца, а воспроизводит ее вариативно.

В силу универсалистских тенденций, характеризующих развитие моды, мы можем часто наблюдать заимствование элементов спортивной моды в других видах моды. Так, одежда для занятий конным спортом в значительной мере повлияла на создание силуэта современного брючного костюма, формируя новый стиль того, что в прошлые десятилетия называлось костюмом для светской прогулки.

Детали куртки для занятий горнолыжным спортом (эластичный манжет, препятствующий попаданию снега в рукава, снегозащитная юбка) стали использоваться в повседневной одежде для горожан (пуховики, демисезонные куртки). При этом вместо особо прочных и водоотталкивающих тканей, необходимых для спортивного костюма, применяются их более простые аналоги. Присущие спортивной одежде лайк-ровые нити, способствующие достижению большей эластичности ткани, позднее были применены при создании женского эластичного белья, женского конфекциона. Ряд элементов моды, особо активно использованных в спортивной одежде, применяется и в других сферах экономической и социальной жизни.

Подведем итоги. Современный спортивный стиль в моде возник не сразу, а явился следствием тяготения к полистилизму, характерному в целом для многих сфер художественной культуры последней четверти

XX в. Факторами его упрочения стали изменение культуры, ее ценностных ориентаций, совершенствование технологических процессов производства одежды, а также специфичная «барочность» художественного сознания. Доминантами этого сознания было стремление к смешению стилей, поиски острой и непривычной визуальности,

12 1

игра со светом, эпатаж ассиметричных ли- одежды и отличие нового образца от его

ний, цветовые провокации. При этом утра- прототипа становилось все более впечат-

чивался ряд важных элементов спортивной ляющим.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Якимович В. С. Культура в мире спорта, М., 2006. С. 157.

2 Кулаков А. М. «Символический капитал» спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации: Автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2007. С. 9.

3 Цит. по: СоеинъонД. Мода под влиянием спорта. 1920-1998: от Chanel до Karl Lagerfeld и Gaultier [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.sport-moda.ru/history/view_new.php?id=28,P.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.